Автор: Горчакова Лариса Ивановна
Должность: преподаватель биологии, химии
Учебное заведение: Алуштинского филиала ГБПОУ РК "Романовский колледж индустрии гостеприимства"
Населённый пункт: г. Алушта
Наименование материала: Статья
Тема: Исследование психологических проблем у подростков с тенденцией к агрессивному типу поведения
Раздел: среднее профессиональное
Преподаватель АФ ГБПОУ РК «РКИГ» Горчакова Л.И.
Исследование психологических проблем у подростков с тенденцией к
агрессивному типу поведения
Социально-политические
и
экономические
изменения,
происходящие
в
нашем
обществе в последнее время, затрагивают практически все стороны процесса развития
личности.
Происходит
постепенное
осознание
ценности
самого
человека,
внимание
общества переносится на его индивидуальность, инициативность, самостоятельность.
Общество
выдвигает
новые
требования
к
современной
личности
-
способность
к
самостоятельной
постановке
жизненных
целей,
возможность
осуществлять
личный,
свободный выбор, уверенность в себе, зависимость. В связи с этим особое внимание
психологи
уделяют
подростковому
возрасту,
который
рассматривается
как
период
становления
личности,
возникновение
чувства
и
образа
взрослости,
тенденции
к
самостоятельности.
Подростковый возраст – это период возникновения чувства и образа взрослости,
тенденции
к
самостоятельности,
избавления
от
детской
зависимости.
Установление
подлинной независимости от родителей редко является простой задачей, потому что
мотивации и поощрения, как независимости, так и продолжающейся зависимости в этом
возрасте
очень
сильны.
Неспособность
подростков
решить
конфликт
между
бессознательным
желанием
сохранения
зависимости,
обеспечивающей
ощущение
защищенности и уверенности, и новыми потребностями и преимуществами, связанными
с независимостью, проявляются в сложном, противоречивом поведении.
Значительные
преобразования,
происшедшие
в
нашем
обществе
в
связи
с
переходом
к
системе
рыночных
отношений,
привели
не
только
к
экономическим
и
политическим переменам, но и к смене нравственных норм поведения людей и, особенно,
подростков. В последнее время резко возросло число отклонений в эмоциональном
здоровье подрастающего поколения. Современные подростки отличаются повышенной
нервозностью,
чрезмерной
уязвимостью,
впечатлительностью,
вспыльчивостью,
обидчивостью
и
эмоциональной
неуравновешенностью.
Но
наибольшую
тревогу
вызывают такие проявления поведенческой активности, как агрессивность, жестокость,
цинизм, отчужденность.
Неудовлетворенная
потребность
ребенка
в
обладании
собственностью
может
способствовать развитию агрессивности, вызывать стремление компенсировать потери
своей собственности путем присвоения чужой. Агрессивности, протестам против всех,
демонстративному неподчинению социальным нормам, побегам из дома способствует
неудовлетворенная
потребность
в
свободе.
Неудовлетворенное
стремление
занять
достойное
место
в
группе
сверстников
и
в
семье
приводит
к
негативным
формам
самоутверждения: шутовству, отчаянности, оппозиционерству.
Неправильное
во спитание
приводит
к
формированию
у
р е б е н к а
пренебрежительного
или
даже
негативного
отношения
к
нормам
и
правилам
общественной
жизни,
искажению
жизненных
ценностей,
появлению
асоциальных
ценностей.
Психологические особенности личности в подростковом возрасте
Из
всех
периодов
развития
ребенка
самым
головоломным,
трудным
и
даже
опасным
является
именно
подростковый
возраст.
Это
тот
самый
период,
который
приносит самую большую головную боль родителям и педагогам.
Существует много определений подросткового возраста, но все они являются
взаимосвязанными и взаимодополняющими.
Подростковый возраст – это период онтогенеза, являющийся переходным между
детством и взрослостью. Был выделен в 19 веке в качестве особого периода развития.
Хронологические рамки точно не фиксированы – это определяется индивидуальными
различиями
в
темпах
развития
ребенка.
Приблизительно,
подростковому
возрасту
отводится период от 10-11лет до 14-15 лет или от 11-12 до 15-16 лет. Именно этот возраст
относится к числу наиболее кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, что
связано с координальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы
взаимоотношений.
«Характерной
чертой
подросткового
возраста
является
амбивалентность
и
парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене
веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, эгоизма –
альтруизмом,
общительности
–
замкнутостью,
любознательности
–
умственным
равнодушием и т. д. Главная же задача подростка – это формирование самосознания,
идентичности,
которые
можно
рассматривать
в
качестве
основных
психических
приобретений в этом возрасте», - писал Ст. Холл.
В этой связи особый интерес представляет культурно- историческая концепция Л.
С. Выготского, дающая ключ к пониманию механизма психического развития ребенка, в
том
числе
и
подростка.
Отметим
некоторые
основные
положения,
касающиеся
собственно
подросткового
периода.
Ключевой
проблемой
этого
периода
Выготский
называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание
прежних
групп
(доминант)
интересов
и
развитие
новых.
К
ним
он
относил
«эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собственной личности), «доминанту
усилия»
(тяга
к
сопротивлению,
преодолению,
волевым
усилиям,
что
нередко
проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к
неизвестному, рискованному, героическому). Появление новых интересов приводит к
преобразованию старой и появлению новой системы мотивов, что меняет социальную
ситуацию
развития
подростка.
Смена
социальной
ситуации
развития
ведет
к
смене
ведущей
деятельности,
результатом
которой
становятся
новые
психологические
новообразования подросткового возраста.
Пожалуй,
главная
особенность
подростка
–
личностная
нестабильность.
Противоположные
черты,
стремления,
тенденции
сосуществуют
и
борются
друг
с
другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна
Фрейд
так
описала
эту
подростковую
особенность:
«Подростки
исключительно
эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным
интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не
способны на такую преданность, и самопожертвование. Они колеблются перед слепым
подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой
власти. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя
сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и
самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а
иногда медлительны и апатичны».
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим
формирующиеся у него чувство взрослости и «Я – концепции».
Чувство взрослости – особая форма самосознания. Оно не жестко связано с
процессом полового созревания; можно сказать, что половое созревание не становится
основным
источником
формирования
чувства
взрослости.
Формирование
взрослости
имеет две стороны: субъективную и объективную.
Объективная
сторона
формирования
взрослости
проявляется
как
в
наличии
собственных взглядов, относительной эмансипации от взрослых, в появлении стойких
познавательных интересов, нравственных убеждений, так и в перестройке организма,
изменении внешнего облика.
Процесс формирования взрослости – это неравномерный этап, проявляющийся с
разной
степенью
выраженности
жизненных
ситуациях.
В
подростке
одновременно
присутствует две черты: детства и взрослости.
Субъективная сторона взрослости играет большую роль для развития подростка и
проявляется в представлении у него чувства того, что он уже не ребенок. Субъективное
чувство взрослости является центральным новообразованием подросткового возраста.
Оно возникает в начале переходного периода, определяет его основные изменения и
позволяет объяснить всю симптоматику развития подростка. Появлению такого чувства
способствует самостоятельность, серьезные обязанности, равноправное участие в труде и
общении. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная
линия поведения. Подросток горячо отстаивает их, даже не смотря на неодобрение
окружающих.
Чувство
взрослости
связано
с
этническими
нормами
поведения,
которые
усваиваются детьми в это время. Подросток осваивает опыт человеческих отношений и
чувств через сопереживание художественному образу, выбирает идеал и т. д. Однако для
того, чтобы усвоить нормы и эталоны взрослой жизни, понять ее внутреннее смысловое
содержание необходимо воспроизводить отношения взрослых. И такое воспроизведение
осуществляется в общении подростков друг с другом. В связи с тем, что взрослые еще не
относятся к подростку как к равному партнеру в общении, что противоречит его чувству
взрослости, он пытается установить это равенство в общении с ровесниками. Именно
общаясь
со
сверстниками,
подростки
воспроизводят
отношения
равенства
и
сотрудничества, поэтому общение является ведущей деятельностью этого возрастного
периода.
Общение
помогает
подростку
вырабатывать
самооценку
в
сравнении
себя
со
сверстниками.
Оно
носит
более
сложный
и
содержательный
характер,
предполагает
взаимные обязательства. Вне общения и без него невозможно найти свое место в кругу
взрослых
и
сверстников.
Общение
оказывается
в
центре
психологической
жизни
подростка, посредством которого усваиваются социальные нормы, нормы морали и т. д.
Если
подросток
не
находит
удовлетворяющего
его
общения
в
школе,
он
психологически «покидает» ее. Вся его настоящая жизнь переносится уже за ее стены.
Конфликт может носить длительный и затяжной характер, что трудно как для взрослого,
так и для подростка. Однако возможен и бесконфликтный вариант, переходя из мира
детства в мир взрослых. Для этого необходимо перестроить отношения с подростком,
перейти на принцип сотрудничества.
Также развивается и интеллектуальная сфера. Подростку уже доступны более
сложные формы обобщения, формируется способность рассуждать на основе общих
посылок, т. е. совершенствуется и развивается отвлеченное теоретическое мышление.
Подростки переходят от отдельных суждений по поводу того или иного факта к связи
этих
суждений,
что
позволяет
усвоить
системы
научных
понятий
и
причинно-
следственных зависимостей.
По
мнению
А.
Е.
Личко
характерной
чертой
поведения
подростков
является
реакция
эмансипации,
т.
е.
выраженное
стремление
освободиться
из-под
опеки
и
контроля
со
стороны
родителей
и
взрослых.
Подросток
стремится
не
столько
противостоять взрослым, сколько стать равным им. Важно иметь в виду и особенности
характера
подростков,
в
частности,
выраженность
в
этом
возрасте
так
называемых
акцентуацией характера.
Таким образом, внутренний мир подростка более сложен и напряжен. Основным
содержанием
развития
в
подростковом
возрасте
является
развитие
и
становление
личности ребенка. Центральным новообразованием данного возраста является чувство
взрослости, которое реализуется посредством общения подростка со сверстниками и
взрослыми.
Поэтому
общение
является
ведущей
деятельностью
в
периоде
подросничества, благодаря которой ребенок осваивает нормы и образцы взрослой жизни.
Усвоенные нормы становятся основой поступков подростка, трансформируются в их
внутренние качества, в результате чего формируется система личностных ценностей
подростка, т. е. формируется его личность.
Социально - психологическая ситуация, ее влияние на формирование
личности подростка.
Социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного
периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его
переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Понятие
«социальная
ситуация
развития»
было
введено
Л.С.Выготским
как
единица
анализа
динамики
развития
подростка,
т.е.
совокупности
законов,
которыми
определяются
возникновения и изменения структуры личности подростка на каждом возрастном этапе.
Дети
черпают
знания
о
моделях
агрессивного
поведения
из
трех
основных
источников.
Семья
может
одновременно
демонстрировать
модели
агрессивного
поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность появления такого поведения у
подростков
зависит
от
того,
сталкиваются
ли
они
также
с
проявлениями
агрессии,
жестокого обращения, физического наказания у себя дома. Этому они обучаются еще и
при взаимодействии со сверстниками, зачастую черпая знания такого поведения во время
игр.
И,
наконец,
подростки
учатся
не
только
на
реальных
примерах
(поведение
сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс - медиа.
«Агрессивные
дети,
как
правило,
вырастают
в
семьях,
где
дистанция
между
детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием ребенка, где не хватает
тепла
и
ласки.
Отношение
к
проявлениям
детской
агрессии
безразличное
или
снисходительное,
где
в
качестве
дисциплинарных
воздействий
вместо
заботы
и
терпеливого
объяснения
предпочитают
силовые
методы,
особенно
физические
наказания».
Именно
в
семье
ребенок
проходит
первичную
социализацию.
На
примере
взаимоотношений в семье он учится взаимодействовать с другими людьми, обучаться
поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом возрасте и
в зрелые годы. Можно выделить некоторые факторы, которые могут предопределять
агрессивное поведение ребенка, а точнее подростка, в семье и вне ее:
1)
характер отношений между родителями и детьми;
2)
реакции родителей на неправильное поведение ребенка;
3)
уровень семейной гармонии и дисгармонии;
4)
характер отношений с родными братьями и сестрами.
Хаотичное,
непоследовательное
руководство,
как
и
полное
его
отсутствие,
оказывает на подростков крайне негативное влияние. Родители, которые не приходят к
единому мнению в вопросах воспитания, чаще жалуются на то, что их дети ведут себя
агрессивно, становятся неуправляемыми и непослушными. Среди специалистов бытует
мнение,
что
жизнь
ребенка
в
семье
с
массой
проблем
может
привести
к
росту
вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной
склонности к самоубийству, повышенной ситуативной и личностной тревожности, к
росту
агрессивных
реакций,
заниженной
самооценке,
негативному
отношению
к
родителям.
Подростковый возраст – это период полового созревания. В настоящее время
подростки имеют ранние половые контакты. Это связано со многими причинами: уровень
образования,
психологическая
консультация,
семейные
отношения
и
биологическое
созревание.
Подростковый возраст, по Выготскому, представляет собой совокупность условий,
в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих
факторов. Недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения в семье,
оскорбительное отношение к подростку, излишняя опека родителей, пьянство в семье,
несоответствие
в
воспитании
отца
и
матери
–
эти
факты
являются
источником
фрустрации,
что
может
привести
к
формированию
агрессивности,
повышенной
возбудимости, гневу.
Родителям не следует забывать, что психологически подросток уже готов принять
на себя многие заботы и обязанности, если это обеспечивает ему моральное равноправие
и рост уважения в семье.
Семья как фактор становления агрессивного поведения и формирования
психологических проблем
Полное развитие всех природных задатков, способностей, формирование разумной,
свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и
юность которого проходят в нормальных человеческих условиях.
В
настоящее
время
большое
внимание
уделяется
проблемам
семейных
взаимоотношений и особенно, их влияние на подростков. Общаясь с подростком, нужно
как-то
корректировать
возможное
негативное
влияние
преобладающего
характера
отношений в семьях на юношей и девушек.
Родители играют одну из важных ролей в становлении личности подростка. Во-
первых, родители являются первым источником эмоционального тепла и поддержки. Во-
вторых, властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В- третьих - образцом и
примером для подражания. Ну, а в четвертых - другом и советчиком. Из этого следует
необходимость
перестройки
характера
взаимоотношений
и
общения
родителей
с
юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для
юности другом и советчиком, а не наоборот. Семейные конфликты – это разногласия
между членами семьи, в основе которых лежит несовместимость их взглядов, интересов.
Возможные
основные
источники
конфликтов
в
семье:
расхождение
представлений
супругов
о
значимости
ведущих
семейных
ценностей,
низкий
уровень
этико-
психологической
культуры
в
семье,
потребительское
отношение
к
семье,
неумение
преодолевать возникающие трудности, противоречия и т. д. Конфликт может обладать как
созидательной, так и разрушительной силой. Все это может пагубно сказаться
и на
воспитании подростков, и на взаимоотношениях с ними.
Неумение преодолевать возникающие конфликты в семье приводит к разрушению
основ семейных отношений.
Все приведенные выше примеры воспринимаются подростками очень остро. Это
объясняется
тем,
что
подростковому
возрасту
свойственна
критичность.
Став
подростком,
ребенок
начинает
по-другому
оценивать
взаимоотношения
родителей,
иногда даже высказывая собственные суждения, и нередко прямолинейные. Подростки
начинают
стыдиться
открытого
проявления
своих
чувств
к
родителям.
Они
очень
чувствительные и реактивные. Дети очень болезненно относятся ко всему, что касается
оценки
их
личных
качеств,
недостатков
и
достоинств
их
семьи,
родителей.
Теряя
авторитет
родителей,
подростки
могут
реагировать
самым
крайним
и
неожиданным
образом:
замкнутостью
в
себе,
грубостью,
упрямостью,
агре ссивно стью,
противоречивостью и пр.
Во многих исследованиях показано, что родительская любовь необходима для
самоуважения взрослеющего ребенка, его хороших взаимоотношений с другими людьми,
положительных представлений о себе самом. Отсутствие же ее приводит к нервным и
психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к
другим людям. Стиль взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании
и поощрении, строгости и наказании.
Родители, желающие эффективно реализовать педагогику семейных отношений
должны
рассматривать
подростковый
возраст
как
период
прогрессирующей
демократизации своих взаимоотношений с детьми. Всемирно известный психотерапевт
Вирджиния
Сатир
уделяла
огромное
значение
семье
как
конгломерату
личностей.
"Мудрая супружеская пара постарается пораньше узнать особенности друг друга и найти
способы, чтобы заставить различия работать на пользу семьи, а не против нее", - писала
она. Разрешать возникающие сложные семейные ситуации можно по-разному. Вполне
возможно развить в подростке умение правильно оценить себя, найти новые возможности
для собственного развития и роста. Вирджиния Сатир также занималась проблемой так
называемых "Особых семей". Под особыми семьями она подразумевала "те семьи, где
родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не
могут больше заботиться о детях". К сожалению, в наше непростое время увеличивается
число таких семей, где детей воспитывает один родитель, чаще женщина. Когда в таких
ситуациях создаются новые семьи, их называют семьями с приемными (усыновленными)
детьми. Такие вновь созданные семьи называются смешанными. Когда в семье есть
только один родитель - она называется неполной.
Хотя
смешанные
и
неполные
семьи
достаточно
своеобразны
и
поэтому
отличаются от других, тем не менее, у них есть многое, что сближает их с любыми
другими семьями. Каждая из них может быть первоклассной, если взрослые привнесут в
нее заботу и творчество.
Проблема состоит в том: сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого,
создать условия для личностного роста детей и взрослого? Проблема неполной семьи в
том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах.
Оставшемуся
же
родителю
нетрудно
создать
у
него
негативное
представление
об
отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом
или чем-то, причиняющим сильную боль.
Однако
все
эти
проблемы
разрешимы.
Женщина-мать
вполне
может
иметь
адекватную, принимающую установку по отношению к мужчинам и быть достаточно
зрелой, чтобы не создавать у детей негативного представления о них. Очень часто
мужское
стремление
оберегать
беспомощную
мать
вынуждает
их
отказаться
от
собственной, независимой жизни. Но нужно сказать о том, что это происходит не всегда.
Большинство родителей приблизительно одинаково назовут те качества, которые
они хотели бы видеть в своих детях: честность, самоуважение, эрудиция, честолюбие,
сила, здоровье, доброта, красота, ясный ум, умение любить, чувство юмора, умение
ладить с другими людьми.
Во многих семьях взрослые пытаются учить своих детей тому, чего сами не знают
и не умеют. Например, естественно, что родитель, не умеющий справляться со своими
эмоциями, не сможет научить этому ребенка. Воспитание детей прекрасно выявляет
пробелы в образовании и воспитании взрослых. Зная эти пробелы, умные родители тоже
становятся
учениками
и
в
процессе
воспитания
каждого
ребенка
осваивают
новые
премудрости.
Я
считаю,
что
самые
необходимые
качества
для
родителей
-
это
постоянный интерес к новым знаниям, чувство юмора, умение критически оценивать
свои поступки, быть всегда искренними.
Если семью создают люди, не достигшие настоящей зрелости, семейная жизнь
оказывается более сложной, сопряженной с риском и большими трудностями.
Говоря о сложностях семейных взаимоотношений, В. Сатир выделяла как одно из
самых
проблематичных
-
взаимоотношения
родителей
с
подростками.
Наполненный
энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах пубертата, одержимый возникшей
потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни,
подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для
него мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко
понять
то
любопытство
и
ту
тревогу,
которые
вызывают
подростки
у
родителей.
Взрослым
необходимо
создавать
условия
для
развития
подростков.
Нужно
уважать
достоинство подростков, помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать
при необходимости полезные советы - все это способствует становлению их личностной
и социальной зрелости.
Результаты исследования показали, что агрессивные способы действия появляются
тогда, когда другие формы поведения не дают желаемых результатов. Это, вероятно,
свидетельствует о том, что даже имеющиеся в арсенале подростков адаптивные формы
поведения
(как
совершенные,
так
и
несовершенные)
могут
под
влиянием
трудных
ситуаций сменяться проявлениями агрессии. В связи с этим, мы исследовали агрессивное
поведение и специфику фрустрационных реакция, наличие которых может привести к
дезадаптивному результату по отношению к личности, формированию в последствии
психологических проблем.
Так,
существует
корреляционная
связь
физической
агрессии
с
таким
типом
фрустрационной
реакции
как
экстапунитивная
реакция.
Можно
предположить,
что
неприемлемые для данной выборки мысли, воспоминания, совершенные действия были
вытеснены из сознания (в сферу бессознательного), но при этом продолжают оказывать
влияние
на
поведение
подростков.
Например,
попадая
в
подобную
ситуацию
или
искусственно созданные условия фрустрации, могут привести к проявлению агрессии
или
негативизму.
Можно
предположить,
что
в
детстве
ребенка
наказывали
часто,
сопровождая
критическими
высказываниями,
криками,
физическими
наказаниями.
Поэтому подобные столкновения, вытесненные раннее, могут проявляться в физической
агрессии.
Высокий показатель типа реакции «С фиксацией на самозащите» проявляется
как в экспериментальной, так и в контрольной выборке. Но в отличие от контрольной
выборки, в экспериментальной этот показатель коррелирует с переменной физической
агрессии.
Это
может
свидетельствовать
о
том,
что
в
случаях,
когда
желания
и
возможности подростков неосуществимы, они сталкиваются с ситуацией неуспеха и
вместо того, чтобы справиться с этой ситуацией, вынужденные уйти от реальности. При
попытке
объяснения
или
повторения
данной
ситуации
возможны
вспышки
гнева,
проявления
физической
агрессии.
Можно
предположить,
что
в
случае
других
форм
воздействия, задевающих престиж и самолюбие подростка, а также пери агрессивных
реакциях со стороны окружающих (родители, сверстники и др.), лица с выраженным
данным
показателем
могут
испытывать
тревогу,
связанную
со
страхом
социального
неодобрения, враждебность, активный негативизм, что и приводит к формированию
агрессивного поведения.
Н а л и ч и е
к о р р е л я ц и о н н о й
с в я з и
н а б л ю д а е т с я
м е ж д у
интропунитивнымииреакциями
и
физической,
косвенной,
вербальной
агрессией,
раздражительностью,
негативизмом.
Например,
наличие
неблагоприятного
климата
в
семье ведет к переносу подростком своего раздражения, проявляющегося в физической,
вербальной агрессии, негативизме, на другие объекты, что способствует нарушению
функций
социального
взаимодействия.
Возможно,
что
агрессия
по
отношению
к
учителям, администрации школы может вымещаться на членах семьи, а чаще на младших
сестрах и братьях. Рассматривая подростковый возраст, как период полового созревания,
то
можно
предположить,
что
безответная
любовь,
неудовлетворенные
сексуальные
потребности коррелируют также с данными показателями, которые могут проявляться в
ненависти, негативизме, агрессии.
Выраженную корреляционную связь показателя фиксация на удовлетворении
потребности с физической, вербальной агрессией и негативизмом, можно объяснить тем,
что подросток чаще всего в детском возрасте подвергался блокированию желаний в
результате применения воспитательных воздействий со стороны родителей.
Проявление
взаимосвязи
экстрапунивных
реакций
с
показателями
раздражительности, вербальной агрессии и подозрительности, может говорить о том, что
чаще всего такие подростки приписывают или обвиняют других в том, что практически
присуще им самим, но не осознают должным, и главное, своевременным образом. Такая
модель
поведения
могла
заимствоваться
из
семейных
отношений,
когда
родители
проецировали
свои
личностные
проблемы
на
ребенка.
Чаще
всего
такие
подростки
раздражительны, упрямы, эмоционально возбудимы, могут проявлять неустойчивость
настроения,
возможно
даже
в
сторону
его
снижения.
Они
в
последствии
могут
испытывать чувство вины, сомнения и колебания в правильности своих суждений.
Наблюдаемая
нами
связь
между
показателем
интрапунивная
реакция
и
показателями физической, косвенной агрессии, раздражительности, негативизме, может
объясняться
тем,
что
подростки
в
детстве
были
лишены
возможности
вписаться
в
предлагаемую социальную нишу. В связи с этим у подростка есть одержимые идеи,
которые
способен
преодолеть
для
того,
чтобы
доказать
и
показать,
что
вопреки
противодействию
окружения,
он
может
быть
самостоятельным,
независимым,
сам
отвечать за содеянные поступки без чьей- либо помощи. Чаще всего такие подростки
демонстрируют
свое
несогласие,
негативизм,
сорятся
с
родителями.
Они
действуют
вопреки
советам
и
требованиям.
В
их
поведении
обнаруживается
эмоциональная
насыщенность и ригидность. Подростки с такими особенностями никогда не спрашивают
совета у родителей, и в их семьях может быть высокий уровень конфликтности. Поэтому
они стараются самостоятельно преодолевать множество препятствий и проявлять выше
описанные реакции.
Наиболее
часто
подростки,
не
проявляющие
агрессивных
реакций,
т.
е.
подростки
контрольной
выборки,
испытывают
чувство
вины,
подозрительность,
раздражительность, обиду и, реже, вербальную агрессию.
Исходя
из
вышесказанного,
можно
выделить
психологические
проблемы
подростков
с
тенденцией
к
агрессивному
типу
поведения.
Так,
для
подростков
экспериментальной выборки характерно следующее:
1)
не осознание собственной вины, не способность рефлексировать свои поступки,
что приводит к агрессивным реакциям и проявлениям, в отличие от контрольной
выборки;
2)
противоречивый характер отношения к себе, который связан с отрицанием себя
как личности;
3)
желание перемен и совершенствования относительно собственной личности, не
желание
вспоминать
прошлое,
что
наблюдается
в
нарушенных
детско-
родительских отношениях;
4)
негативные воспоминания о прошлом, не способность и не желание выделять
наиболее яркие моменты из них;
5)
опасения относительно формирования жизненных целей и ценностей
Значит, на формирование психологических проблем подростков с тенденцией к
агрессивному типу поведения повлияло негативное отношение к прошлому, к родителям,
что в свою очередь способствовало затруднению формирования жизненных целей и
ценностей,
насыщенности
и
целеустремленности
жизни.
Противоречивый
характер
отношения к себе и желание совершенствоваться связаны с возрастными особенностями
испытуемых и социальной ситуацией развития и существования, что является общим для
двух групп.
Таким
образом,
гипотеза
нашего
исследования
была
подтверждена
с
одной
стороны и опровергнута – с другой. Нужно сказать, что подростки имеют специфические
психологические проблемы. У подростков с тенденцией к агрессивному типу поведения
наблюдаются проблемы связанные с их поведением и реакцией на данную ситуацию,
которые сформировались в процессе становления личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Анализ
данных
исследования
на
компьютере
(методическое
пособие для 1-5 курсов) / сост. Павленко В.Б. – Ялта- Артек, 2002.-
27 с.
2.
Андреева
Г.
М.
Социальная
психология.
Учебник
для
высших
учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000.-376 с.
3.
Астапов В. М. Тревожность у детей. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 160 с.
4.
Бурлачук
Л.
Ф.,
Морозов
С.
М.
Словарь-
справочник
по
психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 528 с.
5.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2007. – 336 с.
6.
Бютнер
К.
Жить
с
агрессивными
детьми:
Пер.
с
нем.
–
М.:
Педагогика, 1991. – 144 с.
7.
Волкова
В.
М.
Трудные
дети
или
трудные
родители?
–
М.:
Профиздат, 1992. – 96 с.
8.
Выготский Л. С. Детская психология // Собр. Соч.: в 6 т. – М., 1984.
Т. 4. – с. 15-28.
9.
Выготский Л. С. Учение об эмоциях. – М., 1993. – Т.6. – с. 90-319.
10.Журбин В.М. Понятие психологических защит в концепциях З.
Фрейда и К. Роджерса//Вопросы психологии, 1990. - №4 – с. 14-21.
11.Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние – СПб.: Питер, 2001.-
448 с.
12.Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
– 992с.
13.Кулагина
И.Ю.
Возрастная
психология
(Развитие
ребенка
от
рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Изд- во УРАО,
2009. – 176 с.
14.Леонтьев
Д.А.
Тематический
апперцептивный
тест.
2-е
изд.,
стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 254 с.
15.Лучшие психологические тесты / Под ред. А. Ф. Кудряшова. –
Петрозаводск:Петроком, 1992. – 320 с.
16.Майерс
Д.
Социальная
психология/
Перев.
С
англ.
–СПб.:
Издательство «Питер», 1999. – 688 с.
17.Максименко
С.
Д.
Общая
психология.
–
М.:
«Рефл-бук»,
К.:
«Ваклер». – 1999. – 528 с.
18.Мухина
В.
С.
Возрастная
психология:
фенеменология,
детство,
отрочество: учебник для ВУЗов. –4-е изд. Стереотип. – М.: Изд.
Центр «Академия», 1999. – 456 с.
19.Основы
психотерапии:
Учебн.
Пособие
для
студентов
вузов,
которые обучаются по спец. «Психология», «Соц. педагогика»/ Л.
Ф. Бурлачук, И. А. Грабская, А. С. Кочарян. – К.: Ника-Центр, 2001.
– 320 с. – (Серия «Новейшая психология»; Вып.5)
20.Практикум
по
возрастной
и
педагогической
психологии:
для
студентов сред. пед. Учеб. Заведений. М.: Изд. Центр «Академия»,
2008. – 160 с.