Автор: Богданович Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "215"
Населённый пункт: город Кемерово Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современный педагог дошкольного учреждения: социальная роль, профессиональные функции, личностные качества.
Раздел: дошкольное образование
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
Современный педагог дошкольного учреждения: социальная
роль, профессиональные функции, личностные качества
реферат
Исполнитель:
Богданович Мария Александровна,
воспитатель МБДОУ № 145
г. Кемерово
Консультант:
Дорн Марина Викторовна,
к.п.н, зав. кафедрой дошкольного
образования КРИПКиПРО
Кемерово 2015
Содержание
2
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества………………………… 5
2. Функции современного педагога дошкольного учреждения…………..
10
3. Особенности деятельности педагога дошкольного учреждения……...
13
4. Требования к личности воспитателя……………………………………..
20
5.
Воспитатель XXI века. Каким ему быть?..................................................
27
Заключение………………………………………………………………….
28
Список литературы………………………………………………………...
31
Введение
Обновление
системы
дошкольного
образования
подразумевает
под
собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое
3
образовательное
пространство,
провозглашая
идею
самоценности
дошкольного периода детства.
Признание
приоритета
личности
ребенка,
его
права
на
проявление
своих интересов, особенностей, выражение в творческой самореализации
предполагает формирование новой модели обучения, где интересы ребенка-
дошкольника будут взяты за основу. На данном этапе происходит переоценка
ценностей
и
авторитетов,
которая
приводит
к
интенсивному
поиску
современных
образовательных
технологий,
направленных
на
развитие
и
поддержку детской инициативы, на охрану и укрепление здоровья детей. В
подтверждение
этому
новый
нормативный
документ
«Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования»
определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в
качестве основной цели воспитательно-образовательной работы – развитие
каждого ребенка.
Каким
же
должен
быть
современный
педагог
дошкольного
учреждения?
Прежде
всего,
ориентированным
на
личностное
взаимодействие
с
каждым
воспитанником,
исключающим
авторитарную
модель
построения
воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком
и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а
поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то
именно
на
воспитателя
ложится
ответственность
за
качество
данного
процесса.
Из
этого
следует,
что
рядом
с
детьми
должны
находиться
высокопрофессиональные педагоги. Именно рядом с детьми, потому что если
ребенок
и
педагог
являются
партнерами
и
общаются
на
равных,
то
это
обеспечивает
необходимый
для
полноценного
развития
ребенка
психологический комфорт.
Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Но очень
часто бывает, что процесс воспитания и обучения детей выстраивается в
систему, которая зачастую четко спланирована и жестко регламентирована,
4
почти полностью исключая творчество как педагога, так и детей. И как
следствие,
предложения,
вопросы
детей,
их
настроения
остаются
без
должного внимания, так как выходят за рамки спланированной деятельности.
Современный
педагог
должен
быть
готов
к
гибкой
корректировке
воспитательно-образовательного
процесса,
отталкиваясь
от
интересов
и
потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний,
умений
и
навыков,
а
развитие
личности
ребенка.
Главная
задача
для
воспитателя современного детского сада – постепенный уход от стереотипов,
организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить
переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по
отношению
к
ребенку.
Только
реальные
изменения
в
сознании
педагога
приведут
нас
к
изменениям
во
всем
воспитательно-образовательном
процессе.
1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества
«Любить детей — это и курица умеет.
А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело,
требующее таланта и широкого знания жизни»
Горький М.
На мой взгляд, воспитатель – это не только профессия, это призвание,
5
которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить,
заслужить
своим
трудом,
своим
талантом,
своим
желание
постоянно
меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
Ребенок и воспитатель должны иметь значение как две равные единицы
- и то воспитывающее общение, которое там установится между ними, не
будет иметь своей задачей подчинение ребенка воле воспитателя, а оно будет
компенсироваться равноценным подчинением воспитателя воле ребенка. Но
такое
уравновешивание,
или
компенсация,
означает,
что
воспитывающим
общением, элемент подчинения устранен совершенно. Подчинение одного,
уравновешиваясь равным подчинением другого, означает только то, что связь
между ними приняла форму соединения на равных началах. И такую именно
форму
будет
стремиться
принять
воспитывающее
общение
в
идеальном
детском
саду.
В
традиционных
детских
садах
такого
равенства
в
воспитывающем общении не существует. В них ребенок подчиняется воле
воспитателя, но воспитатель не подчиняется воле ребенка. В таких детских
садах воспитывает только воспитатель, считающий это воспитание своей
прерогативой, но воспитывать должен не только воспитатель, но и ребенок
воспитателя. И хотя это положение и звучит парадоксом, однако только при
последовательном и неуклонном проведении его, мы будем иметь истинных
воспитателей
и
воспитание
будет
достигать
наибольших
возможных
положительных результатов. Чем скорее ребенок увидит и почувствует, что не
только
его
воспитывают,
но
что
он
сам
как
бы
воспитывает
своего
во спит ателя,
ч то
по следний
под
его
влиянием
н е п р е р ы в н о
перевоспитывается и улучшается, тем полнее и плодотворнее будет влияние
воспитателя на ребенка. Чем скорее он увидит, что воспитатель не стремится
подчинить его своей воле, что он не только не старается противодействовать
воле
ребенка,
но
напротив
того,
признает
ее
и
уважает
и
оказывает
ей
всяческое содействие и поддержку, тем более он будет склонен свободно
следовать тем разумным и справедливым требованиям, которые ему ставит
воспитатель и которые имеют в виду благо ребенка.
6
Воспитатели должны прилагать все свои старания к тому, чтобы это
учреждение
представлялось
ребенку
не
только
местом
счастья,
радости,
свободы, но вместе с тем и серьезного торжественного отношения к жизни и
ее задачам и чтобы ребенок все более проникался тем сознанием, что, работая
вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой
маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над
теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. В целях
пробуждения у детей подобного сознательного отношения к детскому саду
большую
роль
должны
играть,
по
мнению
ученого,
общие
совместные
беседы обо всех событиях жизни учреждения. При этом воспитатель должен
обращать особое внимание на то, чтобы в этих беседах было по возможности
меньше внешнего и показного, и чтобы они были свободными, отличаясь
искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Детский сад должен
быть
местом
приобретения
тех
или
иных
знаний
и
навыков,
местом
свободных
игр
ребенка,
местом
удовлетворения
всех
общественных,
научных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка, т.е. местом
цельной
и
гармонической
его
жизни.
Однако
в
процессе
свободного
воспитания воспитатели детского сада, должны считаться с возрастом детей,
которые в нем находятся. Это возраст быстро сменяющихся настроений,
быстро перескакивающих интересов, и помещать его в определенные рамки
какой – нибудь программы, какого - нибудь расписания значило бы просто
вступать в борьбу с ним, значило бы производить с этим возрастом самую
отчаянную ломку. И разумный воспитатель никогда не пойдет по этому пути.
Каждый возраст должен быть изжит в полной мере своих особенностей, так и
тот возраст детства, который приходится на долю детского сада.
Самое главное место в детском саду должно отводиться играм детей.
Игры
должны
быть
свободными,
причем
в
отношении
них
должен
проводиться
тот
метод
освобождения
творческих
сил,
который
будет
проводиться
там
по
отношению
ко
всем
другим
занятиям
ребенка.
Воспитатели детского сада должны заботиться о том, чтобы игры вели к
7
развитию
творческих
способностей
в
ребенке,
чего
нельзя
сказать
относительно современных воспитателей, которые в большинстве случаев
сами предлагают ребенку ту или другую игру, а не стараются делать так,
чтобы
ребенок
самостоятельно
изобрел
эту
последнюю.
Этим
самым
и
объясняется прогресс детских игр, из поколения в поколение передающихся и
воспроизводящихся.
А
между
тем
игра
–
это
поприще
свободного
обнаружения в избытке накопленных сил жизни – могла бы являться одною
из наилучших форм упражнения творческих способностей ребенка. И она для
современных
воспитателей
остается
почти
не
утилизированной
в
этом
отношении. Они стараются как можно больше направлять игры детей и
руководить ими, и очень мало дают им самим свободно играть, очень мало
пробуждают
в
детях
собственную
инициативу
и
с о б с т ве н н о е
самостоятельное творчество.
Между тем, деятельность воспитателей детского сада ученые видят в
запечатлении характера творчества как в области воспитания, так и в сфере
умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке
творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания,
исследования,
творчества,
метода
приведения
ребенка
в
состояние
наибольшей активности, а не состояние наибольшей пассивности, как это
имеет
место
быть
в
большинстве
случаев
при
традиционных
методах
преподавания.
Поэтому
воспитателям
не
следует
спешить
отвечать
на
вопросы,
которые
задают
им
дети,
они
должны
стремиться
показать
ситуацию
таким
образом,
чтобы
дети
самостоятельно
доходили
до
разрешения этих вопросов, всячески поощряя самостоятельные их поиски в
этом
отношении.
Для
ребенка
гораздо
большее
значение
имеет
помочь
самому, собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос, чем
дать ему готовый ответ на него. Этот прием будет в наибольшей степени
содействовать
развитию
духовных
сил
ребенка,
развитию
в
нем
самостоятельного
мышления,
способности
вопрошать
природу
и
самому
добиваться от нее ответов на поставленные вопросы. Следует стремиться к
8
тому, чтобы весь процесс обучения имел характер достижения ребенком
самим себе поставленных целей.
Определяющим
моментом
в
этой
связи
будет
являться
выявление
потребностей и интересов ребенка как можно яснее и подробнее, и тогда им
удастся наметить тот объем знаний, умений и навыков, рекомендуемый для
детей.
Воспитатель
должен
помнить,
что
ребенку
следует
предлагать
те
знания,
которые
ему
нужны
в
данный
момент,
а
не
те,
которые
ему
понадобятся в будущем, а в данный момент не нужны. Таким образом,
знания, приобретаемые детьми в детском саду, не будут оторваны от жизни
вообще
и
в
частности
от
жизни
детей,
от
настоящей
действительности,
непосредственно ими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными,
но глубоко их захватывающими интересами. Эти знания будут находиться в
тесной
связи
с
тем
общественно
необходимым
трудом,
который
будут
исполнять
дети.
Также
большую
роль
в
развитии
ребенка
будут
играть
занятия искусством, причем они должны быть тесно связаны с жизнью, с его
свободными,
душевными
переживаниями,
с
теми
образами,
которые
естественно и самопроизвольно в нем рождаются. При этом воспитатели не
должны указывать на приемы работы, так как дети выработают их сами при
постоянной
практике,
и
при
накоплении
все
большего
запаса
опыта
и
наблюдений.
Таким
образом,
не
утрачивая
своей
самостоятельности,
самобытности
и
оригинальности,
он
постепенно
придет
к
более
совершенному исполнению своих художественных произведений.
Таким
образом
-
через
науку,
философию,
искусство,
религию
-
интеграцию знаний, объединение естественных и гуманитарных наук при
изучении
человека,
человечества,
природы
и
космоса
–
происходит
становление космического сознания ребенка.
Овладевая научными знаниями о Мире, растущий человек будет все
больше
осознавать
себя
как
существо,
связанное
в
своем
бытии
с
человечеством, природой, космосом. В результате к нему придет «понимание
необходимости заботы об окружающей среде». Образование может развивать
9
космическое
чувство
–
чувство
единения
со
всем
человечеством
как
носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и
космосу, бережное отношении к ним.
2. Функции современного педагога дошкольного учреждения
Воспитатель
дошкольных
учреждений
учит
ребёнка
азам
самостоятельности,
правилам
поведения
в
обществе,
готовит
ребенка
к
поступлению в школу (т. е. учит их читать и считать).
Профессия
воспитателя
появилась
относительно
недавно
в
начале
прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно
много
детских
дошкольных
учреждений
появилось
с
восстановлением
советской
власти,
но
и
на
Западе
сеть
дошкольных
учреждений
начала
развиваться примерно в этот же период.
В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были
воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей
нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в
10
XIX - начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из
обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и
образование в различных институтах или университетах. После нескольких
десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.
Гувернёров
приглашают
к
детям
старше
трёх
лет.
Домашнее
воспитание - нелёгкий труд. Задача гувернёра не просто организовать досуг
ребёнка, он должен всесторонне развивать и обучать своего подопечного.
Именно поэтому гувернёр обязан иметь педагогическое образование и опыт
преподавания
какого-либо
предмета
(репетиторство),
а
также
желание
и
готовность
работать
с
детьми.
Домашнему
воспитателю
необходимо
и
наличие медицинской книжки.
Домашними
воспитателями
чаще
становятся
женщины.
Сейчас
появилась новая профессия для настоящих мужчин - гувернёр-телохранитель.
Претендующий
на
эту
работу
помимо
высшего
образования
и
знания
иностранного языка должен быть в хорошей физической форме и не иметь
вредных привычек. Приветствуется также знание техники рукопашного боя и
умение вождения автотранспорта.
Постоянное
общение
с
ребенком
–
важнейшая
служебная
функция
воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с
учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель
найдет
подход
к
каждому
ребенку,
сумеет
организовать,
жизнь
детей
в
условиях
дошкольного
учреждения
зависит,
будут
ли
дети
спокойными,
ласковыми,
и
общительными
или
же
они
вырастут
беспокойными,
настороженными,
замкнутыми.
Забота
о
состоянии
жизни
ребенка
в
дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий - еда, сон,
закаливание,
прогулки,
физические
упражнения
-
входят
в
основную
обязанность
воспитателя.
Детей
учат
завязывать
шнурки
и
застёгивать
«молнии», пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, петь, танцевать,
правильно говорить, рисовать, дружить и т. д.
Однако самое главное в работе воспитателя детского сада - это его
11
ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в
жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук
и ног.
Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая
задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире;
природу,
музыку,
поэзию.
Воспитатель
должен
уметь:
шить,
мастерить,
играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих
детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми
данными, например: быть отличным спортсменом или хорошим певцом. И
ему
надо
очень
много
читать.
Он
должен
хорошо
знать
детскую
художественную литературу.
Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом,
но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя
играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если
воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и
весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера
обращения
привлекают
не
только
детей,
но
и
на
родителей
производят
хорошее впечатление.
Перед
воспитателем
стоит
нелёгкая
задача
—
будучи
взрослым
человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать
детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому
человеку и требовательность. А ведь дети такие разные! Одним нравится
жить по правилам, с помощью которых они ощущают приобщение к миру
взрослых, другим же, наоборот, хочется делать то, что нельзя, - так они
отстаивают
свою
личность.
Поэтому
воспитателям
нужны
терпение
и
гибкость
мышления,
чтобы
индивидуально
и
точно
применять
знания
педагогики и психологии.
Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра.
Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в
игре,
на
собственном
опыте
убеждаясь,
как
неприятно,
когда
обижают
12
слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Они
учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка».
Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка
надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию,
«сделав козлёнком».
Подметив
в
ребёнке
способности,
воспитатель
должен
не
только
поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в
необходимости
развивать
ребёнка.
Здесь
ему
не
обойтись
бе з
наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.
3. Особенности деятельности педагога дошкольного учреждения
Особую роль при осуществлении образовательных и воспитательных
функций
играет
воспитатель
дошкольного
учреждения.
Он
является
специалистом,
осуществляющим
воспитание,
обучение
и
развитие
детей
дошкольного возраста. Воспитателя-педагога определяют как «самобытную
творческую
личность,
отличающуюся
гуманистической
ценностной
ориентацией собственного бытия, высокой коммуникативной и рефлексивной
культурой;
профессионала,
способного
создавать
условия
для
развития
личности ребенка, системно видеть педагогическую реальность, применять
современные воспитательные технологии». То есть к личности воспитателя
предъявляются определенные требования, он должен обладать специальными
знаниями и навыками, а также определенными личностными качествами.
Среди них можно выделить главные качества и второстепенные. Без наличия
главных качеств невозможно стать высококвалифицированным педагогом, и к
ним
относятся,
прежде
всего,
любовь
к
детям,
к
самой
воспитательной
13
деятельности,
наличие
специальных
педагогических
знаний,
высокий
уровень интеллекта и общей культуры и нравственности, широкая эрудиция,
педагогическая интуиция, а также владение различными методами обучения
и
воспитания
детей.
Соответствие
второстепенным
требованиям
не
обязательно
для
воспитателя,
но
способствует
более
эффективному
воспитанию и обучению детей. К второстепенным (нестабильным) качествам
можно
отнести:
коммуникативность,
доброжелательность,
веселый
нрав,
преобладание положительного настроения, хороший вкус и др. Сочетание
главных и второстепенных качеств составляет уникальную и своеобразную
личность воспитателя.
Приоритет
личности
воспитателя
дошкольного
учреждения
обусловлен,
прежде
всего,
его
ответственностью
перед
возрастными
особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в
какой другой ситуации обучения; он обусловлен трудностями игровой формы
обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период
дошкольного
детства,
а
также
целью
и
содержанием
воспитывающего
и
развивающего
обучения.
Воспитатель
дошкольного
образовательного
учреждения
должен
быть
гуманистически
ориентированным
на
развитие
личности ребенка различными средствами.
Кроме того, воспитатель дошкольного образовательного учреждения
должен
владеть
определенными
знаниями: методологическими
-
знание
общих
принципов
изучения
педагогических
явлений,
закономерностей
социализации
воспитания
и
обучения;
теоретическими
-
знание
целей,
принципов,
содержания,
методов
и
форм
педагогической
деятельности
и
закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного
возраста; методическими - знание методик воспитания и обучения детей
дошкольного
возраста;
технологическими
(знание
способов
и
приемов
воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В
кач е с т ве
о с н о в н ы х
фу н к ц и й
во с п и т ат е л я
в ы д е л я ю т :
образовательную,
воспитательную,
развивающую,
нормативную,
14
коммуникативную,
информационную,
координирующую,
рефлексивную
и
диагностическую.
Образовательная
функция направлена
на
сознательное
овладение
воспитателями
дошкольного
образовательного
учреждения
дидактической
теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным
опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также
на
удовлетворение
информационных
знаний,
т.к.
в
настоящее
время
дошкольные
учреждения
именуются
образовательными.
Теоретические
и
практиче ские
аспекты
ре ализации
образовательной
фу н к ц и и
профессионально-педагогической
культуры
обеспечивают
овладение
содержательными
и
организационно-методическими
основами
по
воспитанию и обучению дошкольников.
Развивающая функция заключается в том, что совершенствование и
активизация
дидактических
знаний
и
умений
воспитателей
происходит
одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи,
педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять
более
эффективный
и
творческий
подход
в
создании
условий
для
гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного
процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативная
функция профессионально-педагогической
культуры
воспитателя осуществляет регулирование в системе деятельности педагога.
Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность
в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию
ценностей, помогают воспитателю выбрать наиболее оптимальные способы
деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы
педагогической
деятельности
направлены
на
разрешение
противоречий,
возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с
родителями
и
администрацией,
на
обеспечение
их
сотрудничества
и
достижения
совместных
действия
по
воспитанию
детей
дошкольного
возраста.
15
Информационная функция в работе воспитателя связана со всеми ее
функциональными компонентами. Воспитатель должен быть сориентирован
в
многообразном
потоке
психолого-педагогической
и
методической
информации,
уметь
пользоваться
различными
носителями
информации,
владеть
средствами
информационных
технологий;
уметь
работать
с
информацией
с
помощью
этих
средств
для
удовлетворения
личных
и
общественных потребностей.
Координирующая функция профессионально-педагогической культуры
заключается
в
вариативности
содержания
учебного
процесса,
подборе
технологий.
Данная
функция
является
основой
совершенствования
его
дальнейшей
профе ссиональной
деятельно сти.
С
р е а л и з а ц и е й
координирующей функции связана образовательная функция.
Рефлексивная функция. Рефлексия связана не только с пониманием
воспитателем
собственной
педагогической
деятельности,
но
также
с
оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных
способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем,
педагогами.
Эффективность
реализации
рассматриваемой
функции
тесно
связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление,
стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции,
готовности к адекватному восприятию информации.
Педагогическая
рефлексия
-
это
самоанализ
осуществленной
деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь
размышлять
над
причинами
успехов
и
неудач,
ошибок
и
затруднений
в
воспитательно-образовательном
процессе,
чтобы
внести
изменения
в
последующую деятельность, добиться лучших результатов.
Диагностическая функция заключается в умении на высоком уровне,
комплексно
и
творчески
решать
сложные
профессиональные
задачи,
а
именно:
выстраивать
диагностические
цели,
прогнозировать
результаты
диагно стиче ской
деятельно сти,
подбирать
или
р а з р а б ат ы ват ь
диагностический
инструментарий;
совместно
с
другими
педагогическими
16
работниками
(психологами,
музыкальным
работником,
логопедом)
осуществлять
грамотное
психолого-педагогическое
диагностирование,
осуществлять
анализ
и
интерпретацию
диагностических
данных,
проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на
основе системной диагностики.
Коммуникативная
функция. Коммуникативные
спо собно сти
воспитателя детского сада понимаются, прежде всего, как способность к
общению,
имеющая
свою
специфику
в
сфере
педагогиче ского
взаимодействия.
Воспитатель
выступает
здесь
как
субъект
влияния
во
взаимодействии
(прямом
и
опосредованном)
с
ребенком
и
детским
сообществом школы; субъект личностного и профессионального развития
себя
(саморазвития)
как
воспитателя;
субъект
формирования
и
развития
педагогического
коллектива
как
коллектива
воспитателей;
субъект
взаимодействия
с
семьей,
представителями
социума,
социальными
общностями
(институтами),
«выходящими»
на
ребенка,
стимулирующий
проявление
их
воспитательного
потенциала. Поэтому
одним
из
важных
качеств
воспитателя
является
умение
организовывать
длительное
и
эффективное
взаимодействие
с
дошкольниками,
и
кроме
того,
умение
координировать свою деятельность с другими участниками образовательного
процесса.
Воспитатель
должен
уметь
правильно
оценить
ситуацию
взаимодействия, что заключается в способности наблюдать за обстановкой,
выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание;
правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл
возникшей ситуации.
К самим коммуникативным способностям можно отнести способность
к
общению
с
самыми
разными
людьми;
умение
извлекать
из
общения
максимум необходимой информации; умение предотвращать возникновение
конфликтных ситуаций, способность разрешать уже возникшие конфликты;
умение
вести
себя
так,
чтобы
быть
правильно
понятым
и
воспринятым
17
другими
людьми;
способность
давать
другому
человеку
возможность
проявить свои интересы и чувства. Кроме того, следует учитывать, что в
процессе общения, наряду с вербальными формами, большую роль играют
невербальные
формы
педагогического
взаимодействия,
так
как
часто
невербальные
средства
выражения
несут
в
себе
большое
количество
полезной информации.
Также
следует
учитывать,
что
в
воспитательном
проце ссе
задействованы не только отдельные личности (педагоги, родители, дети), но и
р а з н о о б р а з н ы е
о б щ н о с т и .
С л ед уе т
р а з л и ч ат ь
ф о р м а л ь н ы е ,
структурированные, организованные объединения людей и неформальные,
неструктурированные, событийные общности. Критерии различения таких
идеальных
конструкций
как
организации
и
общности
–
в
особенностях
объединения
людей.
Организация
–
это
целевое
объединение
людей
по
заранее
определенной
структуре;
общность
складывается
стихийно.
Отношения
в
организации
определяются
преимущественно
заданным
характером совместной деятельности; в общности – нормами и ценностями,
которые
не
заданы,
а
привносятся
ее
членами.
Так
как
в
дошкольном
учреждении в коллективе педагогов необходимо возникают и организации, и
общности, то необходимо обратить внимание на формирование отношений
между
педагогами,
которое
подвержено
многим
факторам.
Нормы
и
ценности,
заданные
характером
работы, могут изменяться под влиянием
привнесенных норм. Сложные принципы взаимодействия могут отразиться и
на воспитательном процессе.
Воспитательная
функция профессионально-педагогической
культуры
воспитателя
отражает
область
воспитательной
деятельности.
Педагог
на
основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе
убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих
людей и природного окружения. Кроме того, воспитательные мероприятия
направляются
на
детей
и
связаны,
прежде
всего,
с
обеспечением
личностного, интеллектуального и физического развития ребенка.
18
Личностное
развитие
ребенка
в
дошкольном
образовательном
учреждении заключается в приобщении к общечеловеческим и культурным
ценностям, развитии нравственности, положительных личностных качеств,
развитии эмоций и чувств, развитии навыков социального взаимодействия и
т.д.
Интеллектуальное
воспитание
ребенка
направлено
на
развитие
познавательных
процессов,
и
осуществляется
по
средствам
различной
познавательной
и
творческой
деятельности
(рисование,
лепка,
игры,
конструирование
и
т.д.),
проводится
минимальная
подготовка
детей
к
обучению в школе.
Особое значение имеет организация физического воспитания ребенка в
дошкольном
образовательном
учреждении.
В
дошкольный
период
осваиваются
основы
движения,
создается
база
двигательного
опыта,
из
элементов
которой
складывается
в
дальнейшем
вся
двигательная
деятельность человека.
19
4. Требования к личности воспитателя
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований.
Среди
них
можно
выделить
главные,
без
удовлетворения,
которых
невозможно
стать
высококвалифицированным
воспитателем,
и
второстепенные,
соответствие
которым
не
обязательно
для
педагога,
но
делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать
другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к
психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям,
умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди
главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых
для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие
учителю
и
воспитателю
всех
эпох,
времен
и
народов,
и
изменчивые,
обусловленные
особенностями
данного
этапа
социально-экономического
развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является
любовь
к
детям,
к
педагогической
деятельности,
наличие
специальных
знаний
в
той
области,
которой
он
обучает
детей,
широкая
эрудиция,
педагогическая
интуиция,
высокоразвитый
интеллект,
высокий
уровень
общей
культуры
и
нравственности,
профессиональное
владение
разнообразными
методами
обучения
и
воспитания
детей.
Без
любого
из
перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.
Все
эти
свойства,
не
являются
врожденными.
Они
приобретаются
систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых
20
среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы.
Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во
многих других сферах человеческой деятельности.
Дополнительными,
но
относительно
стабильными
требованиями,
предъявляемыми
к
педагогу,
являются
общительность,
артистичность,
веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем
главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности
воспитатель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень
общительного математика, знания и преподавательские способности которого
настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для
людей
качества
он,
тем
не
менее,
вполне
может
оставаться
хорошим
учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить себе какого-
нибудь
общительного,
с
достаточно
веселым
нравом,
хорошим
вкусом,
артистичного
человека,
которому
явно
не
хватает
педагогических
способностей.
Такой
человек
вряд
ли
когда-либо
сможет
стать
хорошим
учителем или воспитателем.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности
составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший
воспитателя представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Несколько
более
сложен
для
решения
вопрос
о
главных
и
второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в
данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем
месте.
Существующая
система
образования
нередко
отстает
от
тех
преобразований,
которые
происходят
в
социальной
сфере,
но
в
целом
достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация, складывающаяся в обществе,
задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют
требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя. Для того
чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать
следующее:
1.
Правильно
оценить
тенденции
политического,
социального
и
21
экономического развития общества.
2. Определить, какими качествами в этом обществе должен будет обладать
человек, чтобы общество непрерывно развивалось.
3.
Установить,
какими
достоинствами
должен
располагать,
и
от
каких
недостатков должен быть избавлен современный человек, оканчивающий
среднюю школу.
4. Выяснить, каким должен стать современный педагог, обеспечивающий
формирование и развитие личности, необходимой обществу.
Обсудим
сформулированные
выше
положения.
Главная
тенденция
современного
прогрессивного
развития
общества
–
это
демократизация
жизни; происходит децентрализация управления, передача власти на места.
Экономические
преобразования
затронули
всю
систему
социальных
отношений,
вводя
рыночные
основы
в
большую
их
часть,
диктуя
необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. В этой
связи
значительно
расширились
возможности
для
установления
прямых
политических,
социальных,
хозяйственных
и
культурных
связей
между
людьми, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного
общения.
Усиление гласности позволило публиковать различные точки зрения по
наиболее
злободневным
вопросам,
затрагивающим
все
сферы
жизни
общества. Отмеченные тенденции повысили требования к тем качествам,
которым должны обладать представители нового подрастающего поколения.
Какие же это качества?
Прежде
всего
-
это
умение
жить
в
условиях,
расширяющейся
демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с
людьми на правовой и демократической основе. Это предполагает, с одной
стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие
многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной
основе разрешать возникающие разногласия; с другой – это отказ от диктата
и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней,
22
признания
ее
достоинств
и
значимости.
Это
также
отказ
от
принципа,
согласно
которому
интересы
общества
преобладают
над
интересами
конкретной личности.
Передача или утрата власти одной стороной предполагает ее принятие,
умение воспользоваться ею другой стороны. Это предъявляет повышенные
требования к организаторским умениям, к способности руководить людьми,
принимать
управленческие
решения.
Здесь
нужна
профессиональная
компетентность и обладание качествами руководителя-лидера.
Изменение системы экономических отношений требует расчетливости,
деловитости,
бережливости,
хозяйственной
смекалки,
предприимчивости,
многих других качеств личности, которые совсем еще недавно считались
если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыми необходимыми в
жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей.
Гласность требует от человека умения излагать свои мысли в устной
или
письменной
форме,
убеждать,
доказывать,
говорить
самому
и
внимательно слушать других. Обладателями всех этих качеств в ближайшее
время должны стать молодые люди, оканчивающие среднюю школу, и если
мы хотим, чтобы те положительные изменения, которые начали происходить
в
нашем
обществе,
закрепились
окончательно,
уже
сейчас
следует
позаботиться
о
том,
чтобы
существенно
изменить
систему
обучения
и
воспитания детей. Для того чтобы воспитать личность, а сейчас, нам как
никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени,
сам
педагог
должен
обладать
независимостью,
грамотно стью,
инициативностью,
самостоятельностью
и
многими
другими
качествами,
систематически развивать их у себя.
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен
иметь
незаурядные
общие
и
специальные
способности.
В
число
общих
способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой
человеческой
деятельности,
а
к
специальным,
относятся
те,
от
которых
зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания
23
детей.
О
процессе
формирования
и
развития
способностей
педагога
как
воспитателя
можно
сказать
то
же
самое,
что
утверждалось
выше
о
способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть хорошим
воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что
среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые
даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.
В среде педагогов немало таких, кто является хорошим учителем, но
сравнительно слабым воспитателем. Встречаются и те, кто способен неплохо
воспитывать
детей,
но
гораздо
хуже
справляется
с
ролью
учителя.
Это
обстоятельство
не
является
основанием
для
вывода
о
том,
что
соответствующие люди не могут стать хорошими педагогами, просто сфера
приложения
их
педагогического
мастерства
может
быть
различной:
или
преимущественно учительской, или главным образом воспитательской.
Среди специальных педагогических способностей есть и способность
особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя,
ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это
способность к педагогическому общению. Педагогический труд насчитывает
в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых
сложных
его
сторон,
так
как
через
него
осуществляется
главное
в
педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика.
Одним
из
важных
качеств
педагога
является
умение
организовывать
длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение
обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение
профессионально-педагогическим общением – это важнейшее требование к
личности
педагога
в
том
ее
аспекте,
который
касается
межличностных
взаимоотношений.
Какова структура коммуникативных способностей, знаний, умений и
навыков, используемых педагогом в общении с детьми?
Прежде
всего,
заметим,
что
коммуникативные
способности,
24
проявляющиеся в педагогическом общении - это способности к общению,
специфическим
образом
выступающие
в
сфере
педагогиче ского
взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.
Познание человека человеком включает общую оценку человека как
личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о
нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку
связи
внешне
наблюдаемого
поведения
с
внутренним
миром
человека;
умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику».
Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний;
оценку
своих
способностей;
оценку»
своего
характера
и
других
черт
личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в
глазах окружающих его людей.
Умение
правильно
оценить
ситуацию
общения
-
это
способность
наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и
обращать
на
них
внимание;
правильно
воспринимать
и
оценивать
социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают
больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные
формы
педагогического
общения.
Связанные
с
этим
коммуникативные
способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
умение
предупреждать
возникновение
и
своевременно
разрешать
уже
возникшие» конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть
правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя
так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и
чувства; умение извлекать из общения, максимум пользы для себя.
Коммуникативные
способности
педагога
поддаются
развитию.
Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический
тренинг.
Особой сферой проявления способности к педагогическому общению
является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют
25
успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и
справедливы.
От
педагогической
оправданности
поощрений
и
наказаний
зависит их стимулирующая роль.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой,
которая
требует
особого
внимания,
и
там,
где
его
место
занимают
недостаточно
профессионально
подготовленные
люди,
в
первую
очередь
страдают
дети,
причем
потери,
которые
здесь
возникают,
обычно
невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы
среди
учителей
и
воспитателей
оказывались
люди,
которые
наиболее
подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу
далеко не каждому человеку.
Профессиональный
педагог
-
это
единственный
человек,
который
большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей.
Остальные
взрослые
люди,
включая
родителей
ребенка,
заняты
своими
профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много
времени
уделять
детям.
Если
бы
обучением
и
воспитанием
детей
не
занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы
свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно
подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и
культурный прогресс.
5. Воспитатель XXI века. Каким ему быть?
26
«…Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю –
малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму – давай быстрее, мама,
побежим! Наверно – это вот и есть ответ – ценнее нашего труда на свете
нет!»
Л.Ф. Евстратикова
Педагог он вечный созидатель.
Он жизни учит и любви к труду.
Я педагог, наставник, воспитатель,
За что благодарю свою судьбу.
Много нужно ласки и заботы
Всех услышать, каждого понять.
Воспитатель – трудная работа –
Постоянно маму заменять.
Вырастут ребята, детство не забудут,
Впереди у жизни целый век.
И тот шалун с годами добрым будет,
Главное, чтоб был он – ЧЕЛОВЕК!
Не важно, кем они работать будут.
Для воспитателя – ведь дети навсегда!
Чем больше уважать их будут люди,
Тем выше планка моего труда!
Уйдут одни, придут другие дети,
Получают здесь и ласку, и уют.
Меня оценят в 21 веке,
Труд воспитателя оценят – добрый труд!
27
Заключение
Обновление педагогического сознания – процесс длительный, сложный
и болезненный. Важно, чтобы воспитатели осознавали значимость своей
миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование
детей, их психологическую защиту.
Современный
мир
характерен
быстро
меняющимися
условиями,
постоянным
обновлением
информации,
поэтому
важная
составляющая
профессиональной
компетентности
педагога
–
это
по стоянно е
совершенствование
своих
знаний,
овладение
прогре ссивными
педагогическими
технологиями
воспитания
и
обучения.
Решающим
фактором развития личности педагога на всех этапах его профессионального
пути является непрерывное самообразование. У воспитателя должна быть
мотивация и потребность в саморазвитии. В современном образовательном
учреждении должны быть созданы условия для изучения передового опыта,
актуализации знаний и творческого применения их на практике. Педагог
должен быть способным к самоанализу и самооценке, восприятию новой
информации
и
внедрению
в
свою
работу
инновационных
форм
взаимодействия
со
всеми
участниками
воспитательно-образовательного
процесса.
Современные
информационные
и
коммуникационные
технологии
используются
во
всех
областях
деятельности
современного
общества
и
предъявляют новые требования к качеству образования в соответствии с
перспективными
и
актуальными
потребностями
личности
и
общества
в
целом. Навыки самоорганизации, умение анализировать и применять нужную
информацию,
навыки
эффективной
коллективной
деятельности
–
современные
требования
к
качеству
образования.
Прежде
всего,
всеми
благами
информационно-коммуникативных
технологий
должны
владеть
педагоги.
Применение
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
образовательном процессе важно для совершенствования образовательной
28
системы. Использование современных технических средств может изменить
педагогический процесс, внеся в него новизну и разнообразие. Современный
педагог в своей работе должен использовать персональный компьютер со
всем его огромным потенциалом – это облегчит некоторые моменты его
педагогической
деятельности,
а
также
при
грамотном
использовании
и
творческом подходе можно добиться ошеломляющих результатов – процесс
воспитания и обучения будет интересен всем участникам образовательного
процесса.
Становится,
очевидно,
что
педагог,
который
ведет
педагогическую
деятельность
с
использованием
мультимедийного
проектора,
компьютера,
ориентируется
в
информационном
пространстве,
обладает
качественным
преимуществом
перед
коллегами,
действующими
только
в
рамках
традиционных технологий.
Одно
из
главных
условий
использования
информационно-
коммуникативных технологий в детском саду – с детьми должны работать
грамотные
специалисты,
не
только
владеющие
навыками
работы
на
компьютере,
знающие
их
технические
возможности,
но
и
четко
выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров,
владеющие
методикой
приобщения
детей
к
новым
информационным
технологиям.
Учитывая
это,
педагог
должен
владеть
компьютерной
грамотностью,
осваивать
работу
с
программными
образовательными
комплексами, ресурсами глобальной информационной сети Интернет для
того,
чтобы
можно
было
использовать
современные
компьютерные
технологии
для
взаимодействия
с
воспитанниками
и
их
родителями
на
качественно новом уровне.
Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который
будут не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим
развитию
личности
воспитанников;
педагог,
способный
грамотно
планировать
и
выстраивать
воспитательно-образовательный
процесс,
ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от
29
намеченного
плана
и
подстраиваться
под
реальные
ситуации;
педагог,
который
может
самостоятельно
принимать
решения
в
ситуации
выбора,
прогнозируя
их
возможные
последствия,
а
также
способный
к
сотрудничеству,
владеющий
психолого-педагогическими
знаниями,
современными
информационно-коммуникативными
технологиями,
способный к самообразованию и самоанализу.
Современный
педагог
–
это,
прежде
всего,
самостоятельный,
творческий и уверенный в себе человек. К такой роли нужно готовиться,
потому что выступать в ней нелегко.
Список литературы
1. Андриади,
И.
П.
Основы
педагогического
мастерства
[Текст]:
учебное
пособие / И. П. Андриади. - М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
2. Безделина
Р.
Повышаем
квалификацию
педагогов
[Текст]
/
Р.
П.
30
Безделина // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 6. – С. 12-17.
3. Бондаренко,
А.
К.
Заведующий
дошкольным
учреждением
[Текст]
:
учебное пособие / А. К. Бондарь, Л. Б. Поздняк. – М. : Просвещение, 2012.
– 143 с.
4. Буре, Р. С. Воспитатель и дети [Текст] : методическое пособие / Р. С. Буре,
Л. Ф. Островская. – M.: Просвщение. 2013. – 165 с.
5. Видт, И. В. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы
[Текст] / И. В. Видт // Педагогика. – 2012. - № 3. – С. 5-9.
6. Михайленко
Н.
Я.
О
воспитателе
детского
сада:
анализ
современной
воспитательной
позиции
[Текст]
/
Н.
Я.
Михайленко
//
Дошкольное
воспитание. – 2012. - № 9. – С. 9-15.
7. Пенькова,
Л.
Подготовка
дошкольных
работников
к
творческой
профессиональной
деятельности
[Текст]
/
Л.
Пенькова
//
Дошкольное
воспитание. – 2012. - № 2. – С. 6-13.
8. Рудакова, Н. Современным детям нужны современные педагоги [Текст] / Н.
Рудакова // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 9. – С. 4-10.
9. Стеркина, Р. Б. Педагог дошкольного образования [Текст] / Р. Б. Стеркина //
Дошкольное воспитание. – 2013. - № 4. – С. 4-8.
10. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие /
Л. Д. Столяренко. - 2-е изд., перераб, и доп. – Ростов н/Д: "Феникс ", 2013.
– 544 с.
11. Фуряева, Т. Н. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной
идентичности [Текст] / Т. Н. Фуряева // Дошкольное воспитание. – 2012. -
№ 5. – С.4-9.