Напоминание

"Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками"


Автор: Благова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №35 "Соловушка"
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование

таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На

решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления

дошкольников к школьному обучению, в частности на развитие интеллектуальных способностей

детей. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-

ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его

развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и

коррекционной работы с детьми. Поэтому в педагогической практике современного детского сада

логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и

идеи авто дидактизма занимают все большее место.

Весь комплекс заданий – это интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее

ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из

них он пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень

быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди

обязательно появится такая, перед которой он приостановиться, и, возможно, здесь ему надо

будет помочь. Эффективное развитие интеллектуальных представлений у детей дошкольного

возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий

обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих

методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными,

абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Предлагается рассмотреть одну из универсальных технологий – палочки Кюизенера, ее

использование в игра-занятиях, в самостоятельных играх детей в детском саду. Данный

дидактический материал разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером. Педагоги,

занимаясь с детьми, палочки называют цветными числами, счетными палочками, цветными

палочками, цветными линеечками. Основные особенности этого дидактического материала –

абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в

систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий

обучения.

Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями,

дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические

средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями

профессионального труда педагога и инструментами учебно- познавательной деятельности

ребенка.

Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип

наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий,

необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны

они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счетом,

измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении

образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфики и

особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а

также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-

действенного мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

С математической точки зрения, палочки Кюизенера – это множество, на котором легко

обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и

решать следующие задачи:

-Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов

по высоте, длине, ширине).

-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

-Осваивать прямой и обратный счет.

-Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

-Усвоить отношения между числами (больше – меньше, больше – меньше на…), пользоваться

знаками сравнения.

-Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.

-Научить делить целое на части и измерять объекты.

-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и

конструированию.

-Познакомить со свойствами геометрических фигур.

-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.)

-Развивать логическое мышление, внимание, память.

-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Целесообразно организовывать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера:

-во-первых, вне занятий – наличие наборов палочек или полосок в предметно-развивающей среде

группе (математический центр);

-во-вторых, в совместной и самостоятельной игровой деятельности (конструирование из палочек,

моделирование цветными полосками);

-в-третьих, на занятиях (комплексных, интегрированных), обеспечивающих наглядность,

системность и доступность, смену видов деятельности.

Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой

деятельности. Кроме того, возможна и фронтальная работа со всей группой детей. Но

фронтальная работа не должна быть ведущей, так как накопление детского опыта происходит в

повседневной детской деятельности, в игре. Важно осуществлять подбор игр, учитывая

индивидуальные способности, возрастные возможности каждого ребенка, а также уровни

развития детей.

Необходимо использовать методы и приемы, которые позволят обеспечить мотивацию занятий.

Для того, чтобы поддержать интерес к обучению, необходимо использовать игровые методы и

приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить

средствами игры:

-Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных

персонажей).

-Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный,

раздаточный материал, схемы, игры).

-Индивидуальная работа. Целесообразно отстающих детей с новым материалом знакомить

раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общем занятии и

способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.

-Предлагаемые игры-занятия предполагают совместный поиск решения, коллективное

размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у друга.

-Не травмирующая оценка. В младшем возрасте – только положительная, подкрепляющая

стремление ребенка что-то сделать или узнать. В среднем и старшем – сравнение результатов

деятельности ребенка с его же собственными предшествующими достижениями, а не с работой

других детей. Оценивание осуществляется в индивидуальном общении.

Знакомить детей с палочками можно уже с 1,5 – 2 лет. Сначала дети знакомятся с палочками,

манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и др.

Опытный воспитатель уловит момент, когда дети наиграются и можно будет обратить внимание

детей на цвет палочек: выкладывать красные дорожки, поезд с голубыми вагонами, желтые

заборчики; на размер: строить одинаковые по высоте заборы (они должны быть одинаковой

длины и цвета), высокие домики, низкие. Разнообразить игры маленьких детей с цветными

палочками нужно хорошо известными нам приемами: для матрешки в красном сарафане

выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Для большого медведя

строим широкую бордовую дорожку, а для маленького мишутки – узкую голубую.

Таким образом воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, что важно на первых

порах обучения.

Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, не подозревая, что начинают знакомиться с

составом числа. Составляя лесенку и прыгая по ступенькам, не предполагают, что они не будут

называть палочки по цвету, а белый кубик будут называть «единичкой», а голубую палочку

«троечкой» и т.д.

Строя песочницы из кукол, дети приобщаются к моделированию. Моделированием можно

заниматься с детьми разного возраста. Маленькие дети с интересом строят гаражи для машин,

песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы.

Дети постарше моделируют по рисунку, а потом по схеме. Желательно сначала предложить детям

цветную схему в натуральную величину палочек. Дети накладывают палочки на схему, а потом, со

временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать

произвольно, перенести эти модели на бумагу, т.е. создать схему.

Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия.

Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения

чередовать с коллективными.

При использовании в работе «цветные числа» позволяют занимать разнообразные позиции по

отношению к ребенку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно-ориентированная

модель общения, предполагающая наличие между взрослыми и детьми отношений

сотрудничества и партнерства.



В раздел образования