Автор: Байкузина Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Якшур - Бодьинская СОШ
Населённый пункт: УР Якшур - Бодьинский район, село Якшур - Бодья
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская деятельность как один из способов формирования у младших школьников умения учиться"
Раздел: начальное образование
Методическая тема:
«Исследовательская деятельность как один
из
способов
формирования
у
младших
школьников
умения учиться»
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
А.И.Савенков
Одна из проблем современных детей – не умение общаться. В народе
говорят:
«Сначала
ребёнка
учат
говорить
и
ходить,
а
потом
сидеть
и
молчать».
Поэтому
в
требованиях
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
огромное
внимание
уделяется
личностному
развитию:
ребёнок
должен говорить,
ставить
перед собой цель,
добывать
знания, уметь их применять и презентовать.
Бернард Шоу говорил: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это
деятельность. Лучшим способом организации этой деятельности я считаю
проектно - исследовательскую деятельность».
Ценность исследовательского отношения человека к
действительности
трудно
переоценить.
Готовность
к
поиску
новой
информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения –
то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в
современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной
точкой
зрения
воспитание
у
детей
исследовательской
установки
по
отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А
значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей
разных возрастных групп и с разным уровнем развития познавательных
потребностей
и
возможностей
такую
образовательную
среду,
которая
будет способствовать развитию у ребёнка исследовательской позиции.
Согласно требованиям стандартов второго поколения одной из
приоритетных задач является создание необходимых и полноценных условий
для
личностного
развития
каждого
ребёнка,
формирование
активной
жизненной позиции.
Исследовательская деятельность является средством освоения
деятельности и его главные цели- установление истины, развитие умения
работать
с
информацией,
формирование
исследовательского
стиля
мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку
именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет
развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
Результатом
этой
деятельности
является
формирование
познавательных
мотивов,
исследовательских
умений,
субъективно
новых
для
учащихся
знаний и способов деятельности.
Поэтому практика проведения с младшими школьниками учебных
исследований может рассматриваться как одно из важнейших направлений
классно-урочной, внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с
основным
учебным
процессом
и
ориентированное
на
развитие
познавательной и творческой активности детей.
Если у младшего школьника будут сформированы исследовательские
умения, то это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные
дисциплины.
Исследовательское обучение в современном образовании.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
образования
(далее
ФГОС
НОО)
является
формирование
учебной
деятельности:
формирование
такой
ключевой
компетенции,
как умение
учиться на основе усвоения универсальных способов деятельности.
Нужно отметить вариативность форм работы исследовательского
обучения. Это может быть как индивидуальная работа, тогда формируются
личностные
универсальные
учебные
действия,
так
и групповая,
когда
формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Так же
можно сочетать обе
формы
работы.
То
есть
сначала
дети
работают
индивидуально, проводят опыт, наблюдение, а потом уже в группах или всем
классом анализируют и делают выводы.
Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую
работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка
такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал,
открыл, исследовал.
Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он
призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в
процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует
описанные
ранее
черты
творческой
деятельности.
И, в-третьих, является
условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности,
ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не
возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная
ц е л ь
н ед о с т и жи ма . В-четвёртых,
исследовательский
метод
даёт
полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.
В этом мы убедились при проведении проверочных работ по материалу
прошедших уроков – исследований.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что «исследовательское
обучение»
и
«исследовательские
методы
обучения»
в
наше
время
понимаются
как
процесс
выработки
новых
знаний,
один
из
видов
познавательной деятельности.
Реализация
исследовательской
деятельности
на
уроках
в
начальной
школе.
Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план
действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав
вывод, фиксируем результаты.
Как и
музыка, которая стоит на трёх китах ( марш, танец и песня).
Савенков
Александр
Ильич
разделяет
программу
исследовательского
обучения на три элемента:
1.
Развитие у детей исследовательских умений и навыков .
(
Теоретические
знания).
Ребёнка
необходимо
целенаправленно
обучать, давать ему эти знания.
2.
Детская исследовательская практика.
(
Практические
умения).
Проводить
с
детьми
самостоятельные
исследования и творческие проекты.
3.
Мониторинг исследовательской деятельности .
(
Результат) Ребёнок должен знать, что результаты его изысканий
интересны другим, и он обязательно будет услышан. Результаты своих
исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить.
Для организации исследовательской деятельности с детьми, я лично
прошла
три
шага
этой
технологии.
Мною
были
изучены
и
систематизированы материалы соответствующей литературы. За основу
взяты методы и приёмы исследовательского обучения, предлагаемые
А.И. Савенковым «Методика исследовательского обучения» и курсы
повышения
квалификации
«Исследовательское
обучение
как
инструмент
реализации
требований
ФГОС»
36ч
ИПКиПРО
2012г,
которые читала Е.Р.Блинова.
Выступление
на
ШМО
по
теме:
«Организация
проектной
и
исследовательской деятельности в начальной школе».
Н а п и с а н
и
з а щ и щ ё н
р е ф е р а т
н а
в ы с ш у ю
к а т е г о р и ю
«Исследовательская деятельность как один из способов формирования
у младших школьников умения учиться»
С детьми был проведён курс по программе «Учусь создавать проект»
Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.
«Теория — это когда все известно, но ничего не работает.»
© Альберт Эйнштейн
Второй шаг-практика.
Подготовка
участников
школьного
тура
научно-практической
конференции
в
2012-2013
учебном
году,
посвященная
150-летию
Якшур-Бодьинской
щколы. Погосян Алина 1 место, Столбова Ева 2
место,
Вахрушева
Светлана
2
место. Благодарность МБОУ Якшур-
Бодьинская СОШ.
Проведено родительское собрание с ознакомлением данной технологии.
Открытый урок для родителей «Зона Арктических пустынь» 2013г с
использованием исследовательской технологии.
«Практика — это когда все работает, но никто не знает почему».
© Альберт Эйнштейн
Третий шаг – результат.
Всероссийский
творческий
конкурс
ЦПТ
им.
К.Д.Ушинского
в
номинации «Учитель начальных классов 2015». Урок окружающего
мира
«Чёрная
смерть»
в
технологии
индуктивного
учебного
исследования. Диплом лауреата 1 степени.
Урок русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по
родам и числам» в технологии дедуктивного учебного исследования на
аттестацию.
Районная НПК по окружающему миру «Свойства шариковой ручки,
способствующие
комфортному
письму».
Грамота
Погосян
Алина
2
место.
Всероссийский дистанционный конкурс проектно- исследовательских
работ ЦПТ им. К.Д.Ушинского. Погосян Алина диплом лауреата.
Таким образом, хоть и маленькими шагами, но двигаясь вперёд, узнавая
новое, пробуя, человек развивается, совершенствуется.
Новизна моей работы в том, что если раньше исследовательские работы
детей
были
в
виде
реферативного
сообщения,
то
сейчас
идёт
полное
вовлечение слушателей в работу. Либо в диалоге, в вопросах, кроссвордах,
заданиях, собирание пазлов или игре, так что каждый слушатель вовлечён в
работу и выполняет её с интересом.
Перспектива: в дальнейшем планирую продолжать работать в направлении
детского
исследования.
Так
как
дети
меняются
через
четыре
года,
то
приходиться начинать работу заново: проводить практикумы для родителей,
индивидуальные
беседы.
Моя
система
работы
по
исследовательской
деятельности эффективна и я могу транслировать её другим учителям.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте и хотя
и криво, да сами» Г.Э.Лессинг.
Когда были утверждены ФГОС НОО, у меня появилась возможность
скорректировать свою работу в соответствии с требованиями к выпускнику
начальной
школы.
Для
этого
я
стала
активнее
использовать
технологию
исследовательской деятельности как в урочное время, так и во внеурочной
деятельности.