Напоминание

Организация внеурочной деятельности по учебному предмету "Технология"


Автор: Минина Маргарита Ивановна
Должность: учитель изо и технологии
Учебное заведение: МБОУ "Сайгинская СОШ"
Населённый пункт: п.Сайга, Верхнекетского района, Томской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация внеурочной деятельности по учебному предмету "Технология"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация внеурочной деятельности по учебному

предмету «Технология»

Работу выполнила: Минина Маргарита Ивановна,

учитель технологии и ИЗО, МБОУ «Сайгинская СОШ»

Верхнекетского района Томской области

Томск - 2017

Введение

2

Инновационностью ФГОС общего образования является введение внеурочной

деятельности. Под внеурочной деятельностью следует понимать

образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от

классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов

освоения основной образовательной программы начального общего

образования

Внеурочная деятельность - не традиционный урок, но направлена на

достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. Но в первую

очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. При этом,

внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует

решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке. Это

определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой

обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться

действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная работа школьников имеет огромное преимущество перед уроками –

она не носит такого отпечатка обязательности и серьезности. Внеурочная

работа не накладывает на учителя и учеников таких строгих обязательств, как

на уроке, что позволяет использовать нестандартные и творческие приемы

обучения.

Школьники прекрасно понимают, что на занятиях им никто не будет ставить

плохих оценок и их желание обучиться чему-либо и получить качественные

умении и знания зависит только от их заинтересованности. На внеурочных

занятиях ученики ведут себя более раскованно, нежели на уроках, могут

предлагать большее количество идей. На занятиях ученики работают не для

оценки, а для себя, ради себя, ради того, чтобы научиться тому, что им

нравиться и впоследствии может пригодиться в жизни.

Все это приводит к тому, что на внеурочных занятиях ученики раскрываются

больше как личность и более ярко демонстрируют свои таланты.

3

Следовательно, учителю необходимо использовать это желание учеников

научиться. Учитель может вести расширенное обучение по предмету, надеясь на

лучший уровень усвоения за счет личной заинтересованности учеников в

работе.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую

актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность её

организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества

обучения. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность

обязательна, а ребенок имеет право выбора. Внеурочная деятельность позволяет

ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Глава 1. Особенности организации внеурочной деятельности школьников.

1.1. Цель, задачи и принципы внеурочной деятельности

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и

развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения

духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить ещё целый ряд очень

важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Принципами организации внеурочной деятельности в школе стали:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;

4

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной

деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности:

- запросы родителей, законных представителей учащихся;

- приоритетные направления деятельности школы;

- интересы и склонности педагогов;

- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей

ребёнка.

1.2. Виды внеурочной деятельности:

- Познавательная

- Игровая

- Трудовая (производственная) деятельность

- Досугово-развлекательная деятельность

- Спортивно-оздоровительная деятельность

- Туристско-краеведческая деятельность

- Художественное творчество

- Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

5

- Проблемно-ценностное общение.

Внеурочная работа школьников имеет огромное преимущество перед уроками –

она не носит такого отпечатка обязательности и серьезности. Внеурочная

работа не накладывает на учителя и учеников таких строгих обязательств, как

на уроке, что позволяет использовать нестандартные и творческие приемы

обучения.

Все это приводит к тому, что на внеурочных занятиях ученики раскрываются

больше как личность и более ярко демонстрируют свои таланты.

Актуальностью данной работы является то, что благодаря проведению

внеурочных занятий учитель может развивать творческий потенциал своих

учеников, использовать творческие методы обучения с большей свободой

действий. Благодаря проведению внеурочных занятий учитель ненавязчиво

может обучить школьников выполнению проектов, использованию мозгового

штурма в работе и других творческих методов.

1.3. Направления и формы организации внеурочной деятельности. Внеурочная

деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по

основным направлениям развития личности:

- духовно-нравственное,

- социальное,

-общеинтеллектуальное,

-общекультурное,

-спортивно-оздоровительное и т. д.

Содержание внеурочных занятий должно формироваться с учетом пожеланий

обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться

6

посредством различных форм организации, отличных от урочной системы

обучения, таких как:

- экскурсии,

- кружки,

- секции,

- круглые столы,

- конференции,

- диспуты,

- школьные научные общества,

- олимпиады,

- конкурсы,

- соревнования,

- поисковые и научные исследования,

- общественно полезные практики и т. д.

Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе

каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под

руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо

учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные

особенности и интересы. В процессе внеурочной работы у учащихся

формируются психические и физические качества: трудолюбие, выносливость,

самостоятельность, инициативность, свобода, достоинство и честь.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что внеурочная

деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на

7

достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в

первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.

Глава 2. Организация внеурочной деятельности по технологии.

Цель внеурочной деятельности по технологии:

- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в

активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с

материалами различного происхождения;

- обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи внеурочной деятельности по технологии состоят в том, чтобы:

- научить детей основным техникам изготовления поделок;

- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить

его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим,

самостоятельность и аккуратность;

- привить интерес к народному искусству;

- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом

возможностей материалов;

- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях

детского творчества.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию

“Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в

осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его

потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо

8

помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя

как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии

должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение

безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и

должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по

преобразованию материала в изделие. Причем на теоретическую часть занятия

должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это

обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно

ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей

форме, а самостоятельные практические действия должны вестись

неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование

трудовых умений на должном уровне.

В школе должен стать реальностью педагогически организованный

процесс индивидуального развития ребенка средствами внеурочной

деятельности, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели

действительно развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка.

Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить

дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить

литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать

такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за

свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые

возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий

снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по

принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и

точно понимающего какая связь между отдельными операциями при

изготовлении изделия и конечным результатом.

9

Использование инструкционных и технологических карт и других видов

изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую

работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать

самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь

большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с

такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы,

иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными

инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по

образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с

учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. Главной

задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем

характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой

задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше

вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями,

торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается.

Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым,

мастером.

Глава 3. Выдержки из программ внеурочной деятельности по технологии.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Робототехника»

для обучающихся 3-6 классов

Программа составлена в соответствии с федеральным базисным учебным

планом и с учетом учебного плана МБОУ «Сайгинская СОШ», на изучение

10

программы внеурочной деятельности отводится 2 часа в неделю. Общий объем

учебного времени составляет 68 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной

деятельности:

Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного

отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся

нескольких классов.

Программа отвечает требованиям направления региональной политики в сфере

образования - развитие научно-технического творчества детей младшего

школьного возраста.

Актуальность программы:

-востребованность развития широкого кругозора младшего школьника и

формирования основ инженерного мышления;

-отсутствие предмета в школьных программах начального образования,

обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и

опыта программирования.

Робототехника - это прикладная наука, занимающаяся разработкой и

эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для

реализации их в различных сферах человеческой деятельности.

Современные робототехнические системы включают в себя

микропроцессорные системы управления, системы движения, оснащены

развитым сенсорным обеспечением и средствами адаптации к изменяющимся

условиям внешней среды. При изучении таких систем широко используется

комплект LEGO Mindstorms — конструктор (набор сопрягаемых деталей и

электронных блоков) для создания программируемого робота.

11

Программа предусматривает использование базовых датчиков и двигателей

комплекта LEGO Mindstorms, а также изучение основ автономного

программирования и программирования в среде NXT-G.

Новизна программы заключается в инженерной направленности обучения,

которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует

развитию информационной культуры и взаимодействию с миром научно-

технического творчества. Авторское воплощение замысла в

автоматизированные модели и проекты особенно важно для младших

школьников, у которых наиболее выражена исследовательская компетенция.

Цель программы: формирование интереса к техническим видам

творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Задачи программы

Обучающие:

- ознакомление с комплектом LEGO Mindstorms NXT 2.0;

- ознакомление с основами автономного программирования;

- ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms NXT-G;

- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;

- получение навыков программирования;

- развитие навыков решения базовых задач робототехники.

Развивающие:

- развитие конструкторских навыков;

- развитие логического мышления;

- развитие пространственного воображения.

12

Воспитательные:

- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;

- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в

коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;

-развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия,

самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с

различными источниками информации, умения самостоятельно искать,

извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Содержание программы (разделы).

I. Робототехника. Основы конструирования – 16 часов.

Основные определения. Классификация роботов по сферам применения.

Детали конструктора LEGO. Знакомство с блоком NXT, сервомоторами,

датчиками.

II. Алгоритмизация. Автономное программирование – 16 часов.

Типы алгоритмов. Создание программ с использованием автономного

программирования блока NXT.

III. Программирование в среде NXT-G – 24 часа.

Понятие среды программирования. Среда программирования NXT-G,

основные особенности. Создание программ в среде программирования

13

NXT-G.

IV. Решение прикладных задач – 12 часов.

Создание базовых программ, предусматривающих использование различных

датчиков, решение задач смешанного типа. Соревнования роботов.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука парфюмерии»

для обучающихся 1-5 классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации

внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Курс рекомендован

учащимся 1-5 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной

деятельности:

Детство-пора удивительных открытий. Мир детства предстает разнообразием

форм, запахов, звуков, цвета. Окружающее обладает множеством явных и

скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя, воспринимать

мир в целом, ориентироваться в нем. У ребенка возникает множество вопросов,

на которые он с нетерпением ждет ответа. Именно в этом возрасте необходимо

развивать в ребенке любознательность, познавательную и творческую

активность. На основе этого и была разработана программа «Азбука

парфюмерии». Человек – далеко не самое чувствительное к запахам существо.

Но даже у человека запах способен поднять настроение и вогнать в депрессию;

оживить приятные и неприятные воспоминания; сигнализировать о наличии

еды и опасности. При этом человек далеко не всегда осознает, что на него

влияет тот или иной запах. Данная программа научит обучающихся управлять

запахами и, тем самым, в какой-то мере овладеть этим древним инструментом,

именуемым «парфюмерия».

14

Актуальность программы в том, что она позволяет обеспечить каждому ребенку

доступный уровень развития, позволяющий ему быть успешным, и реализует

социальный заказ по развитию творческих начал детей младшего школьного

возраста.

Цель программы: создание условий для многоаспектной и увлекательной

активности детей при знакомстве с азами парфюмерии.

Задачи:

создать эмоционально-положительную среду, позволяющую развивать

творческие и созидательные способности детей;

учить детей различать запахи и отслеживать их влияние на самочувствие и

состояние человека;

развивать память, внимание;

способствовать развитию навыков визуализации, включающих распознавание

форм, образов и материалов.

При составлении программы учтены возрастные особенности детей- младших

школьников, такой возраст характеризуется любознательностью, пытливостью,

активностью, способностью воображать, фантазировать, сознательно

запоминать, более длительно удерживать внимание. Ведущей деятельностью

детей этого возраста является игра, позволяющая познавать окружающий мир,

способствующая развитию произвольного внимания и памяти, речи. В игре

ребенок постигает определенные правила поведения, принятые в обществе.

Немаловажное значение на развитие ребенка оказывает и продуктивная

деятельность, требующая от ребенка умения добиваться нужного результата

даже в том случае, когда сам процесс не очень его привлекает.

Содержание программы:

Введение: правила техники безопасности – 1 час.

15

Правила работы и техника безопасности.

Простейшие операции с душистыми веществами – 3 часа.

Растворимость

эфирных

масел.

Можно

ли

смыть

эфирное

масло.

Приготовление 10% растворов.

Чувствуем и запоминаем запахи - 5 часов.

Если все запахи кажутся одинаковыми. Вдох или выдох? Вкус или запах?

Ассоциации на запахи. Типовые ассоциации. Создаем ассоциации.

Индивидуальная чувствительность и непостоянство запаха – 5 часов.

Запах и расстояние. Запах и температура. «Прилипчивый» запах. Война

запахов. Привыкание к запахам.

Учим запахи – 8 часов.

Группы и классификация запахов. Запоминание запахов. Уничтожители

запахов.

Заимствование

запаха.

Как

избавиться

от

запаха.

Превращение

душистых веществ.

Смешение запахов. Искусство композиции – 6 часов.

Анализ состава запахов. Ведущие ароматы эфирных масел. Искусственные

эфирные масла. Настойки. Эфирное масло из кожи апельсина.

Психологические аспекты запахов – 5 часов.

Запахи: оценка приятности. Пасмурно и ясно. Функциональное состояние и

восприятие

запахов.

Бодрость

и

расслабление.

Ароматерапия:

правда

и

вымысел. Снятие стресса.

Итоговое занятие – 1 час.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Роспись по ткани»

16

для обучающихся 1-5 классов

Программа составлена с учетом федерального государственного

образовательного стандарта в области «Технология» и с учетом учебного плана

МБОУ «Сайгинская СОШ».

Актуальность программы заключается в том, что она позволяет детям не только

познакомиться с искусством росписи ткани, художественными традициями в

этой области искусства, а также и реализовать свои индивидуальные

образовательные и творческие художественно-эстетические потребности.

Занятия росписью способствуют формированию и развитию духовного мира

ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению

кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по

ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер;

совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление,

художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор.

Новизна программы в том, что в результате ее освоения повышается не только

уровень общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и

межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом, но и

активизируется социально-ориентированная деятельность, его

профессионально творческий потенциал как комплекс социально-значимых

личностных качеств, способствующих профессиональному самоопределению в

условиях конкуренции рынка труда.

Курс рекомендован обучающимся 5-7 классов и рассчитан на 17 часов (1 час в

неделю).

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля,

который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-

прикладного искусства. Ремесло ручной росписи ткани появилось практически

одновременно с возникновением ткачества. Шло время, менялись технологии,

появились новые материалы и оборудование Процессы украшения тканей

17

механизировались. Но, тем не менее, извечное стремление женщин выглядеть

неповторимо, подпитывало интерес к ручной росписи. Ручная роспись ткани

настолько увлекательна, что поможет активизировать внимание обучающихся

на создание декоративных композиций.

Цель программы – создание необходимых условий для развития творческих

способностей детей посредством приобщения их к художественной росписи по

ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества.

Программа позволяет решить следующие задачи:

Обучающие

вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать у них

практические навыки и умения

Развивающие

приобщить детей и подростков к народному искусству

реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,

развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление

Воспитывающие

воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность

воспитывать у детей соответствующую социальную позицию

Практические занятия по данной программе совмещаются с теорией. В основе

её тесная взаимосвязь с такими понятиями как: декоративная композиция,

рисунок, цветоведение.

Задания направлены на то, чтобы знакомить ребят с этой интересной техникой и

научить расписывать ткань разными приёмами. Располагаются в порядке

постепенного усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно

18

выполненной художественной работы. Особое внимание обращается на уровень

усвоения обучающимися получаемых знаний и навыков, на закрепление их в

последующих заданиях, всё это развивает у них не только навыки технического

ремесла, но и творческого начала. В процессе решения технических и

творческих задач, обучающиеся получают знания по технологии росписи ткани,

овладевают разнообразными техниками, знакомятся с правилами безопасности

при работе с оборудованием и рабочими инструментами.

Важным этапом на пути создания самостоятельных композиций, является

копирование образцов. Это позволяет понять и усвоить не только разные виды и

техники художественной росписи ткани, но и особенности композиции в

различных техниках.

Программа рассчитана, главным образом, на развитие у детей творческого

начала, время, отведённое на изучение курса, позволяет им в достаточной

степени овладеть техническими навыками работы в материале.

Основная форма организации учебного процесса – учебное занятие или

творческий урок. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью

процесса выполнения художественной росписи ткани.

Условия реализации:

Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы,

инструменты и условия:

- помещение – мастерская;

- краски по ткани акриловые;

-контуры по ткани;

- ткани для росписи;

19

- инструменты – кисти, тампоны, трафареты, карандаши простые, бумага

копировальная, калька, газета;

- рамки деревянные для натяжения ткани или пяльца;

- ёмкости для разведения красителей, емкости для воды.

Принципы обучения:

- эмоционально-положительное отношение обучающихся к деятельности;

- учет индивидуальных особенностей детей;

- последовательность освоения учебного материала;

- удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и

красивых вещей.

Содержание курса.

Раздел 1. История возникновения росписи по ткани. Основы композиции и

цветоведения (3 часа).

Немного из истории. Знакомство с искусством художественной росписи.

Основы композиции и цветоведения. Инструменты и приспособления для

росписи.

Раздел 2. “Различные способы росписи ткани” (14 часов).

Изобразительные возможности акриловых красок. Основные цвета. Смешение

красок. Знакомство с контуром. Отработка приема проведения непрерывных

линий контуром. Перевод рисунка на ткань. Работа контурными красками.

Роспись ткани в соответствии с эскизом. Роспись одежды (футболки, джинсы,

юбки). Роспись обуви и сумочек.

20

Рабочая программа внеурочной деятельности «Солнечный мотор»

для обучающихся 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Солнечный мотор» составлена

на основе образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС

начального общего образования на основе федерального базисного учебного

плана с учетом учебного плана МБОУ «Сайгинская СОШ», предназначена для

организации внеурочной деятельности младших школьников по

общеинтеллектуальному направлению естественно-научного цикла.

Программа составлена в соответствии с федеральным базисным учебным

планом и с учетом учебного плана МБОУ «Сайгинская СОШ», на изучение

программы внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Общий объем

учебного времени составляет 17 часов.

Реализация данного курса стимулирует интерес и любознательность, развивает

способности к решению проблемных ситуаций. Конструирование тесно

связано с интеллектуальным развитием ребенка. Особую значимость оно имеет

для развития остроты зрения, тактильных качеств, цветовосприятия, развития

мелкой моторики рук, восприятие в целом объекта, его размера и формы. Дети

решают конструктивные задачи и развивают образное мышление, а также

обучаются умению представлять предметы в различных просторах,

мысленному изменению их взаимного расположения. Во время занятий идет

работа над развитием воображения, мелкой моторики, творчества, расширение

словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи. Кроме

того, уделяется внимание развитию пространственного и логического

мышления. Обучающиеся учатся работе с предложенными инструкциями,

формируется умение сотрудничать в паре, коллективной работе.

Реализация этого курса помогает развитию творческих способностей и

коммуникативных навыков за счет взаимодействия детей в групповой

проектной деятельности.

21

Цель программы - овладение навыками технического конструирования,

развитие мелкой моторики рук, изучение конструкций и их основных свойств

(прочности, жесткости и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Основные задачи программы:

-развивать творческие способности и логику детей;

-развивать образное, техническое мышление и умение выражать свой замысел;

- развивать умение творчески подходить к решению задачи;

- развивать умение излагать мысли в четкой логической последовательности,

анализ ситуации и поиск ответов на вопросы путем логических рассуждений.

Ожидаемые предметные результаты:

Обучающиеся узнают:

- о правилах безопасной работы;

- об особенностях моделей из конструктора и механизмов;

- о разновидностях соединений конструктора;

- приемы и конструирование с использованием специальных элементов.

Обучающиеся научатся:

-ориентироваться в информационном пространстве;

- самостоятельно конструировать;

- создавать модели по схеме, а также по собственному замыслу.

Содержание программы (разделы).

22

I. Введение: правила техники безопасности – 1 час.

Основные определения. Инструктаж по технике безопасности.

II. Блоки – 5 часов.

Вводное занятие. Солнечная энергия. Блок зубчатой передачи. Блок солнечной

батареи. Объединяем блоки.

III. Моделирование – 10 часов.

Солнечный вентилятор. Модель одномоторного самолета. Лодка с аэровинтом.

Вращающийся самолет (карусель). Солнечная собачка (робот). Гоночная

машинка.

IV. Итоговое занятие – 1 час.

Подведение итогов.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол»

для обучающихся 3-6 классов

Программа составлена в соответствии с федеральным базисным учебным

планом и с учетом учебного плана МБОУ «Сайгинская СОШ», на изучение

программы внеурочной деятельности отводится 2 часа в неделю. Общий объем

учебного времени составляет 68 часов.

Цели изучения программы - эстетическое воспитание учащихся, создание

атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и

малыми социальными группами.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства

сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.

Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному

обогащению.

23

Развитие творческих способностей.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты.

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает

устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в

игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.

В основу курса положены:

тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает

задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания

школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения

отдельных тренировочных упражнений до разыгрывания роли. Таким

образом, ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от

того, чему он уже научился.

построение занятий согласно логике творчества – от постановки

творческой задачи до достижения творческого результата. взаимосвязь

развития творческих и познавательных способностей учащихся.

Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие

памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей

наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в

развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который

проводится на каждом занятии кукольного театра.

построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли

участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой

группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие

группы, выполнение индивидуальных заданий.

24

Содержание курса

1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Знакомство детей с историей театра в России. Понятие о пьесе, персонажах,

действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра Понятие

«кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы

(движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности

театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2. Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления

(декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра.

Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных,

полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных

декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах

материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

3. Особенности изготовления кукол

Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Изготовление различных кукол

4. Речевая гимнастика Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи

различных персонажей кукольного спектакля. Голосовые модуляции. Понятие

об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. Речевая

гимнастика. Работа со скороговорками. Отработка сценической речи

5.Особенности работы кукловода

25

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков

движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической

подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка

навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях

(актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, и протяжённости

всего спектакля.

6.Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава).

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление

спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления.

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей.

Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве

и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия,

сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в

предлагаемых обстоятельствах на сцене.

7. Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка

ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и

световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и

светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков).

Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля.

26

Заключение

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является

его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения,

созданной в школе. Считаю, важным заинтересовать ребёнка занятиями после

уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность

превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания

и образования.

Таким образом, внеурочная деятельность помогает:

- научить себя учиться, что способствует саморазвитию;

- утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует

самоутверждению;

- найти себя, что будет способствовать самоопределению;

- реализовать себя, что способствует самореализации;

- научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и

самовоспитанию.

27

В школе должен стать реальностью педагогически организованный процесс

индивидуального развития ребенка средствами внеурочной деятельности,

чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно

развивающий эффект, причем именно для каждого ребенка.

Список литературы:

1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго

поколения).

2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в

основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В.

Степанов, Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.:

Просвещение, 2011.

4. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных

группах/Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013.

5. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития

познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.:

Просвещение, 2012.

6. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-

8 классы. / А.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2013.

28

7. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические

рекомендации : пособие для учителя общеобразоват. учреждений [Ю.Ю.

Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013.



В раздел образования