Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа образцового коллектива "Школа танца "Забава"


Авторы: Домрачева Ирина Александровна, Савиных Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования,педагог-организатор
Учебное заведение: МОАУ ДО ДДТ "Вдохновение"
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: образовательная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа образцового коллектива "Школа танца "Забава"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент образования администрации города Кирова

Муниципальное образовательное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества «Вдохновение» города Кирова

ОБРАЗЦОВАЯ ШКОЛА ТАНЦА «ЗАБАВА»

Принята на заседании

педагогического совета ДДТ

от 04.09.2017 г.

Протокол № 1

Утверждаю:

Директор Пармон Н.А.

Приказ №_216 - а____ от

05.09.2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗЦОВОГО КОЛЛЕКТИВА

«ШКОЛА ТАНЦА «ЗАБАВА»

Уровень – (подготовительный, стартовый, базовый, углублённый)

Направленность: художественная

Срок реализации: 9 лет

Возраст детей: 7 – 16 лет

Авторы-составители: Савиных Н.А.

Бурдикова Е.Б.

Домрачева И.А

Разработана в 2008 г.

Откорректирована в 2017 г.г.

Киров

Пояснительная записка

Уровень – стартовый, базовый, углублённый

Направленность - художественная

Тип программы - авторская

Актуальность

Программа откорректирована в июне 2017 года согласно Федеральному

закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,

«Концепции развития дополнительного образования детей» (Распоряжение

Правительства

РФ

1726-р

от

04.09.2014),

«Плану

мероприятий

на

2015 - 2020

годы

по

реализации

Концепции

развития

дополнительного

образования детей (Распоряжение Правительства РФ № 729-р от 24.04.2015).

В современной ситуации перехода РФ от индустриального общества к

постиндустриальному информационному обществу радикально изменяются

акценты в российском образовании. Раньше перед системой образования

стояла задача «удовлетворения базовых потребностей человека», т.е. задача

обеспечения «массового» образования. Сегодня на первый план выдвигаются

иные ценности, иные задачи: обеспечить человеку условия для саморазвития,

постоянного личностного роста, т.е. задача «проектирования пространства

персонального образования для самореализации личности».

Огромное

количество

возможностей

для

с амовыражения,

самоактуализации человека имеет в своём распоряжении хореографическое

искусство.

Хореография

позволяет

растущему

ребёнку

приобрести

устойчивую

потребность

в

познании

и

творчестве,

максимально

реализовать

себя,

а

позднее самоопределиться предметно, социально, профессионально, главное

личностно.

Отличительные особенности программы

1.

Программа

ориентирована

на

выявление

и

поддержку

детей,

проявляющих выдающиеся способности в творческой деятельности, точнее

хореографически одарённых детей.

2.

В

программе

представлены

методы

и

приемы,

эффективно

развивающие активную самостоятельную деятельность детей.

3.

Большое внимание уделено использованию ИКТ технологий для

повышения эффективности образовательного процесса.

4.

Усиление

воспитательного

содержания

как

стратегического

общенационального приоритета.

5.

В

п р о г р а м м е

с д е л а н

а к ц е н т

н а

с о з д а н и е

с р е д ы

предпрофессиональных проб учащихся.

Образовательный

процесс

Школы

танца

«Забава»

рассчитан

на

учащихся от 7-х до 16 лет.

Приём на обучение

Приём

детей

в

ДДТ

осуществляется

на

основании

заявления,

документов, удостоверяющих личность учащегося или одного из родителей

(законных представителей) несовершеннолетних учащихся (из Устава ДДТ).

Родители

(законные

представители)

несовершеннолетних

учащихся

обязаны

ознакомиться

с

Уставом

ДДТ

«Вдохновение»,

с

лицензией

на

осуществление

образовательной

деятельности,

со

свидетельством

о

государственной аккредитации, с дополнительными общеобразовательными

общеразвивающими программами.

При приёме в Школу танца «Забава» предоставляется медицинское

заключение о состоянии здоровья учащегося.

Выявление

одаренных

детей

это

продолжительный

процесс,

связанный

с

анализом

развития

конкретного

ребенка.

Эффективная

идентификация

одаренности

посредством

какой-либо

одноразовой

процедуры тестирования невозможна. По этой причине в течение трёх лет (на

подготовительной ступени образования) ведётся целенаправленная работа по

выявлению и поддержке хореографически одарённых детей.

Приём

учащихся

на

подготовительную

ступень

в

Школу

танца

осуществляется в возрасте 4 лет. В течение сентября занятия посещают все

пожелавшие

заниматься

дети.

Педагог

наблюдает

и

фиксирует

анатомо-

физиологические данные, эмоциональную и социальную готовность детей к

обучению. В начале октября комплектуются группы на текущий учебный год.

Детям, психологически не готовым к обучению, рекомендуется прийти через

год. Детям, не имеющим специальные данные, рекомендуется заниматься

другим видом деятельности, к которому ребёнок проявляет склонности и

способности.

В течение трех лет в рамках реализации образовательной программы

«Детский

танец»

на

подготовительной

ступени

образования

происходит

постепенный, поэтапный поиск одаренных детей.

В данном случае рассматриваются два аспекта:

1.

Высокий уровень развития специальных данных, необходимых

для занятия хореографией.

Физическое

здоровье

детей

(на

основании

медицинского

заключения).

Пропорциональность телосложения, правильная форма ног.

Специальные данные:

- выворотность,

- амплитуда растяжения сухожилия (plie),

- шаг (предельный подъем ноги на высоту),

- форма стопы (подъем, подвижность и форма пальцев),

- гибкость,

- прыгучесть.

Танцевальность (координация).

2.

Художественная одаренность. Склонность ребенка к творческой,

нестандартной деятельности.

Эстетическое

отношение

к

миру,

художественный

способ

мировосприятия как ведущий компонент.

Направленность

на

создание

выразительного

художественного

образа.

Художественное воображение.

Живость

восприятия

(эмоциональность,

высокий

уровень

развития познавательных процессов).

Высокий уровень мотивации, влюбленность в танец, желание

учиться.

В конце обучения на подготовительной ступени образования (дети 7-

летнего возраста) проводится открытое экзаменационное занятие с целью

комплектования групп учащихся на следующую ступень образования.

Для просмотра детей и фиксации результатов образования создаётся

экзаменационная комиссия в составе: руководитель Школы, художественный

руководитель ансамбля «Забава», педагоги-хореографы и концертмейстеры

структурного

подразделения.

Результаты

заносятся

в

экзаменационную

ведомость . Дети, набравшие от 7 до 10 баллов поступают на первую ступень

образования Школы танца «Забава».

Зачисление в Школу танца осуществляется в первую неделю сентября.

На

каждого

учащегося

заводится

«Личная

карточка

учащегося»,

которая

содержит всю необходимую информацию о ребёнке, родителях, результатах

образования за каждый год обучения.

Основанием перевода учащегося на следующий год обучения является

результат открытого итогового занятия, проводимого в мае. С этой целью

создаётся комиссия в составе трёх педагогов-хореографов Школы танца.

В конце обучения на первой ступени образования проводится открытое

экзаменационное занятие с целью подведения итогов освоения стартового

уровня программы и комплектования групп учащихся на следующую ступень

образования.

На

вторую

ступень

образования

(базовый

уровень)

принимаются

учащиеся,

освоившие

на

высоком

уровне

программу

стартового уровня.

В конце обучения на второй ступени образования проводится открытое

экзаменационное

занятие

с

целью

подведения

итогов

освоения

базового

уровня программы. Учащимся, успешно освоившим программу, выдаётся

свидетельство выпускника установленного образца.

На

третью

ступень

образования

(углублённый

уровень)

принимаются учащиеся, освоившие на высоком уровне программу базового

уровня и проявившие выдающиеся способности в творческой деятельности.

Объём и срок освоения, адресат программы, режим занятий (по

ступеням образования) при соответствующих условиях

ступень

название программы

уровень

кол-во

возраст

срок

режим

мin

образования

(автор, составитель)

сложности

учащихся

в

группе,

чел.

учащихся

обучения

занятий

объем

програм

мы

Подготовитель

ная

«Музыкаи

движение»

(автор-составитель

Домрачева

И.А.,пдо

высш..)

подготовитель-

ный

15

4-6 лет

3 года

2 раза в

неделю

по 1 ч.

72 ч.

Первая

«Основы

хореографии»

(Домрачева И.А. пдо,

высш))

« М у з ы к а

и

творчество»

(СавиныхН.А.,пдо

высш)

«Современный

танец»

(Савиных

В.Н..пдо

высш)

стартовый

12-15

10-12

12-15

7-9 лет

3 года

2 года

3 года

2 раза в

неделю

по 2 ч.

2 раза в

нед по

1 часу

1 раз в

нед по

2 часа

144 ч.

72 ч

72 ч

Вторая

« К л а с с и ч е с к и й

танец»

(авт-сост.Домрачева

И.А.,пдо высш )

базовый

10-15

10-13 лет

3 года

2 раза в

неделю

по 2 ч.

144 ч.

«Народно-

сценический

танец»

(Свалова

М.П.пдо

высш.)

10-15

10-13 лет

2 раза в

неделю

по 2 ч.

«Современный

танец»

(СавиныхВ.Н..пдо

высш)

10-15

10-13 лет

2 раза в

неделю

по 2 ч.

144 ч.

Третья

«Классический

танец»

(Домрачева

И.А.пдо

высш.)

углублённый

8-10

13-15 лет

2 года

2 раза в

неделю

по 2 ч.

144 ч.

«Современный

танец»

(Савиных

В.Н..пдо

высш)

8-10

8-10

13-15 лет

13-15 лет

2 года

2 года

2 раза в

неделю

по 2 ч.

2 раза в

неделю

по 2 ч.

144 ч.

144ч.

« Н а р о д н о -

сценический танец»

(Свалова

М.П.пдо,высш)

На протяжении всех ступеней образования в ШТ «Забава» реализуются

воспитательные проекты.

Проект

Главное назначение

«Под одной

крышей»

Воспитание

толерантного

отношения

к

окружающим,

культуры здорового образа жизни, развитие самоуправления

в творческих коллективах ДДТ.

«Память»

Воспитание бережного отношения к народной памяти,

любви к Родине, к её истории.

«СЕМЬЯ»

Укрепление

внутрисемейных

отношений

и

традиций

семейного воспитания.

«ДРУГ»

Воспитание уважения и заботы о старших и слабых.

«ДДТ –

безопасная-

среда»

Формирование

приоритетов

здорового

образа

жизни

и

стремления

к

нему

всех

участников

образовательного

процесса.

«Каникулы»

Организация

отдыха,

оздоровления

и

занятости

детей

и

подростков в каникулярное время.

«ЭТИКА»

Ознакомление

учащихся

с

правилами

кул ьту р ы

жизнедеятельности

и поведения в различных жизненных

ситуациях.

«ТРУД»

Предоставление учащимся возможности для пробы себя в

трудовой деятельности, воспитание чувства ответственности

и самостоятельности.

«ГОРОД»

Формирование положительного имиджа ДДТ, формирование

чувства сопричастности к коллективу ДДТ.

Формы обучения – очная

Особенности

организации

образовательного

процесса -

группы

учащихся разного возраста.

Состав

группы

постоянный

в

течение

учебного

года.

При

комплектовании группы на новый учебный год может произойти переход

учащихся в другую группу по причине изменения смены в школе, состояния

здоровья, успеваемости.

Цель:

создание

условий

для

усвоения

учащимися

общекультурных

ценностей средствами хореографии.

Задачи:

Личностные задачи

1.

Способствовать формированию нравственных норм и ценностей

в поведении и сознании.

2.

Воспитывать российскую гражданскую идентичность.

3.

Развивать рефлексивную деятельность учащихся.

4.

Формировать

готовность

и

способность

учащихся

к

саморазвитию

и

самоопределению

на

основе

мотивации

к

познанию,

творчеству, труду и спорту.

5.

Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

Предметные задачи

1.

Познакомить детей с историей становления хореографического

искусства.

2.

Сформировать систему знаний, умений и навыков по различным

направлениям хореографии.

Метапредметные задачи

1.

Формировать

умения

планировать

и

регулировать

свою

деятельность.

2.

Содействовать формированию самонаблюдения и самооценки в

процессе познавательной, творческой и спортивной деятельности.

3.

Формировать и развивать компетентность в области работы с

информацией.

4.

Создавать

пространство

личностного

роста

в

плоскости

коммуникативных действий со взрослыми и детьми разного возраста.

Оценочные материалы

С

целью

управления

качеством

образовательного

процесса

в

ДДТ

разработан

мониторинг

результативности

образовательной

деятельности

,

позволяющий определить достижение учащимися планируемых результатов.

1.

Диагностика личностных результатов

Отслеживание

личностных

результатов

происходит

при

помощи

основного эмпирического метода исследования – наблюдения.

Наблюдение

проводится

лонгитюдно

на

протяжении

учебного

года.

Результаты

заносятся

в

протокол,

обрабатываются

количественно,

интерпретируются .

2.

Диагностика предметных результатов

По

предмету

«Основы

хореографии»

учащиеся

оцениваются

по

следующим

критериям:

музыкальность,

танцевальная

терминология

и

правила,

техника

исполнения,

развитие

специальных

данных,

раскрытие

творческого потенциала, знание особенностей детской хореографии, знание

основ истории становления хореографии.

По

предмету

«Классический

танец»

учащиеся

оцениваются

по

следующим критериям: экзерсис у станка, экзерсис на середине, allegro,

вращения,

выразительность,

знание

истории

становления

классической

хореографии По предмету «Современный танец» учащиеся оцениваются по

следующим критериям: техника исполнения, развитие специальных данных,

раскрытие

творческого

потенциала,

знание

истории

становления

современной хореографии

По предмету «Народный танец» учащиеся оцениваются по следующим

критериям: : техника исполнения, развитие специальных данных, раскрытие

творческого потенциала, знание истории становления народной хореографии

3.

Диагностика метапредметных результатов

Отслеживание метапредметных результатов происходит при помощи

основного эмпирического метода исследования – наблюдения.

Наблюдение

проводится

лонгитюдно

на

протяжении

учебного

года.

Результаты

заносятся

в

протокол,

обрабатываются

количественно,

интерпретируются .

Научно-методическое обеспечение

Особенности

организации

образовательного

процесса

очное

образование.

Методы

обучения:

слове сный,

наглядный

п р а кт и ч е с к и й ;

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый,

исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный.

Методы воспитания:

методы

формирования

сознания

личности

(рассказ,

этическая

беседа, внушение, инструктаж, диспут, пример);

методы

организации

деятельности

и

формирования

опыта

поведения

(упражнение,

приучение,

педагогическое

требование,

общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации);

методы стимулирования (соревнование, поощрение, порицание).

Формы

организации

образовательного

процесса: индивидуальная,

индивидуально-групповая и групповая.

Формы

организации

учебного

занятия

-

беседа,

встреча

с

интересными

людьми,

диспут,

защита

проектов,

игра,

концерт,

конкурс,

круглый стол, лекция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник,

практическое

занятие,

презентация,

семинар,

соревнование,

спектакль,

творческая мастерская, тренинг, фестиваль, экскурсия, экзамен.

Педагогические

технологии:

технология

группового

способа

обучения,

технология

лично стно-ориентированного

о бу ч е н и я ,

воспитательные технологии, технология проблемного обучения, технология

проектной деятельности, технология коллективной творческой деятельности,

здоровьесберегающая технология.

Список литературы

1.

Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – М.: Искусство,

1964.

2.

Барышникова

Т. Азбука хореографии. Методические указания в

помощь

учащихся

и

педагогам

детских

хореографических

коллективов,

балетных школ и студий. - СПб: «Люкси», 1996.

3.

Боголюбская

М.С. Музыкально-хореографическое

искусство

в

системе и нравственного воспитания. - Москва, 1986.

4.

Васильева

Т. Балетная

осанка:

Методическое

пособие

для

преподавателей хореографических училищ, детских хореографических школ

и школ искусств. - М., 1993.

5.

Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов. -

СПб.: Планета музыки, 2009.

6.

Громова Е.Н. Детские танцы из классических балетов с нотным

приложением: Учебное пособие. - СПб.: Планета музыки, 2010.

7.

Леонова М.К. Традиции практико-ориентированного обучения и

работа

с

одарёнными

детьми

в

области

хореографического

искусства//

Academia:

Танец.

Музыка.

Театр.

Образование.

2011.

4

(24).

С.

74-

78.Михайлова М.А.,

8.

Воронина

Н.В.

Танцы,

игры,

упражнения

для

красивого

движения. – Ярославль: Академия развития, 2001.

9.

Нагайцева

Л.Г.

Балетная

гимнастика.

Учебное

пособие

для

преподавателей

хореографических

отделений

детских

школ

искусств.

Краснодар, 2004.

10.

Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. М.: ВДХТ,

1998.

11.

Оленев С.М. Педагогические проблемы работы с одарёнными

детьми в системе художественного образования// Academia: Танец. Музыка.

Театр. Образование. 2011. № 4 (24). С. 79-85.

12.

Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.:

Речь, 2007.

13.

Пуртова

Т.В.

Танец

в

системе

эстетического

воспитания

подрастающего поколения// Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование.

2011. № 2 (22). С. 62-70.

14.

Рабочая

концепция

одаренности

[Текст].

-

2-е

изд.,

расш.

и

перераб. -- М., 2003. -- с.

15.

Халивер С.Джозеф. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы

и тренировки. – СПб.: Новое слово, 2007.



В раздел образования