Автор: Ишкова Ольга Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа №33"
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности логопедического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное
«Особенности логопедического сопровождения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
соответствии с ФГОС»
В
системе
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
логопедическая
работа
в
школе
является
важным
звеном
в
общей
системе
коррекционной
работы.
Интеллектуальная
недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних
детей недоразвитие или полное отсутствие речи может быть обусловлено уровнем
интеллектуального
недоразвития,
у
других
кроме
недоразвития
речи
могут
наблюдаться также другие
речевые расстройства. Федеральный государственный
образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
определяет систему требований к структуре,
результатам, условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы.
Коррекционный
курс
«Логопедические
занятия»
входит
в
состав
элемента
учебного
плана
«Коррекционно-развивающая
область»
и
является
обязательным
компонентом
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью лёгкой степени
(АООП вариант 1). Для детей с ТМНР, обучающихся
по АООП (вариант 2)
в
соответствии с ФГОС логопедические занятия не являются обязательными, но могут
быть введены организацией самостоятельно или на основании рекомендаций ПМПК
, ИПРА. Кроме этого для тех, кто обучается по АООП (вариант 2) обязательными
является
коррекционный
курс
«Альтернативная
коммуникация».
Коррекционная
работа
с
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально
организованных
индивидуальных
и
групповых
занятий.
Время,
отводимое
на
реализацию
программы
коррекционного
курса
«Логопедические
занятия»,
определяется
образовательной
организацией
самостоятельно,
исходя
из
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
на
основании
рекомендаций
ПМПК
и
(или)
ИПРА,
в
рамках
количества
часов,
выделяемых Стандартом на реализацию коррекционно-развивающей области.
Специфика
организации
логопедического
сопровождения
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативная работа;
- информационно-просветительская работа.
Коррекционно - развивающая работа с обучающимися проводится в рамках:
- образовательного процесса;
- внеурочной деятельности;
- психолого-педагогического сопровождения.
Стандарт
чётко
определяет
основные
задачи
реализации
содержания
коррекционного курса «Логопедические занятия» - это формирование и развитие
различных
видов
устной
речи
(разговорно-диалогической,
описательно-
повествовательной)
на
основе
обогащения
знаний
об
окружающей
действительности;
обогащение
и
развитие
словаря,
уточнение
значения
слова,
развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и
совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, коррекция
недостатков письменной речи (чтения и письма).
Место коррекционного курса в учебном плане
Вариант 1
Логопедические занятия являются частью коррекционной области АООП. Всего на
коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю и она включает в
себя: ритмику в младших классах и коррекционные занятия (логопедические и
психокоррекционные), которые проводятся в рамках внеурочной деятельности.
Вариант 2
Не предполагает отдельную коррекционную программу в структуре АООП.
Логопедические занятия могут быть организованы как в рамках:
I
–
обязательной
части,
включающей
в
себя
6
образовательных
областей
и
коррекционно-развивающие
занятия,
проводимые
учителем-логопедом,
учителем
или учителем-дефектологом ;
II
–
части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений,
которая
включает в себя коррекционные курсы и внеурочные мероприятия .
Направления логопедического сопровождения
(вариант 1)
Основными направлениями логопедической работы являются:
•
диагностика и коррекция звукопроизношения
•
диагностика и коррекция лексической стороны речи;
•
диагностика и коррекция грамматического строя речи;
•
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
•
развитие коммуникативной функции речи;
•
коррекция нарушений чтения и письма;
•
расширение представлений об окружающей действительности;
•
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
•
(вариант 2)
Чётко не
определены направления логопедического сопровождения. Вторая часть
учебного
плана
предполагает
курс
«Альтернативная
коммуникация».
Учитывая
с п е ц и ф и ку индивидуального
психофизического
развития
и
возм ожно с т и
конкретного
обучающегося,
образовательная
организация имеет
возможность
дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.
Программы
коррекционного
курса
«Логопедические
занятия»
по
требованию
Стандарта
должны
содержать:
1)
пояснительную
записку,
в
которой
конкретизируются общие цели образования с учетом специфики коррекционного
курса; 2) общую характеристику коррекционного курса с учетом особенностей его
освоения обучающимися; 3) описание места курса в учебном плане; 4) личностные и
предметные
результаты
освоения
коррекционного
курса;
5)
содержание
коррекционного курса; 6) тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся; 7) описание материально-технического
обеспечения
образовательной
деятельности. Надо сказать, что в соответствии с
ФГОС , программа коррекционного курса «Логопедические занятия» составляется
индивидуально
для
каждого
обучающегося
с
учетом
особенностей
речевого
развития, а также индивидуальных личностных особенностей.
Планируемые результаты освоения коррекционных программ (вариант 1)
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
АООП
представлены личностными
и
предметными результатами.
Требования
к
результатам
освоения
коррекционных
программ соответствуют
требованиям ФГОС образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
(вариант 2)
Личностные
и
предметные планируемые
результаты
освоения
обучающимися
АООП
должны
рассматриваться
в
каче стве возможных
(примерных),
соответствующих
индивидуальным
возможностям
и
специфиче ским
образовательным потребностям обучающихся.
Формы логопедического воздействия:
Вариант 1 - Групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Вариант
2
- Коррекционные
курсы
реализуются,
как
правило,
в
форме
индивидуальных занятий.