Напоминание

"Музыкальные игры народов Поволжья, как форма ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной"


Автор: Слесаренко Лариса Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 20 "Алиса"
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальные игры народов Поволжья, как форма ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальные игры народов Поволжья, как форма

ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной

Справедливо

известное

изречение:

если

вы

хотите

узнать

душу

народа,

приглядитесь, как и во что играют его дети.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в

соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и

другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы

для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом,

включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,

целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре

общения.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том,

что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные,

трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому

ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики,

человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста

непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки,

народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские,

чуваши, татары, башкиры, мордва. Каждый из этих народов отличается не только

языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они

часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх

используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют

свою

художественную

прелесть,

эстетическое

значение

и

составляют

ценнейший

неоспоримый игровой фольклор.

Народные подвижные игры я включаю в практическую деятельность с детьми.

Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр. В картотеке

представлены

популярные

русские,

мордовские,

татарские

и

чувашские

игры,

доступные детям разного возраста. Дети с удовольствием играли в русские народные

игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную

игру «Круговой», чувашскую игру «Хищник в море». В процессе игровой деятельности

дети проявили свою ловкость, сообразительность, смекалку.

Цели:

1. Приобщение детей к культуре народов Поволжья

2.

Расширить знания детей о народах Поволжья.

3.

Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского,

удмуртского

и

чувашского

народов

музыкальным

сопровождением,

с

музыкальными хороводами).

4.

Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам

других национальностей.

Задачи:

Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.

Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.

Организация

и

проведение

народных

подвижных

игр

с

воспитателями

дошкольного учреждения.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг

от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-

лебеди», «У медведя во бору», «Кошки – мышки» и т.д.)? Когда они возникли?

Вероятно, они созданы народом так же, как песни,

сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и

называются – народными.

Народная игра – игра, реализующаяся на

принципах

добровольности,

популярная и

широко

распространенная

в

данный

исторический

момент развития общества и отражающего его

особенности, претерпевающая изменения под

различными влияниями: социально-политическим,

экономическим, национальным. Народная игра,

являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения

детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект

воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в

современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к

прошлому является весьма своевременным.

«Заря-заряница»-русская народная игра

Целый ряд детских игр основан на соединении

песни с движением. Это игры хороводные. В

подобных играх действие осуществляется в ритме,

словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о

чем поется в песне. Песня тесно связана с народной

игрой.

Народная педагогика прекрасно определила

последовательность игр от младенческих лет до

зрелости.

«Карусели»-мордовская игра

В то же время, народные игры очень гибки в

возрастном отношении. Например, в

«Жмурки», «Карусели» охотно играют дети

младшего, старшего дошкольного и школьного

возраста. В народных играх много юмора,

шуток, соревновательного задора; движения

точны и образны.

«Хищник в море»- чувашская игра

Они сохраняют

свою

художественную

прелесть, эстетическое значение и составляют

ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народные

подвижные игры влияют на воспитание воли,

нравственных чувств, развитие сообразительности,

быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через

игру воспитывается чувство ответственности перед

коллективом, умение действовать в команде. Вместе с

тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры

привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение

народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в

поколение.

«Узнай меня»- чувашская народная игра

В народных

играх много юмора, шуток,

соревновательного

задора; движения точны и

образны, часто

сопровождаются

неожиданными

веселыми моментами,

заманчивыми и

любимыми детьми

считалками,

жеребьевками, потешками.

Они сохраняют свою

художественную прелесть,

эстетическое значение

и составляют ценнейший,

неоспоримый игровой

фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь

дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение

обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на

детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых

действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами

представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой

личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое

совершенство.

Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать

следующие задачи:

Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный

календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и

хранить народные традиции.

Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих

способностей.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста

нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,

доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.

Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и

поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят,

конечно, подвижные игры и, предлагая им игры различных народов, мы тем самым и

развиваем интерес к людям разных национальностей.



В раздел образования