Напоминание

Технология проектной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования


Автор: Глазунова Надежда Тимофеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 52
Населённый пункт: г. Белгорода
Наименование материала: статья
Тема: Технология проектной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технология проектной деятельности

в контексте федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его

окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость, недаром пятилетних детей

называют «почемучками». Однако самостоятельно ребёнок пока еще не может найти ответ на

все

интересующие

его

вопросы

ему

помогают

педагоги.

В

соответствии

с

целевыми

ориентирами, определенными требованиями федерального государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования,

актуальными

задачами

педагогической

деятельности

сегодня являются: позитивная социализация ребенка, развитие у него навыка самостоятельно

мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко

планировать свои действия. На смену традиционному образованию приходит продуктивное

обучение,

которое

направлено

на

развитие

творческих

способностей,

формирование

у

дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Уникальным

средством

обеспечения

сотрудничества,

сотворчества

детей

и

взрослых

является технология проектирования, в основе которой заложена самостоятельная деятельность

детей:

исследовательская,

познавательная,

продуктивная,

позволяющая

ребёнку

познавать

окружающий мир и воплощать новые знания в реальные продукты.

Внедрение в практику технологию проектирования позволяет изменить стиль работы с

детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей

творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в

своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного

учреждения.

В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

- «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы,

драматизации, разного рода развлечения);

- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей

природой и общественной жизнью;

- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои

впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной формах;

- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта

(сколачивание скворечника, устройство клумб).

Проекты классифицируются также по разным признакам:

- по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые,

приключенческие, практико-ориентированные;

- по характеру содержания: включающие ребенка и его семью, ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;

- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от

зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте

с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект);

- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный;

- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

Работы над проектом делится на несколько этапов:

- I этап - постановка цели: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.

- II этап - разработка совместного плана действий по достижению цели, которая

начинается с общего обсуждения, выяснения уже имеющихся у детей знаний об определённом

предмете или явлении и завершается составлением совместного плана действий.

III этап - практическая часть: дети исследуют, экспериментируют, решают проблемные

ситуации, головоломки, самостоятельно познают, пробуют, придумывают. Среда вокруг ребёнка

должна быть как бы незаконченной, незавершённой, особая роль – отведена познавательным

центрам в группе.

IV заключительный этап - презентация проекта, которая может проходить в различных

формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-

викторины, тематические развлечения, изготовление макетов, оформление альбомов,

фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

В дошкольной образовательной организации применяется несколько методов разработки

проектов.

Метод «трех вопросов». Суть его заключается в том, что педагог задает детям три

вопроса: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как узнаем об этом?». Ответы детей на

первый вопрос педагога «Что мы знаем?» наглядно фиксируются, например, на листе ватмана, с

использованием условных схематических символов, знакомых и доступных детям. Затем педагог

задает вопрос: «Что мы хотим узнать?» и снова фиксирует ответы детей, проявляя внимание к

точке зрения каждого ребенка. Когда все дети выскажутся, педагог задает третий вопрос: «Как

нам найти ответы на вопросы?», отвечая на который дети опираются на свой личный опыт.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг,

энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических

экскурсий и т.д..

Второй метод - «мыслительная карта», это эффективная техника визуализации мышления

и альтернативной записи, мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем

этого метода является Тони Бьюзен, американский специалист по вопросам интеллекта,

психологии обучения и проблем мышления. Мыслительные карты помогают выявить имеющие

знания детей, упорядочить их, добавить и классифицировать новые и органично соединить их

друг с другом. Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой

обозначены словами или символами (схемами, рисунками) идеи, задачи, проблемы. В центре

листа в виде слова или рисунка размещается основная тема, например, «корзина» для темы

«овощи». Далее ребенок рисует толстые ветви к углам листа, каждую своим цветом. Над каждой

ветвью педагог пишет слово-ассоциацию а ребенок добавляет к нему обозначающую его

картинку. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви изображается

несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово

«морковь» ассоциируется у нас с оранжевым цветом, следующая ветвь — пословица, поговорка,

загадка… Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например,

приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова

также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми. Когда работа с

одной ветвью закончена - переходим к следующей. Если во время работы с какой-либо ветвью

возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать. В результате педагог получает

информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, уточняет их, дети участвуют в

общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

В проектной деятельности воспитатель выступает как организатор детской продуктивной

деятельности, является источником информации, экспертом. Он — основной руководитель

проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-

ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в

решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его

саморазвитии.

Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками способствует

всестороннему личностному развитию ребенка, повышению его самооценки, формированию

умения коллективного сотворчества, развитию благоприятных межличностных отношений в

группе детей, объединяет все участников образовательных отношений: педагогов, детей,

родителей и социальных партнеров.



В раздел образования