Автор: Иванова Сардана Петровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Баппагайинская СОШ имени М.А. Алексеева"
Населённый пункт: село Илбенге, Вилюйский улус (район), Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами игровых технологий на уроках истории"
Раздел: среднее образование
Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами
игровых технологий на уроках истории.
Для многих учеников история не является любимым предметом. Объясняется этот
факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Именно
поэтому
одной
из
главных
задач
обучения
истории
является
необходимость
заинтересовать детей предметом, вызвать у них интерес к изучении прошлого. Процесс
изучения истории должен быть доступным, интересным и предполагает использование
разнообразных методических приемов творческого и игрового характера.
Игра – одна из эффективных форм обучения, которая должна включаться в учебный
процесс в тесной связи с другими видами учебной работы. Она дает хороший результат.
Игра
повышает
мотивацию
учащихся.
Даже
те
ученики,
которые
не
интересуются
историей, с удовольствием участвуют в играх на уроках.
Усвоение материала по истории школьниками может осуществиться более успешно
при использовании игровых технологий, может качественно изменить усвоение учебного
материала, повысить познавательную активность и
интерес к предмету история, если
игры:
- имеют дидактическую, развивающую, воспитательную ориентацию;
- проводятся с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся;
- развивают познавательный интерес к истории;
- созданы условия для самовыражения личности;
- способствуют повышению творческого потенциала учащихся;
- использованы при разумном пропорциональном сочетании с другими этапами урока.
Тщательно
изучив
дидактические
игры,
нами
подобраны
такие
игры
как
“Восстановление хронологии” – игра для проверки заний, “Хабылык” – игра на словарную
работу, “Соберем цепочку” – игра для закрепления, “Из уст в уста” – игра на изучение
нового материала, “Верю - не верю” – игра на повторение, и т.д.
Варианты игр, которые использую в своей педагогической практике:
Игра «Хабылык» (Лучинка).
Эта игра основана на якутскую настольную игру «Хабылык». Суть игры в том, что
каждая лучинка пронумерована, а под номерами зашифрованы исторические термины или
выражения. Ученик, из нескольких лучинок должен поймать одну. И дает определение
термину или объясняет значение выражения. Эту игру можно провести при проверке и
закреплении
знаний
учащихся.
Игра
интересна
тем,
что
ее
можно
провести
вместо
физминутки.
Игра «Восстановление хронологии».
Эта игра применяется при повторении или закреплении материала. Класс делится
на 2 или 3 группы, если в классе мало детей могут играть коллективно. Каждой группе
даются чистые листы бумаги. Задание для всех групп одинаковое: на листочках написать
события
из
какого-нибудь
определенного
периода
времени.
Притом
одно
событие
пишется на одном листочке. 2-е задание: ученики, каждый с листочком на руках, должны
встать в хронологический ряд. Игру также можно провести вместо физминутки.
Игра «Соберем цепочку».
На доске пишется цепочка цифр. Дети должны выделить даты и назвать события,
связанные с этими датами. Игра дается на этапе закрепления. Помимо занимательности,
при
регулярном
использовании
данной
игры
заметно
улучшается
зрительная
память
учащихся.
Игра “Верю – не верю”.
Это интеллектуальная игра, известная многим. Правила игры «верю – не верю»
очень просты – ведущий задаёт вопросы, а игрок решает, верить ли информации, которая в
них содержится или нет.
Игра «Реставрация».
Игра поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять
конспект
и
работать
с
ним.
Ученикам
выдается
текст
с
сокращениями,
условными
обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам
необходимо
восстановить
текст
и
увеличить
его.
Когда
игра
проходит
первый
раз,
необходимо на первом предложении показать, что значит расшифровать его.
«Зашифруй текст».
Так же можно проводить обратную игру - «Зашифруй текст», в которой требуется
сократить текст насколько это возможно, чтобы потом воспроизвести первоначальный
текст
-
работа
по
составлению
конспекта.
Успешность
отработки
данного
умения
в
игровой форме очевидна.
Игры- головоломки, ребусы, кроссворды.
Игры- головоломки, ребусы, кроссворды так же могут использоваться на уроках
изучения нового материала. Чаще эти задания выполняются по ходу рассказа учителя или
сразу после него.
Преимущества данных игр:
-
особой подготовки не требуют;
-
продолжительность игр не более 5-10 минут;
-
многократность;
-
охват большого количества обучающихся;
-
меняется микроклимат на уроке;
-
появляется взаимопонимание, взаимопомощь.
Посредством
игры
гораздо
активнее
и
быстрее
происходит
возбуждение
познавательного интереса, потому, что ученику по своей природе нравится играть.
Игра
позволяет
активизировать
работу
учащихся
по
изучению
исторических
персоналий,
даёт
возможность
отдельным
учащимся
глубоко
изучить
исторический
материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа.
Необходимо отметить, что дидактические игры при разных этапах урока истории
позволяют
заинтересовать
учащихся
материалом
изучаемого
курса,
активизировать
познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.