Напоминание

"Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей."


Автор: Масликова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 30 "Семицветик"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интеграция жанров русского фольклора и фольклора

народов Севера как условие формирования бережного

отношения к природе у детей.

Масликова Екатерина

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие

формирования бережного отношения к природе у дете

Статья посвящена использованию способов интеграции разных жанров русского

фольклора и фольклора народов Севера, при формировании бережного отношения к

природе у детей среднего дошкольного возраста и условий их применения.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества.

От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних

и будущих поколений людей планеты.

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется

серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных

документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее

ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое

внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования,

повышения экологической культуры и знаний в этой области у всех категорий, но в первую

очередь у детей и молодежи.

В решении задач охраны природы исключительно большое значение имеет ее

педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей и взрослых людей высокой

культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов.

Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека

должно формироваться, начиная с детства, в семье и дошкольных образовательных

учреждениях, школе.

Отношение как психологическая категория рассматривается в работах Л. И. Божович, А.

Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др. По их мнению, основной

психологической характеристикой отношения человека к действительности является

личностный смысл, который объект приобретает для человека. Отношение к окружающему

миру, основанное на знаниях, должно реализоваться в действиях, поступках, поведении.

Воспитательное значение полученных знаний определяется не только их содержанием, но и

методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающими правильное усвоение

и применение знаний в практической деятельности (Б. Г. Ананьев, Г. С. Костюк, А. А.

Смирнов и др.).

Вопросы формирования у детей дошкольного возраста отношения к

природерассматривались в исследованиях В. Г. Грецовой, Н. В. Кондратьевой, 3. П. Плохий,

И. А. Хайдуровой и др. В данных работах отношение к природе определяется как бережное,

заботливое, гуманное, положительное. В основу формирования такого отношения детей к

природе у всех авторов положены различные знания о растениях и животных, на основе

усвоения которых оно возникает.

Сейчас мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования,

потому что на смену Временным требованиям пришли Федеральные государственные

требования.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания,

стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает

вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в

воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего

края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура

становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении

общечеловеческих ценностей, формированиисобственной личностной культуры.

Национально-региональный компонент в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом с учётом всех

особенностей края: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народов ханты и

манси; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Ханты-Мансийского округа,

и главное с его географическими и природоведческимиособенностями

своеобразием народов, живущих в Югре.

Актуальные на сегодняшний день программы для экологического образования

дошкольников «Юный эколог», «Наш дом – природа», «Мы» содержат

раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется

познание дошкольниками природы. Материал программы ориентирует воспитателя на

развитие в детях гуманного отношения к живым существам. Однако в этих программах не

предусмотрена реализация содержания экологического воспитания при помощи

различных жанров фольклора как русского народа, так и других народов страны. А ведь

давно доказан величайший потенциал народного творчества. Поэтому педагоги дошкольного

образования сами ищут отдельные способы формирования бережного отношения к

природе посредством малых форм фольклора, часто не имея четких теоретических и

методических ориентиров и научных позиций.

Используя способы интеграции разных жанров в работе с детьми при формировании

бережного отношения к природе, педагог способствует и более успешному усвоению детьми

предлагаемого материала.

Одним из актуальных для нашего исследования жанров фольклора является загадка.

Она имеет древнее происхождение, создавалась на основе накопления человеком опыта в

познание окружающей его природы. При использовании загадок в работе с детьми, можно

использовать способ интеграции – сравнение. Например: загадка о природе народов

Севера

«Летит золотая тарелка» (солнце) в сравнение используем русскую народную

загадку «Красная девица по небу ходит». При сравнении можно сделать вывод о том, как

родились эти загадки: и русский народ, и народы Севера подмечали сходство по форме, по

звукам, по действиям каких–то явлений природы, или животных и растений, которые всегда

были у них перед глазами, жили рядом с ними. Сравнение загадок поможет детям ответить на

многие вопросы о природе, пополнить свои знания о животных и растениях родной природы.

Следующий способ интеграции – дополнение, можно проследить при знакомстве с

хантыйской сказкой «Как олень помирил Туй-Нямы и Моу-Нямы». В ней содержится материал

о родной природе, животном и растительном мире, представлены объекты

неживой природы; отраженно бережное отношение к ней. Дополнением к сказке

будет русская народная пословица: «Огонь - беда, вода - беда, а нет хуже беды, как ни

огня, ни воды». Пословицы, оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей,

они воспитывают любовь к природе. Интеграция одного жанра фольклора с другим

жанром, усиливает значимость бережного отношения к природе у детей.

Интегрировать русские и северные потешки в работе с детьми не предоставляется

возможным, по той простой причине, что у народа ханты их очень мало и они не печатаются.

Но имеются другие жанры. В этом случае мы будем использовать такой способ интеграции,

как – противопоставление.

Содержание русских народных потешек резко противопоставляется сказочкам –

стишкам народов Севера. Русские потешки звучат просто и ласково, дети запоминают их

легко. Например:

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

В сказочках – стишках народов Севера нет напевности, они написаны строгим языком, в

этом и заключается специфика многих жанров фольклора народов ханты и

манси. Например: сказочка-стишок «Куличок».

-Куличок, Куличок, что такое твой носик?

-Это моя пешня.

-Куличок, Куличок, что такое твои глазки?

-Это тёмной водицы два котелка.

-Куличок, Куличок, что такое твои лапки?

-Это две рогульки для кострища.

-Куличок, куличок, что такое твоя шейка?

-Это жердинка для сушки одежды.

-Куличок, куличок, что такое твой позвоночник?

-Это бревно – настил осеннего запора.

-Куличок, куличок, что такое твой пупок?

-Это с порохом – дробью мой мешочек.

Куличок, Куличок, что такое твои рёбрышки?

-Это жильник на двускатной крыше осеннего домика.

-Куличок, Куличок…тут Куличок расправил крылышки, свистнул и улетел. Видать

вспомнил, для чего даны ему крылья.

Следующий способ интеграции – соединение. Все явления природы и времена года

живут в закличке, как одушевлённые существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор:

солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть

дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить;

обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме,

интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Например:

«… Весна весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!»

Или:

«Солнышко, выйди, выйди;

Сама хлеба с маслом дам».

Соединяя заклички русского народа и народов Севера, педагог помогает детям увидеть,

как эти народы любят природу, бережно – ласкательно обращаются, учит их брать с них

пример.

В работе с детьми используется такой способ интеграции, как создание проблемной

ситуации. Создаются условия, заключающиеся в том, что некоторые из живых существ

нуждаются в помощи. Во время оказания помощи живому, можно использовать способ –

дополнение. Используя хантыйскую пословицу: «В каждом деле, если сердца не приложить,

то и дело не получится», мы дополняем её русской народной пословицей: «Растения –

земли украшения».

Формирование бережного отношения у детей к природе посредством интеграции

разных жанров русского фольклора и фольклора народов Севера, будет проходить

успешнее, если при их реализации в группе будут созданы следующие условия: наличие

четкого, целенаправленного и комплексного перспективного и календарного плана работы,

ориентирующего на использование различных жанров фольклора и их интеграцию;

специально организованная предметно - развивающая среда; планомерное и

целенаправленное взаимодействие воспитателя и педагогов дополнительного образования;

целенаправленное, содержательное и деятельностное взаимодействие воспитателя с

родителями; создание картотеки способов интеграции жанров русского фольклора и

фольклора народов Севера; включение фольклорав разные виды деятельности детей.

Бережное отношение к природе необходимо специально воспитывать у детейименно в

этот период, когда дети проявляют интерес к окружающему миру, задают много вопросов,

знакомятся с объектами живой и неживой природы, активно осваивают несложные способы

ухода за растительным и животным миром. Высокая эмоциональная отзывчивость,

эмпатийность четырёхлетних малышей позволяет активно формировать экологически

ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные

проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от

нравственно положительного поступка.

Детский фольклор является уникальным средством для передачи народноймудрости и

воспитания детей на начальном этапе их развития, формирования у них бережного

отношения к природе. Интерес детей дошкольного возраста к сказкам, загадкам, потешкам

делает особо перспективным использование жанров русского фольклора и фольклора

народов Севера в формировании бережного отношения к природе.



В раздел образования