Напоминание

Воспитание навыков самообслуживания.


Автор: Ерицян Сюзанна Славиковна
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: г. Великие Луки
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание навыков самообслуживания.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание навыков самообслуживания.

Многие родители считают, что в воспитании ребенка необходимы строгие правила и

твердые нормы поведения. Запомните, дети лучше развиваются, когда они знают, чего вы

от

них

ждете,

четкие

и

справедливые

правила

дают

им

понять,

какое

поведение

приемлемо.

Ребенку необходимо давать возможность выражать свои мысли, принимать решения и

даже совершать ошибки.

В раннем детстве необходимо прививать детям навыки самообслуживания. Если

заниматься с ребенком, то к 3 годам он уже сможет многие вещи делать самостоятельно,

без помощи взрослых. Таким образом, уже в раннем возрасте можно развить в ребенке

такие качества, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность.

Значение самообслуживания в воспитании детей.

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах.

Через самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими

людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Приучение детей одеваться,

умываться,

есть,

убирать

за

собой

игрушки

воспитывает

у

них

самостоятельность,

желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают

прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и

опрятности. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость

организма,

развивает

ловкость,

координацию

движений,

доставляет

эстетическое

удовлетворение.

Что дети должны научиться делать самостоятельно.

Дети младшего возраста должны уметь:

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться

мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на

отведённое место. Одеваться и раздеваться в определённой последовательности; снимать и

надевать носки, колготки, ботинки, шапку; одежду снимать, надевать, складывать, вешать,

выворачивать

на

лицевую

сторону,

пуговицы

застёгивать,

расстёгивать;

замечать

непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к

взрослому. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; пить из чашки, есть,

хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом; правильно пользоваться ложкой, убирать

игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.

Чтобы ребенок быстрее усвоил то, чему вы хотите его научить, сопровождайте свои

объяснения примерами.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в умывании:

Постоянное и удобное место для зубной пасты, щётки, стаканчика или подставки для неё.

Удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами

других членов семьи). Удобный размер – 40-50 см в ширину, 50-70 см в длину.

Ребенок должен сам умываться и вытирать руки. Покажите ему, как пользоваться мылом,

как потом тщательно промыть руки водой, чтобы смыть пену, встряхнуть руки перед

раковиной, чтобы вода от рук не попадала на окружающих. Напомните, что руки надо

насухо вытирать.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в одевании:

Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребёнка, индивидуальная полка

или место на полке для хранения детских вещей, удобная для одевания одежда (легко

застёгивающиеся пуговицы, шнурки для обуви с твёрдыми наконечниками, достаточно

свободные резинки).

Когда вы учите ребенка одеваться, напомните ему, что перед тем как надеть колготки,

их надо собрать и натягивать на носок, а не просовывать сразу всю ногу. Объясните на

какую ногу надо обувать соответствующий ботинок.

При этом поощряйте ребенка, если он справляется. Дети очень ценят одобрение, оно

вселяет им чувство уверенности в себе и в свои способности.

После переодеваний не забудьте напомнить ребенку, аккуратно сложить вещи в шкаф

или повесить их на вешалку.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка

при приёме пищи:

Стул в соответствии со столом, небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка,

вилка, ложка; На втором году жизни нужно закрепить умение пить из чашки, садиться на

стул.

С

года

двух

месяцев

показывайте

малышу,

как

пользоваться

ложкой,

учите

самостоятельно кушать, как пользоваться салфеткой после еды ( вначале вместе с вами, а

потом самостоятельно). Выходя из – за стола, задвигать за собой стул.

Для того чтобы ребенок научился владеть ложкой, используйте игровой момент.

Например, возьмите две куклы и обыграйте ситуацию так, будто одна кукла показывает

другой, как держать ложку.

Хорошим способом приучить ребенка аккуратно есть — сервировать стол. Положите

рядом с ребёнком салфетку, и он сразу станет внимательнее. Если вдруг ребенок испачкает

салфетку, замените ее на другую. Ему станет неудобно и впредь малыш будет есть

аккуратнее.

Подобные, простые на первый взгляд, манипуляции воспитывают в детях упорство и

дисциплинированность. Освоенные навыки помогут ребенку справляться самому и в

детском саду, способствуют формированию самостоятельного мышления.

Так, привитие ребенку навыков самообслуживания полезно и необходимо не только в

быту, но и в процессе становления личности и формирования основных качеств характера.

Как приучать ребенка к правилам гигиены?

Чистота – залог здоровья. Приучайте малыша к гигиене с раннего возраста, когда навыки

закрепляются очень прочно. А иначе ваш малыш все время будет все забывать. Утром

ребенка нужно умывать водой комнатной температуры, а если ваш ребенок проснулся

мокрым, то и подмыть. Помните, что гигиеническая процедура

должна быть приятна

ребенку.

Вода не должна быть слишком горячей или холодной. В течение всего дня

малышу приходится руки мыть несколько раз – перед едой и по мере загрязнения.

Необходимо, чтобы малыш как можно раньше научился это делать сам. Сначала помогайте

ему – засучивайте рукава, чтобы вода их не замочила, показывайте, как надо правильно

намыливать руки, как смывать мыло и как вытираться полотенцем.

Показывайте малышу, как пользоваться носовым платком и салфеткой, вытирайте ему

лицо и руки, рот, как только он их испачкает. Следите за тем, чтобы ваш малыш не ходил с

грязным носом.

Очень хорошо если вы перед сном купаете малыша или моете его под душем. Это

доставит

большую

радость

ребенку.

Обязательно

нужно

ежедневно

подмывать

и

мальчиков,

и

девочек.

Приучайте

их

мыть

ножки

перед

сном.

Таким

образом,

вы

вырабатываете у них навык к вечерним процедурам.

Как привить привычку к горшку?

При правильном воспитании малыша, он уже в два года и даже раньше может проситься

на горшок. Если ваш малыш это делает, то сажайте его на горшок, по его просьбе. Но

перед сном и прогулкой, вы можете предложить ему это сделать. За детьми, которые еще

не просятся, приходится внимательно наблюдать, чтобы уловить нужный момент.

Не

держите долго малыша на горшке, и не заставляйте силой сидеть на нем. Лучше всего

напоминайте ребенку, что пара сесть на горшок, если он отказывается, не настаивайте. А

когда

он

попросится,

похвалите

его.

Главное

помните:

важно

ваше

спокойствие,

доброжелательность и терпение. Настанет время, когда вы сможете положиться на него

самого. Это обычно бывает в 3 года.

Как воспитать помощника?

Чем старше ребенок, тем увереннее он чувствует себя дома. Часто он с удовольствием

загружает белье в стиральную машину, хватается за ручку пылесоса. Он осознанно хочет

помочь. Ни в коем случае не отталкивайте его, даже если эта помощь доставляет вам не

удобства. Во – первых, ребенок улучшает свои навыки. Во – вторых, привыкает вам

помогать.

А

в-третьих,

ваш

малыш

учиться

общаться,

договариваться

и

искать

компромиссы в разных ситуациях.

Малыша привлекает не сам процесс стирки, уборки или сервировки стола, сколько сами

предметы, которыми вы пользуетесь. Разрешайте малышу их брать – и он будет счастлив!

Привлекайте малыша к любой домашней работе, за которую вы беретесь. Малыш

учится лучше концентрировать внимание, лучше двигаться, появляется желание доводить

все до конца.

Помните, малыш так же, как и вы, устает. У него может поменяться настроение, и он

может

отказаться,

что

-

либо

делать,

за

что

с

удовольствием

брался

раньше.

Не

настаивайте! Но и делать за него работу не стоит. Скажите ему, что вы его подождете, ведь

без помощника вам ни как не обойтись.

Случается так, что у вас нет времени, что бы поиграть с малышом в очередную игру с

пылесосом, стиральной машинкой. Здесь вам на помощь придут игрушки, купите малышу

игрушечную

посуду, пылесос, утюг. Это позволит ребенку самостоятельно закрепить

полученные навыки.

Как выбрать книгу?

Книги для малышей – это один из главных способов познания мира. Ведь именно в

книге малыш впервые видит животных, новые для него предметы. Поэтому к выбору

книги нужно отнестись серьезно. Детей в основном привлекают яркие, красочные книги с

большим

количеством

картинок.

Книга

это

продукт

многоразового

пользования.

Возможно, ту книгу, которую вы читали своему малышу, в будущем он сам будет по ней

учиться читать. Обязательное условие – текст должен быть крупного шрифта, буквы

должны иметь четкие и простые очертания.

В магазинах продаются издания для малышей, которые отпечатанные на специальном

картоне, его трудно будет порвать. И еще одно очень важное условие. Книга не должна

быть тяжелой для малыша и очень большой.

Что же касается содержания, то лучше всего начинать с русских народных сказок.

Русские народные сказки имеют особый речевой стиль, который успокаивает малышей,

развивает речь, и готовит малыша к пониманию и усвоению падежей в русском языке.

Как реагировать на непослушание?

Капризным, непослушным может быть чрезмерно возбудимый, нервный ребенок. Не

нужно на него кричать, создайте спокойную атмосферу, без окриков и порицаний. Ни в

коем случае, не делайте из папы некого семейного прокурора: «Сейчас папа придет домой,

он тебе задаст».

Также имеют значения «возрастные кризисы». В три года некоторые дети становятся

невыносимыми,

неуправляемыми

и

категорически

отказываются

выполнять

вполне

разумные требования. Легче всего вам будет перенести этот период упрямства, если вы

для

себя

учтете,

что

ребенок

не

стал

хуже,

у

него

просто

начинает

формироваться

характер, и так он себя пытается утвердить, и лучше всего не спорьте с ним по мелочам.

Единство требований – это важное условие успеха воспитания, а самое главное

спокойного поведения ребенка.

Когда наказание все - таки неизбежно, лучше, что бы это было кратковременно и четко

связанно с тем, что сделал ребенок. Само наказание должно длиться несколько минут, на

каждый год жизни добавляйте по минуте ( 3 года, 3 минуты и т. д.). Смотрите ребенку в

глаза и объясняйте ситуацию. В семьях, в которых любой проступок ребенка вызывает

агрессию

родителей,

за

который

затем

следует

физическое

наказание,

чаще

всего

вырастают злые и жестокие дети.

Постоянно анализируйте свои требования, понимает ли их ребенок или нет. Все

воспитание

должно

быть

основано

на

выработке

справедливых

требований,

которые

нужно

неукоснительно

придерживаться.

Прежде

чем

шлепнуть

ребенка,

подумайте,

правильно ли вы поступаете, можно ли прибегнуть к физическому наказанию.



В раздел образования