Автор: Шкуропатова Ольга Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Николаевская СОШ"
Населённый пункт: ст. Николаевская, Константиновский р-он, Ростовская обл.
Наименование материала: методическая разработка урока географии 5 класс
Тема: "Планета Земля"
Раздел: среднее образование
Организационная информация
Учитель разрабатывающий АМО-урок
Шкуропатова Ольга Викторовна
Предмет
География
Класс, профиль класса/группа, количество человек 5 класс, 17 чел., базовый уровень обучения
Продолжительность урока (занятия)
45
Методическая информация
Тема урока /занятия --Планета Земля
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
Линия учебно-методических комплексов по географии «Полярная звезда» А.И.
Алексеев и др.
География.5-6 класс. Учебник, автор А.И. Алексеев, изд. Просвящение, Москва 2014 г.
Урок обобщения знаний по теме «Планета Земля»
Урок проводится в рамках повторения темы 2 «Планета Земля». На момент данного урока обучающиеся знакомы со всеми понятиями Вселенная,
Галактика, день солнцестояния и день равноденствия, тропики, полярные круги, осевое и орбитальное движение Земли. Данный урок предназначен для
развития уже имеющихся умений, выполнения заданий на закрепление знаний полученных на трёх предыдущих уроках.
Цели урока
Закрепить представление о Солнечной системы, о Земле как части Вселенной. Обобщить знания по теме «Планета Земля»
Задачи урока:
1.
Образовательные задачи: систематизировать у учащихся знания по теме; сформировать у учащихся представления об Вселенной, планетах,
звездах, спутниках и т.д, уметь объяснять причины неравномерного распределения тепла и света па планете Земля
2.
Развивающие задачи: выявить черты сходства и различия Земли и других планет Солнечной системы продолжить развитие логического
мышления на основе взаимосвязи Солнца и Земли; закрепить приемы определения на карте тропиков, полярных кругов, экватора. Формировать умение
давать описание дням солнцестояния и дням равноденствия.
3.
Воспитательные задачи: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор
информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение
элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования ,
Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной
задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать
новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение
солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Подробный конспект урока АМО по теме: « Планета Земля»
Фаза урока (занятия)
Этап
Цели фазы и этапа
Время, продолжительность
этапа
Название метода
Происхождение метода (выберите и
укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или
адаптированный
- заимствованный
Подробное описание АМО по
установленной схеме:
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы
(канцелярские товары и др.), которые
понадобятся для успешного проведения
метода
- Предварительная подготовка (если
требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или
учитывать педагогу при использовании
данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции
учителя
обучающимся для
реализации или в
ходе проведения
АМО
УУД, которые
формируются при
использовании
данного АМО
(выберите и
расшифруйте
необходимое)
- Личностные
- Регулятивные,
включая действия
саморегуляции
- Познавательные,
включая общеучебные
и логические
- Знаково-
символические
- Коммуникативные
Ключевые
компетентности,
которые
формируются при
использовании
данного АМО
(выберите и
расшифруйте
необходимое)
- Информационная
- Учебно-
познавательная
- Коммуникативная
- Социальная
Как, за счет чего
введенные АМО,
решают задачи урока
(занятия), позволяют
более эффективно по
сравнению с
традиционным уроком
достичь поставленных
образовательных целей.
Фаза 1 «Начало
образовательного
мероприятия»
1этап
Приве
тстви
е,
знако
мство
Созда
ние
позит
ивной
и
комфо
ртной
атмос
феры,
настр
ой на
рабоч
ий
лад
1
м
ин
Под
ари
улы
бку
заимствованный
Цель:
создать позитивный настрой на урок.
Задачи:
1.
создать обучающимся
условия для формирования
положительной мотивации;
2.
создать благоприятную
атмосферу.
Необходимые материалы:
отсутствуют
Предварительная подготовка (если
требуется):
отсутствует.
Технология проведения: Д ети смотрят
на учителя и на друг друга и
улыбаются.
Учитель
настраивает на
добродушную
обстановку в
классе. По глазам
детей педагог может
судить о настрои
ребят.
Личностные:
осознание
обучающимся себя как
частицы общего
коллектива,
установление
обучающимся связи Я
– коллектив, Я –
учитель, Я – ученик
осознание
обучающимся, того,
какое значение и какой
смысл имеет для него
и для окружающих его
настроение,
позитивное или
негативное отношение
к происходящему.
Коммуникативные:
установление связей
способствующих
взаимодействию.
2 этап
Вхож
дение
в тему
урока
(опре
делен
ие
целей
урока
)
Сосре
доточ
ение
учащ
ихся
на
предс
тояще
й
теме
урока
4
м
ин
Спи
сок
Авторский
Цель:
сосредоточить внимание учащихся на
предстоящей деятельности и теме
урока.
Задачи:
1.
нацелить учащихся на
осознание предстоящей темы урока;
2.
мотивировать учащихся на
изучение данной темы;
Необходимые материалы:
Компьютер интерактивная доска
Предварительная подготовка (если
требуется): на интерактивной доске
названия планет Солнечной системы
Технология проведения:
Ребята выстраивают линию планет как
расположены они от Солнца по
порядку.
После этого учитель задает вопросы.
-Ребята, как вы думаете, чему будет
посвящен наш сегодняшний урок?
-Мы изучили планеты Солнечной
системы. Сегодня мы обобщим наши
знания.
Обеспечение
мотивации
обучения и
осмысленности
процесса обучения.
Регулятивные:
Целеполагание
(постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и
усвоено
обучающимся,)
Фаза 2 «Работа над темой»
3 зтап
Закре
плени
е
изуче
нного
(обсу
ждени
е д/з)
Прове
рит
усвое
ние
знани
й
обуча
ющих
ся по
теме.
10
м
ин
Игр
а
«От
гада
йка
»
Заимствованный,
но измененный
или
адаптированный
Цели и задачи метода
- задействовать образное мышление,
память:
-осмысленности процесса обучения.
- воспитание уверенности в
собственных силах
- воспитание информационной
культуры обучающихся
Технология проведения:
В форме блиц-опрос. Учитель задаёт
вопросы, ученики – отвечают.
– Что такое Вселенная? (Весь
существующий мир)
– Что такое Галактика? (Скопление
звёзд)
– Как называется Галактика, к которой
принадлежит Земля? (Млечный путь)
– На какую сторону горизонта
показывает Полярная звезда? (На север)
– С помощью какого прибора изучают
Галактики? (С помощью телескопа)
Учитель дает
рекомендации по
правилам АМО, о
культуре поведения.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Аргументиро
ванно
оценивать
свои и чужие
поступки в
однозначных
и
неоднозначн
ых ситуациях
(в т.ч.
учебных),
опираясь на
общечеловеч
еские
нравственны
е ценности
Осознавать
свои эмоции,
адекватно
выражать и
контролиров
ать,
понимать
эмоциональн
ое состояние
других людей
Осознавать
свои черты
характера,
интересы,
цели,
позиции,
свой
мировоззрен
ческий
выбор
- Учебно-
познавательная
- Коммуникативная
Различать в
речи другого
мнения,
доказательства,
факты; гипотезы,
аксиомы,
догматы, теории
Корректировать свое
мнение под
воздействием
контраргументов,
достойно
признавать его
ошибочность
Создавать
устные и
письменные
тексты для
решения разных
задач общения – с
помощью и
самостоятельно
Осознанно
использовать
речевые средства
в соответствии с
ситуацией
общения и
коммуникативной
задачей
АМО поставило
учащихся в новую
позицию активного
участника
образовательного
процесса. Технология
позволила на данном
этапах урока
организовать
совместную
деятельность учителя и
учащихся. Учитель
выступает в роли
модератора. При
организации работы,
дети учатся быстро и
четко выполнять
задания. Во время
работы
учащиеся смогли
реализовать свои
возможности в
общении, в преодолении
боязни, робости..
5 этап
Инпут
(инте
ракти
вная
лекци
я)
Прове
рит
усвое
ние
знани
й
обуча
ющих
ся по
теме
10
м
ин
Нов
ое
стар
ое
дел
о
Авторский
Цель:
Проверит усвоение знаний
обучающихся.
Задачи:
-закрепить понятия по теме Планета
Земля ·
-обобщение и систематизация знаний и
практических умений работы с атласом
- закрепить опыт заполнения
проверочных листов
Необходимые материалы:
лист с заданием и проверочные листы
для заполнения. Ручка. Атлас
Технология проведения:
Ребята образуют пары. Каждая пара
получает лист с заданием и
проверочные листы для заполнения.
Приложение
Помочь
обучающимся при
организации
самостоятельной
работы по проверке
знаний и умений.
Познавательные
Иметь представления
о понятиях Солнечной
Системы и планеты
Земля в целом.
Регулятивные
Умение работать с
атласом и
раздаточным
материалом
Коммуникативные
Работа в паре,
общение и
выстраивание
отношений при
достижении
поставленных задач.
-Учебно-
познавательная
Работать по
плану, сверяясь с
целью, находить и
исправлять ошибки,
в т.ч.
самостоятельно,
используя ИКТ
Оценивать
степень и способы
достижения цели
в учебных и
жизненных
ситуациях,
самостоят.
исправлять
ошибки
- Коммуникативная
Технология позволила
на уроке организовать
совместную
деятельность учащихся.
Учитель выступает в
роли модератора. При
организации работы,
дети учатся быстро и
четко выполнять
задания. Во время
работы учащиеся
смогли реализовать свои
возможности по
изученной теме и
показать высокие
результаты.
6 этап
Прора
ботка
содер
жания
темы
Прове
рит
усвое
ние
знани
й
обуча
ющих
ся по
теме
10
м
ин
Вер
но
или
неве
рно
Авторский
Цель:
Проверит усвоение знаний
обучающихся.
Задачи:
-закрепить понятия по теме Планета
Земля ·
-обобщение и систематизация знаний и
практических умений работы с атласом
- закрепить опыт заполнения
проверочных листов
Необходимые материалы:
лист с заданием и проверочные листы
для заполнения.
Технология проведения:
По теме: «Планета Земля»
подготовлены вопросы, которые
требуют краткого ответа
«Верно или неверно». Обучающие
заполняют таблицу «В» или «Н».
Ребята меняются работами и
оценивают. На проекторе образец
правильно выполненного задания и
критерии оценок. По окончании работы
в таблице должно быть две диагонали
из букв «В»
Приложение
Обучающие
слушают
инструкцию по
выполнению
задания
Познавательные
Иметь представления
о понятиях Солнечной
Системы и планеты
Земля в целом.
Регулятивные
Умение работать с
атласом и
раздаточным
материалом
Коммуникативные
Работа в паре,
общение и
выстраивание
отношений при
достижении
поставленных задач.
- Учебно-
познавательная
- Коммуникативная
Организовывать
работу в паре,
группе
(самостоятельно
определять цели,
роли, задавать
вопросы,
вырабатывать
решения)
Преодолевать
конфликты –
договариваться с
людьми, уметь
взглянуть на
ситуацию с позиции
другого
Технология позволила
на уроке организовать
совместную
деятельность учащихся.
Учитель выступает в
роли модератора. При
организации работы,
дети учатся быстро и
четко выполнять
задания. Во время
работы учащиеся
смогли реализовать свои
возможности по
изученной теме и
показать высокие
результаты.
Фаза 3 «Завершение
образовательного
мероприятия»
7 этап
Эмоц
ионал
ьная
разря
дка
Отдох
нуть.
Прове
рит
усвое
ние
знани
й
5
м
ин
Физ
мин
утка
Заимствованный,
но измененный
или
адаптированный
Цель: Отдохнуть. Проверит усвоение
знаний
Технология проведения:
На этапе эмоциональная разрядка.
Ребята встают из- за парт. Учитель
произносит фразы, где верно дети
машут руками, если неверно хлопают в
ладоши.
Эмоциональная разрядка
(Физкультминутка)
Я говорю, где верно дети машут
руками (+), если неверно хлопают в
ладоши.
А) Угол наклона земной оси к
плоскости орбиты составляет 66,5
градусов +
Б) День зимнего солнцестояния -22
января-
В) 22 июня наблюдается в Южном
полушарии самый длинный день и
самая короткая ночь-
Г) Только 21 марта на всей Земле день
равен ночи-
Д)Средний радиус Земли составляет
6371 км+
Е)Длина экватора Земли составляет
40000 км-
Ж) 22 июня – это день летнего
солнцестояния+
Обучающие
слушают
инструкцию по
выполнению
задания
Регулятивные
соотносить результат
своей деятельности с
целью и оценивать
его.
8 этап
Рефле
ксия
Само
оценк
а
5
м
ин
Ми
шен
ь
Заимствованный
Цель:
-эффективно, грамотно и интересно в
форме игры подвести итоги урока и
завершить работу
-Самооценка
Необходимые материалы:
Ватман- мишень на доске, маркер.
Технология проведения:
На этапе рефлексии. Каждый ученик
ставит точку маркером в сектора
соответственно оценке результата: чем
ближе к центру мишени, тем ближе к
десятке, на краях мишени оценка ближе
к нулю. Затем проводят её краткий
анализ.
Ребята, вы очень
хорошо
потрудились. Но
чтобы полученные
вами результаты
стали еще более
весомыми Вам
необходимо
подвести итоги
работы на уроке и
выполнить
самооценку
Предложить
учащимся оценить
свою деятельность
во время
проведения урока.
Регулятивные
позволяет
осуществлять
действия по
реализации алгоритма;
соотносить результат
своей деятельности с
целью и оценивать
его.
Познавательные
перерабатывать
информацию
(анализировать,
обобщать,
классифицировать,
сравнивать) для
получения результата
и создания нового
продукта – оценки
своей деятельности;
Коммуникативные
Доносить свою
позицию