Автор: Забродская Римма Камалитдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Росинка" д/с №1 "Солнечный"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Гармонизация эмоциональной сферы детей методом сказкотерапии."
Раздел: дошкольное образование
Гармонизация эмоциональной сферы детей методом сказкотерапии.
Сказка
–
один
из
основных
жанров
устного
народного
творчества,
художественное
повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской
и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества. И как добрый,
мудрый друг в его жизнь входит сказка.
Стремясь
пробудить
в
детях
лучшие
чувства,
уберечь
их
от
черствости,
эгоизма,
равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще
всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в
него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта
борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным
оно не было.
Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям
внешнего
вида
птиц,
зверей
и
насекомых.
Такие
сказки
приучают
к
образному
восприятию
богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Но всё чаще педагоги и психологи используют термины “эмоциональная неадекватность”,
“эмоциональные
нарушения”.
За
этим
стоят
страхи
и
тревоги,
чрезмерная
плаксивость
и
агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только
детям,
но
и
взрослым
непросто
разобраться
в
своих
чувствах.
Нередко
чувства
руководят
поступками, и сожаление об этом приходит лишь “задним числом”.
Ребенка
приводят
к
психологу
для
избавления
от
страхов,
тиков,
замкнутости,
“заторможенности” и для решения других проблем. Однако это лишь симптомы, верхняя часть
айсберга.
Основные
проблемы
возникают
от
недостаточно
сформированной
Я-концепции,
от
бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от слабости “Я”. Попробуем перевести все это на
символический язык. Представьте себе, что внутри нас находиться целая страна, в которой есть
король (королева, есть придворные, своя система управления, простые граждане. Если глава
страны слаб, то страной управляют слуги. Однако они не обладают мудростью короля, поэтому
совершают
ошибки.
Теперь
становится
понятной
истинная
причина
эмоциональной
и
поведенческой
неадекватности:
всему
виной
слуги,
неправильно
занявшие
свои
места.
И,
безусловно, король забывший и не исполняющий своих обязанностей.
В этом случае задача педагога, психолога, мудрого родителя заключается в “усилении” короля и
“расстановке” придворных по местам, соответствующим их назначению. Здесь нам может помочь
“сказкотерапия”.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не
торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным
смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это
сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории
являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была
положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.
Метод
сказкотерапии
появился
на
рубеже
60-70-х
годов
ХХ
века,
обоснованный
М.
Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал
использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер.
Сказкотерапия
направлена
на
решение
эмоционально-личностных
и
поведенческих
проблем
ребёнка.
Сказкотерапия
применяется
в
работе
с
агрессивными,
тревожными,
застенчивыми,
неуверенными детьми.
Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо,
потому что является самым древним методом воспитания и учения. Сказкотерапия, конечно,
наиболее детский метод, так как она обращена к чисто детскому началу каждого человек. Через
восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём
знания
о
законах
жизни
и
способах
проявления
творческой
силы
и
смекалки.
Сказки
–
необходимый
элемент
духовной
жизни
ребенка.
Входя
в
мир
чудес
и
волшебства,
ребенок
погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет
целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки
приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или
загнана в угол. Сказка указывает выход, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и
знанию, к справедливости и гармонии.
Блуждая
в
своей
душе
–
сказочном
лесу,
маленький
человек,
знакомясь
с
разнообразными
персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок
возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может
справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями. По мере расширения сферы общения
дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих
их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции,
управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка и игра. Например, для
ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная
сказка,
в
которой
метафорически
зашифрована
информация
о
его
страхе
и
способах
его
преодоления. С помощью педагога на занятиях или в быту ребенок не только прослушивает эту
сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным
героем. Кроме того, ребенку можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать эту
сказку на новый лад, придумать новую с этим же главным героем и т. д. В процессе такой работы
ребенок не только “знакомится” со своим страхом, но и учится справляться с ним.
Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения
свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться,
ребенку
необходимо
много
сказок,
благожелательное
отношение
родителей
к
сказкам
и
постоянные "походы" в сказочный мир.
Сказка
в
определенной
степени
удовлетворяет
три
естественные
психологические
потребности ребенка:
- потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении
всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои собственные
силы;
- потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные
препятствия
и,
как
правило,
становится
победителем,
достигает
успеха,
хотя
может
терпеть
временные неудачи;
- потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии, куда-то идет, кого-то
встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется.
Метод
учитывает
эмоциональный
интерес
ребёнка
к
восприятию
сказки
как
специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует
эмоциональное
включение
ребёнка
в
сказку
и
становится
основой
для
идентификации
с
её
героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать
нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация
ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него,
проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так
как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод
сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.
Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что
сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно
найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в
детстве, человек накапливает некоторый опыт жизненных ситуаций. Часто это позволяет найти
нужное решение в жизни. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными
событиями
и
поведением
в
реальной
жизни.
Это
процесс
переноса
сказочных
смыслов
в
реальность.
Каждая
сказка
уникальна.
Однако
использование
сказкотерапии
как
воспитательной
системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.
1. Принцип осознанности.
Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета;
понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого -
показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый
взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.
2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь
несколько значений и смыслов). В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию
с нескольких сторон .
3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами
некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание
сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в
конкретных ситуациях.
В
сказкотерапии
различают
директивный
и
недирективный
подходы.
В
директивной
терапии терапевт руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением
ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль психотерапевта снижается:
основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий
для спонтанного проявления его чувств. Метод может проводиться в индивидуальной и групповой
формах. При групповой форме сказка комплексно представляет проблемы всех детей (их должно
быть от 3 до 6 человек), включенных в группу. В терапевтическую группу подбираются дети с
противоположными синдромами.
Сказка должна быть максимально близкой и понятной ребёнку, поэтому сюжетная линия
истории может быть выстроена при учёте его интересов и увлечений (это позволяет создать
позитивный эмоциональный фон и больше заинтересовать ребёнка); рассказ строится близкими
возрасту
и
особенностям
развития
ребёнка
языковыми
средствами,
используются
слова
максимально приближенные к его ведущей коммуникативной системе; сюжетная линия включает
основные этапы развития конфликтной ситуации: завязку, нарастание конфликта, кульминацию,
развязку. В заключении герой разрешает конфликт, приобретая для себя новые возможности и
способности.
Использование
сказки
как
метафоры.
Текст
и
образы
сказки
вызывают
свободные
ассоциации,
которые
касаются
личной
психической
жизни
человека,
затем
эти
метафоры
и
ассоциации обсуждаются.
Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая
работа идет с графическим материалом.
Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо». «Почему герой так поступил?» - то есть
более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом
к обсуждению ценностей и поведения человека.
Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или
взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
Использование
сказки
как
притчи-нравоучения,
подсказка
с
помощью
метафоры
варианта
разрешения ситуации
Достаточно
подробно
динамика
протекания
эмпатийного
процесса
развития
–
способности
эмоционально откликаться на переживания людей – представлена Л.П. Стрелковой. Эмпатия как
процесс включает в себя четыре компонента:
1) сопереживание – в его основе лежит механизм идентификации (переживание эмоционального
состояния
другого,
как
собственного)
и
эмоционального
заражения
(эмоциональное
взаимовлияние);
2) сочувствие – ослабление или полное исчезновение идентификации и включение когнитивных
компонентов
(установление
причинно
–
следственных
связей,
понимание
позиций
объекта,
эмпатии, что связанно с уровнем развития ценностных ориентации, морального сознания);
3) импульс к содействию или внутреннее содействие, желание оказать помощь, поддержку;
4) реальное содействие, оказание помощи. Изучение эмпатийной цепочки приводит к заключению:
результативность
разрешения
эмпатийных
ситуаций
зависит
от
того,
овладел
ли
ребёнок
механизмом идентификации, умением понимать позиции объекта эмпатии, выражать сочувствие.
В качестве основных методик можно выделить «игровую драматизацию». Драматизация
позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения,
счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его.
Умственное
развитие
детей
от
трех
до
шести
лет
характеризуется
формированием
образного мышления, которое позволяет ребёнку думать о предметах, сравнивать их в уме даже
тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает строить модели той действительности, с которой
имеет дело, и делает он это с помощью сказки, являющейся для него азбукой жизни.
Четыре – пять лет – апогей сказочного мышления. Сказка – это такая знаковая система, с
помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Мышлению этого
возраста
свойственен
анимизм
–
стремление
приписать
неодушевленным
предметам
или
животным человеческие черты (Ж. Пиаже). Это стремление исчезает по мере умственного и
эмоционального развития детей.
В заключение отметим, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные
состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими
различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более
глубокому
пониманию
себя
и
других
людей,
умение
ориентироваться
в
эмоциональной
реальности.
Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства.
Так,
воздействуя
на
чувства
ребенка,
можно
общую
динамику
его
поведения
привести
в
соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием
эмоций
качественно
по-иному
проявляются
и
внимание,
и
мышление,
и
речь,
усиливается
конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».
Литература:
1.
Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
2.
Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе //
Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
3.
Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005.
№ 17.С. 14-17.
4.
Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
5.
Ежкова
Н.М.
Эмоциональный
компонент
образования:
проектирование
содержания
//
Дошкольное воспитание. 2005. № 10.С. 26-28.
6.
Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие
дошкольника. – М., 1985.
7.
Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей
детского сада. – М., 1985.
8.
Изотова
Е.И.,
Никифорова
Е.В.
Эмоциональная
сфера
ребёнка:
Теория
и
практика.
-
М.,2004.
9.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
10.
Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
11.
Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб.,
2001.
12.
Русанов В.Л. Занимательные задачи сказочного характера // Начальная школа. 1987.№4.С.
13-
13.
Практика сказкотерапии.п/р Сакович Н. А. СПб 2006
14. Научно-познавательная статья. Сказкотерапия. Игорь Вачков
15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб 2006.
16 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. СПб 2007.
17. Зинкевич_Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб 2006, стр. 11-12.
18. Научно-познавательная статья. Сказкотерапия. Игорь Вачков