Автор: Увина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№124
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Занятие
Тема: "В нашей горнице светло..."
Раздел: дошкольное образование
Цель:
приобщать детей к русской национальной
культуре,знакомить с тем,как жили когда –то русские люди.
Задачи:
1.Образовательные:
дать представление о русской печи,
знакомить с убранством избы, домашней утварью (стол, лавка,
сундук, керосиновая лампа, ухват).Закрепить представление о
русском фольклоре.
Побуждать
детей
ориентироваться
в
предметах
для
рукоделия
прошлого(прялка, веретено, пяльца спицы, клубки)
Закрепить умение детей создавать узоры. Закрепить знание детьми
потешек, попевок, хороводных игр, знакомить с устным народным
творчеством.
Пополнить знания детей о предметах с помощью
которых
освещали
жильё(лучина,
свеча,
ке р о с и н о в а я
лампа).Создать
проблемно
–практическую
ситуацию
для
сравнения этих предметов по яркости освещения жилья прошлого.
2.Воспитательные:
воспитывать у детей уважительное отношение
к
национальному
художественному
наследию,
стремление
сохранить
и
обогащать
его
как
бесценную
сокровищницу
прекрасного. Формировать заботливое и бережное отношение к
старинной утвари и предметам рукоделия. Воспитывать к русскому
фольклору. Воспитывать интерес к народному
художественному
промыслу, уважение к мастерам этого дела.
3.Развивающие:
проявлять
смекалку
при
разгадывании
загадок
о
предметах
рукоделия,
развивать эстетический
вкус
при
росписи фигурок из теста,
умение
любоваться
прекрасным.
Развивать
эмоциональную
чуткость детей, нацеленность детей на практические действия в
добром позитивном общении.
Предварительная
работа:
лепка из тестопластики, аппликация и роспись ложек и
досок, вырезанных из бумаги.
Оборудование:
группа оформленная под русскую избу, сундук с предметами для
угощения и рукоделия, лучина, свеча, настольная лампа, спички,
стол, лавки, гуашь, кисти, самовар, шапочки-маски.
Ход занятия:
(звучит русская народная музыка)
Марья - искусница:
“Светит, светит месяц высоко не низко, где же
наши гости – далеко ли близко?
Дети: ‘’Мы пришли – радость в дом принесли. С шуткой, весельем
и работа спорится.’’
М- И:
Здравствуйте
,
добры
молодцы
и
красны
девицы!
Милости просим в гости ко мне в горницу. А я Марья –
Искусница.
Проходите,
будем
чай
пить,
хороводы
водить,
хлеб-
соль
кушать,
да
песни
слушать.
Добро
пожаловать! Садитесь отдохните! (дети садятся на лавку)
Вы
пришли
в
горницу.
Как
вы
думаете,
почему
эта
комната так называется?
Д:
Она самая светлая, самая красивая. В ней принимали
гостей, отмечали праздники. В ней находились красивые
вещи, коврики, статуэтки и т.д.
М – И: Да , наша горница и нарядна и красива. А сколько в ней
всяких интересных предметов! А какой же предмет был
главным в старой русской избе? Кого называли кормилицей-
матушкой?
Д:
Русскую печь.
М- И: А почему её так называли?
Д: на ней готовили еду, пекли хлеб, сушили одежду, обувь,грибы,
ягоды, мелкую рыбу, обогревали жильё, на ней спали (старики
и дети).
М-И: Чем топили печь?
Д: дровами, лучше всего берёзовыми, они хорошо горят и дают
много тепла.
М –И: Когда топили печь, дым в трубу попадал?
Д: нет, дым уходил в трубу. (показ)
М –И: А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними
вечерами! Во многих русских народных сказках упоминается
печь. Назовите сказки с участием печи.
Д:
“По щучьему велению”, “Сестрица Алёнушка”, “Баба – Яга”,
“Терёшечка”, “ Терёшечка”, “Сивка – Бурка”, “Волк и семеро
козлят.”
М-И: посмотрите, в горнице стоит красивый, расписной …..?
Д: Сундук.
М-И: да, а для чего нужен был сундук?
Д: в нём хранили красивую одежду, ценные вещи.
М –И: А интересно, что же хранится, в этом сундуке? Да, что нам
гадать? Давайте его откроем (пробует открыть, не
получается).А, я кажется догадалась! Этот сундучок не
простой, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните
пословицы и поговорки об избе и труде.
Д: “ Не красна изба углами, а красна пирогами”, “Без труда, не
выловишь и рыбку из пруда “, “Труд кормит, а лень портит”,
“
Изба крепка запором, а двор забором”.
М-И: Ну вот и сундук открылся, сколько в нём разных интересных
предметов. Но я их показывать и называть не буду. Скажу
только, что это предметы для рукоделия. Я загадаю о
каждом из них загадку, тот кто правильно будет угадывать, о
каком предмете я загадала – находит его в сундуке и
рассказывает о нём.(предметы: клубки веретено ,спицы,
пяльца)
Дети встают в круг, после того, как предмет взят, о нём
рассказано, нужно изобразить как он работает при помощи
движения рук.
Воспитатель достаёт “чёски” – новый для детей предмет
рукоделия.
М-И: А это ещё один предмет для рукоделия. Чёсками чешут пух,
чтобы он был пушистым (дать детям потрогать пух,
ощутить его, спросить , какой он).
Д:
пух лёгкий, мягкий, нежный, тёплый.
М-И: что делают из пуха ?
Д: вяжут шали, паутинки.
М –И: такая паутинка у меня на плечах, наши оренбургские
рукодельницы вяжут из пуха такие вот красивые паутинки.
В старину, на посиделках, люди не только пели и плясали, но и
рукодельничали. Когда за окнами темнело, в избах тоже
становилось темно. В нашей горнице много света дают
электрические люстры. А в давние времена, когда ещё не было
электричества, как освещали жильё?
Д: лучинами, свечами.
М- И: Что такое лучина?
Д: тонкая деревянная щепка.
М –И: действительно, сначала горели вот такие лучины, затем
свечи.
Посмотрите как горит лучина, как свеча( дети переходят к
Демонстрационному столику, где стоят свеча, лампа и лежит
лучина) ( зажигают свечу, лучину и лампу)
Свет от лучины был не большой, но всё же было светлее чем
ночью. У свечи свет ярче (сравнение с лампой).
А каким рукоделием занимались вечерами?
Д: вышивали, плели кружева, вязали, пряли.
М –И: для того, чтобы прясть, нужна была ещё одна вещь. Она
есть в нашей горнице. Посмотрите внимательнее.
Д: Это прялка.
М-И: Верно, а вот и она сама (девочка в маске с изображением
прялки)
Прялка: Здравствуйте ребята!
Вы в стране волшебной прялки, приглашаю вас друзья,
все вы гости для хозяйки, а хозяйка это я !
М –И: Много-много лет назад, прялка жила во всех домах и
помогала людям, её оберегали.
Прялка: Очень нуден мне помощник, веретёнце – озорник, без
него я не работник, появись пред нами в миг.
Веретено: (мальчик) Вот и я, меня вы звали, я на помощь всем
приду .Я хочу, чтоб вы узнали, как умело я пряду. Я сделано из
дерева и нахожусь рядом с прялкой и помогаю ей в работе.
Ребёнок: Шерсть затем вставляют в прялку, чешут редким
гребешком, ловко скручивают нитку озорным веретеном.
Ребёнок 2: Прежде, чем мы будем прясть, шерсти нужно нам
набрать, можно попросить ни много у овечки шерсти дать.
М –И: А , что потом делают из ниток?
Ребёнок3: Из волшебной этой нитки вяжут тёплые носки, варежки,
шарфы и шапки, всем они зимой нужны.
М – И: А, что ещё можно делать из ниток?
Д: плести ковры, вязать одежду, мотать в клубки, вышивать
М –И: Вот такой клубочек и позовёт нас отдохнуть и поводить
хоровод.
Хороводная игра.
( после игры воспитатель замечает корзинку с фигурками из
тестопластики)
Какие красивые фигурки, это вы сами слепили?
Д: Да, мы!
М –И: Только что же они такие не весёлые? Давайте – ка их
разукрасим.
( дети садятся за столы и разукрашивают вместе с воспитателем
фигурки гуашью, по окончанию работы выставляются на
просушку)
А теперь, дорогие гости, приглашаю вас на чаепитие.
МБДОУ №154
Конспект комплексного занятия:
“В нашей горнице светло…”
Воспитатель старшей группы
Увина Е.В.
Оренбург 2009 г.