Напоминание

Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка


Автор: Жорник Юлия Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 113
Населённый пункт: г. Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Среда образовательного учреждения как средство воспитания,

развития и социализации личности ребенка

Какой

он,

современный

дошкольник?

Что

ждет

он

от

нас,

окружающих

его,

взрослых?

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой,

каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась

природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась

жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные

модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Законодательство

Российской

Федерации

ставит

перед

педагогическим

сообществом цель развития творческой личности. В связи с этим на сегодняшний день

стоит

особо

актуально

вопрос

создания

предметно-развивающей

среды

дошкольного

учреждения.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» насыщенная предметно-развивающая

и

образовательная

среда

детского

сада

становится

основой

для

организации

увлекательной,

содержательной

жизни

и

разностороннего

развития

каждого

ребенка,

формирования его личности и является источником его знаний и социального опыта.

Федеральный

государственный

стандарт

дошкольного

образования

указывает

на

«важность дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения,

доступности качественного образования».

Организация

развивающей

среды

в дошкольном

учреждении

строится таким

образом,

чтобы

дать

возможность

наиболее

эффективно

развивать

индивидуальность

каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Пространственная

среда

должна

быть

содержательно

насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной

и

безопасной,

обеспечивать

максимальную

реализацию

образовательного

потенциала

пространства,

безопасность

жизни

воспитанников,

способствовать

укреплению

здоровья, учёт

особенностей и коррекцию недостатков их развития.

Предметно-развивающая

среда

в

нашем

дошкольном

учреждении

не

только

развивающая,

но

и

развивающаяся.

При

любых

обстоятельствах

предметный

мир,

окружающий ребенка, пополняется и обновляется в соответствии с новообразованиями

дошкольного возраста. Размещение оборудования организуется так, что каждый ребенок

имеет

возможность

свободно

заниматься

любимым

делом,

а

это

позволяет

детям

объединяться

подгруппами

по

общим

интересам.

Самое

главное

образовательное

пространство работает на развитие самостоятельности, самовыражения и самореализации

каждого ребенка.

Организованное

таким

образом

пространство

становится

средством воспитания,

социализации личности ребенка, развития его самовыражения и самореализации в разных

видах творчества, самоутверждения его в группе сверстников.

На

наш

взгляд

уникальные

возможности

детей

полнее

всего

проявляются

и

развиваются

в

творческой

деятельности,

одной

из

которых

в

детском

саду

является

театрализация.

С целью развития артистических способностей воспитанников, их самореализации,

желания

выступать

вместе

с

коллективом

сверстников

в

учреждении

создан

Театр

маленького актера как возможность целостности развития личности.

Отличительная особенность нашей работы – участие в спектаклях всех детей без

исключения, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Считаем, что

каждый ребенок талантлив изначально, и Театр маленького актера помогает выявить и

развить то, что заложено в малыше от рождения.

Работа над спектаклем проводим поэтапно: адаптация авторского текста; просмотр

видеороликов,

рисунков;

введение

дополнительных

персонажей;

определение

последовательности

событий;

характеристика

героев;

обсуждение

средств

выразительности; изготовление реквизита, декораций; показ спектакля; рефлексия.

Через сублимирование материала рождается новый сценарий. Поощряем творческие

находки детей.

Рефлексия

после

спектакля

позволяет

детям

оценить

отдельные

моменты

игры.

Маленьких

артистов

заботит

результат,

которого

они

добились,

а

нас

уровень

самовыражения и самореализации каждого участника.

Создавая

предметно-развивающую

среду

в

учреждении,

мы

учитываем

психологические

основы

конструктивного

взаимодействия

участников

воспитательно-

образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения.

Полноценная

работа

невозможна

без

единомышленников,

которыми

стали

администрация

и

сотрудники

дошкольного

учреждения,

родители

воспитанников

и

общественность.

Проживание

роли

помогает

развитию

души

ребенка,

его

личностных

качеств,

способствует самовыражению и самореализации, развитию понимания других людей,

мотивации поступков, эмоциональной гибкости.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в

любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение.

Жорник Юлия Владимировна,

музыкальный руководитель

МДОУ детского сада № 113



В раздел образования