Автор: Масликова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 30 "Семицветик"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей."
Раздел: дошкольное образование
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора
народов Севера как условие формирования бережного
отношения к природе у детей.
Масликова Екатерина
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие
формирования бережного отношения к природе у дете
Статья посвящена использованию способов интеграции разных жанров русского
фольклора и фольклора народов Севера, при формировании бережного отношения к
природе у детей среднего дошкольного возраста и условий их применения.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества.
От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних
и будущих поколений людей планеты.
В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется
серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных
документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее
ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое
внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования,
повышения экологической культуры и знаний в этой области у всех категорий, но в первую
очередь у детей и молодежи.
В решении задач охраны природы исключительно большое значение имеет ее
педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей и взрослых людей высокой
культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов.
Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека
должно формироваться, начиная с детства, в семье и дошкольных образовательных
учреждениях, школе.
Отношение как психологическая категория рассматривается в работах Л. И. Божович, А.
Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др. По их мнению, основной
психологической характеристикой отношения человека к действительности является
личностный смысл, который объект приобретает для человека. Отношение к окружающему
миру, основанное на знаниях, должно реализоваться в действиях, поступках, поведении.
Воспитательное значение полученных знаний определяется не только их содержанием, но и
методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающими правильное усвоение
и применение знаний в практической деятельности (Б. Г. Ананьев, Г. С. Костюк, А. А.
Смирнов и др.).
Вопросы формирования у детей дошкольного возраста отношения к
природерассматривались в исследованиях В. Г. Грецовой, Н. В. Кондратьевой, 3. П. Плохий,
И. А. Хайдуровой и др. В данных работах отношение к природе определяется как бережное,
заботливое, гуманное, положительное. В основу формирования такого отношения детей к
природе у всех авторов положены различные знания о растениях и животных, на основе
усвоения которых оно возникает.
Сейчас мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования,
потому что на смену Временным требованиям пришли Федеральные государственные
требования.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания,
стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает
вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в
воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего
края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура
становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении
общечеловеческих ценностей, формированиисобственной личностной культуры.
Национально-региональный компонент в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом с учётом всех
особенностей края: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народов ханты и
манси; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Ханты-Мансийского округа,
и главное с его географическими и природоведческимиособенностями
своеобразием народов, живущих в Югре.
Актуальные на сегодняшний день программы для экологического образования
дошкольников «Юный эколог», «Наш дом – природа», «Мы» содержат
раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется
познание дошкольниками природы. Материал программы ориентирует воспитателя на
развитие в детях гуманного отношения к живым существам. Однако в этих программах не
предусмотрена реализация содержания экологического воспитания при помощи
различных жанров фольклора как русского народа, так и других народов страны. А ведь
давно доказан величайший потенциал народного творчества. Поэтому педагоги дошкольного
образования сами ищут отдельные способы формирования бережного отношения к
природе посредством малых форм фольклора, часто не имея четких теоретических и
методических ориентиров и научных позиций.
Используя способы интеграции разных жанров в работе с детьми при формировании
бережного отношения к природе, педагог способствует и более успешному усвоению детьми
предлагаемого материала.
Одним из актуальных для нашего исследования жанров фольклора является загадка.
Она имеет древнее происхождение, создавалась на основе накопления человеком опыта в
познание окружающей его природы. При использовании загадок в работе с детьми, можно
использовать способ интеграции – сравнение. Например: загадка о природе народов
Севера
«Летит золотая тарелка» (солнце) в сравнение используем русскую народную
загадку «Красная девица по небу ходит». При сравнении можно сделать вывод о том, как
родились эти загадки: и русский народ, и народы Севера подмечали сходство по форме, по
звукам, по действиям каких–то явлений природы, или животных и растений, которые всегда
были у них перед глазами, жили рядом с ними. Сравнение загадок поможет детям ответить на
многие вопросы о природе, пополнить свои знания о животных и растениях родной природы.
Следующий способ интеграции – дополнение, можно проследить при знакомстве с
хантыйской сказкой «Как олень помирил Туй-Нямы и Моу-Нямы». В ней содержится материал
о родной природе, животном и растительном мире, представлены объекты
неживой природы; отраженно бережное отношение к ней. Дополнением к сказке
будет русская народная пословица: «Огонь - беда, вода - беда, а нет хуже беды, как ни
огня, ни воды». Пословицы, оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей,
они воспитывают любовь к природе. Интеграция одного жанра фольклора с другим
жанром, усиливает значимость бережного отношения к природе у детей.
Интегрировать русские и северные потешки в работе с детьми не предоставляется
возможным, по той простой причине, что у народа ханты их очень мало и они не печатаются.
Но имеются другие жанры. В этом случае мы будем использовать такой способ интеграции,
как – противопоставление.
Содержание русских народных потешек резко противопоставляется сказочкам –
стишкам народов Севера. Русские потешки звучат просто и ласково, дети запоминают их
легко. Например:
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
В сказочках – стишках народов Севера нет напевности, они написаны строгим языком, в
этом и заключается специфика многих жанров фольклора народов ханты и
манси. Например: сказочка-стишок «Куличок».
-Куличок, Куличок, что такое твой носик?
-Это моя пешня.
-Куличок, Куличок, что такое твои глазки?
-Это тёмной водицы два котелка.
-Куличок, Куличок, что такое твои лапки?
-Это две рогульки для кострища.
-Куличок, куличок, что такое твоя шейка?
-Это жердинка для сушки одежды.
-Куличок, куличок, что такое твой позвоночник?
-Это бревно – настил осеннего запора.
-Куличок, куличок, что такое твой пупок?
-Это с порохом – дробью мой мешочек.
Куличок, Куличок, что такое твои рёбрышки?
-Это жильник на двускатной крыше осеннего домика.
-Куличок, Куличок…тут Куличок расправил крылышки, свистнул и улетел. Видать
вспомнил, для чего даны ему крылья.
Следующий способ интеграции – соединение. Все явления природы и времена года
живут в закличке, как одушевлённые существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор:
солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть
дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить;
обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме,
интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Например:
«… Весна весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!»
Или:
«Солнышко, выйди, выйди;
Сама хлеба с маслом дам».
Соединяя заклички русского народа и народов Севера, педагог помогает детям увидеть,
как эти народы любят природу, бережно – ласкательно обращаются, учит их брать с них
пример.
В работе с детьми используется такой способ интеграции, как создание проблемной
ситуации. Создаются условия, заключающиеся в том, что некоторые из живых существ
нуждаются в помощи. Во время оказания помощи живому, можно использовать способ –
дополнение. Используя хантыйскую пословицу: «В каждом деле, если сердца не приложить,
то и дело не получится», мы дополняем её русской народной пословицей: «Растения –
земли украшения».
Формирование бережного отношения у детей к природе посредством интеграции
разных жанров русского фольклора и фольклора народов Севера, будет проходить
успешнее, если при их реализации в группе будут созданы следующие условия: наличие
четкого, целенаправленного и комплексного перспективного и календарного плана работы,
ориентирующего на использование различных жанров фольклора и их интеграцию;
специально организованная предметно - развивающая среда; планомерное и
целенаправленное взаимодействие воспитателя и педагогов дополнительного образования;
целенаправленное, содержательное и деятельностное взаимодействие воспитателя с
родителями; создание картотеки способов интеграции жанров русского фольклора и
фольклора народов Севера; включение фольклорав разные виды деятельности детей.
Бережное отношение к природе необходимо специально воспитывать у детейименно в
этот период, когда дети проявляют интерес к окружающему миру, задают много вопросов,
знакомятся с объектами живой и неживой природы, активно осваивают несложные способы
ухода за растительным и животным миром. Высокая эмоциональная отзывчивость,
эмпатийность четырёхлетних малышей позволяет активно формировать экологически
ценный опыт общения с животными и растениями, стимулировать и поощрять гуманные
проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от
нравственно положительного поступка.
Детский фольклор является уникальным средством для передачи народноймудрости и
воспитания детей на начальном этапе их развития, формирования у них бережного
отношения к природе. Интерес детей дошкольного возраста к сказкам, загадкам, потешкам
делает особо перспективным использование жанров русского фольклора и фольклора
народов Севера в формировании бережного отношения к природе.