Автор: Турбылева Надежда Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №5 Красногвардейского р-на
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Изобразительная деятельность дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Турбылева Надежда Андреевна
Воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 5»/ 64/ Санкт-
Петербург, Красногвардейский район, ул. Синявинская ,
дом 24. Дата : апрель 2018г.
ПУБЛИКАЦПЯ № 5
Развитие изобразительных способностей у
дошкольников в детском саду.
Исходя из своей многолетней педагогической деятельности в
детском саду , отмечаю, что развитие способности в
изобразительном творчестве только тогда принесет свои
плоды, когда обучение в этом направлении осуществляется
планомерно и систематически. В первую очередь в работе с
детьми обращаю внимание на развитие наблюдательности , учу
видеть особенности окружающих предметов и явлений, чтоб
достигнут такой уровень психических процессов, который
позволит детям остро воспринимать и глубоко осознавать
окружающую жизнь.
Первый этап в развитии художественных способностей детей
уже начинается тогда, когда ребенок получает материал для
изобразительной деятельности- это бумага, пластилин,
карандаши, краски. Этот период играет существенную роль.
Особо обращаю внимание на получение каких-то штрихов,
несуразных следов от карандаша, учу нажимать карандашом,
овладевать движениями руки, знакомлю со свойствами
материалов. Многие родители и педагоги не обращают
внимание на этот важный период в жизни ребенка. Очень важно
научить находить в изображаемых предметах сходство с
формами путем ассоциаций. Например, в бесформенном куске
пластилина узнать знакомый предмет. В период сознательного
изображения предмета начинается развитие способностей.
Здесь я ставлю задачи систематического обучения детей.
Первые изображения предметов в рисунке и в лепке очень
просты, так как слабо развито аналитико - синтетическое
мышление. Постепенно веду ребенка от непроизвольных
движений к ограничению их и к зрительному контролю, к
изображению разнообразных форм движения.
В более старшем возрасте ставлю задачу передавать основные
признаки предметов. В дальнейшем ,с накоплением опыта
детей, обращаю внимание на изображение особенностей
предметов. Например, в изображении дерева изобразить
разные виды ствола, молодое дерево или старое. В изображении
предмета передать правильно пропорции. Когда дети
осваивают формы предметов, обращаю внимание из каких
форм состоит , например, грузовая машина в плоскостном
изображении: кабина – прямоугольник, кузов – прямоугольник,
колеса –кружки.
Все процессы провожу через аппликацию, лепку, затем
закрепляю через рисование. Более трудно и сложно
усваивается детьми передача движения образа. Для более
доступного усвоения применяю современные технологии:
например, изображение животных методом использования
овальных форм каждой части образа, при изображении
человека в движении использую показ картонных человечков, у
которых с помощью веревочки двигаются руки и ноги /
старинные игрушки/. Хорошо это показать с помощью лепки. С
развитием содержания далее усложняю и фризовое
расположение предметов на листе бумаги. Сначала
изображаем методом аппликации. К 5-6 годам дети уже
способны изобразить предметы на широкой полосе «земли».
Например , на заднем плане изображают дом, на переднем
плане рисуют детей. Таким образом, я убеждаюсь, что развитие
проходит ряд этапов.
В процессе работы с детьми, выполняя задачи по развитию
способностей в изобразительной деятельности, учу детей видеть
мир, а это значит развивать наблюдательность, умение созидать
увиденное, то есть развивать в детях способность мыслить,
рассуждать, анализировать и делать выводы. В практике работы
уже доказано, что обучение способствует лучшему развитию
природных данных. Считаю, что любая техническая задача
должна включать элементы творческой активности ребенка, в
зависимости от использования различных материалов/
пластилин, бумага, краски/, от эстетической направленности, от
замыслов, идей, художественных способностей ребенка /
развития зрительного восприятия.