Напоминание

"Волшебный мир математики"


Автор: Дерюженко Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад комбинированного вида№160"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Волшебный мир математики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАТЕМАТИКИ»

для детей

старшего дошкольного возраста

Тип проекта: практико – ориентированный

Количество участников: групповой

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы,

родители воспитанников

Продолжительность проекта: среднесрочный – 1 месяц

Пояснительная записка.

Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в по-

знании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают

складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете,

составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, -

у м е н ь ш и т ь ,

у в е л и ч и т ь ,

р а зд е л и т ь ,

п е р е сч и т ат ь ,

и з м е р и т ь .

Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть

объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное

русло, сформировать частные и обобщенные способы познания и необходимо

в

процессе

обучения

и

познавательного

общения.

Все

это

служит

фун-

даментом дальнейшего математического образования детей.

Проект

это

система

постепенно

усложняющихся

практических

заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного

опыта, углубление его знаний и совершенствование умений.

Актуальность.

Родителей

и

педагогов

всегда

волнует

вопрос,

как

обеспечить

полноценное

развитие

ребёнка

в

дошкольном

возрасте,

как

правильно

подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности

ребёнка

к

школьному

обучению

-

уровень

развития

математических

и

коммуникативных способностей.

Согласно

Концепции

развития

математического

образования

в

Российской

Федерации,

качественное

математическое

образование

необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка,

формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и

то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном

возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с

ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие

занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не

захочет больше к этому возвращаться.

Дошкольный

возраст

это

начало

длинной

дороги

в

мир

чудес,

познаний и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент

для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы

научить их не только правильно держать ручку и карандаш, читать и считать,

а прежде всего, думать.

Проблема.

Различие

геометрических

фигур:

круга,

квадрата,

треугольника,

прямоугольника,

шара.

Сравнение

фигур

по

характерным

признакам;

решение головоломок.

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.

1

Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками представлений

о геометрических фигурах, обеспечить успешное развитие способностей и

мышления детей.

Задачи проекта:

Для детей:

учить

распознавать

фигуры

независимо

от

их

пространственного

положения,

изображать,

располагать

на

плоскости,

упорядочивать

по

размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;

• учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать

фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;

• развивать математическое мышление, логические мыслительные операции,

• использовать полученные знания в продуктивной деятельности.

Для педагогов:

Разработать

цикл

игровых

заданий

и

упражнений

с

геометрическими

фигурами на основе развивающих игр;

• Разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме.

• Разработать конспект итоговой игровой обучающей ситуации.

Для родителей:

• Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по математическому

развитию ребёнка;

Оказать

по

необходимости

квалифицированную

помощь

родителям

по

математическому развитию;

Показать

родителям

значимость

знаний

детей

дошкольного

возраста

о

геометрических фигурах.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: игровой обучающей по

математическому развитию «Путешествие в страну математики».

Продукты проекта:

Для детей:

коллективная аппликация по теме: «Геометрические фигуры»;

• творческие работы в виде сказок о фигурах, рисунков.

Для педагогов:

• разработанный цикл игровых заданий и упражнений;

конспект

итоговой

игровой

обучающей

ситуации

по

математическому

развитию «Путешествие в страну математики»;

• изготовление пособий и дидактических игр.

Для родителей:

• поделки из бросового материала;

• совместные сочинения с детьми сказок о геометрических фигурах.

2

Ожидаемые результаты по проекту:

• Использование педагогами активных форм взаимодействия с семьёй по

математическому развитию.

• Повышение уровня знаний детей о геометрических фигурах.

• Повышение активности детей в поисково-исследовательской деятельности

по разделу «Фигуры и формы».

Формирование

повышенного

интереса

к

играм

и

упражнениям

с

геометрическими фигурами.

Этапы проекта.

1. Подготовительный этап:

• Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

• Распределение заданий между участниками проекта.

Подбор

наглядно-дидактических

материалов

и

оборудования

для

совме стной

деятельно сти,

исследовательской

деятельно сти

и

индивидуальной работы с детьми.

• Разработка методических пособий, итоговой игровой обучающей ситуации

по математическому развитию.

2. Практический этап:

Реализация

задач

проекта

предусматривает

интеграцию

всех

образовательных областей по данной теме.

3. Заключительный этап.

• Обработка и оформление материалов проекта;

• Оценка результатов работы всех участников проекта;

Проведение

итоговой

непосредственно

образовательной

деятельности

«Путешествие в страну математики».

Интеграция образовательных областей по проекту.

Образовательная область. Формы работы.

Познавательное развитие

• Конструирование из геометрических фигур.

• Решение головоломок из счетных палочек.

• Развивающие

игры:

«Палочки

Кюизенера»,

«Блоки

Дьенеша»,

«Геометрическое лото», «На что похоже», «Квадраты Никитина», «Танграм»,

«Математический планшет», «Занимательные квадраты».

• Исследовательская деятельность «Фигуры и формы».

Речевое развитие

О. Александрова «Математика для малышей»,

В. Житомирский «Математическая азбука»,

Р. Каус « Медвежонок Миша».

3

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

• «Школа»,

• «Строители»,

• «Детский сад».

Игры с использованием технологии ТРИЗ:

«Что было бы… »,

«На что похоже»,

«Придумай… »,

«Назови наоборот»,

«Продолжи закономерность»,

«Какой домик лишний и почему».

Придумывание сказок и небылиц по схеме. Сочинение загадок.

Физическое развитие

Пальчиковые

игры

и

физкультминутки

с

художественным

словом

о

геометрических фигурах.

Выполнение движений по схеме.

Выполнение перестроений.

Подвижные

игры:

«Фигуры»,

«Ровным

кругом»,

«Хитрая

лиса»,

«Кот

и

мыши», «Не ошибись».

Художественно-эстетическое развитие

• Лепка, рисование фигур,

• Штриховка фигур,

• Аппликация с использованием нетрадиционных техник, ручной труд по

теме «Формы», «Фигуры»,

• Аппликация из геометрических фигур по теме «Транспорт», «Животные»,

«Цветы»,

• Плоскостное моделирование.

Взаимодействие с семьёй:

• Консультация «Веселые головоломки»,

• Творческая выставка «Веселые фантазии»,

• Сочинение сказок о фигурах,

• Семинар практикум «Развивающие игры».

4

Ожидаемые результаты:

Проект

позволит

детям

расширить

математические

знания

о

геометрических фигурах, сформировать умения использовать эти знания в

самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать

у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к

исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес

к творчеству, совместно с детьми.

Полученные результаты:

У

детей

сформирован

стойкий

интерес

к

исследовательской

и

творческой деятельности. Закреплены

знания о математических понятиях,

применяя которые ребёнок может создать что-то новое. Проявляя инициативу,

интерес к исследованиям, дети могут ставить цель, подбирать средства для ее

достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них

ответственность, учатся логически мыслить.

Список используемой литературы:

1.

Венгер

Л.А.,

Яченко

О.М.,

Говорова

Р.И.,

Цеханская

Р.И.

«Игры

и

упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного

возраста». М., «Просвещение», 1998г.

2. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошклоьного учреждения». №

3, 2015.

3. Журнал «Ребенок в детском саду». № 1, 2012.

4. Журнал «Ребенок в детском саду». № 3, 2014.

Конспект итоговой игровой обучающей ситуации

в старшей группе

«Путешествие в страну Математики»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Вид детской деятельности: математическое развитие.

Аудитория: дети старшей группы.

Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их

свойствах.

Задачи:

Закрепить знания о геометрических фигурах и их свойствах;

способствовать развитию пространственных представлений, образного

и логического мышления, творческого воображения;

закрепить у детей умение воспринимать задание на слух, считать в уме,

развивать сообразительность и быстроту реакции;

закрепить умение выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и

называть фигуры;

закрепить умение составлять коллективную аппликацию в виде города

из

геометрических

фигур;

работать

сообща,

быстро

и

аккуратно

наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения домов,

транспорта, людей, деревьев и т.д.;

воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах;

воспитывать

положительные

эмоции,

интерес

к

результатам

своей

деятельности.

Методические приемы:

Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей,

указание, художественное слово, вопросы.

Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.

Практические: конструирование фигур из счетных палочек, физ. минутка,

аппликация.

Игровые: создание игровой ситуации.

Оборудование и материалы:

для педагога – картинки с изображением геометрических фигур, цифр,

магнитофон, аудиозапись для физминутки.

для

детей

счетные

палочки, ватман,

геометрические

фигуры

из

цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.

Словарь: названия геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник,

прямоугольник, ромб.

Предварительная

работа: конструирование

из

геометрических

фигур,

дидактические и мультимедийные игры, чтение художественной литературы,

подвижные и сюжетно – ролевые игры, изготовление поделок из бросового

материала, составление сказок о геометрических фигурах.

1

Ход деятельности

Организационный момент.

Дети заходят в группу, встают в круг вместе с воспитателем.

Воспитатель:

«Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть?»

Дети: «Да!»

Воспитатель: «Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну

математики. Попасть в эту страну

не просто, для этого нужно пройти

испытание Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны

быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но

самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся

со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

Прохождение испытания.

Дети садятся полукругом и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли испытание, и теперь

мы с вами в математической стране. Мы с вами попали в город загадок о

геометрических фигурах:

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (круг).

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

2

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

Долька арбузная – это полукруг,

Половина круга, часть его, кусочек.

Знание о формах очень важно, друг.

Не зря оно находится среди этих строчек!

Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно -

Получился бы ...(овал)

Воспитатель: «С загадками вы тоже отлично справились».

Игровое задание со счетными палочками.

Воспитатель: « А теперь, ребята, мы в городе волшебных счетных палочек,

из которых можно построить любые фигуры. Попробуем?

Дети садятся за столы с наборами счетных палочек.

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой четыре равные стороны и 4 прямых угла

(квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие

(прямоугольник).

4. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

5. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

6. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая

фигура получилась? (ромб).

7. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).

Воспитатель: «Молодцы,

ребята,

вы

прекрасно

справились

с

заданием!

Следующий город, в котором мы побываем, это город спорта.

А теперь

проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».

Физминутка «Не ошибись!»

«Давайте немного поиграем».

Дети выходят на ковер, воспитатель показывает цифру от 1 до 10:

- Сделайте на три наклона вперед больше цифры, которую вы видите.

- Сделайте на 1 приседание меньше цифры, которую ты видите.

- сделайте на 4 хлопка над головой больше цифры, которую вы видите.

Воспитатель: « Вы все очень внимательные и спортивные.

Теперь вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый

город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим.

3

Давайте вспомним, из чего состоит город».

Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».

Коллективная аппликация «Построй город из геометрических фигур».

Дети

выполняют

аппликацию

на

ватмане

из

геометрических

фигур,

т.е.

«восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей,

животных, птиц.

Воспитатель: «Ребята! Вы оказались замечательными строителями.

У вас

получился

очень

красивый

город.

Все

отлично

постарались.

Наше

путешествие, к сожалению, заканчивается. Расскажите, что вам больше всего

понравилось в стране математики».

Ответы детей.

5



В раздел образования