Авторы: Бикмухаметова Гузалия Салаватовна, Ионова Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: Ферзь
Раздел: дошкольное образование
Тема: Ферзь
Цель: закрепить навыки игры шахматной фигурой Ферзь.
1. - Здравствуйте, ребята. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними (поздоровались)
- Что вы больше всего любите делать? (играть) Мы сегодня с вами поиграем, а с какой
фигурой будем играть – это секрет.
- Ребята, перед вами расположена напольная шахматная доска и на ней расставлены
шахматные фигуры. Я вам буду говорить направление, по которому нужно пройти, чтобы
найти неизвестную фигуру.
- Сначала обозначим вверх и низ, левую и правую сторону шахматной доски.
- Начинаем отсчет с красной точки.
- Я вам предлагаю выбрать среди вас того, кто будет выполнять это задание (Договоритесь
между собой, кого выберите) (выбирают)
- Все согласны? (да)
- Все остальные будьте внимательны, при необходимости поможете своему другу. Вы ведь
команда.
(3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1
клетка вверх, 3 клетки влево)
- Какую фигуру нашли? (ферзя)
2. - Что за фигура ферзь? (ферзь – самая сильная фигура, ферзь любит свой цвет)
- Расскажите о ней?
- Да, ребята, ферзь – это самая сильная фигура. Ферзь любит свой цвет. Если он белый, то
стоит на белом поле, если чёрный – на чёрном поле. Ферзь может ходить, как ладья по
вертикалям и горизонталям и как слон по диагоналям, на любое количество полей, и бить так
же, как ладья и слон. Про неё говорят: «могучая фигура».
3. - Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Дойди до Аленки» (напольная шахматная доска).
Перед вами расставлены шахматные фигуры. За 3 хода нужно дойти Ферзем до Аленки.
Подумайте и покажите ходы Ферзя (показывают ходы ферзя)
- Все согласны? (да)
4. – Хотите еще поиграть? (да)
- Сейчас подойдите ко мне, займите места (таблетки)
Игра «Как бьет Ферзь» (игра на демонстрационной доске)
- Ребята, каждым ходом нужно срубить фигуру соперника. Подумайте и по очереди
покажите ходы Ферзя.
- Все согласны? (да)
5. Игра на игровизорах
5.1.
- А сейчас займите места за столами. Перед вами шахматное поле. Вам нужно каждым ходом
срубить фигуру соперника. Отметьте ходы Ферзя (дети выполняют самостоятельно)
- А сейчас сравните. У вас так как у меня? Если да, оцените себя синей фишкой, а если нет, то
красной фишкой.
- Очистите игровизор влажной салфеткой.
- Уберите верхний листочек в сторонку.
5.2. – Перед вами шахматное поле.
Отметьте фигуры черных, которые может срубить Ферзь.
- А сейчас, поменяйтесь шахматными полями и проверьте друг у друга, правильно ли
отмечены ходы Ферзя у вашего соседа. Если правильно, оцените синей фишкой. Если нашли
ошибку, оцените красной фишкой.
После взаимоконтроля педагог разворачивает свою схему
- Свертись, правильно ли вы отметили ходы Ферзя? Правильно ли вас оценили?
- Сейчас подойдите ко мне, займите места (таблетки)
6. Дискуссия.
- Ребята, как вы думаете: может ли Ферзь съесть и пешку, и слона? Почему?
(Нет, потому что слон и пешка зачищают друг друга)
7. Рефлексия
- Ребята, наша игра подошла к концу. Я вам предлагаю оценить себя.
- Заполните кармашки шахматными фигурами.
- Если вы выполнили все задания правильно – поставьте 5 шахматных фигур;
- если были ошибки – на 1 фигуру меньше;
- если ничего не получилось – оставьте кармашки пустыми.
- Покажите друг другу. Молодцы.