Автор: Галстян Мери Мисаковна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1619
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Исследование
Тема: "Исследование взаимодействия раствора сульфат меди (II) c металлами"
Раздел: среднее образование
Тема учебного
исследования
Приготовила:
учитель химии
ГБОУ Школа №1619
Галстян Мери
Мисаковна
Исследование взаимодействия
раствора сульфат меди (II) c
металлами
Цель
педагогического
проекта - создание условий
для формирования
ключевых компетенций
учащихся в процессе
выполнения проблемного
эксперимента.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
Личностные: формирование
высококвалифицированного,
активного,
информированного
гражданина, защитника
окружающей среды (модель
выпускника).
•
Коммуникативные: умение работать в команде
•
Информационные: создание презентации
•
Учебные: изучение химических свойств
металлов, соблюдение правил ТБ при работе в
химической лаборатории.
УЧЕБНАЯ ТЕМА:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАСТВОРОВ СОЛЕЙ С
МЕТАЛЛАМИ
•
Цель: Исследовать
взаимодействие
сульфата меди (II) с
металлами
•
Задачи:
•
1. Изучить взаимодействие растворов солей с
железом, цинком, алюминием, магнием,
литием.
•
2.Сравнить взаимодействие растворов
сульфата и хлорида меди с металлами.
•
3. Проанализировать результаты сравнения.
Гипотеза:
Согласно электрохимическому ряду
напряжений металлов,
более активные металлы вытесняют
менее активные из растворов их
солей
ХОД РАБОТЫ
•
Взаимодействие раствора сульфата
меди (II) с металлами
•
Взаимодействие раствора хлорида
меди (II) с металлами
ЖЕЛЕЗО
Fe + CuSO
4
→ FeSO
4
+ Cu
Реакция значительно ускорилась за счет
подкисления серной кислотой
ЦИНК
Zn + CuSO
4
→ ZnSO
4
+ Cu
С цинковой пылью реакция шла
гораздо быстрее
АЛЮМИНИЙ
Алюминий реагирует с раствором соли сульфата меди (II)
только при подкислении, за счет удаления оксидной пленки с
поверхности алюминия
2 Al + 3 CuSO
4
→ Al
2
(SO
4
)
3
+ 3Cu
МАГНИЙ
Наблюдали изменение окраски,
образование медного осадка не
наблюдалось. Раствор приобрел
зеленоватый оттенок
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАСТВОРА СУЛЬФАТА МЕДИ
(II) С МАГНИЕМ
2CuSO
4
+ 2HOH ↔ [Cu(OH)]
2
SO
4
+ H
2
SO
4
Cu
2+
+ HOH ↔ CuOH
+
+ H
+
зеленый
Mg + H
2
SO
4
→ MgSO
4 +
H
2 +
Q
Равновесие гидролиза смещается в сторону образования ионов водорода и основной соли
меди, которая имеет зеленый цвет. Гидролиз становится необратимым, в результате
выпадает осадок гидроксида меди (II), который за счет выделяющейся теплоты
разлагается
Cu(OH)
2
→ CuO +
H
2
O
черный
ЛИТИЙ
2Li + H
2
O → 2LiOH + H
2
+ Q
CuSO
4
+ 2LiOH → Cu(OH)
2
+ Li
2
SO
4
Cu(OH)
2
→ CuO + H
2
O
Выделяется газ, выпадает черный осадок. Медь не
образуется
РЕЗУЛЬТАТЫ
С раствором хлорида меди (II) металлы
реагировали активнее в связи с тем, что
хлорид-анион является активатором
коррозии – растворяет оксидную пленку
металлов
ВЫВОДЫ:
•
Данное учебное исследование
можно использовать в 11 классе в
темах «Металлы», «Гидролиз
солей», «ОВР»