Автор: Борщенко Елена Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 40
Населённый пункт: станица Роговская, Тимашевский район
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы в ДОУ по духовно-нравственному воспитанию"
Раздел: дошкольное образование
«Организация работы по
духовно-нравственному воспитанию
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад комбинированного вида № 40
муниципального образования Тимашевский район»
Одним
из
приоритетных
направлений
деятельности
Учреждения
является
деятельность,
направленная
на
духовно-нравственное
и
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение
их
к
истории
народа,
родного
края,
станицы,
знакомство
с
прошлым
и
настоящим;
создание
условий
для
повышения
профессиональной
компетентности
педагогических
работников
по
освоению
новых
форм
образовательной деятельности в ДОУ. Актуальность выбранного направления
связана с введением ФГОС ДО (п.3.2. и 3.3.).
Работу
по
развитию
нравственно
–
патриотических
чувств
у
дошкольников
проводит
в
форме
реализации
программы
ранней
профориентации «Рост», апробации программы «Все про то, как мы живем»
(приказ
ИРО
Краснодарского
края
№
72
от
26.04.2017
г.),
реализации
проектов,
что
несомненно
позволит
обогатить
содержание
основной
образовательной программы дошкольного образования. В течении года были
реализованы следующие образовательные проекты:
«Гордимся своими земляками», «Я помню, я горжусь», «Мое генеалогическое
древо», «Моя малая Родина станица Роговская», «Вечеря», «На каникулы в
Рождественскую сказку», «Масленица широкая», «Пасха», «Ивана-купала»,
«Яблочный спас».
Цель проектов: дать представление о культуре и традициях родного края.
В
ДОУ
разработаны
методические
рекомендации
для
педагогов
по
проведению новых форм образовательной деятельности с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей детей, их потребностей и интересов.
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ д/с № 40
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала.
Организация
развивающей
предметно-пространственной
среды
группы,
а
также территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
Среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности
детей
(в
том
числе
детей
разного
возраста)
и
взрослых,
двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
С р е д а
с о д е р ж а т е л ь н о
н а с ы щ е н а ,
т р а н с ф о р м и р у е м а ,
полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
При организации развивающей предметно – пространственной среды
для
детей
в
группах
МБДОУ
д/с
№40,
было
использовано
несколько
вариантов ее построения:
1. Зонирование
пространства
осуществляется
мобильными
средствами
–
расстановкой мебели и оборудования.
2. Использование помещений спальни, приемной.
3. Один
из
основных
факторов,
определяющих
возможность
реализации
принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку
возможность двигаться.
Развивающая предметно – пространственная
среда организована с учётом
требований
ФГОС,
где
чётко
прослеживаются
все пять
образовательных
областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ
д/с №40
создает оптимальные условия для формирования у детей представлений о
традициях и быте кубанского казачества, и для необходимых нравственно-
патриотических представлений о малой Родине.
Работа по организации развивающей предметно-пространственной
среды, направленной на реализацию регионального компонента проходит в
нашем детском саду в четырех направлениях:
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа с социумом.
- работа с детьми;
По
первому
направлению
в
нашем
дошкольном
учреждении
проводится
методическая
работа
с
педагогами
в
ДОУ
по
созданию
развивающей предметно-пространственной среды, которая осуществляется
следующим образом:
- ежегодно составляется план работы на учебный год, где одной из
задач
является
задача,
направленная
на
формирование
нравственно-
патриотических
чувств
у
детей
дошкольного
возраста
в
процессе
приобщения к национальной культуре;
- старшим воспитателем были проведены консультации: «Духовно-
нравственная
культура
педагога
как
основа
развития
нравственности
у
детей»,
«Роль
духовно-нравственного
воспитания
дошкольников
в
формировании ценностного отношения к окружающей действительности»,
круглый
стол:
«Духовно
-
нравственное
воспитание
дошкольников
в
образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
для педагогов ДОУ, были разработаны памятки
по наполнению уголков
краеведения,
консультации,
представлен
«Мини-музей
хлеба»,
проведен
смотр – конкурс «Уголок краеведения в группе».
С учетом возрастных особенностей детей педагоги отбирают наиболее
актуальный для каждого возрастного периода наглядно-демонстрационный
материал.
По второму направлению
организована работа с семьей. Семья
является главным источником народных традиций. Работа по реализации
национально- регионального компонента ведется на протяжении многих лет
и для решения общих задач, в каждой возрастной группе определяются свои
задачи,
а
также
мероприятия
по
работе
с
семьями
воспитанников
для
вовлечения
их
в
непосредственно
образовательный
процесс.
В
нашем
учреждении родители всегда являлись и являются активными участниками
проводимых мероприятий, которые направлены на повышение интереса к
культуре родного народа, к истории нашего края, нашей станицы.
Так
же
родителями
проводятся
мастер-классы,
практикумы
по
обучению детей народным, кубанским играм. Родители принимают активное
участие
в
проектной
деятельности,
праздниках,
выставках
совместных
детско-взрослых работ, фотовыставках, экскурсиях, походах.
По
третьему
направлению
проводится
работа
с
социальными
институтами
нашей
станицы.
Для
всех
участников
непосредственно
образовательного
проце сса
были
организованы
м е р о п р и я т и я ,
способствующие
пополнению
развивающей
предметно-пространственной
среды.
Традиционными
стали
встречи
с
мастерицами
нашей
станицы,
работы
которых
помещены
в
краеведческих
уголках
групп.
Например,
мастер – класс, «Моя мама - рукодельница», проходивший в ДОУ, пополнил
уголки групп детско-взрослыми работами. Во время
экскурсий в
музей
СОШ № 15 станицы Роговской
возникла идея оформления мини-музея
- «Хлеб-всему
голова»,
с
защитой
детского
проекта
«Как
на
мой
стол
попала булка».
Проходят встречи с интересными людьми: с ребятами из поискового отряда
СОШ №15, героем России Е.Д.Шендрика, участниками боевых действий в
горячих точках.
Используем
материал школьного музея
«Истоки» по темам: «Моя
родина-Кубань»,
«История
кубанского
казачества», «Они
сражались
за
Родину.
Проводим
тематические
встречи
организованные
сельской
библиотекой,
школой
искусств
станицы,
домом
детского
творчества.
Приглашаем настоятеля станичной церкви по праздникам «Яблочный спас»,
«Покров», «День матери», «Крещение», «Пасха». Отец Сергий рассказывает
историю этих праздников и принимает активное участие в мероприятиях.
По
четвертому
направлению
–
работа
с
детьми,
в
группах
оформлены
уголки
«Моя
Родина»
и
«Моя
малая
Родина»
в
которых
используются:
- государственные символы РФ (герб, флаг) и символика государства, края,
станицы;
-
портреты
президента
РФ,
губернатора
Краснодарского
края,
главы
Тимашевского района, главы сельского поселения;
- оформлены альбомы: «Ты Кубань - ты наша
Родина», «Роговская - моя
малая Родина», «Географическая пирамида», «Не уроним честь казачью»,
«Кубанские подвижные игры», «На Кубани мы живем!», «Вот эта улица, а
это мой дом!», «Животные и растительный мир Кубани».
- публиковались статьи в газете «Роговчанка»: «Не уроним честь казачью»,
«Ярмарка в моей станице», «Растим патриотов».
Знакомство с особенностями родной природы, с историей, культурой, трудом
соотечественников, проводим с помощью стихов, сказок, рассказов, картин
писателей,
поэтов,
художников
Кубани.
Читаем
произведения
кубанских
поэтов, проводим с детьми игры-инсценировки, драматизации, разные виды
театра
по
произведениям
кубанских
авторов,
знакомим
детей
с
бытом,
традициями, особенностями фольклора Кубани.
В группах созданы макет «Мельница», «Кубанское подворье», «Мини-музей
хлеба»,
«Птичий
двор»,
разработаны
дидактические
игры
«В
каких
профессиях
нужна
вода»,
«Техника
на
поле»,
«Домик
в
деревне»,
«Географическая пирамида», «Назови профессию», «Косичка для дочки» и
др. пособия, целью которых является расширение представления детей о
труде взрослых, знакомство
с профессиями: фермер, агроном, ветеринар,
доярка,
тракторист,
телятница,
комбайнер,
повар,
кондитер,
строитель,
продавец, парикмахер;
воспитание уважения
к труженикам, на плечах
которых лежит нелегкий, но благородный труд; воспитание интереса к этим
профессиям; присваивание чувства любви к станице, ее красоте, простоте,
неразделимой связи с природой.
Дети
активно
действуют
в
игровых
уголках,
где
расположены
предметы
национальной культуры.
В центре «Наука и природа» размещены дидактические игры экологической
направленности, серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир»,
коллекции природного материала, муляжи овощей и фруктов наборы диких и
домашних животных, насекомых и т.д.
В группах в соответствии с возрастными
особенностями детей размещены календари погоды. Воспитанники старших
групп
имеют
возможность
отмечать
сезонные
изменения
в
природе
той
местности, где они проживают.
На праздниках с детьми используем кубанские пословицы и поговорки,
стихи
кубанских
поэтов,
поем
песни
о
Кубани,
играем
на
музыкальных
инструментах.
Вместе
с
музыкальным
руководителем
знакомим
детей
с
народными песнями, танцами и православными праздниками.
Через народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой
игровой форме знакомим детей с обычаями и бытом русского народа, трудом,
бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная
музыка
вызывает
интерес
детей,
приносит
им
радость,
создает
хорошее
настроение.
Проводим
православные
праздники
для
детей
старшего
дошкольного
возраста: «Покров»,
«Никола»
зимний,
«Рождественские
колядки»,
Масленица,
«Закликание
весны»,
«Благове́
щение»,
навстречу
Пасхе,
«Троица»,
«Иван
Купала»,
«Яблочный
спас». К
каждому
празднику
организуем выставки работы детей: рисунки, поделки.
Для
организации
работы,
по
созданию
развивающей
предметно
пространственной
среды,
направленной
на
реализацию
регионального
компонента в нашем учреждении проводится большая работа. Вкладывая в
детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в
них
маленьких
патриотов.
Мы
надеемся,
что
наши
воспитанники
будут
любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.
Взаимодействие ДОУ с другими организациями:
Управление образования администрации муниципального образования
Тимашевский
район,
Администрация
Роговского
сельского
поселения
муниципального
образования
Тимашевский
район,
муниципальная
бюджетная
общеобразовательная
школа
№
15
станицы
Роговская,
муниципальное
учреждение
дополнительного
образования
ДЮСШ
ст.
Роговская,
муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
детская
школа
искусств,
центр
творческого
развития
детей
«Радуга»,
сельская
библиотека,
почтовое
отделение
ст.
Роговская,
музей
«Истоки»,
общество
ветеранов
Чеченской
и
Афганской
во й н ,
индивидуальные предприниматели ст. Роговская, Роговская хлебопекарня,
Роговская
участковая
больница,
семьи
воспитанников,
настоятель
церкви
Отец Сергий.
Старший воспитатель МБДОУ д/с № 40 Е.В. Борщенко