Автор: Син-Фа Лариса Юрьевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 113
Населённый пункт: г. Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Безопасность и здоровый образ жизни дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Безопасность и здоровый образ жизни дошкольников.
(Выступление на конференции.
Из опыта работы детского сада № 113 г. Рыбинск)
Дошкольный возраст – важнейший период, когда закладываются прочные основы
опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. На взрослого человека природой
возложена миссия защиты ребенка. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и
формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения
мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
Безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний – это
стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Формирование знаний основ
безопасности
жизнедеятельности
детей
дошкольного
возраста
возможно
при
соблюдении комплекса педагогических условий:
- отбор доступного детям содержания знаний;
- применение поэтапной методики;
- осуществление деятельности в тесном сотрудничестве.
В
п он я т и е
«об ра зоват е ль н а я
с ред а
ф орми рова н и я
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности» мы включаем такие аспекты, как: взаимодействие всех участников
педагогического процесса, предметную развивающую среду, педагогические технологии.
Система нашей работы включает 3 направления: педагог – ребенок – родитель
Наряду
с
традиционными
формами
обучения
в
ДОУ,
большое
внимание
уделяется
организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Всё, чему мы
учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Стержневой
основой нашей работы является воспитание потребности к здоровому образу жизни у
дошкольников,
перерастающее
в
привычку,
осознанное
ценностное
отношение
к
собственному здоровью, понимание взаимосвязи всего живого на Земле. Предлагаемая
нами система организации работы по формированию у детей ценностного отношения к
здоровью
представляет
собой
планомерное,
последовательное
и
целенаправленное
взаимодействие, включающее четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: В
работе
используем
различные
формы
организации
образовательного
процесса,
позволяющие детям лучше изучить собственный организм, понять взаимозависимость
здоровья
от
правильного
питания,
активного
движения,
закаливания;
самостоятельно
диагностировать свое психо-эмоциональное состояние и самочувствие. На протяжении
десяти лет в детском саду проводятся олимпийские игры.
По
инициативе
детского
сада
в
городе
Рыбинск
проводится
Спартакиада
дошкольных
образовательных
учреждений.
Программа
Спартакиады
предполагает
демонстрацию технологий здоровьсбережения, освоение детьми, вместе с родителями и
педагогами умения соревноваться и отдыхать. Движение Спартакиады охватило более
1000 воспитанников, родителей и педагогов 40 дошкольных образовательных учреждений
города. Объединение усилий педагогов детского сада и семей решается созданием особой
формы общения «доверительно - деловой контакт».
Одним
из
важных
показателей
является
повышение
готовности
родителей
к
совместной
работе
с
педагогами
и
положительная
динамика
показателей
готовности
родителей к поддержке работы детского сада. В международный день семьи традиционно
проходят соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», проводится семейный конкурс
на лучшую эмблему Здоровья. В детском саду функционирует Детско-родительский клуб
«Хорошо, когда мы вместе». Осуществляется проект для родителей «Десант на Весёлую
планету»;
проект
для
педагогов
«Мастерская
успешного
общения:
давай
с
тобой
поговорим…».
Благодаря
разнообразным
формам
взаимодействия
с
семьями
специалистам
детского
сада
удается
доказать
родителям,
что
именно
период
дошкольного
детства
является самой благодатной почвой принятия им позиции здорового образа жизни.
Для педагогов проводятся семинары-практикумы
«Игры для здоровья», «Быть
педагогом, другом, помощником», «Профессиональное здоровье или давайте не гореть на
работе!»; а так же индивидуальное консультирование.
Интересен опыт организации и проведения ежегодной акции «Веселая планета» за
здоровый образ жизни», приуроченной
ко
«Дню туриста». Участниками являются
старшие дошкольники и родители воспитанников. Проведение
туристического слёта
осуществляют организационный комитет и совет родителей. Победители награждаются
дипломами, благодарственными письмами детского сада и призами.
Туристический слёт проводится в два этапа: подготовка на территории детского сада и
соревнования на природе.
Коллективом
детского
сада
отработана
система
взаимодействия
с
ближайшим
социальным окружением. Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной
основе.
Мы
считаем,
что
развитие
социальных
связей
дошкольного
учреждения
развивает
и
обогащает
личность
ребенка,
совершенствует
взаимоотношения
с
родителями,
способствует
росту
профессионального
мастерства
всех
специалистов
детского сада, поднимает статус учреждения.
Взаимодействие с пожарной частью,
отрядом МЧС и ВДПО города Рыбинска
привело к созданию проекта «Мы - спасатели». Это организация цикла занятий
по
безопасной жизнедеятельности, экскурсия в пожарную часть, и в завершении, пожарно –
спасательная эстафета.
Доказательством
эффективности
работы
учреждения
служит
положительная
динамика
показателей
физического
развития
детей
и
степени
его
гармоничности,
снижение
уровня
заболеваемости,
а
также
значительное
улучшение
социального
самочувствия воспитанников.
Син-фа Лариса Юрьевна,
заведующий, Заслуженный учитель РФ.