Напоминание

"Оздоровительная направленность внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся младшего школьного возраста"


Автор: Тимербулатова Гульфия Галиевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: город Кумертау республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Оздоровительная направленность внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование





Назад




Оздоровительная направленность внеурочной физкультурно-спортивной

деятельности учащихся младшего школьного возраста.

Тимербулатова Г.Г.

МБОУ «СОШ № 5» г. Кумертау

Жизнь ребенка не заканчивается уроками в школе. Ребенок может

заниматься

в

школе

и

во

второй

половине

дня

спортом,

изобразительным

искусством, театром и так и далее. Это будет только на пользу, это не нагрузка, а

разгрузка, поскольку ребенок будет заниматься только тем, что ему интересно.

Это ослабит напряжение, которое вызывают обязательные уроки. Мы знаем,

что многие учителя и классные руководители занимаются со своими учениками

во второй половине дня спортом, музыкой, театром. Смотрю на стандарт с

практической точки зрения.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все

виды

деятельности

школьников

(кроме

основной

учебной),

в

которых

возможно

и

целесообразно

решение

задач

их

воспитания

и

социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений

Российской

Федерации

организация

занятий

по

направлениям

внеурочной

деятельности

является

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса

в

школе.

Вид внеурочной

деятельности

Образовательные

формы

Уровень

результатов

внеурочной

деятельности

Преимущественные

формы

достижения

результатов

Спортивно-

оздоровительная

деятельность

Занятия

спортивных

секций,

беседы

о

З О Ж ,

у ч а с т и е

в

оздоровительных

процедурах.

Школьные

спортивные турниры.

Акции-проекты.

1. Приобретение

школьником

социальных знаний.

2. Формирование

ценностного

отношения к

социальной

реальности.

3. Получение опыта

самостоятельного

социального

действия

Занятия

спортивных

секций,

беседы

о

З О Ж ,

у ч а с т и е

в

оздоровительных

процедурах.

Школьные

спортивные турниры.

С п о р т и в н ы е

и

оздоровительные

акции-проекты.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной

деятельности:

игровая,

познавательная,

проблемно-ценностное

общение,

досугово-развлекательная

деятельность,

художественное

творчество,

социальное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная и

туристско-краеведческая деятельность.

Уровни результатов внеурочной деятельности: ученик знает и понимает

общественную

жизнь,

ученик

самостоятельно

действует

в

общественной

жизни.

По каждому виду внеурочной деятельности и уровню результатов

внеурочной деятельности – преимущественные формы достижения результата.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличит

вероятность эффектов воспитания и социализации детей.

Рассмотрим вид учебной деятельности: спортивно-оздоровительная

деятельность.

Спортивно-оздоровительная деятельность младших школьников является

одним

из

направлений

внеучебной

деятельности

школьников.

Это

есть

упорядоченная

организация

деятельности

по

обеспечению

максимального

оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта [3:313]. Предметом

образования

при

реализации

спортивно-оздоровительной

деятельности

является

двигательная

(физкультурная)

деятельность,

которая

своей

направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической

природы

человека

[2:87].

Целью

спортивно-оздоровительного

направления

является укрепление здоровья школьников путем применения комплексного

подхода к обучению здоровья. В соответствии со структурой двигательной

деятельности внеучебная спортивно-оздоровительная деятельность делится по

трем основным разделам: знания, физическое совершенствование и способы

деятельности.

Программа

«Спортивно-оздоровительной

деятельности»

ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся и

воспитания бережного к нему отношения. В разделе «Знания о физкультурно-

оздоровительной

деятельности»

содержатся

сведения

о

роли

занятий

физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека,

способах

и

средствах

профилактики

различных

заболеваний.

Здесь

же

приводятся

знания

об

оздоровительных

системах

физического

воспитания,

средствах

и

формах

активного

во сст ановления

и

п о в ы ш е н и я

работоспособности

человека.

Средствами

оздоровительной

направленности

выступают оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на

лыжах, езда на велосипеде, прыжки со скакалкой и другие. Во втором разделе

«Физическое

совершенствование

с

оздоровительной

направленностью»

представлено

учебное

содержание,

ориентированное

на

укрепление

индивидуального

здоровья

учащихся,

повышение

функциональных

возможностей основных систем их организма. Данное содержание включает в

себя

комплексы

упражнений

из

современных

оздоровительных

систем

физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном

развитии

собственных

физических

способностей,

формирования

индивидуального типа телосложения, культуры движений. Сюда можно отнести

комплексы

упражнений

на

развитие

правильной

осанки,

дыхательную

гимнастику,

общеразвивающие

упражнения

с

о зд о р о в и т е л ь н о й

направленностью

и

другие.

В

третьем

разделе

«Способы

физкультурно-

оздоровительной

деятельности»

раскрываются

способы

самостоятельной

организации

и

проведения

оздоровительных

форм

занятий

физической

культурой,

приемы

наблюдения

за

показателями

собственного

здоровья

и

работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических

нагрузок на занятиях физическими упражнениями. Например, в спортивно-

оздоровительной

внеучебной

деятельности

такими

способами

деятельности

являются:

1)

составление режима дня (1 - 4 классы);

2)

проведение закаливающих процедур (1 – 4 классы);

3)

оздоровительные занятия физическими упражнениями в режиме дня;

4)

комплексы утренней зарядки и физкультминуток (1 – 4 классы). Для

детей

младшего

школьного

возраста

естественной

является

потребность в высокой двигательной активности.

5)

комплексы

упражнений

для

формирования

правильной

осанки

и

развития мышц туловища (1 – 4 классы);

6)

комплексы ОРУ на развитие основных физических качеств (1 – 4

классы);

7)

измерение длины и массы тела (1 – 4 классы);

8)

определение уровня развития физических качеств[3:178];

9)

измерение

частоты

сердечных

сокращений

во

время

выполнения

физических

упражнений,

регулирование

дыхания.

Дыхательная

гимнастика – это специальные упражнения для развития дыхательной

мускулатуры.

10)

подвижные игры во время прогулок;

11)

умение самостоятельно подбирать одежду, обувь и инвентарь.

Все эти способы внеучебной спортивно-оздоровительной деятельности

формируются при организации следующих форм внеучебной деятельности: 1)

физкультурно-оздоровительными

мероприятиями,

например

занятия

спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах,

школьных

спортивных

турнирах,

социально-значимых

спортивных

и

оздоровительных акциях-проектах, тренинговые формы; 2) самостоятельные

занятия физическими упражнениями (например, на формирование правильной

осанки, дыхательные упражнения и т. д.) [3:208].

В результате участия младших школьников в таких формах внеучебной

спортивно-оздоровительной

деятельности

у

них

накапливается

багаж

социальных

знаний,

формируется

ценностное

отношение

к

социальной

реальности, ни получают опыт самостоятельного действия, приобретают новые

навыки.

Таким образом, общей целью спортивно-оздоровительного направления

внеучебной

деятельности

является

формирование

у

учащихся

устойчивых

мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном

развитии

физических

и

психических

качеств,

творческом

использовании

средств

спортивно-оздоровительной

деятельности

в

организации

здорового

образа жизни.

При этом физкультурно-оздоровительная деятельность больше

ориентирована

на

укрепление

и

сохранение

здоровья,

увеличение

продолжительности

творческого

долголетия,

организацию

здорового

образа

жизни, а спортивная деятельность, ориентирована на физическую подготовку,

активное включение учащихся в соревновательную деятельность, регулярные

самостоятельные занятия в избранном виде спорта.

Литература

1.

Кузнецов

В.

С.

Физкультурно-оздоровительная

работа

в

школе:

методическое пособие//В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий – М.:НЦ

ЭНАС, 2006 – 184 с.

2.

Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе//

А. П. Матвеев – М.: Владос – пресс, 2003. – 246 с.

3.

Холодов

Ж.

К.,

Кузнецов

В.

С.

Теория

и

методика

физического

воспитания

и

спорта:

Учебное

пособие

для

студ.

высш.

учебн.

Заведений. - М.: Академия, 2000 – 480 с.

что

наша

школа

усиленно

реализует

здоровьесберегающие

технол огии:

1

у ч и т и с я

п о

6

м о д у л ь н о й

с и с т е м е

2 3 часа уроков ыизкультуры из которых 1 час подвижные игры, в том числе настольный

теннис

3

т е с н о

р а б о т а е м

с

у з к и м и

м е д и ц и н с к и м и

с п е ц и а л и с т а м и

и в 4 нахуя вам дорогие мои моя статья, бабки получили и идите на хуй....



В раздел образования