Автор: Королева Тамара Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5 "Дубок"
Населённый пункт: ст. Архангельская, Тихорецкий район, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая готовность к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование
1
Психологическая
готовность
к
школьному
обучению:
интеллектуальная и личностная.
1.1.Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Психология длительное время видела основной критерий готовности
ребенка к школьному обучению только в уровне его умственного развития,
точнее, в запасе тех знаний, представлений, с которыми ребенок приходит в
школу.
Именно
широта
«круга
представлений»,
«объема
умственного
инвентаря ребенка считалась гарантией возможности его обучения в школе и
залогом его успехов в приобретении знаний. Этот взгляд породил в конце 19
и
начале
20
столетия
многочисленные
исследования,
направленные
на
изучение
«круга
представлений»
детей,
поступающих
в
школу,
и
на
установление
тех
требований,
которые
должны
быть
в
этом
отношении
предъявлены к ребенку.
Однако психологические и педагогические исследования, а также практика
школьного
обучения
показали,
что
прямого
соответствия
между
запасом
представлений и тем общим уровнем умственного развития ребенка, который
обеспечивает его интеллектуальную готовность к школьному обучению, нет.
Л.С.Выготский один из первых в Советском Союзе четко сформулировал
мысль, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального
развития
ребенка
заключается
не
столько
в
количественном
запасе
представлений, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, то
есть в качественных особенностях детского мышления. Ребенок, который не
способен следить за рассуждением учителя и вслед за ним приходить к
простейшим, является еще не готовым к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению заключается в
определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных
закономерностей.
Для
успешного
участия
в
школьном
процессе
ребенку
нужно
иметь
желание
узнавать
новое,
достаточно
высокий
уровень
сенсорного развития. У детей должны быть развиты любознательность, а
также образные представления, память, речь, мышление, воображение, то
есть все психические процессы.
Сенсорное
развитие
ребенка
—
это
развитие
его
восприятия
и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С
развитием
сенсорики
(от
лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется
возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов
и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные спо-
собности составляют фундамент умственного развития ребенка.
Проблема
восприятия
широко
изучалась
как
в
зарубежной,
так
и
в
отечественной психологии. За рубежом особое внимание уделяли изучению
восприятия
и
его
развитию
представители
ассоциативной
психологии
(Д.Селли), гельштатпсихологии (К. Коффка, Г. Фолькельт) и функциональной
психологии (К. Бюлер, Ж. Пиаже). Принципиально иной научный подход к
проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов (Е.Н.Соколов,
М.Д.Дворяшина, Н.А.Кудрявцева, Н.П. Сорокун, П.А. Шеварев, Р.И. Говорова
и
др.).
Их
исследования
направлены
на
то,
чтобы
раскрыть
основные
закономерности
отображения
действительности,
проанализировать
особенности восприятия у детей дошкольного возраста. Они говорят, что
сенсорные
способности
-
это
функциональные
возможности
организма,
обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и
самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает
усвоение сенсорных эталонов.
Правильное
формирование
этих
понятий
необходимо
для
усвоения
многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко
многим видам творческой деятельности. Отсутствие этих умений приводит к
неудачам в учении. Например, ученики допускают ошибки в тетрадях при
написании букв «Р», «Я», «Ъ»; не различают геометрическую форму, если
она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева
направо; читают справа налево.
Вместе
с
развитием
восприятия
совершенствуется п а м я т ь ребенка,
которая выражается в ее предметности и произвольности.
Под памятью мы понимаем процесс отражения прошлого опыта человека,
проявляющего в запоминании, сохранении и последующем припоминании
того, что он воспринимал. Благодаря памяти, человек отражает воспринятые
явления, которые в данный момент на него не воздействуют. Память детей
характеризуется большой пластичностью, т. е. легкой запечатлеваемостью
действующих раздражений.
Проблема развития памяти у детей дошкольного возраста интересовала
многих
отечественных
психологов
(А.А.Смирнова,
П.И.Зинченко,
З.М.Истоминой, С.Ф.Жуйковой, Н.И.Мурачковского, А.Н.Цымбалюк и др.).
Л.С.Выготский рассматривал память как сложную
деятельность ребенка,
формирующуюся под влиянием общения со взрослыми в процессе активной
мыслительной
деятельности
ребенка.
Эти
идеи
были
развиты
в
исследованиях А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Л.В.Занкова и др.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура
речи.
Сюда
входит
звукопроизношение
и
эмоциональная
культура
речи.
Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок может произносить
вместо
слова рыба – лыба, у него будут возникать ошибки в грамотности,
станут вероятными пропуски слов. Невыразительная речь ведет к плохому
усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.
У детей должна быть развита разговорная речь. Они должны выражать
свои мысли ясно, передавать связно то, что слышали, что встретили на
прогулке,
на празднике. Ребенок должен уметь выделять в повествовании
главное, передавать рассказ по определенному плану.
Важно, чтобы ребенок желал познавать новое. Для этого у него должен
быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни. Все психические
процессы
должны
быть
достаточно
развиты.
Ребенок
должен
уметь
сосредотачивать
внимание
на
разной
работе
(например,
на
написании
элементов букв).
Под
вниманием
подразумевается
направленность
и
сосредоточенность
сознания на определенных объектах или определенной деятельности при
отвлечении
всего
остального.
Внимание
может
быть
непроизвольным
( непреднамеренным) и произвольным ( преднамеренным), иначе говоря,
неволевым и волевым. Исключительно важную роль внимания в учебном
процессе подчеркивал К.Д.Ушинский:
«Внимание есть именно та дверь,
через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего
мира».
Внимание
-
основа
любой
интеллектуальной
деятельности.
Ни
один
психический
процесс,
будь-то
восприятие,
мышление,
память
или
воображение, не может протекать без внимания. Психологами установлено,
что
чем
выше
уровень
развития
внимания,
тем
выше
эффективность
обучения. Именно невнимательность и является главной причиной плохой
успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Обучение ставит
перед ребенком новые задачи, не похожие на те, которые он привык решать
во время игры.
Говоря о познавательных процессах нельзя забывать о мышлении.
Мышление –
это процесс познания человеком действительности с
помощью
мыслительных
процессов
–
анализа,
синтеза,
суждений
и
т.п.
Выделяют три вида мышления:
-
наглядно-действенное
(познание
с
помощью
манипулирования
предметами (игрушками);
-
наглядно-образное
(познание
с
помощью
представлений
предметов
явлений);
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Индивидуальные и возрастные особенности мыслительной деятельности
дошкольников
при
усвоении
и
применении
знаний
изучалась
многими
психологами М.В Волокитной, Н.А.Менчинской, С.Д.Максименко, А.З.Заком,
С.Ф.Жуйковым, Н.Н.Поддьяковым, И.В.Дубровиной, Г.П.Антоновой и др.
В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны
развивать
его
познавательные
потребности,
обеспечивать
достаточный
уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и
давать необходимую систему знаний об окружающем мире.
Родители
иногда
рассказывают
о
таких
вещах,
которые
являются
недоступными для понимания детей (например, об «устройстве» молнии). И
в результате детям кажется, что они все знают. Фактически же у детей нет
ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не
только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную
зависимость между причиной и следствием.
К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он
живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они
работают; хорошо разбираться во временах года, в их последовательности и
основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды
деревьев,
цветов,
животных.
Он
должен
ориентироваться
во
времени,
пространстве
и
ближайшем
социальном
окружении.
Запас
знаний
об
окружающем
мире
у
ребенка
должен
формироваться
системно
и
под
руководством взрослого.
Говоря о познавательных процессах нельзя забывать о воображении.
Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы очень часто говорим
друг другу: «Представь себе такую ситуацию...», «Вообрази себе, что ты...»
или «Ну, придумай же что-нибудь!» Так вот, для того чтобы все это делать —
«представлять»,
«воображать»,
«придумывать»,
—
нам
необходимо
вооб-
ражение.
Когда человек воображает (конечно, в хорошем смысле этого слова), в его
сознании возникают разнообразные психические образы. И в зависимости от
того,
каков
характер
их
происхождения,
принято
различать
воображение
репродуктивное
(или
воссоздающее)
и
продуктивное
(или
творческое).
Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или
графического
описания.
Образы
творческого
воображения
всегда
оригинальны. Они синтезируются человеком самостоятельно, без опоры на
какое-либо описание.
Воображение — это процесс построения образа продукта деятельности
еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех
случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать
решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии
знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия (синоним
понятия «воображение») позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то
этапы мышления и представить себе конечный результат.
В чем проявляется интеллектуальная неготовность ребенка к школе?
В неуспешности выполнения действий;
В том, что ребенок не понимает и не выполняет требований
учителя. Это приводит к вербализации мышления (речь и память
развиты
хорошо
при
недостаточной
развитости
восприятия
и
мышления)
В том, что отсутствуют навыки практической деятельности.
Вербализм (от слова "вербальный" - словесный),
связан с высоким
уровнем
речевого
развития,
хорошим
развитием
памяти
на
фоне
недостаточного развития восприятия и мышления. Как правило, речь у таких
детей
развивается
рано
и
интенсивно.
Они
владеют
сложными
фамматическими
конструкциями,
богатым
словарным
запасом,
могут
воспроизводить "взрослые" фразы и целые высказывания. Благодаря этому их
часто считают вундеркиндами. В то же время, предпочитая чисто вербальное
общение
со
взрослыми,
дети
недостаточно
включаются
в
практическую
деятельность,
деловое
сотрудничество
с
родителями
и
игры
с
другими
детьми.
Вербализм
приводит
к
односторонности
в
развитии
мышления,
неумению
работать
по
образцу,
соотносить
свои
действия
с
заданными
способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно
учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к
видам
деятельности,
характерным
для
дошкольного
возраста,
игре,
конструированию,
рисованию
и
т.д.,
способствующим,
прежде
всего,
развитию образного мышления.
Развитие восприятия, памяти, мышления,
воображения
способствуют
тому,
что
ребенок
систематически
наблюдает
изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в них существенные
особенности, рассуждать и делать выводы.
1.2 Личностная (или социальная)
готовность
к школьному
обучению
Теперь надлежит остановиться на последнем и, как нам кажется, не менее
существенном вопросе готовности ребенка к школьному обучению, а именно
на характеристике его стремления к новой социальной позиции школьника,
составляющей
основу
и
предпосылку
формирования
у
него
многих
психологических
особенностей,
необходимых
для
успешного
обучения
в
школе.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов не только к
усвоению знаний, но и к тому образу жизни, к тому новому отношению к
людям и к своей деятельности, которые связаны с переходом к школьному
возрасту.
Личностное (социальное) развитие ребенка включает три сферы
жизненных отношений:
Отношение с окружающими взрослыми;
Взаимоотношения со сверстниками;
Отношение к самому себе.
Чтобы понять механизмы формирования личностной (социальной)
готовности к
обучению к школе, Н.В.Нижегородцева и В.Д.Шадриков
предлагают рассматривать старший дошкольный возраст через призму
кризиса семи лет и возрастных психологических новообразований.
Изучению
кризисов
развития
посвящены
работы
известных
психологов: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович
и др.
Старший дошкольный возраст традиционно выделяется в педагогике и
психологии как переходный, критический период детства. При переходе от
дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется, становится
более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более
глубокий и сложный характер. Его негативные поведенческие проявления
имеют общую основу – потребность в социальном признании, стремление
к
самостоятельности.
В
зависимости
от
полноты
прохождения
дошкольного периода детства и своевременности начала обучения в школе
могут быть фазы кризиса у детей 6-7 лет (Приложение А).
До семи лет ребенок поступает в соответствии с актуальными для него
в
данный
момент
переживаниями.
Его
желания
и
их
выражение
в
поведении
представляет
собой
единое
целое.
Наивность
и
непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же,
как
и
внутри.
Утрата
непосредственности
и
наивности
в
поведении
старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого
интеллектуального
момента.
Поведение
становится
осознанным.
Осознание
включается
во
все
сферы
жизни
ребенка:
он
начинает
осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к
самому себе. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного
возраста
является
осознание
своего
социального
«Я»,
формирование
внутренней социальной позиции.
Осознание своего социального «Я» и формирование внутренней
позиции
является
переломным
пунктом
в
психическом
развитии
дошкольника. В пяти -семилетнем возрасте ребенок впервые начинает
осознавать расхождение между тем, какое положение он занимает среди
других
людей,
и,
тем,
каковы
его
реальные
возможности
и
желания.
Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое,
более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не
только для него самого, но и для других людей деятельность, в частности,
стремление к выполнению социальной роли школьника и учению в школе.
Ребенок начинает выбиваться из привычной жизни и применяемой к нему
педагогической
системы,
теряет
интерес
к
дошкольным
видам
деятельности.
По
мнению
В.И.Слободчикова,
в
этот
период
у
детей
возникает потребность в такой деятельности, которая была бы в глазах
людей значимой.
1
У ребенка появляется желание учиться в школе, желание
стать школьником, а игры в школу становятся важными и постоянными.
Его
внутренняя
позиция
получает
новое
содержание
–
становится
внутренней
позицией
школьника.
А
это
значит,
что
ребенок
в
своем
социальном развитии перешел в новый возрастной период – младший
школьный возраст.
Центральным для понимания кризиса детства является становление
самосознания ребенка.
В
содержание
представлений
старшего
дошкольника о себе входит отражение им свойств, качеств, возможностей.
Постепенно
данные
о
своих
возможностях
накапливаются
благодаря
опыту
разнообразной
деятельности,
общению
со
сверстниками
и
взрослыми.
Представления
дошкольника
о
себе
дополняются
и
соответствующим
отношением
к
нему
окружающих.
Формирование
образа самого себя происходит на основе установления связей между
индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в
ходе общения.
В процессе развития у ребенка формируется не только представление о
присущих ему качествах и возможностях ( образ «Я-реального» - «какой я
есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его
хотят видеть окружающие (образ «Я-идеального» - «каким бы я хотел
быть»).
Совпадение
«Я
-реального»
с
идеальным
является
важным
показателем эмоционального благополучия.
1
Слободчиков,В.И. Категория возраста в психологии и педагогике.// Вопросы психологии. - 1991.: №2.
Таким образом, к концу дошкольного возраста у детей формируется
самооценка, содержанием которой являются качество умений, связанных
с выполнением предметно-практических действий, и моральные свойства,
связанные с подчинением или неподчинением правилам поведения. У
детей
переходного периода от дошкольного к младшему школьному
возрасту
появляется
ясно
выраженное
стремление
к
социальному
положению
школьника
и
к
учению
как
новой,
социально
значимой
деятельности.
Способность
ребенка
различать
себя
и
других
в
самосознании дает возможность осознать себя и как субъекта действий, и
как субъекта в системе человеческих отношений. Дошкольник осознает
свое социальное «Я». Появление особого личностного новообразования,
характеризующего
личность
в
целом,
определяет
поведение
и
деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности,
окружающим людям и самому себе.
К
семи
годам
социальная
сфера
активности
становится
не
только
источником
отношения
ребенка
к
себе,
но
и
тем
условием,
которое
обеспечивает мотивацию его учения в начальной школе: ребенок учится
ради
признания
и
одобрения
значимых
его
людей.
Переживание
собственной
успешности
в
учебе
в
качестве
соответствия
тому
социальному статусу, на который претендует ребенок, и является главным
показателем его готовности к принятию и освоению социальной роли
ученика. Если же закономерных изменений в развитии самосознания не
происходит, это может свидетельствовать об отставании в личностном
развитии.
Психологическая готовность к школе - целостное образование.
Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за
собой
отставание
или
искажение
в
развитии
других.
Комплексные
отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая
готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в
силу
некоторых
личностных
особенностей
дети
испытывают
значительные
трудности
в
учении.
Остановимся
на
трех
вариантах
развития 6-7-летних детей, описанных А.Л.Венгером.
Тревожность, как известно, бывает ситуативной, но может стать и
личностной
особенностью.
Высокая
тревожность
приобретает
устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со
стороны
учителя
и
родителей
-
обилии
замечаний,
упреков,
других
отрицательных
оценок.
Допустим,
ребенок
заболел,
отстал
от
одноклассников и ему трудно снова включиться в процесс обучения. Если
переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает
тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат
достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но
родители
ожидают
большего
и
предъявляют
завышенные,
нереальные
требования, а также при жестком регламентированном обучении 6-летних
детей.
2
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки
снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в
себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать
указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни
проявить
инициативу,
формальному
усвоению
знаний
и
способов
действий.
Второй
вариант
развития
получил
название
"негативистическая
демонстративность". Демонстративность -
особенность
личности,
связанная
с
повышенной
потребностью
в
успехе
и
внимании
к
себе
окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя несколько
нарочито,
манерно.
Его
театрализованное
поведение,
утрированные
эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели -
обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с
высокой
тревожностью
основная
проблема
-постоянное
неодобрение
взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.
2
Соколова, Н.Г. Система психолого-педагогического сопровождения адаптации
первоклассников.//htth://hghltd yandex. Com.
Источником
демонстративности,
ярко
проявляющейся
уже
в
дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых
к
детям,
которые
чувствуют
себя
в
семье
з а б роше нными,
"недолюбленными".
Но
бывает,
что
ребенку
оказывается
достаточное
внимание,
а
оно
его
не
удовлетворяет
в
силу
гипертрофированной
потребности
в
эмоциональных
контактах.
Завышенные
требования
к
взрослым
предъявляются
не
безнадзорными,
а,
наоборот,
наиболее
избалованными детьми.
"Уход от реальности" - еще один вариант неблагоприятного развития.
Он
наблюдается
в
тех
случаях,
когда
у
детей
демонстративность
сочетается с тревожностью.
Эти
дети
тоже
имеют
сильную
потребность
во
внимании
к
себе,
но
реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут благодаря своей
тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим
поведением,
стремятся
к
выполнению
требований
взро слых.
Неудовлетворенная
потребность
во
внимании
приводит
к
нарастанию
тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и
так
недостаточные
контакты.
Эти
особенности,
усиливающиеся
со
временем,
обычно
сочетаются
с
инфантильностью,
отсутствием
самоконтроля.
Шестилетние дети по уровню своего развития - дошкольники. Они не
могут
полноценно
развиваться
в
условиях
жесткой,
формализованной
системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную
деятельность требует особых условий - "дошкольного" режима, игровых
методов обучения и др. Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6
лет
должен
решаться
индивидуально,
исходя
из
его
психологической
готовности к школе.
При выявлении симптомов кризиса нужно учитывать, прежде всего,
мнение родителей. Для этих целей используются: анкеты для родителей
(приложение Б), рекомендации для родителей (приложение В), различные
тесты и методики.
1.3. Методы диагностики изучения интеллектуальной и
личностной сторон психологической готовности дошкольника к
школе.
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное
образование,
предполагающее
достаточно
высокий
уровень
развития
личностной, интеллектуальной сфер. Отставание в развитии одного из
компонентов
психологической
готовности
влечет
за
собой
отставание
развития
других,
что
определяет
своеобразные
варианты
перехода
от
дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и
зарубежными психологами разработано много методик по диагностике
разных сторон данной проблемы. Некоторые из них уже приводились
выше. В этой части мы рассмотрим ещё некоторые из них.
Методика А.Р.Лурии
- позволяет выявить общий уровень
умственного
развития,
степень
владения
обобщающими
понятиями,
умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить
слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам
делает
лаконичный
рисунок,
который
потом
поможет
ему
это
слово
воспроизвести,
то
есть
рисунок
становится
средством,
помогающим
запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний,
таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая
игра,
мороз,
капризный
ребенок,
хорошая
погода,
сильный
человек,
наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда
слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои
рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.
Тест
Керна-Йирасека.
Данный
тест
направлен
на
определение
школьной
зрелости
.Данный
тест
состоит
из
трех
заданий.
Первое
-
рисование
мужской
фигуры
по
памяти,
второе
-
срисовывание
письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого
задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший, 5- низший
баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие
детей, получивших в суме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше
среднего, от 7 до 11- как среднее, от 12 до 15- ниже нормы. Детей,
получивших 12- 15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди
них могут быть умственно отсталые.
Все
три
задачи
данного
графического
теста
направлены
на
определение
развития
тонкой
моторики
руки
и
координации
зрения
и
движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом.
Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное
развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его
умение
подражать
образцу,
нужное
в
школьном
обучении.
Они
также
позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь,
работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.
Тест
Керна-Йирасека
может
применяться
как
в
группе,
так
и
индивидуально.
Методика
«Вежливость».
Методика
представляет
собой
известную
игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он
говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными
упражнениями:
1)
«руки
вперед»;
2)
«руки
на
пояс,
пожалуйста»;
3)
«присядь»;
5)
«руки
к
плечам,
пожалуйста»;
6)
«прыгай»;
7)
«прыгай,
пожалуйста»; 8) «перестань прыгать, пожалуйста». До начала игры надо
проверить, понимает ли ребенок, как следует выполнять использующиеся в
ней упражнения.
Как и в методике «Да и нет», успешность выполнения
задания
зависит
от
произвольного
внимания,
памяти,
реализации
сформированного
намерения,
т.е.
всего
того,
что
определяет
понятие
«подчинение правилу».
Обработка результатов проводится путем подсчета баллов,
начисляющихся
за
ошибки,
под
которыми
понимаются
выполнение
команды без слова «пожалуйста» и невыполнение команды при слове
«пожалуйста».
Каждая
из
них
оценивается
в
1
балл.
За
правильно
выполненное задание выставляется 0 (ноль). Чем хуже справился ребенок,
тем выше суммарный балл.
Личностную готовность, представления ребенка о себе можно
исследовать
с
помощью методики,
предложенной
психологом
Е.З.Басиной. Ребенку предлагают ответить на пять вопросов.
1. Что ты больше всего любишь на свете? Что вообще ты любишь, что
тебе нравится?
2. Что ты больше на свете не любишь? Что ты вообще не любишь, что
тебе не нравится?
3. Представь себе человека, который бы тебе так
нравился, что ты
хотел бы быть таким как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это
человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похож?
4. Представь себе человека, который бы тебе не нравился, что ты низа
что не хотел бы быть на него похож. Какой это человек? Каким бы ты не
хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похож?
5. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?
Анализ ответов ребенка позволяет выявить: широту представлений о
себе
(по
количеству
названных
качеств);
дифференцированность
представлений о себе
(называние
качеств,
характеризующих
ребенка
в
различных
видах
деятельности
и
в
различных
ситуациях);
уровень
осознанности
и
критичности
суждений
о
себе,
соотношение
реальных
и
идеальных
представлений.
В процессе развития у ребенка формируется не только представление о
присущих ему качествах и возможностях ( образ реального «Я» - «какой я
есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его
хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» - «каким бы я хотел
быть»).
Совпадение
реального «Я» с идеальным считается важным
показателем эмоционального благополучия. Положительная самооценка
основана
на
самоуважении,
ощущении
собственной
ценности
и
положительного отношения ко всему, что входит в представление о самом
себе.
Отрицательная
самооценка
выражает
неприятие
себя,
самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Для выявлений
основных стремлений ребенка можно предложить
методику «Закончи
предложение». Для этого взрослые должны подготовить незаконченные
предложения,
которые
ребенок
закончит
по
своему
усмотрению,
не
задумываясь, быстро.
Этому будет способствовать брошенный взрослым мяч, который
ребенок
должен
поймать,
быстро
закончить
предложение
и
бросить
обратно взрослому. ( Быстрота броска мяча определяется взрослым исходя
из реакции ребенка.) Незаконченные предложения могут быть следующие:
1.
Я думаю о том, чтобы…
2.
Я думаю, что в школе…
3.
Я был бы рад, если бы…
4.
Я уверен, что…
5.
Я хочу, чтобы…
6.
Мои школьные принадлежности – это…