Автор: Юрьева Елена Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная коррекционная начальная школа – детский сад № 3"
Населённый пункт: город Нерюнгри, республика Саха Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Совместный игровой проект родителей и детей "Повара – производители вкусного товара"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД
№ 3» ГОРОДА НЕРЮНГРИ
СОВМЕСТНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
«Повара – производители вкусного товара»
Тип проекта: практико-эксперементальный
Срок проекта: краткосрочный
Возраст детей: подготовительная группа 6 – 7 лет
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Автор: Юрьева Елена Семеновна
2015 год
Пояснительная записка.
В последнее время образование чутко реагирует на социальную
ситуацию, появляются новые модели школ, детских садов, вводятся новые
образовательные услуги, контакт педагогов с родителями становится более
тесным и содержательным. Педагоги стремятся соответствовать требованиям
внешней среды и, в свою очередь, активно менять её.
Как показывает практика, родители часто испытывают определенные
трудности.
Чтобы
грамотно
воспитать
ребёнка
в
современных
условиях,
необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех
взрослых,
учет
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
ребенка.
Совместные
мероприятия
с
детьми
помогают
родителям
обогатить
свой
социально-педагогический
опыт
по
воспитанию
своего
ребенка.
Активно
вовлеченные
в
жизнь
детского
сада
родители,
опираясь
на
принципы
с от руд н и ч е с т ва ,
в за и м о п р о н и к н о ве н и я ,
в за и м о п о н и ма н и я
и
взаимоподдержки,
осознанно
включаются
в
единый
процесс
воспитания
ребенка.
Разработанная и апробируемая, в настоящее время, педагогическая
технология проектной деятельности по гармонизации и оптимизации детско-
родительских взаимоотношений в процессе взаимодействия на совместных
игровых
занятиях
в
условиях
специальной
дошкольной
группы
№
4,
помогает
родителям
увидеть
мир
глазами
ребенка.
Работа
в
условиях
реализации проекта помогает родителям почувствовать то, что чувствует
ребенок,
понять,
в
чем
кроется
причина
неудач,
тревожности,
получить
ответы
на
волнующие
вопросы.
Поэтому
возникла
необходимость
в
разработке
практико-ориентированного
проекта
«Повара
–
производители
вкусного
товара».
Проект продолжает
долгосрочный
проект
«Профессия
повар в детском саду», который осуществляется в рамках административного
заказа «Профессии родного города»
Все
организуемые
разнообразные
интерактивные
формы
сотрудничества с родителями в ходе реализации проекта, направлены на
развитие элементарных экономических знаний, формирование предпосылок
зд о р о в о го
о б р а з а
ж и з н и
д е т е й ,
в ы з в ат ь
о б щ и й
и н т е р е с
к
экспериментированию,
повышение
педагогической
культуры
родителей:
сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков.
Современную жизнь можно оценивать по-разному, но то, что она весьма
активна и непредсказуема, согласится каждый. Как сориентироваться ребёнку
в
этой
непростой
жизни?
Как
быть
с
той
экономической
информацией,
которой дети овладевают самостоятельно на житейском, часто искаженном
уровне. Информация о социальной действительности затрагивает не только
ум,
но
и
душу
ребенка,
оказывая
огромное
воздействие
на
его
формирующуюся
личность.
Задача
педагогов
помочь
нынешним
дошкольникам
жить
в
веке
сложных
социальных
и
экономических
отношений.
Это
потребует
от
них
умения
правильно
ориентироваться
в
различных
ситуациях,
самостоятельно,
творчески
действовать,
а
значит
строить
свою
жизнь
более
организованно,
разумно,
интересно,
чем
предыдущие поколения.
Проблема экономического воспитания не нова. Ещё Я. А. Каменский в
свою книгу «Материнская школа» включает «экономические познания», т.е.
доступное детям понимание управления домашним хозяйством. Начинать
необходимо тогда, когда дети узнают своих близких. Уже на четвертом и
пятом году детей следует приучать к бережливости. Дети должны узнавать
суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи,
чтобы не остались слепыми в больших».
Огромную
роль
Я.
А.
Каменский
отводит
труду,
чтобы
дети
с
самого
рождения привыкли «избегать ленивого досуга». Наряду с решением многих
задач,
Я.А.
Каменский
ставит
цель
широкого
ознакомления
детей
с
богатством
окружающего
вещного,
предметного
мира
на
уровне
чувственного
и
действенного
его
познания.
Экономическое
и
трудовое
воспитание
он
видит
только
в
связи
с
нравственным
и
рекомендует
воспитывать с детства мудрость, трудолюбие, умеренность, справедливость,
щедрость.
Вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест и в
педагогической
системе
А.С.
Макаренко.
В
своей
работе
«Семейное
хозяйство» он пишет, что из каждого ребёнка должен вырасти не только
хороший,
честный
человек,
но
и
хороший,
честный
хозяин».
Для
этого
ребёнок
обязательно
должен
приобщаться
к
хозяйственным
делам.
А.С.Макаренко указывает, какими путями можно и необходимо воспитывать
у детей бережливость, заботливость, ответственность: через знакомство с
трудом
родителей,
формирование
знаний
о
том,
откуда
берутся
деньги,
объяснения, что такое работа. Необходимо знакомить ребенка с семейным
бюджетом,
нуждами
семьи,
приучать
разумно
пользоваться
вещами,
не
допускать, чтобы вещи руководили им.
Актуальность. В изменившихся условиях современной общественной
жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо
начинать с дошкольного возраста, – когда дети приобретают первичный опыт
в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник
не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями,
путешествуя
по
этому
новому
и
увлекательному
миру,
он
приобретёт
доступные
ему
знания
и
поймёт,
какое
место
экономика
занимает
в
окружающей
его
действительности,
где
и
когда
каждый
человек
соприкасается с ней.
Опыт
показывает:
многие
предпосылки
будущий
экономической
деятельности
складываются
очень
рано,
и,
если
не
развивать
их
своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей –
небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам.
Приобщение дошкольников к экономической деятельности, одна
наиболее сложных и в то же время важных проблем настоящего времени.
Только человек экономически грамотный способен адекватно оценивать себя,
своё
место
в
обществе
с
точки
зрения
материальных
возможностей.
Современный
ребенок
должен
знать,
что
такое
деньги,
их
ценность,
назначение, должен понимать, что существуют экономические отношения в
обществе и, что он тоже в свое время будет являться субъектом данного вида
отношений. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает
ребенка к реальной жизни, но и формирует деловые качества личности.
Задел
В группе
созданы условия для реализации проекта «Повара –
производители
вкусного
товара».
Он
продолжает
долгосрочный
проект
«Профессия
повар
в
детском
саду»,
который
осуществляется
в
рамках
административного заказа «Профессии родного города»
Новизна проекта. Идея проекта направлена на формирование
экономической
культуры.
В
изученной
литературе
по
теме
проекта
выделяется большой круг деятельности в ДОУ по ознакомлению детей с
профессией повара.
Свежий подход нашего проекта: на базе знаний о
действиях и труде повара
подвести детей к закреплению элементарных
экономических понятий: потребности, производитель, товар, ресурсы и др.
Цели проекта:
расширение
рамок
социализации
воспитанников
с
ОВЗ
через
формирование
у
детей
доступных
экономических
понятий
в
образовательных
ситуациях
общения,
продуктивных
видах
деятельности
(изготовление
печенья,
тортов,
салатов,
как
из
натуральных
продуктов,
так
и
из
заместителей:
соленого
теста,
пластилина, интерактивного песка);
воспитание
с
детских
лет
сознательного
пользователя
всем,
что
предоставляется детям для их счастливого детства;
создание
педагогических
условий
активного
формирования
экономических представлений цепочек:
«Человек – потребности», «Спрос – предложение»
«Труд – продукт – товар»
«Производитель (повар) – ресурсы (продукты) – товар
Способствовать налаживанию эмоционального контакта с родителями;
улучшению
детско-взрослых
отношений
на
основе
осознанного
отношения родителей к организации интересного и здорового образа
жизни ребенка в семье
Задачи:
организация и насыщения видов детской деятельности информацией об
экономических представлениях;
расширять
знания
детей
о
профессиях:
повар,
шеф-повар,
кассир,
администратор зала;
создать развивающую среду для закрепления экономических понятий:
- «Потребности»: люди нуждаются в продуктах питания;
- «Труд»: повар трудится на кухне, готовит разные съедобные припасы,
блюда или виды продукции;
- «Продукт» съедобные припасы становятся товаром
- «Товар» Продукт превращается в товар, когда его начинают продавать
в столовой или магазине;
формировать
умения
пользоваться
средствами
общения
со
сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации.
развивать любознательность, интерес к данной профессии;
воспитывать уважение к труду.
создать
действующую
модель
сотрудничества
с
с емьями
воспитанников,
которая
включает
в
себя
интерактивные
формы
взаимодействия с семьей
Основные направления реализации проекта:
совместная деятельность воспитателя с детьми – беседа, наблюдение за
работой повара, чтение художественной литературы, беседы с детьми,
изготовление
работ
из
пластилина,
соленого
теста,
интерактивного
песка, выполнение аппликаций.
совместная деятельность родителей и детей – совместная работа на
домашней кухне.
непосредственно образовательная деятельность на тему «Профессия
повар».
Предполагаемые итоги реализации программы.
Знание детьми информации о профессии повар.
Понимание детьми значимости данной профессии.
Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся
знаний.
Проявление признательности и уважения к труду взрослых.
Создание единого подхода к формированию основ экономической
культуры воспитателей и родителей
Повышение педагогической компетентности родителей
.
Оценка эффективности проекта: эффективность проекта возможно оценить
по результатам педагогического мониторинга и на основе анкетирования,
отзывов родителей, обобщения и представления опыта работы педагога в
области
формирования
осознанного
отношения
родителей
к
организации
здорового образа жизни ребенка в семье, на педагогическом часе
.
План оснащения проекта.
№
Формы работы
Содержание
1
Создать
развивающую
среду:
пополнить уголок «Кулинария». Внести
атрибуты: фартуки, колпаки, посуду, муляжи
овощей, фруктов.
внести дидактические и настольные игры:
«Профессии»; «У кого что?»; «Собери
картинку из кубиков»; «Кто что делает»;
«Чудесный мешочек».
пополнить библиотечку книгами Б. Заходер
«Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем
быть?»; К. Чуковский «Федорино горе».
оформить альбом «Продукция повара».
2
Организовать
непосредственно
образовательную
деятельность:
Социально – личностное развитие, знакомство
с товаром производимым поваром.
Речевое развитие – рассматривание картины
«Наши потребности и повар»
Продуктивная деятельность (аппликация),
«Укрась тарелочку»; (лепка) Пицца.
3
Совместная
деятельность
воспитателя с
детьми:
экскурсия на кухню – товар повара
беседа о поваре,
рассматривание картин , иллюстраций,
чтение художественной литературы,
дидактические и настольные игры,
сюжетно – ролевые игры: «Готовим борщ»,
«Приглашение в гости», «Готовим компот для
куклы »,
Работа в центре Кулинарии « Салат»,
«Печенье»
разучивание стихотворений о поваре,
беседа о овощах ,
отгадывание загадок о посуде, овощах и
фруктах.
рассказ детей «Как готовит моя мама».
4
Самостоятельная
деятельность
детей:
рассматривание картин, иллюстраций,
раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты»,
«Посуда», «Все работы хороши».
настольные и дидактические игры « Профессии»,
«Овощи – фрукты», «У кого что», «Собери
картинку из кубиков», «Кто что делает?»,
«Чудесный мешочек».
сюжетно – ролевые игры: « готовим борщ»,
«приглашение в гости», «готовим компот кукле»
5
Взаимодействие с
семьёй:
совместное изготовление атрибутов для сюжетно
– ролевой игры «Повар»
пополнить Центра «Кулинария» посудой,
овощами, фруктами;
шитье фартуков;
подборка стихов о профессии повар
участие в мероприятиях группы по теме проекта
представление опыта на заседании семейного
клуба «Сарданга» ОО.