Автор: Запольская Екатерина Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Краснотурьинский колледж искусств"
Населённый пункт: город Краснотурьинск, Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
Раздел: среднее профессиональное
Е.А. Запольская
Педагог-психолог
ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский колледж искусств»
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
Юношеский
возраст,
когда
человек
впервые
непосредственно
вступает в контакт с обществом, и он должен решить, прежде всего,
социальные задачи: приобретение профессии, определенного социального
статуса, создание семьи – это период реального включения во взрослую
жизнь [7]. Поэтому в юности главная задача - это достижение социальной
зрелости, как возможность выполнения социальных обязанностей, а так же
принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на
самого себя.
Для достижения
социальной зрелости молодому
человеку
нужно
разрешить проблему личностного самоопределения — основную задачу
развития
в
юности.
Сократ
не
только
отмечал
важность
проблемы
самоопределения человека в этом мире, но и указал на его предпосылку.
По его мнению, это познание самого себя, без которого самоопределение
становится невозможным [7].
В юношеском возрасте эмоциональные реакции становятся более
устойчивыми и осознанными по сравнению с подростковым возрастом, а
так же происходит дифференцированность эмоциональных состояний и
способов
их
выражения,
повышение
самоконтроля
и
саморегуляции.
Молодые люди начинают задаваться вопросом: Что я представляю из себя
на самом деле? Происходит активный процесс самопознания.
Самопознание – это познание своего «Я» в его специфике, условиях
и характерных способах реакции, в предрасположениях и способностях,
ошибках и слабостях, силах и границах собственного «Я» [4].
Важным
для
юности
является
также
осознание
и
принятие
обязанностей
перед
самим
собой,
т.е.
принятие
ответственности
за
собственную
жизнь.
Ответственность
—
это
осознание
собственных
выборов
как
предпосылок
тех
или
иных
жизненных
событий.
Ответственность предполагает понимание того, что события происходят
потому, что «я выбрал, чтобы они произошли» [8].
Появление
ответственности
за
свою
жизнь
—
необходимая
предпосылка и одновременно возможность принятия ответственности за
другого
человека.
Это
очень
важная
характеристика,
поскольку,
как
отмечал
Э.
Фромм,
умение
принять
ответственность
за
другого
—
необходимая составляющая любви, к которой активно стремятся все люди.
По его мнению, любящий всегда чувствует себя ответственным. Быть
ответственным — это добровольная потребность отвечать и заботиться о
другом на основе достижения собственной независимости и возможности
«стоять на ногах» без посторонней помощи [3].
Важнейшей
особенностью
молодости
является
осуществление
профессионального
самоопределения
как
необходимой
составляющей
личностного развития.
Если
понимать
профессиональное
самоопределение
как
процесс,
протекающий в течение некоторого времени, то условно в нем можно
выделить
два
этапа,
приходящиеся
на
юношеский
возраст:
выбор
профессии и первоначальное профессиональное становление.
Этап выбора профессии начинается с принятия молодым человеком
решения работать по той или иной специальности. Следует отметить, что
выбранная
профессия
далеко
не
всегда
соответствует
получаемому
образованию [8].
Этап
профессионального
становления
можно
также
назвать
исследовательским,
поскольку
идет
активное
экспериментирование
формами (а зачастую и местами) профессиональной деятельности, и через
них
осуществляется
исследование
различных
сторон
своего
«Я»,
углубление самопознания.
И
неспособность
к
профессиональному
самоопределению
—
причина серьезных тревог у многих молодых людей. Так как в нашем
обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют
разные стили жизни, то выбор карьеры превращается в выбор образа
жизни в целом. Чтобы сделать правильный выбор, у молодого человека
должно быть верное понимание себя, а также обоснованная оценка того, в
какой
области
он
мог
бы
наилучшим
образом
построить
свою
профессиональную карьеру.
Именно
в
рамках
обучения
в
образовательном
учреждении
профессионального образования наиболее активно происходит развитие
«Я»
как
профессионала.
Важную
роль
в
этом
процессе
занимает
взаимодействие с педагогами.
Преподаватель занимает в процессе обучения как бы промежуточное
место между учеником и профессией, которой он обучает студентов. И как
писал В.И. Петрушин: «Для своего ученика учитель может стать либо
магическим кристаллом, глядя через который можно увидеть волшебный,
необыкновенно красивый мир, либо увеличительным стеклом, при помощи
которого можно разглядеть предметы, невидимые невооруженным глазом,
либо мутным оконным стеклом, глядя через которое мир может показаться
таким, что ради него не стоит покидать своего жилища».
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что становление и
понимание студента, как профессионала, во многом зависит от личности
педагога.
Особенностью
талантливых
педагогов
является
то,
что
они
умеют
одно
и
то
же
знание
предлагать
учащимся
по-разному
в
зависимости от
уровня их
подготовки,
психологических
особенностей.
Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только
индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные, имея в
виду свои сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является
умение
увидеть
изучаемое
явление
не
только
со
своей
собственной
позиции, но и со стороны студента, понимая, то, что очевидно для него
самого, может быть совершенно непонятно его ученику. Обучая студентов
творческим профессиям таким как: музыкант, живописец, дизайнер, актер
и т.п., необходимо признавать за учеником права на самостоятельность
суждений, на оригинальность воплощений художественного замысла и
поощрение такой самостоятельности, стремиться формировать высокую
самооценку и веру в свои силы. Уверенность в себе, наряду с ощущением
собственной
значимости,
рождает
убежденность
в
своей
правоте
и
смелость в самовыражении. Эта установка и соответствующие ожидания
обеспечивают
им
не
только
более
независимый
статус
в
социальных
отношениях,
но
и
немалый
творческий
потенциал,
способность
к
энергичным и позитивным социальным действиям.
Но,
студенты,
как
правило
«проживают»
во
время
обучения
несколько
«кризисных»
моментов,
которые
вызывают
состояние
психологического напряжения, а иногда и состояние явно выраженного,
что,
безусловно,
отрицательно
влияет
на
эффективность
обучения
студентов. В отсутствие явной психологической помощи они протекают
остро и преодолеваются студентами стихийно, что может приводить к
нежелательным
деформациям
профессиональной
мотивации
и
психологических установок у студентов.
К
сожалению
в
нашей
стране,
не
во
всех
учреждениях
профессионального образования есть ставка психолога, а ведь совершенно
очевидным является целесообразность и важность организации системы
психологического сопровождения студентов в процессе их обучения и
профессионализации.
Таким
образом,
при
сочетании
благоприятных
условий
жизни
и
грамотно построенном образовательном процессе, многие молодые люди
по-новому открывают богатство самих себя. Можно сказать, что в этот
период происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости,
осознание своего
собственного
пути:
личностного, профессионального,
социального, своих стремлений и надежд [6]. Приходит понимание того,
что ты сам строишь свою жизнь, и твое будущее начинается уже «здесь и
сейчас».
Это
и
является
основным
аспектом
социализации
молодого
человека.
Список литературы:
1.
Бернс,
Э.
Развитие
Я-концепции
и
воспитания.
/Э.Бернс
–
М:
Просвещение, 1996, 231-с.
2.
Диянова, З.В. Самосознание личности. /З.В. Диянова, Л.А. Щеголева - М.:
Наука, 2000, 156-с.
3.
Конюхов,
Н.И.
Словарь-справочник
практического
психолога.
[Текст]
/Н.И. Конюхов - Воронеж: ООО «Сфера», 1999, 112-с.
4.
Мардахаев,
Л.В.
Словарь
по
социальной
педагогике.
[Текст]
/Л.В.
Мардахаев – М.: изд.ц. «Академия», 2002, 368-с.
5.
Петрушин, В.И. Музыкальная психология. /В.И. Петрушин – М.: ТОО
«Пассим», 1994, 304-с.
6.
Реан,
А.А.
Психологическая
энциклопедия
«
Психология
человека
от
рождения
до
смерти:
младенчество,
детство,
юность,
взрослость,
старость»
. [Текст] /А.А. Реан – М: Наука, 2002, 334-с.
7.
Салихов, С.Е. Воспитательный компонент в высшем профессиональном
образовании. Вопросы психологии. [Текст] /С.Е. Салихов – СПб: 1997.
№8.
8.
Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.
[Текст] /О.В.Хухлаева — М: Издательский центр «Академия», 2002,
118-с.