Автор: Тимербулатова Гульфия Галиевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: город Кумертау республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Оздоровительная направленность внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
Оздоровительная направленность внеурочной физкультурно-спортивной
деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Тимербулатова Г.Г.
МБОУ «СОШ № 5» г. Кумертау
Жизнь ребенка не заканчивается уроками в школе. Ребенок может
заниматься
в
школе
и
во
второй
половине
дня
спортом,
изобразительным
искусством, театром и так и далее. Это будет только на пользу, это не нагрузка, а
разгрузка, поскольку ребенок будет заниматься только тем, что ему интересно.
Это ослабит напряжение, которое вызывают обязательные уроки. Мы знаем,
что многие учителя и классные руководители занимаются со своими учениками
во второй половине дня спортом, музыкой, театром. Смотрю на стандарт с
практической точки зрения.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все
виды
деятельности
школьников
(кроме
основной
–
учебной),
в
которых
возможно
и
целесообразно
решение
задач
их
воспитания
и
социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
Российской
Федерации
организация
занятий
по
направлениям
внеурочной
деятельности
является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
в
школе.
Вид внеурочной
деятельности
Образовательные
формы
Уровень
результатов
внеурочной
деятельности
Преимущественные
формы
достижения
результатов
Спортивно-
оздоровительная
деятельность
Занятия
спортивных
секций,
беседы
о
З О Ж ,
у ч а с т и е
в
оздоровительных
процедурах.
Школьные
спортивные турниры.
Акции-проекты.
1. Приобретение
школьником
социальных знаний.
2. Формирование
ценностного
отношения к
социальной
реальности.
3. Получение опыта
самостоятельного
социального
действия
Занятия
спортивных
секций,
беседы
о
З О Ж ,
у ч а с т и е
в
оздоровительных
процедурах.
Школьные
спортивные турниры.
С п о р т и в н ы е
и
оздоровительные
акции-проекты.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной
деятельности:
игровая,
познавательная,
проблемно-ценностное
общение,
досугово-развлекательная
деятельность,
художественное
творчество,
социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная и
туристско-краеведческая деятельность.
Уровни результатов внеурочной деятельности: ученик знает и понимает
общественную
жизнь,
ученик
самостоятельно
действует
в
общественной
жизни.
По каждому виду внеурочной деятельности и уровню результатов
внеурочной деятельности – преимущественные формы достижения результата.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличит
вероятность эффектов воспитания и социализации детей.
Рассмотрим вид учебной деятельности: спортивно-оздоровительная
деятельность.
Спортивно-оздоровительная деятельность младших школьников является
одним
из
направлений
внеучебной
деятельности
школьников.
Это
есть
упорядоченная
организация
деятельности
по
обеспечению
максимального
оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта [3:313]. Предметом
образования
при
реализации
спортивно-оздоровительной
деятельности
является
двигательная
(физкультурная)
деятельность,
которая
своей
направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической
природы
человека
[2:87].
Целью
спортивно-оздоровительного
направления
является укрепление здоровья школьников путем применения комплексного
подхода к обучению здоровья. В соответствии со структурой двигательной
деятельности внеучебная спортивно-оздоровительная деятельность делится по
трем основным разделам: знания, физическое совершенствование и способы
деятельности.
Программа
«Спортивно-оздоровительной
деятельности»
ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся и
воспитания бережного к нему отношения. В разделе «Знания о физкультурно-
оздоровительной
деятельности»
содержатся
сведения
о
роли
занятий
физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека,
способах
и
средствах
профилактики
различных
заболеваний.
Здесь
же
приводятся
знания
об
оздоровительных
системах
физического
воспитания,
средствах
и
формах
активного
во сст ановления
и
п о в ы ш е н и я
работоспособности
человека.
Средствами
оздоровительной
направленности
выступают оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на
лыжах, езда на велосипеде, прыжки со скакалкой и другие. Во втором разделе
«Физическое
совершенствование
с
оздоровительной
направленностью»
представлено
учебное
содержание,
ориентированное
на
укрепление
индивидуального
здоровья
учащихся,
повышение
функциональных
возможностей основных систем их организма. Данное содержание включает в
себя
комплексы
упражнений
из
современных
оздоровительных
систем
физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном
развитии
собственных
физических
способностей,
формирования
индивидуального типа телосложения, культуры движений. Сюда можно отнести
комплексы
упражнений
на
развитие
правильной
осанки,
дыхательную
гимнастику,
общеразвивающие
упражнения
с
о зд о р о в и т е л ь н о й
направленностью
и
другие.
В
третьем
разделе
«Способы
физкультурно-
оздоровительной
деятельности»
раскрываются
способы
самостоятельной
организации
и
проведения
оздоровительных
форм
занятий
физической
культурой,
приемы
наблюдения
за
показателями
собственного
здоровья
и
работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических
нагрузок на занятиях физическими упражнениями. Например, в спортивно-
оздоровительной
внеучебной
деятельности
такими
способами
деятельности
являются:
1)
составление режима дня (1 - 4 классы);
2)
проведение закаливающих процедур (1 – 4 классы);
3)
оздоровительные занятия физическими упражнениями в режиме дня;
4)
комплексы утренней зарядки и физкультминуток (1 – 4 классы). Для
детей
младшего
школьного
возраста
естественной
является
потребность в высокой двигательной активности.
5)
комплексы
упражнений
для
формирования
правильной
осанки
и
развития мышц туловища (1 – 4 классы);
6)
комплексы ОРУ на развитие основных физических качеств (1 – 4
классы);
7)
измерение длины и массы тела (1 – 4 классы);
8)
определение уровня развития физических качеств[3:178];
9)
измерение
частоты
сердечных
сокращений
во
время
выполнения
физических
упражнений,
регулирование
дыхания.
Дыхательная
гимнастика – это специальные упражнения для развития дыхательной
мускулатуры.
10)
подвижные игры во время прогулок;
11)
умение самостоятельно подбирать одежду, обувь и инвентарь.
Все эти способы внеучебной спортивно-оздоровительной деятельности
формируются при организации следующих форм внеучебной деятельности: 1)
физкультурно-оздоровительными
мероприятиями,
например
занятия
спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах,
школьных
спортивных
турнирах,
социально-значимых
спортивных
и
оздоровительных акциях-проектах, тренинговые формы; 2) самостоятельные
занятия физическими упражнениями (например, на формирование правильной
осанки, дыхательные упражнения и т. д.) [3:208].
В результате участия младших школьников в таких формах внеучебной
спортивно-оздоровительной
деятельности
у
них
накапливается
багаж
социальных
знаний,
формируется
ценностное
отношение
к
социальной
реальности, ни получают опыт самостоятельного действия, приобретают новые
навыки.
Таким образом, общей целью спортивно-оздоровительного направления
внеучебной
деятельности
является
формирование
у
учащихся
устойчивых
мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном
развитии
физических
и
психических
качеств,
творческом
использовании
средств
спортивно-оздоровительной
деятельности
в
организации
здорового
образа жизни.
При этом физкультурно-оздоровительная деятельность больше
ориентирована
на
укрепление
и
сохранение
здоровья,
увеличение
продолжительности
творческого
долголетия,
организацию
здорового
образа
жизни, а спортивная деятельность, ориентирована на физическую подготовку,
активное включение учащихся в соревновательную деятельность, регулярные
самостоятельные занятия в избранном виде спорта.
Литература
1.
Кузнецов
В.
С.
Физкультурно-оздоровительная
работа
в
школе:
методическое пособие//В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий – М.:НЦ
ЭНАС, 2006 – 184 с.
2.
Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе//
А. П. Матвеев – М.: Владос – пресс, 2003. – 246 с.
3.
Холодов
Ж.
К.,
Кузнецов
В.
С.
Теория
и
методика
физического
воспитания
и
спорта:
Учебное
пособие
для
студ.
высш.
учебн.
Заведений. - М.: Академия, 2000 – 480 с.
что
наша
школа
усиленно
реализует
здоровьесберегающие
технол огии:
1
у ч и т и с я
п о
6
м о д у л ь н о й
с и с т е м е
2 3 часа уроков ыизкультуры из которых 1 час подвижные игры, в том числе настольный
теннис
3
т е с н о
р а б о т а е м
с
у з к и м и
м е д и ц и н с к и м и
с п е ц и а л и с т а м и
и в 4 нахуя вам дорогие мои моя статья, бабки получили и идите на хуй....