Автор: Куценко Елена Викторовна
Должность: учитель биологии химии
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18
Населённый пункт: г. Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Особенности познания природы слабовидящими и незрячими детьми.Использование наглядных пособий на уроках естествознания.
Раздел: среднее профессиональное
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 18 III и IV видов»
города Кисловодска
Особенности познания природы
слабовидящими и незрячими детьми.
Использование наглядных пособий
на уроках естествознания.
Выполнила учитель
б
иологии
и
химии
Куценко Е.В.
•
И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая
внешние предметы, дает слепому все, что
дает нам глаз, за исключением
окрашенности предметов и чувствования
вдаль, за пределы длины руки». А если к
этому добавить слух, обоняние, вкус и
остаточное зрение, то окажется, что
незрячие в принципе обладают
познавательными возможностями,
близкими к возможностям зрячих.
•
При обучении слепых и слабовидящих
детей разнообразные средства наглядности
применяются в значительно большей
степени, чем в работе с нормально
видящими детьми. Это обусловлено тем,
что нормально видящий ребенок с раннего
детства овладевает необходимой
информацией об окружающем мире без
каких-либо специальных условий. Причем
90% этой информации – зрительная.
•
Ребенок, имеющий глубокую зрительную
патологию, нуждается в целенаправленном
обучении способам ознакомления с
окружающим миром. Без использования
специальных средств наглядности это
невозможно, так как непосредственное
чувственное восприятие многих предметов
или явлений часто бывает затруднено или
недоступно.
•
Правильно подобранный материал и
грамотно организованное занятие
позволяет раскрыть качества и свойства
предмета, отличительные и общие
признаки. Использование наглядности
стимулирует познавательную активность,
позволяет поддерживать интерес к
занятиям и преподносить даже самый
сложный материал в доступной форме.
Виды наглядных пособий.
В обучении детей с нарушением зрения
используется наглядный материал разных
видов (классификация Е. Н. Подколзиной):
•
Натуральные наглядные пособия
•
Объемные наглядные пособия
•
Дидактические игрушки
•
Изобразительные наглядные пособия
•
Графические наглядные пособия
•
Символические наглядные пособия
•
Рельефные наглядные пособия
Натуральные наглядные пособия
•
предметы ближайшего
окружения, животные,
растения, овощи,
фрукты и т.д., которые
специально
подбираются для
занятия или
наблюдаются в ходе
прогулок, экскурсий.
Работа с натуральными наглядными
пособиями способствует формированию
у детей бисенсорного (зрительно-
осязательного или осязательно-
слухового) и полисенсорного (с
использованием всех анализаторов)
восприятия изучаемого наглядного
материала.
Наиболее эффективно ознакомление детей с
натуральной наглядностью происходит на
целевых прогулках и экскурсиях.
Объемные наглядные пособия:
- муляжи
Характерные
признаки
изображаемых
предметов
должны быть
точно переданы.
Важно соблюдение правильных пропорций и
соотношения частей предмета в модели или
макете.
-
чучела животных и птиц
- модели
Большое значение
имеет
изготовленные
учащимися, так как
данная работа
развивает
пространственные
представления и
вооружает
школьников с
нарушенным
зрением
практическими
навыками.
Для изготовления моделей можно
использовать пластилин
изобразительная наглядность
•
Следует учитывать тот
факт, что дети с
нарушением зрения
лучше воспринимают
изображения в цветовом
исполнении, чем черно-
белые, силуэтные и
контурные. Восприятие
цветных изображений
стимулирует зрительную
реакцию, активизирует
зрительные функции,
создает у детей
положительный
эмоциональный настрой.
•
При таких заболеваниях, как
косоглазие и амблиопия,
восприятие определенных
цветов (красного, желтого,
оранжевого) особенно важно,
так как это растормаживает
колбочковый аппарат
сетчатки глаз, способствуя
закреплению результатов
лечения, направленного на
повышение остроты зрения.
•
В то же время следует
избегать использования
изобразительной наглядности
темно-синего, темно-
фиолетового, темно-зеленого
цветовых оттенков, так как
они хуже всего
воспринимаются детьми с
зрительной патологией.
•
Направления адаптации
изобразительной
наглядности: четкое
выделение общего
контура изображения,
усиление цветового
контраста; выделение
главного в изображении
контуром, линиями,
цветом; уменьшение
количества
второстепенных
деталей; выделение
переднего, среднего и
заднего планов в
многоплановых
сюжетных
изображениях
При использовании изобразительной наглядности велика
роль тифлотехники.
Например цифровой микроскоп, изображение исследуемого
объекта можно увидеть на мониторе компьютера
.
Также оборудование «Human ware» позволяет рассмотреть
слабовидящему ребенку рисунок или текст в учебнике.
•
таблицы, схемы, планы.
Графические наглядные пособия
Схемы должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным
количеством деталей, понятны детям, доступны для их зрительного
восприятия и осмысления, условные изображения должны быть
простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые
передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых
предметов, т.е. быть легко узнаваемыми.
Рельефные наглядные пособия
•
Рельефная наглядность рассчитана на
восприятие детьми, имеющими глубокую
зрительную патологию. Необходимо
использовать рельефную наглядность и в
работе со слабовидящими детьми,
имеющими прогрессирующие зрительные
заболевания и большую потерю зрения.
Структура акта ощупывания, позволяющего незрячему
человеку воспроизвести слепок, образ воздействующего на
него предмета
•
движение не является непрерывным и плавным: это
ряд отдельных, прерывистых, дискретных движений и
пауз, представляющих собой не что иное, как
дробление ощупываемого предмета на отдельные
единицы.
•
движения при ощупывании предмета неодинаковы.
Сначала выделяются мельчайшие движения размахом 2
—3 мм. Эти движения прерываются на критической
точке предмета; например, руки останавливаются на
ребрах ощупываемой фигуры, там, где ее контуры
меняют направление. Это дает дробную информацию и
составляет основу предварительной, ориентировочной
фазы ощупывания. Лишь потом, на второй фазе, эти
движения начинают носить более общий,
синтетический характер.
Для эффективности использования
наглядности необходимо соблюдать
следующие условия:
•
Для обследования наглядности детям с
нарушением зрения должно предоставляться
вдвое больше времени, чем нормально видящим.
•
Некоторым детям необходимо предоставить
возможность приблизиться к демонстрируемой
наглядности, внимательно рассмотреть ее,
обследовать с помощью осязания.
•
Демонстрируемая наглядность должна быть
размещена таким образом, чтобы каждый
ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо
освещенном месте, на уровне глаз детей, на
достаточном для их зрительного восприятия
расстоянии).
•
В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с
многоплановыми сюжетными изображениями или с
предметами сложной формы) наглядность следует
внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети
могли предварительно рассмотреть ее. После
окончания занятия эта наглядность некоторое время
может оставаться в группе.
•
Педагог должен сопровождать демонстрацию
наглядности четким, доступным пониманию детей
данного возраста описанием.
•
Использование рельефной наглядности должно
сопровождаться соотнесением ее с реальными
предметами.
•
При демонстрации новых, не знакомых детям
предметов педагог обращает внимание на
последовательность знакомства с их характерными
признаками, свойствами, качествами, формирует у
детей планомерность зрительно-осязательного
восприятия.