Автор: Бельман Евгения Романовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 40
Населённый пункт: станица Роговская, Тимашевский район
Наименование материала: проект
Тема: "Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный проект по теме
«Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор»
Участники проекта:
дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.
Тип проекта:
информационно-творческий, коллективный, краткосрочный.
Постановка проблемы:
дети мало знают о традициях и обычаях русского народа.
Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях
русского народа.
Задачи:
Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни,
детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
Расширять
представления
об
искусстве,
традициях
и
обычаях
народов
России.
Формировать общие представления о народностях, живущих на территориях
Красноярского края.
Воспитывать уважение к культурам других народов.
Развивать
творческое
воображение
и
фантазию
детей,
вовлекая
их
в
театрализованную деятельность.
Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, русской
народной игрушке.
Упражнять
в
подборе
эпитетов-прилагательных,
описывающих
изделия
русских народных промыслов.
Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров,
чувство гордости за Россию.
Обогащать словарный запас названиями предметов быта: коромысло, изба,
печь, самовар, ухват, кочерга, люлька, прялка.
Развивать
интерес
к
изучению
истории
России,
русского
народного
творчества.
Вовлечь
родителей
в
проектную
деятельность
по
ознакомлению
детей
с
русским фольклором.
Предполагаемый результат:
• У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
• Дошкольники знают названия различных промыслов.
• Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
• Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный
• Составление плана совместной работы с детьми, родителями.
•Организовать экскурсии с дом культуры, музей.
•
Создать
развивающую
среду:
наглядно
-
дидактические
пособия,
демонстрационный материал, подобрать аудио сказки по данной теме, подбор
литературы, народные игры.
• Подбор песен, музыкальных игр, связанных с тематикой проекта.
• Подготовить консультаций для родителей по теме проекта.
• Анкетирование родителей.
• Создание теневого кукольного театра.
2. Основной
• Цикл познавательных занятий
• Отражение результатов познавательной деятельности через художественно
– творческую деятельность детей
• Мультимедийные презентации по теме проекта
3. Заключительный
• анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной
деятельности детей
•
Выставка
детского
творчества
«Изделия
декоративно-прикладного
искусства». «Русская кукла», «Золотая
Хохлома».
• Фольклорный праздник «Встречаем красавицу-Весну»
•показ средней группе теневого театра по сказке «Заюшкина избушка».
• разыгрывание сценки: «Каша из топора», «Девушки –хозяюшки на казачьем
дворе».
Вопросы для утреннего группового сбора (планирование работы)
Какая у нас тема?
Какие задания мы с вами решили выполнить?
Что мы уже успели сделать (узнать), чему научились?
Что еще можно сделать (предложить, спланировать)?
Какие у вас есть предложения?
Чем бы ты хотел заняться сегодня?
Что тебе нужно для того, чтобы выполнить этот план?
С чего ты начнешь?
Какие материалы тебе понадобятся?
Тебе нужны партнеры (помощники)?
С кем ты будешь вместе работать?
Как ты планируешь распределить работу?
Кто будет ответственным в вашей работе?
Сколько времени тебе (вам) нужно для выполнения (завершения)?
Ты выполнил свой план?
Кто (что) помог тебе выполнить задуманное?
Какой результат у тебя получился?
Ты доволен своим результатом?
Что тебя больше всего порадовало в твоей работе?
Чему ты научился сегодня?
Что нового ты узнал?
Что ты хочешь еще узнать?
Когда ты планируешь продолжить работу?
Вопросы для вечернего группового сбора (итоги работы)
Кто хочет рассказать о своей работе?
Что трудного было в вашей работе?
Что было самое интересное?
Что тебе удалось сделать сегодня?
Ты выполнил большую или меньшую часть своего плана?
Получилось ли у тебя то, что ты задумал?
Что бы ты решил изменить?
Что легче всего было сделать?
Как тебе удалось включить других в свою работу?
Какие материалы вы использовали?
Какие материалы можно еще использовать?
Где вашу работу можно поместить (повесить, поставить)?
Вы полностью выполнили свой план?
Планируете ли вы продолжить свою работу?
Планирование.
Познавательное развитие.
• Конструирование
- «Что нам стоит теремок построить»
• ФЭМП
«В гостях у матрёшек»
Тема: «В гостях у матрешек».
Учить составлять арифметические задачи на сложение.
Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Формировать социально-коммуникативные качества при выполнении заданий
в подгруппах.
Уточнить знания детей об образцах матрешки.
Умеют составлять арифметические задачи на сложение.
Умеют находить геометрические фигуры в окружающих предметах.
Могут назвать, какие бывают образцы матрешки и чем они различаются.
• Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, природой
«Как жили люди на Руси» (с использование ИКТ, экскурсия в костюмерную
«Рассматривание русского народного костюма»)
Речевое развитие.
• Коммуникация
-
беседы
«Как
жили
люди
на
Руси»,
«Русские
народные
игрушки»,
«Устройство русской избы», «Старинные русские обычаи», «Сине-голубое
чудо», «Дымковская сказочная страна», «Знакомьтесь, русская матрёшка!»,
«Целебные травы», «Блюда русской народной кухни».
ЭКСКУРСИЯ В ДОМ КУЛЬТУРЫ.
Тема: «Кубанский двор».
Формировать представления о предметах быта в русской избе.
Обогащать словарный запас названиями предметов быта.
Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского
народа.
Могут назвать предметы быта в русской избе.
Могут отгадывать загадки о предметах быта.
• Чтение художественной литературы
Продолжать
знакомство
с
фольклором
народов
мира,
жанровыми
особенностями сказки; повторение ранее изученных элементов композиции
сказки.
Учить
детей
осмысливать
характеры
персонажей
сказки,
составлять
описательные рассказы.
Развивать умение детей пересказывать сказку по плану.
Воспитывать любовь к сказкам народов мира.
Умеет понимать нравственный смысл произведения.
Знают жанровые особенности сказки.
Умеют выделить главную мысль сказки.
Могут
пересказать
сказку,
с
помощью
театра
показать
ее
младшим
дошкольникам.
-
чтение
«каша
из
топора»
народная
сказка,
былина
«Илья
Муромец
и
Соловей-разбойник»; заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок,
закличек, скороговорок; отгадывание загадок; народные приметы.
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование
- «Золотая Хохлома» (с использованием ИКТ)
- «Барыня с коромыслом»
-« Русский костюм» (из опыта, после посещения музея)
• Лепка
- по замыслу по мотивам дымковской игрушки
• Аппликация
- «Матрёшки в хороводе» (коллективная работа)
•мастер класс – «русская кукла из ниток».
Музыка
-
разучивание
хороводных
песен,
разучивание
песни
«весна
пришла»,
знакомство с народными музыкальными инструментами (балалайка, гусли,
ложки, разучивание хороводов.
Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность
-
дидактические
игры:
«Найди
лишнее»,
«Что
изменилось»,
«Домино»,
«Узнай элементы узора», «Составь узор», «Лото», «Найди пару», «Разрезные
картинки», «Угадай и расскажи», «Найди домик матрёшки», «Угадай, какая
роспись»,
«Назови
правильно»,
«Распиши
платок»,
«Отгадай
по
звуку
инструмент».
-
русские
народные
игры:
«Баба
Яга
костяная
нога»
«Золотые
ворота»,
«Горелки», «Гори, гори ясно!», «Плетень», «Ручеек», «На горе-то калина»,
«Каравай», «Салки», «Пчелы», «Колечко».
Труд
- знакомство детей с орудиями труда, используемыми в древней Руси (плуг,
мотыга, соха, вилы).
-
стимулировать
самостоятельную
деятельность
детей
по
поддержанию
порядка на участке для прогулок и в группе.
Безопасность
- Правила поведения в общественных местах (музеях), на сцене, по дороге на
экскурсию.
Физическое развитие
Здоровье
- «Чтобы нам не болеть»