Автор: Юдина Ольга Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование исследовательской технологии обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование
Использование исследовательской технологии обучения на занятиях по
ознакомлению с окружающим в практике работы ДОО
Юдина О.И., воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 37»,г.Новокузнецк
«Не бывает ничего слишком чудесного,
чтобы быть правдой, если только это согласуется
с законами природы; а в делах, подобных этим,
эксперимент - лучшая проверка такого согласия»
Майкл Фарадей
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может
осуществляться без разработки инновационных технологий.
В
данных
условиях
педагогу
дошкольного
образования
необходимо
уметь
ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком
спектре современных технологий.
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки,
изменения состояния (В. М. Шепель).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и
разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические
процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей,
содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического)
процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических
педагогических средств.
Таким
образом,
педагогическая
технология
функционирует
и в качестве
науки,
исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов,
принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса
обучения. ( рисунок 1)
1
Рисунок 1 «Современные педагогические технологии»
В образовательном процессе детского сада традиционно присутствуют обучающие
занятия по «ознакомлению с окружающим, цель которых – дать детям представления о
мире. Эти занятия строятся в форме рассказа воспитателя, где дети лишены возможности
проявить инициативу.
Формирование ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности,
субъекта познания, способствует организация занятия не как урока, а как партнёрской
деятельности
взрослого
с
детьми,
где
последние
получают
возможность
проявить
собственную исследовательскую активность.
Познавательно-исследовательская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для
развития ребенка, должна
придать импульс свободной самостоятельной деятельности
детей, активизировать их изыскания за пределами занятия. Таким импульсом может стать
специфическое для каждого контекста предметное обрамление, провоцирующее детей к
воспроизведению и дополнению исследовательской работы, осуществлённой на занятии.
Например,
занятие
в
контексте
«опыты»
воспитатель
может
начать
с
привлечения
внимания детей интригующим материалом и демонстрацией необычного эффекта. Затем
детям предоставляется возможность свободно поэкспериментировать самим (для этого
2
нужно иметь несколько наборов материала, но крайней мере, один на 3–4 человека).
Обсудив полученный эффект, можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть,
что из этого получается. Результатом таких экспериментов будет формулирование ка ких-
либо
причинно-следственных
связей
(если...
то...;
потому...
что...).
Один
из
наборов
материала
должен
остаться
после
занятия
в
групповом
помещении
в
специ ально
отведенном месте, где им можно было бы воспользоваться. Постепенно этот уголок-
лаборатория
наполняется
все
новыми
материалами
для
экспериментирования,
поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт и утвердиться в своих
представлениях.
В сущности, можно распределить тематические содержания, традиционно входящие в
образовательные программы для старших дошкольников, по этим четырем культурно-
смысловым контекстам. Перечень тем в каждом контексте может быть продолжен и
конкретизирован воспитателем (в соответствии с образовательной программой, по которой
он работает). Педагог может гибко планировать партнерскую деятельность с детьми, делая
их активными соучастниками интересного «исследования».
Возможны два варианта планирования занятий-исследований в течение года.
Первый вариант – последовательное движение от опытов, связанных с практическим
действием, и классификационной работы к путешествиям по карте и «реке времени»
(уровень образно-символических действий).
Второй вариант – мозаичное движение по разным контекстам с использованием
ассоциативных связей. Например, от опытов с движением воздуха к классификации видов
транспорта, к путешествию во времени (история транспорта), к путешествию по карте (по
водным пространствам Земли – океанам), далее к классификации обитателей водных
пространств, снова к опытам – с водными потоками и т. д.
Для выстраивания ассоциативной цепи используются различные отправные точки. Это
могут быть события, происходящие в данный мотет времени в природе и в социальной
жизни, в читаемых детям художественных текстах.
Такой вариант подбора содержаний позволяет не только «подстраиваться» под се-
зонные явления и праздники (как обычно бывает на практике), но и гибко реагировать на
актуальные события в детской жизни, которые не могут быть предусмотрены программой.
Отправной точкой для развёртывания каждого культурно-смыслового контекста может
послужить любое интересное событие, но есть некоторые предпочтения.
3
Так, для опытов и классификационной работы имеет смысл обращаться к событиям,
реально происходящим в природе, в социальной жизни
(например, внесение магнита,
коллекции минералов и т. д.). Целью которых являются : ( рисунок2)
Учебное исследование дошкольника включает следующие элементы:
выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
выработку гипотез;
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
анализ и обобщение полученных данных;
подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.).
дополнять и усиливать друг друга.
Педагоги ДОУ при реализации современных образовательных технологий выполняют
следующие функции:
1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).
4
Цель - развитие личности,
приобретение воспитанниками навыка
исследования как универсального
способа освоения действительности,
развитие способности к
исследовательскому типу мышления,
активизация личностной позиции
воспитанников на основе
приобретения субъективно новых
знаний
Цель - развитие личности,
приобретение воспитанниками навыка
исследования как универсального
способа освоения действительности,
развитие способности к
исследовательскому типу мышления,
активизация личностной позиции
воспитанников на основе
приобретения субъективно новых
знаний
исследование
Цель - получение объективно нового
результата, производство новых знаний
Цель - получение объективно нового
результата, производство новых знаний
научное
научное
учебное
учебное
Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке: что для него
значимо.
Это
проявляется
в
заинтересованности
педагога,
озабоченности
интересами
ребенка, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.
2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:
первый аспект – умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений
во
время
обучения
и
воспитания,
отслеживать
личное
продвижение
каждого
ребенка в учебном взаимодействии;
второй
аспект
–
использование
педагогом
в
процессе
обучения
психо-
диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о
развитии ребенка, о его успехах и трудностях;
третий аспект – применение педагогом развивающих «технологий» личностного
роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс
развития ребенка предшкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно
контролируя ход его продвижения в освоении знаний.
3. Фасилитатор.
Педагог-фасилитатор – это педагог, помогающий ребенку в усвоении и освоении
нового. Педагог-фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном
принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым
создавая комфортные для развития ребенка условия.
4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в
педагоге,
обладающем
глубокими,
систематическими
знаниями,
разносторонними,
практическими
навыками
и
умениями.
Доброжелательный
и
компетентный
педагог
располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение
такого
педагога
значимо
для
детей,
и
потому
ребята
готовы
обращаться
к
нему
за
консультацией.
Педагогу необходимо:
Обладать
сверхчувствительностью
к
проблемам,
быть
способным
видеть
«удивительное
в
обыденном».
Уметь
находить
и ставить
перед
детьми
реальные
учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.
Уметь увлечь воспитанников дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой
самих детей.
5
Быть
способным
к
выполнению
функций
координатора
и партнера
в
исследовательском поиске. Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и
административного давления.
Уметь
быть
терпимым
к
ошибкам
детей,
допускаемым
ими
в
попытках
найти
собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам
информации только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадежность
своего поиска.
Организовывать
мероприятия
для
проведения
наблюдений,
экспериментов
и
разнообразных «полевых» исследований.
Предоставлять
возможность
для
регулярных
отчетов
рабочих
групп
и
обмена
мнениями в ходе открытых общих обсуждений.
Поощрять
и
всячески
развивать
критическое
отношение
к исследовательским
процедурам.
Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых,
оригинальных направлений исследования.
Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Уметь
закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в
практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.
Быть
гибким
и
при
сохранении
высокой
мотивации
разрешать
отдельным
детям
продолжать
работать
над
проблемой
на
добровольных
началах,
пока
другие
воспитанники изыскивают пути подхода к новой проблеме.
Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность
удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда?), почувствовать себя
ученым, первооткрывателем.
Большая
роль
в поддержании
интереса к познавательно-исследовательской деятельности
принадлежит
родителям,
которые
должны
этот
интерес
поддерживать,
развивать,
поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности, а это
прежде всего:
самому быть любопытным.
давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности
не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей
песка.
предлагать новые интересные объекты для исследований.
6
не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Дошкольное
детство
–
очень
короткий
отрезок
в
жизни
человека,
в
этот
период
интенсивно
идет
развитие
познавательной
деятельности.
Каждая
минута
общения
с
ребёнком обогащает его, поэтому
поддерживайте познавательный интерес детей, их
стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в
сущность предметов, явлений, действительности.
Литература:
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.-
Петрозаводск: Изд-во "Скандинавия", 2003 185с.
2. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989.
3. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и
школьников. Методическое пособие.-СПб.: «Паритет», 2003.-160с.
4. Ключ Н. Ключ В. ТРИЗ-педагогика// Педагогика.-2001.-№5.
5. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-
Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с.
6. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного
опыта/Составитель И.А.Мухина.-Выпуск 1.-СПб., 1995
7. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей -М.,1997.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для
педагогов вузов и институтов повышения квалификации.-М., 1998.
9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.-М.: Педагогическое общество России, 2005.-
256с.
7
ПРИЛОЖЕНИЕ
8
Приложение 1
Опытно-экспериментальная деятельность
в подготовительной группе по теме «Вода»
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах,
формах и видах воды;
развивать речь, мышление, любознательность;
воспитывать экологическую культуру;
развивать умение делать выводы, умозаключения;
воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные одноразовые стаканчика, емкости разной формы, мука, соль,
сахар, лимонная кислота, молоко, картинки, краски, кисточки, ватные диски, носовые
платочки, воронки, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, кувшин с
водой, аудиозапись журчания ручья.
Методы и приемы:
организационный момент;
художественное слово;
уточнения, опросы, игровые приемы;
алгоритмы для составления модели этапов деятельности;
опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг столов для опытов и
исследования
Ход занятия:
Часть I. Вводная
Звучит запись шума дождя Воспитатель читает стихотворение:
Вот капелька-малышка
На землю с туч упала.
Бедняжка растерялась,
Что делать ей не знала.
Но мимо пробегал вдруг
Веселый ручеек,
Расстроенную капельку
9
С собой он уволок.
Куда ее повел он,
То капелька не знала,
Но вскоре миллионы
Таких же увидала,
Похожих друг на друга.
Тут перед ней гигант.
И догадалась капелька,
Что это океан.
Жить в океане тесно
И капелька устала.
Однажды в день чудесный
Так солнце припекало,
Что капелька вдруг стала
Тихонько уменьшаться.
А как уменьшилась она,
Ввысь стала подниматься.
Наверх попала капелька,
А вы узнали вот:
В природе происходит как
Воды круговорот.
Воспитатель: Ребята, для чего и кому нужна вода?
Дети: Растениям, животным, людям. Чтобы жить. Людям, чтобы готовить пищу, мыться,
стирать одежду.
Воспитатель: А хотите больше узнать о воде?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для
исследования воды.
Часть II. Опыты
1. Какой формы вода?
Воспитатель: Посмотрите внимательно на стол. Что это за предметы? (обращает
внимание детей на лежащие на столе кубик и шарик)
Дети: Кубик и шарик.
Воспитатель: Какой они формы?
Дети: кубик – квадратный; шарик – круглый.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, имеет ли форму вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Для того чтобы нам узнать имеет ли вода форму, мы возьмем узкую
баночки и наполним ее водой. Затем перельем эту воду в широкую баночку. Что
происходит с водой?
Ответы детей.
Воспитатель: В зависимости от баночки, форма воды все время изменяется. Что можно
сказать про форму воды? Какой формы вода?
10
Ответы детей.
Воспитатель: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором
находится. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются,
а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная. И так, вода не имеет формы.
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы.
2. Какого цвета вода?
Воспитатель: Перейдем к следующему столу. Посмотрите, что стоит на этом столе?
Дети: Банка с водой и банка с молоком.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам покажу две картинки. Одну покажу через банку с
водой, а другую через банку с молоком. Что изображено на картинке, которая стоит за
банкой с водой? А что на картинке за банкой с молоком?
Ответ детей.
Воспитатель: Молодцы! Через воду нам видно картинку и что на ней нарисовано, а через
молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли прозрачную жидкость сделать непрозрачной?
Дети: Да.
Воспитатель: Что мы для этого должны сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы намочим кисточку и окунем ее в краску. Сейчас вы сами попробуете
провести этот опыт. Перед вами стоят стаканчики с прозрачной водой. На дне стаканчика
лежит игрушка. Нам ее хорошо видно. Сделайте так, чтобы игрушка стала не видна.
Дети проводят опыт самостоятельно.
Воспитатель: Что можно сказать о воде? Вода – прозрачная жидкость.
Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у вода прозрачная
жидкость.
3. Вода – растворитель.
Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Сейчас мы это узнаем. Давайте перейдем к
следующему столу.
Воспитатель наливает каждому ребенку в стаканчик воду. Дети пробуют и высказывают
свое мнение.
Воспитатель: Вы правы. Вода не имеет своего вкуса. Но я сейчас добавлю в воду кое-что
(добавляет в воду соль, сахар и лимонную кислоту). Попробуйте сейчас и скажите, что
изменилось у воды после растворения этих веществ? Какой?
Наливает каждому ребенку соленую, сладкую и кислую воду. Дети высказывают свое
мнение.
Воспитатель: Вы правы. Я добавила в воду сахар и вода стала сладкая. Добавила в воду
соль – вода соленая. Добавила в оду лимонную кислоту – кислая. Делаем вывод, что
своего вкуса у воды нет.
Воспитатель: А что случилось с веществами, которые я положила в воду?
Дети: Они исчезли. Растворились.
11
Воспитатель: Вы правы. И сахар, и соль, и лимонная кислота растворились в воде. А
теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.
Воспитатель вызывает двоих детей, которые выполняют это задание.
Воспитатель: Давайте ненадолго оставим наши опыты. И немного отдохнем.
Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: Отдохнули? Тогда давайте вернемся к нашему столу и продолжим
исследование. Давайте посмотрим на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим?
Дети: осталась на дне стакана.
Воспитатель: Правильно. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно
стакана. А подсолнечное масло?
Дети: Плавает сверху стакан.
Воспитатель: Подсолнечное масло также не растворяется в воде. Оно плавает на
поверхности. Значит, не все вещества могут растворяться в воде.
4. Имеет ли вода запах?
Воспитатель: А есть ли у воды запах? Перейдем к следующему столу. Возьмем стаканчики
и взмахом кисти руки направляем воздух к себе, нюхаем. Есть у воды запах?
Дети: Нет
Воспитатель: Сейчас я добавлю капли в воду. Что изменилось?
Дети: Вода стала пахнуть.
Воспитатель: У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества меняют у
воды: цвет, вкус, запах.
Воспитатель использует алгоритмы, символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха.
5. Фильтрование воды.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка». Что случилось с Иванушкой?
Дети: Он стал козленочком.
Воспитатель: А из-за чего Иванушка стал козленочком?
Дети: Напился водицы из копытца.
Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?
Дети: Потому что она была грязная.
12
Воспитатель: Правильно, потому что она грязная. Но бывают такие ситуации, что чистой
воды рядом нет, но просто необходимо глотнуть хотя бы одни глоточек воды. Чтобы нам не
пришлось пить грязную воду, существуют различные способы очистки воды. С самыми
простыми способами, которые могут вам пригодиться, мы сейчас и познакомимся..
Давайте подойдем вот к этому столу.
Воспитатель: Для того чтобы очистить воду, нам понадобятся: воронка, носовой платок,
ватный диск и емкость для воды. Как вы думаете, как нам сделать фильтр (очистительное
устройство) из этих предметов?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы нам сделать фильтр, мы возьмем воронку, положим на ее дно ватный
диск, будем держать воронку над емкостью и начнем понемногу наливать в нее грязную
воду. Что происходит с водой?
Дети: Вода становится чистой!
Воспитатель: А теперь попробуйте сделать фильтр из воронки и носового платка
самостоятельно.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, какая вода чище: та что пропущена через носовой
платок или та, что пропущена через вату?
Дети: Через носовой платок.
Воспитатель: Если бы Аленушка и Иванушка знали, что воду можно пропустить через
носовой платок, то беды можно было избежать.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сесть на стульчики и мы немного побеседуем о
том, как беречь воду.
Показывает картинки, предлагает детям рассказать стихотворения «Не мойте велосипед в
реке», «Не оставляйте мусор на берегу реки и не бросайте мусор в воду».
Итог занятия
При помощи алгоритмов воспроизвести информацию о последовательности опытных
процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.
Воспитатель: Давайте вспомним последовательность опытов с водой, которыми мы
сегодня с вами занимались. Расскажите мне о них, глядя на схему.
Дети по алгоритмам рассказывают опыты.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнали, что вода не имеет формы, у воды нет запаха
и вкуса, научились делать фильтры для очищения воды. На следующем занятии мы
познакомимся с другими свойствами воды.
Приложение 2
13
Для Вас, родители!
14
15