Напоминание

"Особенности логопедического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС"


Автор: Ишкова Ольга Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа №33"
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности логопедического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Особенности логопедического сопровождения обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в

соответствии с ФГОС»

В

системе

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

логопедическая

работа

в

школе

является

важным

звеном

в

общей

системе

коррекционной

работы.

Интеллектуальная

недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних

детей недоразвитие или полное отсутствие речи может быть обусловлено уровнем

интеллектуального

недоразвития,

у

других

кроме

недоразвития

речи

могут

наблюдаться также другие

речевые расстройства. Федеральный государственный

образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

определяет систему требований к структуре,

результатам, условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной

программы.

Коррекционный

курс

«Логопедические

занятия»

входит

в

состав

элемента

учебного

плана

«Коррекционно-развивающая

область»

и

является

обязательным

компонентом

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы образования обучающихся с умственной отсталостью лёгкой степени

(АООП вариант 1). Для детей с ТМНР, обучающихся

по АООП (вариант 2)

в

соответствии с ФГОС логопедические занятия не являются обязательными, но могут

быть введены организацией самостоятельно или на основании рекомендаций ПМПК

, ИПРА. Кроме этого для тех, кто обучается по АООП (вариант 2) обязательными

является

коррекционный

курс

«Альтернативная

коммуникация».

Коррекционная

работа

с

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) проводится в рамках внеурочной деятельности в форме специально

организованных

индивидуальных

и

групповых

занятий.

Время,

отводимое

на

реализацию

программы

коррекционного

курса

«Логопедические

занятия»,

определяется

образовательной

организацией

самостоятельно,

исходя

из

особых

образовательных

потребностей

обучающихся

с

умственной

отсталостью

на

основании

рекомендаций

ПМПК

и

(или)

ИПРА,

в

рамках

количества

часов,

выделяемых Стандартом на реализацию коррекционно-развивающей области.

Специфика

организации

логопедического

сопровождения

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:

- диагностическая работа;

- коррекционно-развивающая работа;

- консультативная работа;

- информационно-просветительская работа.

Коррекционно - развивающая работа с обучающимися проводится в рамках:

- образовательного процесса;

- внеурочной деятельности;

- психолого-педагогического сопровождения.

Стандарт

чётко

определяет

основные

задачи

реализации

содержания

коррекционного курса «Логопедические занятия» - это формирование и развитие

различных

видов

устной

речи

(разговорно-диалогической,

описательно-

повествовательной)

на

основе

обогащения

знаний

об

окружающей

действительности;

обогащение

и

развитие

словаря,

уточнение

значения

слова,

развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и

совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, коррекция

недостатков письменной речи (чтения и письма).

Место коррекционного курса в учебном плане

Вариант 1

Логопедические занятия являются частью коррекционной области АООП. Всего на

коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю и она включает в

себя: ритмику в младших классах и коррекционные занятия (логопедические и

психокоррекционные), которые проводятся в рамках внеурочной деятельности.

Вариант 2

Не предполагает отдельную коррекционную программу в структуре АООП.

Логопедические занятия могут быть организованы как в рамках:

I

обязательной

части,

включающей

в

себя

6

образовательных

областей

и

коррекционно-развивающие

занятия,

проводимые

учителем-логопедом,

учителем

или учителем-дефектологом ;

II

части,

формируемой

участниками

образовательных

отношений,

которая

включает в себя коррекционные курсы и внеурочные мероприятия .

Направления логопедического сопровождения

(вариант 1)

Основными направлениями логопедической работы являются:

диагностика и коррекция звукопроизношения

диагностика и коррекция лексической стороны речи;

диагностика и коррекция грамматического строя речи;

коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;

развитие коммуникативной функции речи;

коррекция нарушений чтения и письма;

расширение представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

(вариант 2)

Чётко не

определены направления логопедического сопровождения. Вторая часть

учебного

плана

предполагает

курс

«Альтернативная

коммуникация».

Учитывая

с п е ц и ф и ку индивидуального

психофизического

развития

и

возм ожно с т и

конкретного

обучающегося,

образовательная

организация имеет

возможность

дополнить содержание коррекционной работы, отражая его в СИПР.

Программы

коррекционного

курса

«Логопедические

занятия»

по

требованию

Стандарта

должны

содержать:

1)

пояснительную

записку,

в

которой

конкретизируются общие цели образования с учетом специфики коррекционного

курса; 2) общую характеристику коррекционного курса с учетом особенностей его

освоения обучающимися; 3) описание места курса в учебном плане; 4) личностные и

предметные

результаты

освоения

коррекционного

курса;

5)

содержание

коррекционного курса; 6) тематическое планирование с определением основных

видов учебной деятельности обучающихся; 7) описание материально-технического

обеспечения

образовательной

деятельности. Надо сказать, что в соответствии с

ФГОС , программа коррекционного курса «Логопедические занятия» составляется

индивидуально

для

каждого

обучающегося

с

учетом

особенностей

речевого

развития, а также индивидуальных личностных особенностей.

Планируемые результаты освоения коррекционных программ (вариант 1)

Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

АООП

представлены личностными

и

предметными результатами.

Требования

к

результатам

освоения

коррекционных

программ соответствуют

требованиям ФГОС образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

(вариант 2)

Личностные

и

предметные планируемые

результаты

освоения

обучающимися

АООП

должны

рассматриваться

в

каче стве возможных

(примерных),

соответствующих

индивидуальным

возможностям

и

специфиче ским

образовательным потребностям обучающихся.

Формы логопедического воздействия:

Вариант 1 - Групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Вариант

2

- Коррекционные

курсы

реализуются,

как

правило,

в

форме

индивидуальных занятий.



В раздел образования