Напоминание

Особенности познания природы слабовидящими и незрячими детьми.Использование наглядных пособий на уроках естествознания.


Автор: Куценко Елена Викторовна
Должность: учитель биологии химии
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18
Населённый пункт: г. Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Особенности познания природы слабовидящими и незрячими детьми.Использование наглядных пособий на уроках естествознания.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 18 III и IV видов»

города Кисловодска

Особенности познания природы

слабовидящими и незрячими детьми.

Использование наглядных пособий

на уроках естествознания.

Выполнила учитель

б

иологии

и

химии

Куценко Е.В.

И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая

внешние предметы, дает слепому все, что

дает нам глаз, за исключением

окрашенности предметов и чувствования

вдаль, за пределы длины руки». А если к

этому добавить слух, обоняние, вкус и

остаточное зрение, то окажется, что

незрячие в принципе обладают

познавательными возможностями,

близкими к возможностям зрячих.

При обучении слепых и слабовидящих

детей разнообразные средства наглядности

применяются в значительно большей

степени, чем в работе с нормально

видящими детьми. Это обусловлено тем,

что нормально видящий ребенок с раннего

детства овладевает необходимой

информацией об окружающем мире без

каких-либо специальных условий. Причем

90% этой информации – зрительная.

Ребенок, имеющий глубокую зрительную

патологию, нуждается в целенаправленном

обучении способам ознакомления с

окружающим миром. Без использования

специальных средств наглядности это

невозможно, так как непосредственное

чувственное восприятие многих предметов

или явлений часто бывает затруднено или

недоступно.

Правильно подобранный материал и

грамотно организованное занятие

позволяет раскрыть качества и свойства

предмета, отличительные и общие

признаки. Использование наглядности

стимулирует познавательную активность,

позволяет поддерживать интерес к

занятиям и преподносить даже самый

сложный материал в доступной форме.

Виды наглядных пособий.

В обучении детей с нарушением зрения

используется наглядный материал разных

видов (классификация Е. Н. Подколзиной):

Натуральные наглядные пособия

Объемные наглядные пособия

Дидактические игрушки

Изобразительные наглядные пособия

Графические наглядные пособия

Символические наглядные пособия

Рельефные наглядные пособия

Натуральные наглядные пособия

предметы ближайшего

окружения, животные,

растения, овощи,

фрукты и т.д., которые

специально

подбираются для

занятия или

наблюдаются в ходе

прогулок, экскурсий.

Работа с натуральными наглядными

пособиями способствует формированию

у детей бисенсорного (зрительно-

осязательного или осязательно-

слухового) и полисенсорного (с

использованием всех анализаторов)

восприятия изучаемого наглядного

материала.

Наиболее эффективно ознакомление детей с

натуральной наглядностью происходит на

целевых прогулках и экскурсиях.

Объемные наглядные пособия:

- муляжи

Характерные

признаки

изображаемых

предметов

должны быть

точно переданы.

Важно соблюдение правильных пропорций и

соотношения частей предмета в модели или

макете.

-

чучела животных и птиц

- модели

Большое значение

имеет

изготовленные

учащимися, так как

данная работа

развивает

пространственные

представления и

вооружает

школьников с

нарушенным

зрением

практическими

навыками.

Для изготовления моделей можно

использовать пластилин

изобразительная наглядность

Следует учитывать тот

факт, что дети с

нарушением зрения

лучше воспринимают

изображения в цветовом

исполнении, чем черно-

белые, силуэтные и

контурные. Восприятие

цветных изображений

стимулирует зрительную

реакцию, активизирует

зрительные функции,

создает у детей

положительный

эмоциональный настрой.

При таких заболеваниях, как

косоглазие и амблиопия,

восприятие определенных

цветов (красного, желтого,

оранжевого) особенно важно,

так как это растормаживает

колбочковый аппарат

сетчатки глаз, способствуя

закреплению результатов

лечения, направленного на

повышение остроты зрения.

В то же время следует

избегать использования

изобразительной наглядности

темно-синего, темно-

фиолетового, темно-зеленого

цветовых оттенков, так как

они хуже всего

воспринимаются детьми с

зрительной патологией.

Направления адаптации

изобразительной

наглядности: четкое

выделение общего

контура изображения,

усиление цветового

контраста; выделение

главного в изображении

контуром, линиями,

цветом; уменьшение

количества

второстепенных

деталей; выделение

переднего, среднего и

заднего планов в

многоплановых

сюжетных

изображениях

При использовании изобразительной наглядности велика

роль тифлотехники.

Например цифровой микроскоп, изображение исследуемого

объекта можно увидеть на мониторе компьютера

.

Также оборудование «Human ware» позволяет рассмотреть

слабовидящему ребенку рисунок или текст в учебнике.

таблицы, схемы, планы.

Графические наглядные пособия

Схемы должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным

количеством деталей, понятны детям, доступны для их зрительного

восприятия и осмысления, условные изображения должны быть

простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые

передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых

предметов, т.е. быть легко узнаваемыми.

Рельефные наглядные пособия

Рельефная наглядность рассчитана на

восприятие детьми, имеющими глубокую

зрительную патологию. Необходимо

использовать рельефную наглядность и в

работе со слабовидящими детьми,

имеющими прогрессирующие зрительные

заболевания и большую потерю зрения.

Структура акта ощупывания, позволяющего незрячему

человеку воспроизвести слепок, образ воздействующего на

него предмета

движение не является непрерывным и плавным: это

ряд отдельных, прерывистых, дискретных движений и

пауз, представляющих собой не что иное, как

дробление ощупываемого предмета на отдельные

единицы.

движения при ощупывании предмета неодинаковы.

Сначала выделяются мельчайшие движения размахом 2

—3 мм. Эти движения прерываются на критической

точке предмета; например, руки останавливаются на

ребрах ощупываемой фигуры, там, где ее контуры

меняют направление. Это дает дробную информацию и

составляет основу предварительной, ориентировочной

фазы ощупывания. Лишь потом, на второй фазе, эти

движения начинают носить более общий,

синтетический характер.

Для эффективности использования

наглядности необходимо соблюдать

следующие условия:

Для обследования наглядности детям с

нарушением зрения должно предоставляться

вдвое больше времени, чем нормально видящим.

Некоторым детям необходимо предоставить

возможность приблизиться к демонстрируемой

наглядности, внимательно рассмотреть ее,

обследовать с помощью осязания.

Демонстрируемая наглядность должна быть

размещена таким образом, чтобы каждый

ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо

освещенном месте, на уровне глаз детей, на

достаточном для их зрительного восприятия

расстоянии).

В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с

многоплановыми сюжетными изображениями или с

предметами сложной формы) наглядность следует

внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети

могли предварительно рассмотреть ее. После

окончания занятия эта наглядность некоторое время

может оставаться в группе.

Педагог должен сопровождать демонстрацию

наглядности четким, доступным пониманию детей

данного возраста описанием.

Использование рельефной наглядности должно

сопровождаться соотнесением ее с реальными

предметами.

При демонстрации новых, не знакомых детям

предметов педагог обращает внимание на

последовательность знакомства с их характерными

признаками, свойствами, качествами, формирует у

детей планомерность зрительно-осязательного

восприятия.



В раздел образования