Напоминание

"Формирование навыка чтения нот с листа в самостоятельной работе студентов музыкально-педагогического факультета"


Автор: Целковая Юлия Михайловна
Должность: старший преподаватель кафедры теории и методики музыкального образования
Учебное заведение: ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Формирование навыка чтения нот с листа в самостоятельной работе студентов музыкально-педагогического факультета"
Раздел: высшее образование





Назад




ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт

Ю.М. Целковая

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА В

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(методические рекомендации)

Ставрополь, 2018

Содержание

Введение 3

1.

Роль навыка «чтения с листа» в профессиональной деятельности учителя

музыки 5

2.

Особенности работы над развитием навыка чтения нот с листа 8

3.

Примерный план занятия по развитию навыка чтения нот с листа 13

4.

Организация самостоятельной работы студентов в процессе освоения

навыков чтения нот с листа 15

5.

Памятка для преподавателей 20

6.

Памятка для студентов 21

Список литературы 24

Введение

Самостоятельная

работа

студентов

в

ВУЗе

является

важным

видом

учебной и научной деятельности студента и играет значительную роль в

рейтинговой

технологии

обучения.

Государственным

стандартом

предусматривается,

как

правило,

50%

часов

из

общей

трудоемкости

дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с

этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по

объему

и

взаимовлиянию

части

процесса

обучения

и

процесса

самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной

работой студента.

Отметим, что методика организации самостоятельной работы студентов

зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины,

объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы

студентов,

индивидуальных

качеств

студентов

и

условий

учебной

деятельности.

Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние

на

формирование

личности

будущего

специалиста,

она

планируется

студентом

самостоятельно.

Каждый

студент

самостоятельно

определяет

режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным

содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу

по

личному

индивидуальному

плану,

в

зависимости

от

его

подготовки,

времени и других условий.

Начиная работу, не нужно стремиться делать самую тяжелую ее часть,

надо

выбрать

что-нибудь

среднее

по

трудности,

затем

перейти

к

более

трудной работе. И напоследок оставить легкую часть, требующую не столько

больших

интеллектуальных

усилий,

сколько

определенных

моторных

действий.

Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда,

который необходимо не только правильно организовать, но и стимулировать.

При

этом

очень

важно

уметь

поддерживать

устойчивое

внимание

к

изучаемому материалу. Выработка внимания требует значительных волевых

усилий. Именно поэтому, если студент замечает, что он часто отвлекается во

время самостоятельных занятий, ему надо заставить себя сосредоточиться.

Подобную

процедуру

необходимо

проделывать

постоянно,

так

как

это

является

тренировкой

внимания.

Устойчивое

внимание

появляется

тогда,

когда человек относится к делу с интересом.

Отметим, что самостоятельно приобретенные знания являются более

оперативными, они становятся личной собственностью, а также мотивом

поведения, развивают интеллектуальные черты, внимание, наблюдательность,

критичность, умение оценивать.

Для студентов музыкально-педагогического факультета очень большую

роль играют разнообразные формы самостоятельной работы при изучении

таких

дисциплин,

как:

«Класс

основного

музыкального

инструмента»,

«Аккоманемент», «Концертмейстерский класс», так как в рамках данных

дисциплин

приобретаются

умения

и

навыки,

необходимыми

для

профессиональной деятельности учителя музыки.

В

рамках

учебно-методических

рекомендаций

мы

рассмотрим

особенности

самостоятельной

работы

студентов

в

процессе

освоения

навыков чтения нот с листа.

1.

Роль навыка «чтения с листа» в профессиональной деятельности

учителя музыки

Величайшие

музыканты

прошлого

и

современности

придавали

огромное значение чтению нот с листа. В своих воспоминаниях А. Буасье

неоднократно упоминает о настойчивых рекомендациях Ф. Листа в этой

области, а знаменитый афоризм Иосифа Гофмана: «Лучший способ научиться

быстро читать – это как можно больше читать» произносится как напутствие

всем начинающим музыкантам. Действительно, ни один навык не может

быть

приобретен

без

постоянной

тренировки.

С

психологической

точки

зрения

развитый

навык

игры

с

листа

представляет

собой

сложную

высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения,

слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном

участии

внимания,

воли,

памяти,

интуиции

и

творческого

воображения

исполнителя. Навык чтения с листа складывается из нескольких основных

моментов:

1.

Восприятие нотного текста.

ускоренное («графическое») чтение,

структурно-смысловая логика (восприятие по горизонтали и по

вертикали),

метроритмические

и

звуковысотные

(внутренний

слух)

ощущения,

зрительная память, умение видеть нотный текст «вперед».

2.

Воспроизведение нотного текста.

мгновенная двигательная реакция,

ориентировка

рук

и

пальцев

на

клавиатуре

(«слепой

метод»

игры),

аппликатурная

техника

(аппликатурная

ре акция

н а

горизонтальные

(гаммообразные)

и

вертикальные

(интервалы

и

аккорды)

комплексы).

3.

Способность

предвосхищать,

предугадывать

развертывание

музыкального текста.

структура текста (чем проще текст, тем легче предугадать его

продолжение),

музыкально-исполнительский опыт учащегося.

4.

Установка

на

неожиданное,

психическая

и

физическая

готовность

к

внезапным

изменениям

(ритмическим,

фактурным,

регистровым, ладотональным и т.д.) в развитии текста.

5.

Упрощение нотного текста.

Как правило, элементы, составляющие навык чтения с листа развиты

не одинаково, что обусловлено индивидуальными особенностями. Однако

гибкость

и

пластичность

человеческой

психики

обе спеч ивает

функциональной

системе

возможность

саморегуляции,

при

которой

недостаточно развитые элементы компенсируются за счет других.

В настоящее время создано много методик развития навыков чтения с

листа. Кратко остановимся на основных принципах его формирования и

авторах методик развития того или иного навыка.

Графическое

восприятие

нотной

записи

конкретно

и

очень

последовательно изложено в методических рекомендациях Л. М. Баренбойма

и Т. И. Смирновой. Навык структурного зрительно-слухового восприятия

текста одновременно по нескольким параметрам не возникает сам собой, а

требует направленного педагогического воздействия. Исполнению пьесы с

листа обязательно должен предшествовать предварительный анализ: ладовая

и метроритмическая основа произведения, аппликатура, штрихи, динамика,

точные или варьированные повторы, вопросо-ответное соотношение фраз и

т.д.

Чтобы

четко

обозначить

границы

синтаксического

членения,

можно

использовать вспомогательные знаки: запятые, фразировочные лиги и т.д.

Воспитанием

такого

умения

как

ориентировка

рук

и

пальцев

на

клавиатуре

целесообразно

заниматься

заблаговременно,

еще

до

того,

как

студент встречается с нотными обозначениями. Выдающиеся педагоги XVIII

столетия – Ф. Куперен, Ф. Марпург, Ф.-Э. Бах, Д. Тюрк – предлагали приемы,

помогающие выработать свободную, независимо от зрения, осязательную

ориентировку рук. Это разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз

исполнителя

клавиатурой,

игра

выученных

наизусть

пьес

с

закрытыми

глазами

и

в

темноте.

Для

ориентировки

на

клавиатуре

очень

полезны

упражнения В. Кайльмана, аппликатурные упражнения Л. А. Баренбойма и Т.

И. Смирновой.

На

определяющую

роль

предугадывания

в

процессе

игры

с

листа

указывал И. Гофман: «Чтение с листа в значительной степени сводится к

предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение

книг». По мере расширения исполнительского опыта, приобретения навыков

импровизации, подбора по слуху, в сознании ребенка накапливается сумма

встречающихся элементов музыкальной речи (типы мелодического движения,

ладовые структуры, наиболее часто встречающиеся ритмические обороты,

принципы связи аккордов между собой, типы фактур, жанр). На основе

многократного повторения сходных явлений мозг отмечает и обобщает их

типичные связи и отношения.

В

эмоционально-волевых

моментах

процесса

чтения

с

листа

приобретают

особое

значение

подвижность

и

сила

нервных

процессов

исполнителя.

Навык

чтения

с

листа

упрощённого

нотного

текста

можно

воспитывать.

Для

это,

прежде

всего,

необходимо

развить

чувство

дифференцированного подхода к нотному тексту.Студент должен выделить

в нем главное и второстепенное. В выработке этого навыка большую пользу

оказывает

систематически

проводимый

анализ

фактуры

произведений.

Студент должен уметь определять в нотном тексте мелодию, подголоски,

аккомпанемент и его составные элементы – сначала в сочинениях, которые он

играет,

затем

(без

игры)

по

одному

только

нотному

рисунку

в

пьесах,

аналогичных тем, что входят в его репертуар. Далее студенту предлагается

исполнить

тот

или

иной

элемент

фактуры.

Для

такой

работы

берется

произведение со сложной фактурой и исполняется, например, мелодия в

требуемом характере, с указанной артикуляцией. Рабочий принцип здесь

таков: чем проще задача в одном отношении, тем она вправе быть сложнее в

других

отношениях.

Например,

при

сложном

ритмическом

рисунке

-

спокойный темп, при сложной фактуре - пьесы с простым ритмом и т.п.

Существует несколько типов упрощения: игра крайних голосов с пропуском

средних, исполнение в партии левой руки одних первых долей такта, минуя

все

остальные,

соединение

звуков

«альбертиевых»

басах)

в

единый

аккорд).

2. Особенности работы над развитием навыка чтения нот с листа

Умение

студента

самостоятельно

и

грамотно

разбираться

в

нотном

тексте значительно активизирует процесс работы и создает необходимые

условия

для

расширения

его

музыкального

кругозора.

В

работе

над

развитием навыков чтения нот с листа педагог может с учетом методических

рекомендаций, изложенных в пособии по чтению с листа Ф. Брянской, Л.

Ефимовой, С. Ляховицкой, учебного пособия для вузов «Игра по слуху,

чтение нот с листа и транспонирование» Г.И. Шахова.

Навык чтения нот с листа вообще считается достаточно сложным, и не

каждый даже профессиональный пианист владеет им на хорошем уровне.

Всеми

признается

важность

умения

читать

ноты

с

листа,

однако

после

окончания

музыкально-педагогического

института

выпускники

нередко

затрудняются в этом, долгое разучивание мало привлекает, и игровые навыки

постепенно

теряются.

Овладение

этим

навыком

дает

возможность

выпускникам продолжить традиции самодеятельного музицирования, стать

людьми, которые в дальнейшем смогут создать атмосферу любви к искусству

в среде сверстников, в семье.

Когда студент способен понятно и грамотно сыграть

«с листа»

легкую пьесу, это результат того, что уже сформировался целый комплекс,

куда входят не только узко фортепианные навыки, но и развитое музыкальное

мышление, внутреннее представление, умение «окинуть общим взглядом»

произведение,

заметить

подробности

указателей

в

тексте,

ощущение

внутреннего чувства движения – пульсации, двигательная ловкость, быстрота

реакции, способность к осознанию проявляющейся музыкальной ткани и

ожидаемой

впереди,

оценочное

отношение

к

звучанию,

схватывание

характера

пьесы,

способность

к

волевому

усилию,

личная

активность

и

заинтересованность, умение довести до логического завершения, осознание

результата.

У

кого-то

многое

появляется,

что

называется,

спонтанно,

по

прошествии некоторого периода обучения, это более способные учащиеся.

Однако, в основном, студентам трудно читать, непривычно, даже «разобрать»

произведение по нотам, им хочется под присмотром преподавателя, а потом

происходит долгое разучивание материала.

Воспитание

навыков

чтения

с

листа

настолько

востребовано,

необходимо,

что,

думается,

следует

систематически

работать

в

этом

направлении с самого начала обучения, включая соответствующие задания

на уроках по основному музыкальному инструменту. Важным здесь является

личностно-эмоциональное

отношение

самого

преподавателя,

его

ясное

представление

о

том,

какие

направления

входят

в

многогранный

навык

«чтение нот с листа» и способность на

каждом этапе развития студента

планомерно ставить конкретные задачи и осуществлять их.

При

овладении

навыком

чтения

с

листа

требуется

определенная

автоматизация перевода знаковых символов-нот в движения рук. Овладение

навыками чтения с листа связано с развитием не только внутреннего слуха,

образного

представления,

но

и

музыкального

сознания,

мыслительных

аналитических

способностей,

также

необходимо

накопление

возможно

большего музыкального опыта, начиная от самых простых мелодий (в том

числе

очень

легких

переложений),

до

более

сложных,

для

того,

чтобы

прочувствовать образный строй музыки различных стилей.

Следует наметить основные направления формирования навыка:

необходимо формировать умение осуществлять предварительный анализ

глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с

преподавателем,

а

со

временем

этот

анализ

делается

учеником

самостоятельно для осознания и охвата «целого»;

учить

определять

жанр

и

характер

произведения

по

формулам

сопровождения;

понимать образное содержание произведения;

уметь

узнавать

в

тексте

и

осознавать

внутренне

собственным

«предслышанием» изученные ритмические формулы, ясно представляя,

какому жанру они могут принадлежать;

обладать

ощущением

единой

ритмической

пульсации,

мышлением

с

опорой на сильные доли, устремляя все внимание на непрерывность

читаемого текста;

чтобы читать с листа музыкальный текст, студент должен уметь быстро

группировать ноты, объединять их по смыслу;

способность осознавать подобные (похожие) интонации – восходящее

движение, нисходящее, арпеджированное, опевание звука и др.

для того

чтобы грамотно играть с

листа, необходимо практическое

знание аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов, так как видя

квинты, секстаккорды, гармонические фигурации и вовремя «узнавая»

их,

студент

приучается

брать

их

определенной

стандартной

аппликатурой;

студент должен быть знаком технически

с несколькими несложными

типами фортепианной фактуры и узнавать их в произведениях;

фигурационные фактурные изложения необходимо научить представлять

более крупно, как бы «собирая» в аккорды и превращая в аккордовую

последовательность, чтобы конкретно понимать динамику развития;

внимательно

следить

за

движением

басовых

голосов,

осознавая

гармонические краски;

проявлять активность реакции, быстроту и ловкость движений;

стараться ориентироваться в клавиатуре, не отвлекаясь от нотной записи

текста;

осознавать фразировку, музыкальные предложения, период, различать

структуру в простых музыкальных формах;

осознавать сходство и различие мотивов, фраз, тождественность;

понимать художественный образ произведения, динамические контрасты

и выделять главное;

увеличивать объем внимания студента и развивать память.

Умение читать и понимать музыку через музыкальные ноты-символы

можно сопоставить с умением читать буквы и понимать текст. Способность

читать нотный текст не по одной ноте, или вертикальному комплексу, но

объединенно, более крупно, осмысленно подобна тому, как после чтения

«по слогам» ребенок переходит к чтению словами и предложениями.

Думается, что процесс изучения нотной грамоты, период постановки

игрового аппарата, необходимо связать с развитием и прочным закреплением

навыка чтения нот. Исходя из опыта работы, именно в этот период возникает

разница между учащимися в осознании нотной записи, способности перевода

нот в движения.

Переходя к собственно чтению - игре на инструменте, на первых

порах

рекомендуется

использовать

«комбинированные»

способы,

когда

преподаватель может вдвоем со студентом «прочитать» ритм, нотный текст

(студент - текст правой руки, преподаватель – левой и наоборот), или ритм +

мелодия, или текст в левой руке + ритм правой, или просто разделить пьесу

между рукой студента и другой рукой преподавателя и исполнять наподобие

ансамбля. Но здесь задачей является не исполнение в ансамбле разученного

произведения,

работа

над

деталями,

но

стремление

к

непрерывному

звучанию

нового

незнакомого

текста

с

заглядыванием

вперед

и

по

возможности осознанием структуры.

Приступая непосредственно к игре, следует учить студента смотреть

и слышать вперед на один-два шага, затем – желательно на целый такт, с тем,

чтобы внутреннее музыкальное представление-«предслышание»

нотного

текста, мысленное предвосхищение всегда было впереди реального звучания,

как бы внутренним слухом следить за развитием.

С самого начала студентов необходимо также учить осознанному

анализу

фрагментов:

мотивы,

фразы

складываются

в

музыкальные

предложения, периоды, и часто бывает, что потом этот мотив повторяется, но,

уже в другой тональности, и если понять, что мотив тот же, его легко узнать.

Такое

восприятие

сразу

же

активизирует

музыкальное

мышление

и

музыкальную

память

и

дает

этим

импульс

творческому

воображению

студента.

Создаются

слуховые

представления,

внутреннее

мысленное

«слышание»

музыкальных

последовательностей,

в

сознании

студента

происходит превращение нотных знаков в музыку.

Периодически следует проверять степень быстроты осознания-

определения

нот,

например,

определять

наибольшее

количество

верно

прочитанных

печатных

знаков-нот

за

единицу

времени.

Возможно,

определяя

периодичность

текущей

проверки

как

один

раз

в

месяц,

фиксировать результат. В дальнейшем, изучая формулы позиций, аккордов,

ритмических рисунков, именно эти конкретные умения и надо проверять как

способность быстроты чтения количества печатных знаков в произведении,

но за единицу времени следует брать 60секунд.

Все вышеизложенное возможно систематически включать в занятия по

дичциплине

«Класс

основного

музыкального

инструмента»

уделяя

этому

небольшую

часть

времени,

а

также

и

в

самостоятельной

работе.

Для

самостоятельной работы преподаватель составляет предварительный план

изучения музыкального материала. В нем отражается объем материала и

конкретные

задачи

по

типам

элементов:

к

примеру,

на

овладение

определенными ритмическими формулами, видами фактурного изложения,

регистрами, формами аккомпанемента, тональностями, применение штрихов,

определение динамического плана, осознание фразировки, строения, формы,

особенностей жанра, образного содержания.

Целесообразно использовать метод подбора нескольких однотипных

заданий, возможно в одной тональности, с тем, чтобы закрепить типичные

представления в памяти ученика, создать багаж из клише-формул, используя

узнавание

и

закрепление

разновидностей

ритма,

мелодиче ских

последовательностей, типов фактурного изложения, видов аккомпанемента и

других

элементов.

Тогда

при

взгляде

на

нотную

запись

возникает

«узнавание», легкость восприятия.

Для

чтения

поначалу

следует

подбирать

произведения

с

развертывающимися во времени мелодическими линиями, с использованием

минимума

штрихов,

сосредоточиваясь

на

одном-двух

спо собах

прикосновения,

концентрируя

внимание

на

воспитании

волевых

усилий,

выдержки, непрерывности движения, способности довести до конца.

3.

Примерный план занятия по развитию навыка чтения нот с листа

1.

Проверка и оценка самостоятельной работы студента.

2.

Формулирование новой задачи, значение приведенного сведения или

навыка.

3.

Самостоятельный

план

действий

студента,

направленный

на

реализацию поставленной задачи.

4.

Корректировка преподавателя.

5.

Реализация исполнения студента под контролем преподавателя.

Предполагается, что произведение проигрывается не более 2 (реже 3)

раз, вполне понятно студенту и посильно в исполнении как технически, так и

художественно.

Преподаватель прививает студенту умение окинуть взглядом «целое»,

понять, предварительно продумать и обсудить заранее ряд действий, при

которых определяются:

тональность произведения;

размер;

ритмический рисунок;

особенности мелодической линии;

тип фактурного изложения;

регистр;

формообразующие элементы (фразы, предложения, репризы и т.п.)

анализ сходства и различия отдельных элементов;

использование штрихов;

темп;

динамический план;

действия

рук

(аппликатура,

активность

пальцев,

одновременность,

поочередность действий, перенос рук в другой регистр и т. д.);

определение главной кульминации;

определение характера и жанра музыкального произведения;

предполагаемое образное содержание;

проведение аналогий по типу задач уже пройденных произведений;

выявление новых элементов.

Педализация.

После

исполнения

следует

произвести

повторно

обзорный

анализ

прочитанного текста и собственного исполнения, сделать выводы о том, что

из ожидаемого реализовано, что не удалось и по каким причинам, заметил ли

студент при предварительном просмотре указатели в тексте, совпадает ли

характер

предварительных

устных

представлений

о

произведении

с

тем,

какое сложилось после реального звучания.

Предлагаются два уровня прохождения материала: под руководством

преподавателя более трудные, с освоением новых конкретных элементов, для

самостоятельной

работы

облегченные,

использующие

типы

и

виды

аудиторных заданий. Чем более ясно и четко для студента сформулированы

методические

задания,

тем

активнее

становится

слуходвигательный

самоконтроль.

Преподавателю всегда следует поддерживать творческую

активность,

уверенность

в

способности

достижения

результата,

интерес

студента к познанию нового, подбирать интересный репертуар.

Только

при

активизации

сознательного

отношения

студента

к

изучаемому материалу развиваются быстрота реакции, цепкость внимания,

пианистические навыки, способность осознавать смысловые связи

между

музыкальными созвучиями.

Достижения каждого студента могут быть разными, и, при контрольной

проверке следует сосредоточиться на его собственной линии продвижения,

сравнивая студента с «ним самим» на предыдущем прослушивании, отмечая

достижения, недостатки, определяя последующие задачи. Проверку навыков

целесообразно проводить не как общее умение читать текст, но именно

направленную

на

подведение

итога

по

заявленным

в

плане

конкретным

задачам, формулам. При этом критериями являются:

а) непрерывность чтения;

б) степень быстроты осознания текста и соответственно реакции-

отклика рукой;

в) проникновение в художественный образ произведения;

г) грамотность и точность прочтения текста.

Предлагается регулярно проводить среди студентов «соревнования» по

музицированию как на «качество» чтения незнакомых произведений с листа,

так и на объем прочитанного материала.

4.

Организация самостоятельной работы студентов в процессе

освоения навыков чтения нот с листа

Самое главное, что должен определить для себя студент, приступая к

самостоятельной работе по освоению навыков чтения нот с листа – это

понимание того, что выработка навыка чтения с листа является предметом

серьезного и упорного труда. Умение чтения с листа нот приходит путем

целенаправленных и продуманных тренировок, здесь не должно быть места

ссылкам на «прирожденную» способность студента.

Освоение техники чтения с листа состоит в том, чтобы выработался

механизм перехода от знакового символа к звучащему. Этот процесс - сложен.

Сначала – это зрительное восприятие, затем - звуковое представление и,

наконец, двигательный импульс. При чтении с листа в сознании происходят

два процесса: превращение нотых символов, воспринимаемых зрительно в

звуковые

образы,

то

е сть

в

ритмы,

мелодии,

г а рм о н и ч е с к и е

последовательности.

Одновременно

с

этим

происходит

и

второй

процесс:

превращение

звуковых

образов

в

движения,

способные

их

произвести

в

реальном

звучании.

Самым

сложным

моментом

в

обучении

игре

с

листа

на

инструменте является процесс звукомоторной связи. Студент должен суметь

воплотить в движениях рук зрительно-слуховые представления. Поэтому с

первых

уроков

нужно

добиваться,

чтобы

у

студента

выработалось

представление

о

связи

мелодического

комплекса

с

соответствующим

движением.

Далее

мы

предлагаем

комплекс

упражнений,

который,

по

нашему

мнению, может существенно помочь студенту в самостоятельной работе при

освоении навыка чтения нот с листа.

Упражнения на развитие двигательной реакции

Двигательная реакция на ритмический рисунок развивается с помощью

упражнений, состоящих в воспроизведении остинатных ритмических фигур

по нотной записи. Ориентировка рук без помощи зрения облегчается тем, что

исполняемые по нотам пьесы выдержаны в одной позиции.

Первое

задание - выработка навыка в исполнении и умении бегло

прочитать наиболее часто встречающиеся в первоначальной фортепианной

литературе элементы мелодии в движении вверх и вниз. Этому способствует

игра «Бус»- звуков, идущих последовательно. Задача студента, не глядя на

клавиатуру, воспроизвести правильные звуковые последования. Затем можно

вводить «Бусы», где мелодия располагается скачками. Позже вводится игра

«Двойных бус»- то есть игра двойными нотами, а чуть позже игра трезвучий

(«Снеговиков»).

Для развития навыка чтения с листа не глядя на клавиатуру, можно

применять

«слепой

метод».

Руки

при

этом

находят

нужные

клавиши

наощупь.

На

первоначальном

этапе

знакомства

с

клавиатурой

ученик

с

закрытыми глазами должен научиться определять группы из 2-х и 3-х черных

клавиш.

Прорабатывать различные интервалы, аккорды, играть обеими руками в

симметричном зеркальном движении.

Упражнение на освоение навыка позиционных смен

Навык позиционных смен осваивается также при помощи игры гамм,

арпеджио,

вырабатывается

при

игре

этюдов.

Умение

бегло

прочитать

элементы движения мелодии вверх и вниз. Например «Этюд №1» Черни.

Навык позиционных смен осваивается также

на материале этюдов.

Смена

позиций

происходит,

благодаря

секвенционному

движению.

Например «Этюд» Черни №5.

Важно

воспитать

навыки

быстрого

зрительно-слухового

сигнала

опознания интервала или аккорда по графическому рисунку. Начиная играть

«Бусы»- студент запоминает графическое изображение движения мелодии

вверх, или вниз, расположение нот.

Две ноты подряд на линейках, или две ноты подряд расположены

между линеек – значит следует играть через клавишу. Расположение нот –

линейка, между линеек - значит следует играть ноты подряд.

Упражнение на освоение аппликатурной техники

Еще

одно

важное

условие,

определяющее

быстроту

и

точность

двигательной реакции на нотную картинку - аппликатурная техника. То есть –

доведение

до

автоматизма

умения

выбрать

аппликатурный

вариант,

наилучший в данной игровой ситуации. С первых занятий следует просить

студента выбирать логичную и правильную аппликатуру и самому подписать

над нотами - это даст лучшее запоминание и усвоение материала. Поэтому

типичная аппликатура основных фортепианных форм должна быть прочно

усвоена

на занятиях, чтобы встретив ту или иную техническую фигуру в

произведении, пальцы сами собой занимали нужную позицию.

Зная свойство начертания нот (на линейке и между линеек) - можно

запомнить графическое изображение интервалов. Ведь каждый из них может

быть

начертан

строго

определенным

образом.

Интервалы,

включающие

четное число ступеней (2,4,6,8,10) состоят из нот разного начертания, одна из

них находится на линейке, другая – нет.

Интервалы, включающие нечетное число ступеней (1,3,5,7,9) состоят

из однотипных нот (обе перечеркнуты или не перечеркнуты линейкой.

Это свойство сохраняется в любом случае, вне зависимости от того в

каком ключе записаны ноты. Что же касается тоновой величины интервала,

то при чтении нот она просто не должна интересовать: она неизменно будет

правильной, если читающий хорошо знает тональность.

Можно

также

аппликатурную

реакцию

на

интервалы

и

аккорды

отрабатывать при помощи карточек. Нужно предложить ученику выбрать

верхнюю или нижнюю ноту в интервале и по ней следить за движением:

Упражнение на развитие навыка упрощения нотного текста

Еще

один

важный

навык,

необходимый

читающему

с

листа

-

это

умение упрощать нотный текст. Студент должен уметь определять в нотном

тексте мелодию, подголоски, аккомпанемент, сначала в пьесах, которые он

играет, затем в аналогичных пьесах при чтении с листа.

1) Один тип упрощения - игра крайних голосов с пропуском средних.

2)Исполнение в партии левой руки только сильной доли.

3)В гармоническом аккомпанементе соединять звуки, относящиеся к одной

гармонии

в

единый

аккорд

(альбертиевы

басы).

Это

приучает

ученика

забегать

взглядом

вперед,

охватывать

взором

звуки,

образующие

первый

аккорд (например: «Сурок» Л.Бетховена.)

Упражнение на формирование навыка охвата нотного текста по

вертикали

Чтение с листа для пианистов более сложная задача, чем скажем, для

скрипача, или виолончелиста. Это связано с тем, что фортепианная ткань, как

правило, многомерна, требует осмысления по нескольким линиям сразу: по

горизонтали и вертикали. Охват текста по вертикали дается легче в связи с

привычкой

читать

словесный

текст.

Наиболее

сложным

для

чтения

фортепианной музыки является навык быстрого охвата текста по вертикали.

Для приобретения этого навыка ученику предлагается пьеса аккордового

склада (Р.Шуман «Северная песня»).

Аккордовая

последовательность

исполняется

в

форме

быстрой

гармонической

фигурации,

начиная

от

баса

вертикаль

переводится

в

горизонталь; текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется

сомкнутыми

аккордами

при

этом

вырабатывается

умение

определять

гармоническую

логику

арпеджированного

текста,

ускоряя

восприятие

развернутой

вертикали

(например

«Пьеса»

Ю.Литовко)

или

«Этюд»

Р.Шумана.

Упражнение на освоение гамм и стереотипных функциональных

последований

Известно, что для верного чтения нот необходимо досконально знать

тональность. Для лучшего запоминания гамм их следует играть, начиная с

любой ступени. Полезны также и упражнения, которые призваны решить две

задачи.

Кроме

ладового

ощущения,

они

приучают

стереотипным

последованиям

звуков,

наиболее

часто

встречающихся

в

произведениях

(чаще в аккомпанементе). Такие функциональные последования как:

I- V7 –I;

I –IV- V7- I .Эти последования можно играть в разных тональностях

и создавать фактурный аккомпанемент, приближающийся к реальному.

Для

того,

чтобы

студент

учился

видеть

нотный

текст

заранее,

проигрывая пьесу, видел последующие ноты, можно снова применить прием

постепенного закрывания листом нот, которые расположены чуть впереди,

так, чтобы учащийся их успевал увидеть заранее и запомнил.

Упражнение на развитие навыка ускоренного восприятия нотного текста

и зрительной памяти

Среди

упражнений,

развивающих

навык

ускоренного

восприятия

нотного текста есть «фотографирование». Студенту предлагается увидеть

нотный текст за несколько секунд, и тут же закрывается листом бумаги

определенный отрывок (мотив, фраза, предложение), который он должен

запомнить, мысленно представить в звучании, а затем сыграть. В момент

исполнения читается и запоминается следующий. Постепенно увеличивается

скорость и объем запоминания фразы. Чтобы развить зрительную память у

студента, надо научить читать сначала на 1 такт вперед простейших песенок,

или

попевок,

закрывая

по

полтакта,

затем

по

такту.

Позже,

усложняя

репертуар, можно перейти на игру с закрытием тактов более сложных пьес.

Упражнение на формирование навыка восприятия группировки

длительностей

Важным моментом в работе над чтением с листа играет восприятие

группировки длительностей. Группировка длительностей облегчает чтение

нот. Сколько долей в такте, столько и групп. Паузы группируются по тем же

правилам.

Упражнение на формирование навыка игры без остановок

Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры без

остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно, потому, что

большинство аккуратных студентов с трудом преодолевают привычку тот час

же

исправлять

любую

погрешность.

Следует

приучить

учащегося

не

исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя

метроритмического

движения.

На

неточности

можно

указать

в

конце

исполнения произведения.

Студент

должен

понимать

целесообразность

данных

упражнений,

должен заниматься с удовольствием, ставя перед собой задачу «читать ноты

также, как книгу», помня, что чтение с листа - один из кратчайших, наиболее

перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития,

создания собственной базы для быстрого освоения нотного материала, а

значит высвобождения времени для решения других музыкальных задач,

которые приводят к совершенствованию фортепианной игры.

Читая музыку с листа, студент имеет дело с произведениями, которые

не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать исполнительском плане.

Нет

необходимости

специально

штудировать

их,

совершенствовать

в

техническом плане. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского «…не

для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить,

узнавать, открывать. Постигать, наконец, изумлять.»

5. Памятка для преподавателей

В процессе формирования и развития навыка чтения нот с листа у

студентов важно соблюдение следующих методических условий:

а) звукоряды пьес и песен разрастаются постепенно;

б) использование самых разных ритмических, тональных и мелодических

вариантов звукорядов;

в) в фактурном отношении целесообразней начинать с простейшей формы

многоголосия, опираясь на подобие партий рук и их поочередному звучанию;

г) на следующем этапе постепенно добавляются такие типы изложения как

простейшая гомофония, параллельное движение в октаву, противоположное

изложение;

д) аппликатурные обозначения начального нотного материала для усвоения

основных пальцевых последований должны быть выдержаны в пределах

одной позиции;

е)

необходимо

предусмотреть

прочное

усвоение

наиболее

характерных,

«типовых» ритмических оборотов;

ж) композиционное строение пьес следует постепенно усложнять - от точных

повторов мотивов и фраз к вариантным повторам, а затем к простейшему

периоду.

В

заключение

несколько

слов

о принципах

подбора

нотного

материала для чтения

с листа. Пьесы, на которых студент учится читать

ноты, используются для выработки элементарных исполнительских навыков.

Позже, постепенно, возникает необходимость в более дифференцированном

материале. Для развития навыка чтения нот с листа нами рекомендуется

использовать следующие пособия:

1.

Брянская Ф., Ефимова Э., Ляховицкая С. Пособие по чтению с листа на

фортепиано. — Л., 1969;

2.

Гитлиц В. Пособие по чтению с листа на фортепиано. — М., 1967;

3.

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. – графическая система

«бусы»;

4.

Тимакин Е. Воспитание пианиста.

6. Памятка для студентов

Помни:

Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий.

Действия, предваряющие игру с листа

ВИЖУ

Действия, связанные с работой зрения и слуха

СЛЫШУ

Действия,

реализующие

воспринимаемый

текст

ВОСПРОИЗВОЖУ-ИГРАЮ

Скорость протекания этого процесса, с момента взгляда на ноты до их

озвучивания, зависит от быстроты восприятия и передачи нотного рисунка в

двигательные центры мозга. При неслаженности, отсутствии координации

слуха

и

моторики

происходят

постоянные

ошибки

в

ритме,

в

темпе,

в

динамике, в интонации.

Сосредоточенное внимание — главное условие развития способности

чтения

нот

с

листа.

В

упражнениях

чтения

нот

должны

развиваться

способности

быстро

воспринимать

взглядом

читаемую

группу

нот

и

способность

во

время

исполнения

определённой

группы

нот

переводить

внимание на следующую группу.

В

процессе

развития

навыка

чтения

нот

с

листа

необходимо

использовать следующие методы активизации слуха, мышления и быстроты

восприятия текста при его исполнении:

а) предварительное просматривание текста глазами по следующему плану:

определение

размера

пьесы,

единицы

движения,

соотношения

длительностей;

определение тональности, знаков альтерации;

анализ мелодии;

просмотр или выбор аппликатуры, позиционная группировка пальцев;

анализ сопровождения;

прослушивание, проигрывание пьесы внутренним слухом.

б) озвучивание текста целиком, без остановок:

концентрация внимания;

забегание глазами вперёд на один–два такта;

навыки игры не глядя на клавиатуру;

достижение художественной задачи

постепенное увеличение объёма и темпа произведений, исполняемых с

листа.

Поскольку

фортепианная

музыка,

отличающаяся

многослойностью,

требует

осмысления

одновременно

по

линиям

горизонтали

и

вертикали,

чтение текста с листа ставит перед тобой более сложные задачи, чем перед

флейтистом, скрипачом или виолончелистом. Именно поэтому, предпосылки

навыка структурного охвата текста должны быть сформированы на самой

ранней стадии обучения. Как показывает опыт, подобный навык является

результатом

направленного

педагогического

воздействия

и

упорной

самостоятельной работы.

Список литературы

1.

Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. —

М., 1961.

2.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей — М., 1947.

3.

Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры — М., 1982.

4.

Голубовская

Н.И.

О

музыкальном

исполнительстве

//

Сб.

статей

и

материалов. /Сост. Е.Бронфин. — Л., 1985.

5.

Назаров И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод её

совершенствования. — Л., 1969.

6.

Учебно-воспитательная

работа

в

фортепианных

классах

детских

музыкальных

школ

(вопросы

методики):

учебно-методическое

пособие.

/Сост. Н.Г.Кабашова — М, 1976.



В раздел образования