Напоминание

"Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами игровых технологий на уроках истории"


Автор: Иванова Сардана Петровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Баппагайинская СОШ имени М.А. Алексеева"
Населённый пункт: село Илбенге, Вилюйский улус (район), Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами игровых технологий на уроках истории"
Раздел: среднее образование





Назад




Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами

игровых технологий на уроках истории.

Для многих учеников история не является любимым предметом. Объясняется этот

факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Именно

поэтому

одной

из

главных

задач

обучения

истории

является

необходимость

заинтересовать детей предметом, вызвать у них интерес к изучении прошлого. Процесс

изучения истории должен быть доступным, интересным и предполагает использование

разнообразных методических приемов творческого и игрового характера.

Игра – одна из эффективных форм обучения, которая должна включаться в учебный

процесс в тесной связи с другими видами учебной работы. Она дает хороший результат.

Игра

повышает

мотивацию

учащихся.

Даже

те

ученики,

которые

не

интересуются

историей, с удовольствием участвуют в играх на уроках.

Усвоение материала по истории школьниками может осуществиться более успешно

при использовании игровых технологий, может качественно изменить усвоение учебного

материала, повысить познавательную активность и

интерес к предмету история, если

игры:

- имеют дидактическую, развивающую, воспитательную ориентацию;

- проводятся с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся;

- развивают познавательный интерес к истории;

- созданы условия для самовыражения личности;

- способствуют повышению творческого потенциала учащихся;

- использованы при разумном пропорциональном сочетании с другими этапами урока.

Тщательно

изучив

дидактические

игры,

нами

подобраны

такие

игры

как

“Восстановление хронологии” – игра для проверки заний, “Хабылык” – игра на словарную

работу, “Соберем цепочку” – игра для закрепления, “Из уст в уста” – игра на изучение

нового материала, “Верю - не верю” – игра на повторение, и т.д.

Варианты игр, которые использую в своей педагогической практике:

Игра «Хабылык» (Лучинка).

Эта игра основана на якутскую настольную игру «Хабылык». Суть игры в том, что

каждая лучинка пронумерована, а под номерами зашифрованы исторические термины или

выражения. Ученик, из нескольких лучинок должен поймать одну. И дает определение

термину или объясняет значение выражения. Эту игру можно провести при проверке и

закреплении

знаний

учащихся.

Игра

интересна

тем,

что

ее

можно

провести

вместо

физминутки.

Игра «Восстановление хронологии».

Эта игра применяется при повторении или закреплении материала. Класс делится

на 2 или 3 группы, если в классе мало детей могут играть коллективно. Каждой группе

даются чистые листы бумаги. Задание для всех групп одинаковое: на листочках написать

события

из

какого-нибудь

определенного

периода

времени.

Притом

одно

событие

пишется на одном листочке. 2-е задание: ученики, каждый с листочком на руках, должны

встать в хронологический ряд. Игру также можно провести вместо физминутки.

Игра «Соберем цепочку».

На доске пишется цепочка цифр. Дети должны выделить даты и назвать события,

связанные с этими датами. Игра дается на этапе закрепления. Помимо занимательности,

при

регулярном

использовании

данной

игры

заметно

улучшается

зрительная

память

учащихся.

Игра “Верю – не верю”.

Это интеллектуальная игра, известная многим. Правила игры «верю – не верю»

очень просты – ведущий задаёт вопросы, а игрок решает, верить ли информации, которая в

них содержится или нет.

Игра «Реставрация».

Игра поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять

конспект

и

работать

с

ним.

Ученикам

выдается

текст

с

сокращениями,

условными

обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам

необходимо

восстановить

текст

и

увеличить

его.

Когда

игра

проходит

первый

раз,

необходимо на первом предложении показать, что значит расшифровать его.

«Зашифруй текст».

Так же можно проводить обратную игру - «Зашифруй текст», в которой требуется

сократить текст насколько это возможно, чтобы потом воспроизвести первоначальный

текст

-

работа

по

составлению

конспекта.

Успешность

отработки

данного

умения

в

игровой форме очевидна.

Игры- головоломки, ребусы, кроссворды.

Игры- головоломки, ребусы, кроссворды так же могут использоваться на уроках

изучения нового материала. Чаще эти задания выполняются по ходу рассказа учителя или

сразу после него.

Преимущества данных игр:

-

особой подготовки не требуют;

-

продолжительность игр не более 5-10 минут;

-

многократность;

-

охват большого количества обучающихся;

-

меняется микроклимат на уроке;

-

появляется взаимопонимание, взаимопомощь.

Посредством

игры

гораздо

активнее

и

быстрее

происходит

возбуждение

познавательного интереса, потому, что ученику по своей природе нравится играть.

Игра

позволяет

активизировать

работу

учащихся

по

изучению

исторических

персоналий,

даёт

возможность

отдельным

учащимся

глубоко

изучить

исторический

материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа.

Необходимо отметить, что дидактические игры при разных этапах урока истории

позволяют

заинтересовать

учащихся

материалом

изучаемого

курса,

активизировать

познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.



В раздел образования