Автор: Благова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №35 "Соловушка"
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование
таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На
решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления
дошкольников к школьному обучению, в частности на развитие интеллектуальных способностей
детей. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-
ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его
развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и
коррекционной работы с детьми. Поэтому в педагогической практике современного детского сада
логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и
идеи авто дидактизма занимают все большее место.
Весь комплекс заданий – это интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее
ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из
них он пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень
быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди
обязательно появится такая, перед которой он приостановиться, и, возможно, здесь ему надо
будет помочь. Эффективное развитие интеллектуальных представлений у детей дошкольного
возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий
обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих
методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными,
абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Предлагается рассмотреть одну из универсальных технологий – палочки Кюизенера, ее
использование в игра-занятиях, в самостоятельных играх детей в детском саду. Данный
дидактический материал разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером. Педагоги,
занимаясь с детьми, палочки называют цветными числами, счетными палочками, цветными
палочками, цветными линеечками. Основные особенности этого дидактического материала –
абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в
систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий
обучения.
Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями,
дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические
средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями
профессионального труда педагога и инструментами учебно- познавательной деятельности
ребенка.
Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип
наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий,
необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны
они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счетом,
измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении
образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфики и
особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а
также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-
действенного мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
С математической точки зрения, палочки Кюизенера – это множество, на котором легко
обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.
Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и
решать следующие задачи:
-Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов
по высоте, длине, ширине).
-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
-Осваивать прямой и обратный счет.
-Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
-Усвоить отношения между числами (больше – меньше, больше – меньше на…), пользоваться
знаками сравнения.
-Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
-Научить делить целое на части и измерять объекты.
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и
конструированию.
-Познакомить со свойствами геометрических фигур.
-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.)
-Развивать логическое мышление, внимание, память.
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Целесообразно организовывать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера:
-во-первых, вне занятий – наличие наборов палочек или полосок в предметно-развивающей среде
группе (математический центр);
-во-вторых, в совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование из палочек,
моделирование цветными полосками);
-в-третьих, на занятиях (комплексных, интегрированных), обеспечивающих наглядность,
системность и доступность, смену видов деятельности.
Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой
деятельности. Кроме того, возможна и фронтальная работа со всей группой детей. Но
фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в
повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая
индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни
развития детей.
Необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий.
Для того, чтобы поддержать интерес к обучению, необходимо использовать игровые методы и
приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить
средствами игры:
-Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных
персонажей).
-Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный,
раздаточный материал, схемы, игры).
-Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить
раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и
способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.
-Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное
размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.
-Не травмирующая оценка. В младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая
стремление ребенка что-то сделать или узнать. В среднем и старшем – сравнение результатов
деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой
других детей. Оценивание осуществляется в индивидуальном общении.
Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5 – 2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками,
манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и др.
Опытный воспитатель уловит момент, когда дети наиграются и можно будет обратить внимание
детей на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, желтые
заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой
длины и цвета), высокие домики, низкие. Разнообразить игры маленьких детей с цветными
палочками нужно хорошо известными нам приемами: для матрешки в красном сарафане
выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Для большого медведя
строим широкую бордовую дорожку, а для маленького мишутки – узкую голубую.
Таким образом воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, что важно на первых
порах обучения.
Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с
составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что они не будут
называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть «единичкой», а голубую палочку
«троечкой» и т.д.
Строя песочницы из кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно
заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин,
песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы.
Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям
цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом, со
временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать
произвольно, перенести эти модели на бумагу, т.е. создать схему.
Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.
Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения
чередовать с коллективными.
При использовании в работе «цветные числа» позволяют занимать разнообразные позиции по
отношению к ребенку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно-ориентированная
модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений
сотрудничества и партнерства.