Автор: Глазунова Надежда Тимофеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 52
Населённый пункт: г. Белгорода
Наименование материала: статья
Тема: Технология проектной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование
Технология проектной деятельности
в контексте федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его
окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость, недаром пятилетних детей
называют «почемучками». Однако самостоятельно ребёнок пока еще не может найти ответ на
все
интересующие
его
вопросы
—
ему
помогают
педагоги.
В
соответствии
с
целевыми
ориентирами, определенными требованиями федерального государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
актуальными
задачами
педагогической
деятельности
сегодня являются: позитивная социализация ребенка, развитие у него навыка самостоятельно
мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко
планировать свои действия. На смену традиционному образованию приходит продуктивное
обучение,
которое
направлено
на
развитие
творческих
способностей,
формирование
у
дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Уникальным
средством
обеспечения
сотрудничества,
сотворчества
детей
и
взрослых
является технология проектирования, в основе которой заложена самостоятельная деятельность
детей:
исследовательская,
познавательная,
продуктивная,
позволяющая
ребёнку
познавать
окружающий мир и воплощать новые знания в реальные продукты.
Внедрение в практику технологию проектирования позволяет изменить стиль работы с
детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей
творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в
своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного
учреждения.
В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
- «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы,
драматизации, разного рода развлечения);
- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей
природой и общественной жизнью;
- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои
впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной формах;
- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта
(сколачивание скворечника, устройство клумб).
Проекты классифицируются также по разным признакам:
- по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые,
приключенческие, практико-ориентированные;
- по характеру содержания: включающие ребенка и его семью, ребенка и природу,
ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;
- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от
зарождения идеи до получения результата;
- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте
с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект);
- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный;
- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Работы над проектом делится на несколько этапов:
- I этап - постановка цели: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.
- II этап - разработка совместного плана действий по достижению цели, которая
начинается с общего обсуждения, выяснения уже имеющихся у детей знаний об определённом
предмете или явлении и завершается составлением совместного плана действий.
III этап - практическая часть: дети исследуют, экспериментируют, решают проблемные
ситуации, головоломки, самостоятельно познают, пробуют, придумывают. Среда вокруг ребёнка
должна быть как бы незаконченной, незавершённой, особая роль – отведена познавательным
центрам в группе.
IV заключительный этап - презентация проекта, которая может проходить в различных
формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-
викторины, тематические развлечения, изготовление макетов, оформление альбомов,
фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
В дошкольной образовательной организации применяется несколько методов разработки
проектов.
Метод «трех вопросов». Суть его заключается в том, что педагог задает детям три
вопроса: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как узнаем об этом?». Ответы детей на
первый вопрос педагога «Что мы знаем?» наглядно фиксируются, например, на листе ватмана, с
использованием условных схематических символов, знакомых и доступных детям. Затем педагог
задает вопрос: «Что мы хотим узнать?» и снова фиксирует ответы детей, проявляя внимание к
точке зрения каждого ребенка. Когда все дети выскажутся, педагог задает третий вопрос: «Как
нам найти ответы на вопросы?», отвечая на который дети опираются на свой личный опыт.
Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг,
энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических
экскурсий и т.д..
Второй метод - «мыслительная карта», это эффективная техника визуализации мышления
и альтернативной записи, мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем
этого метода является Тони Бьюзен, американский специалист по вопросам интеллекта,
психологии обучения и проблем мышления. Мыслительные карты помогают выявить имеющие
знания детей, упорядочить их, добавить и классифицировать новые и органично соединить их
друг с другом. Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой
обозначены словами или символами (схемами, рисунками) идеи, задачи, проблемы. В центре
листа в виде слова или рисунка размещается основная тема, например, «корзина» для темы
«овощи». Далее ребенок рисует толстые ветви к углам листа, каждую своим цветом. Над каждой
ветвью педагог пишет слово-ассоциацию а ребенок добавляет к нему обозначающую его
картинку. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви изображается
несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово
«морковь» ассоциируется у нас с оранжевым цветом, следующая ветвь — пословица, поговорка,
загадка… Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например,
приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова
также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми. Когда работа с
одной ветвью закончена - переходим к следующей. Если во время работы с какой-либо ветвью
возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать. В результате педагог получает
информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, уточняет их, дети участвуют в
общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
В проектной деятельности воспитатель выступает как организатор детской продуктивной
деятельности, является источником информации, экспертом. Он — основной руководитель
проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-
ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в
решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его
саморазвитии.
Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками способствует
всестороннему личностному развитию ребенка, повышению его самооценки, формированию
умения коллективного сотворчества, развитию благоприятных межличностных отношений в
группе детей, объединяет все участников образовательных отношений: педагогов, детей,
родителей и социальных партнеров.