Автор: Дерюженко Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад комбинированного вида№160"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Волшебный мир математики"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАТЕМАТИКИ»
для детей
старшего дошкольного возраста
Тип проекта: практико – ориентированный
Количество участников: групповой
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы,
родители воспитанников
Продолжительность проекта: среднесрочный – 1 месяц
Пояснительная записка.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в по-
знании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают
складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете,
составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, -
у м е н ь ш и т ь ,
у в е л и ч и т ь ,
р а зд е л и т ь ,
п е р е сч и т ат ь ,
и з м е р и т ь .
Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть
объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное
русло, сформировать частные и обобщенные способы познания и необходимо
в
процессе
обучения
и
познавательного
общения.
Все
это
служит
фун-
даментом дальнейшего математического образования детей.
Проект
–
это
система
постепенно
усложняющихся
практических
заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного
опыта, углубление его знаний и совершенствование умений.
Актуальность.
Родителей
и
педагогов
всегда
волнует
вопрос,
как
обеспечить
полноценное
развитие
ребёнка
в
дошкольном
возрасте,
как
правильно
подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности
ребёнка
к
школьному
обучению
-
уровень
развития
математических
и
коммуникативных способностей.
Согласно
Концепции
развития
математического
образования
в
Российской
Федерации,
качественное
математическое
образование
необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка,
формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и
то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном
возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с
ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие
занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не
захочет больше к этому возвращаться.
Дошкольный
возраст
–
это
начало
длинной
дороги
в
мир
чудес,
познаний и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент
для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы
научить их не только правильно держать ручку и карандаш, читать и считать,
а прежде всего, думать.
Проблема.
Различие
геометрических
фигур:
круга,
квадрата,
треугольника,
прямоугольника,
шара.
Сравнение
фигур
по
характерным
признакам;
решение головоломок.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.
1
Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками представлений
о геометрических фигурах, обеспечить успешное развитие способностей и
мышления детей.
Задачи проекта:
Для детей:
•
учить
распознавать
фигуры
независимо
от
их
пространственного
положения,
изображать,
располагать
на
плоскости,
упорядочивать
по
размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
• учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать
фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;
• развивать математическое мышление, логические мыслительные операции,
• использовать полученные знания в продуктивной деятельности.
Для педагогов:
•
Разработать
цикл
игровых
заданий
и
упражнений
с
геометрическими
фигурами на основе развивающих игр;
• Разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме.
• Разработать конспект итоговой игровой обучающей ситуации.
Для родителей:
• Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по математическому
развитию ребёнка;
•
Оказать
по
необходимости
квалифицированную
помощь
родителям
по
математическому развитию;
•
Показать
родителям
значимость
знаний
детей
дошкольного
возраста
о
геометрических фигурах.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: игровой обучающей по
математическому развитию «Путешествие в страну математики».
Продукты проекта:
Для детей:
коллективная аппликация по теме: «Геометрические фигуры»;
• творческие работы в виде сказок о фигурах, рисунков.
Для педагогов:
• разработанный цикл игровых заданий и упражнений;
•
конспект
итоговой
игровой
обучающей
ситуации
по
математическому
развитию «Путешествие в страну математики»;
• изготовление пособий и дидактических игр.
Для родителей:
• поделки из бросового материала;
• совместные сочинения с детьми сказок о геометрических фигурах.
2
Ожидаемые результаты по проекту:
• Использование педагогами активных форм взаимодействия с семьёй по
математическому развитию.
• Повышение уровня знаний детей о геометрических фигурах.
• Повышение активности детей в поисково-исследовательской деятельности
по разделу «Фигуры и формы».
•
Формирование
повышенного
интереса
к
играм
и
упражнениям
с
геометрическими фигурами.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап:
• Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
• Распределение заданий между участниками проекта.
•
Подбор
наглядно-дидактических
материалов
и
оборудования
для
совме стной
деятельно сти,
исследовательской
деятельно сти
и
индивидуальной работы с детьми.
• Разработка методических пособий, итоговой игровой обучающей ситуации
по математическому развитию.
2. Практический этап:
Реализация
задач
проекта
предусматривает
интеграцию
всех
образовательных областей по данной теме.
3. Заключительный этап.
• Обработка и оформление материалов проекта;
• Оценка результатов работы всех участников проекта;
•
Проведение
итоговой
непосредственно
образовательной
деятельности
«Путешествие в страну математики».
Интеграция образовательных областей по проекту.
Образовательная область. Формы работы.
Познавательное развитие
• Конструирование из геометрических фигур.
• Решение головоломок из счетных палочек.
• Развивающие
игры:
«Палочки
Кюизенера»,
«Блоки
Дьенеша»,
«Геометрическое лото», «На что похоже», «Квадраты Никитина», «Танграм»,
«Математический планшет», «Занимательные квадраты».
• Исследовательская деятельность «Фигуры и формы».
Речевое развитие
О. Александрова «Математика для малышей»,
В. Житомирский «Математическая азбука»,
Р. Каус « Медвежонок Миша».
3
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
• «Школа»,
• «Строители»,
• «Детский сад».
Игры с использованием технологии ТРИЗ:
•
«Что было бы… »,
•
«На что похоже»,
•
«Придумай… »,
•
«Назови наоборот»,
•
«Продолжи закономерность»,
•
«Какой домик лишний и почему».
•
Придумывание сказок и небылиц по схеме. Сочинение загадок.
Физическое развитие
Пальчиковые
игры
и
физкультминутки
с
художественным
словом
о
геометрических фигурах.
Выполнение движений по схеме.
Выполнение перестроений.
Подвижные
игры:
«Фигуры»,
«Ровным
кругом»,
«Хитрая
лиса»,
«Кот
и
мыши», «Не ошибись».
Художественно-эстетическое развитие
• Лепка, рисование фигур,
• Штриховка фигур,
• Аппликация с использованием нетрадиционных техник, ручной труд по
теме «Формы», «Фигуры»,
• Аппликация из геометрических фигур по теме «Транспорт», «Животные»,
«Цветы»,
• Плоскостное моделирование.
Взаимодействие с семьёй:
• Консультация «Веселые головоломки»,
• Творческая выставка «Веселые фантазии»,
• Сочинение сказок о фигурах,
• Семинар практикум «Развивающие игры».
4
Ожидаемые результаты:
Проект
позволит
детям
расширить
математические
знания
о
геометрических фигурах, сформировать умения использовать эти знания в
самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать
у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к
исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес
к творчеству, совместно с детьми.
Полученные результаты:
У
детей
сформирован
стойкий
интерес
к
исследовательской
и
творческой деятельности. Закреплены
знания о математических понятиях,
применяя которые ребёнок может создать что-то новое. Проявляя инициативу,
интерес к исследованиям, дети могут ставить цель, подбирать средства для ее
достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них
ответственность, учатся логически мыслить.
Список используемой литературы:
1.
Венгер
Л.А.,
Яченко
О.М.,
Говорова
Р.И.,
Цеханская
Р.И.
«Игры
и
упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного
возраста». М., «Просвещение», 1998г.
2. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошклоьного учреждения». №
3, 2015.
3. Журнал «Ребенок в детском саду». № 1, 2012.
4. Журнал «Ребенок в детском саду». № 3, 2014.
Конспект итоговой игровой обучающей ситуации
в старшей группе
«Путешествие в страну Математики»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Вид детской деятельности: математическое развитие.
Аудитория: дети старшей группы.
Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их
свойствах.
Задачи:
Закрепить знания о геометрических фигурах и их свойствах;
способствовать развитию пространственных представлений, образного
и логического мышления, творческого воображения;
закрепить у детей умение воспринимать задание на слух, считать в уме,
развивать сообразительность и быстроту реакции;
закрепить умение выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и
называть фигуры;
закрепить умение составлять коллективную аппликацию в виде города
из
геометрических
фигур;
работать
сообща,
быстро
и
аккуратно
наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения домов,
транспорта, людей, деревьев и т.д.;
воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах;
воспитывать
положительные
эмоции,
интерес
к
результатам
своей
деятельности.
Методические приемы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей,
указание, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
Практические: конструирование фигур из счетных палочек, физ. минутка,
аппликация.
Игровые: создание игровой ситуации.
Оборудование и материалы:
для педагога – картинки с изображением геометрических фигур, цифр,
магнитофон, аудиозапись для физминутки.
для
детей
–
счетные
палочки, ватман,
геометрические
фигуры
из
цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.
Словарь: названия геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник,
прямоугольник, ромб.
Предварительная
работа: конструирование
из
геометрических
фигур,
дидактические и мультимедийные игры, чтение художественной литературы,
подвижные и сюжетно – ролевые игры, изготовление поделок из бросового
материала, составление сказок о геометрических фигурах.
1
Ход деятельности
Организационный момент.
Дети заходят в группу, встают в круг вместе с воспитателем.
Воспитатель:
«Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну
математики. Попасть в эту страну
не просто, для этого нужно пройти
испытание Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны
быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но
самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся
со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Прохождение испытания.
Дети садятся полукругом и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли испытание, и теперь
мы с вами в математической стране. Мы с вами попали в город загадок о
геометрических фигурах:
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг).
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
2
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...(овал)
Воспитатель: «С загадками вы тоже отлично справились».
Игровое задание со счетными палочками.
Воспитатель: « А теперь, ребята, мы в городе волшебных счетных палочек,
из которых можно построить любые фигуры. Попробуем?
Дети садятся за столы с наборами счетных палочек.
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой четыре равные стороны и 4 прямых угла
(квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие
(прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
5. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
6. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая
фигура получилась? (ромб).
7. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).
Воспитатель: «Молодцы,
ребята,
вы
прекрасно
справились
с
заданием!
Следующий город, в котором мы побываем, это город спорта.
А теперь
проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».
Физминутка «Не ошибись!»
«Давайте немного поиграем».
Дети выходят на ковер, воспитатель показывает цифру от 1 до 10:
- Сделайте на три наклона вперед больше цифры, которую вы видите.
- Сделайте на 1 приседание меньше цифры, которую ты видите.
- сделайте на 4 хлопка над головой больше цифры, которую вы видите.
Воспитатель: « Вы все очень внимательные и спортивные.
Теперь вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый
город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим.
3
Давайте вспомним, из чего состоит город».
Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».
Коллективная аппликация «Построй город из геометрических фигур».
Дети
выполняют
аппликацию
на
ватмане
из
геометрических
фигур,
т.е.
«восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей,
животных, птиц.
Воспитатель: «Ребята! Вы оказались замечательными строителями.
У вас
получился
очень
красивый
город.
Все
отлично
постарались.
Наше
путешествие, к сожалению, заканчивается. Расскажите, что вам больше всего
понравилось в стране математики».
Ответы детей.
5