Автор: Романюк Елена Ивановна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Белокалитвинский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: город Белая Калитва, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические задачи и педагогические технологии в условиях реализации ФГОС по предметной области "История и обществознание"
Раздел: среднее профессиональное
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Романюк Е. И.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Белокалитвинский многопрофильный техникум»
РОССИЯ
Статья
содержит
краткое
описание
основных
типов
педагогических
задач
и
педагогических
технологий.
Автор
раскрывает
содержание
педагогических
задач,
которые
он
ставит
на
своих
уроках,
выделяет
наиболее
значимые
для
его
педагогической деятельности педтехнологии.
1. Педагогические
задачи
и
применяемые
для
их
решения
типы
педагогических технологий по предметной области «История и обществознание»
В
реализации
системно-деятельностного
подхода,
как
методологической
и
общепедагогической
основы
Федерального
государственного
образовательного
стандарта,
одной
из
определяющих
его
сторон
являются
практические
действия
учителя на уроке, осуществляемые им в рамках решения педагогических задач.
Умение
решать
педагогические
задачи
–
это
общепрофессиональное
умение
педагога, от которого зависит эффективность урока и достижение целей урока.
В зависимости от того, какое значение имеет педагогическая задача как вклад в
достижение конечного результата, выделяют следующие виды педагогических задач:
- стратегические задачи, определяющие существенные изменения в обучающемся
(в его индивидуально-личностных свойствах, качествах, позиции, стиле деятельности)
для достижения долгосрочных педагогических целей;
- тактические
задачи,
относящиеся
к
стилю
профессионального
поведения
педагога и необходимые для достижения педагогического результата;
- оперативные
задачи,
связанные
в
основном
с
изменением
обстоятельств,
влияющих на эффективность педагогической деятельности.
В своей педагогической деятельности я применяю все виды педагогических задач:
- на 1 курсе после проведения диагностических контрольных работ и их анализа,
дающих общее представление об уровне теоретической подготовки студентов, я ставлю
задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления,
стиля
поведения)
и необходимые стратегические
задачи
коррекции
и
изменения
индивидуально-личностных
свойств
обучающегося
для достижения в
некотором
смысле
педагогического идеала в течение всего времени изучения дисциплины и
получения оптимальных результатов обучения;
- тактические задачи
я
представляю
как
постепенное
продвижение
по
пути
формирования у обучающегося отдельных личностно значимых качеств;
- к оперативным задачам я отношу задачи, имеющие своей целью изменение хода
действий (поступка, поведения) обучающихся в процессе взаимодействия с ними;
- важной разновидностью педагогических задач считаю коммуникативную задачу,
предполагающую поиск коммуникативных средств разрешения расхождений между
сторонами общения.
На своих уроках я ставлю конкретные педагогические задачи:
а) задачи стратегического характера:
1) задачи по росту самостоятельности и организованности;
2) по усилению самоконтроля слов и действий у обучающихся;
3) по самовоспитанию; на повышение ответственности и дисциплинированности;
1
4) на
развитие
и
проявление
творчества;
на
развитие
нравственных
качеств
личности;
б) задачи тактического характера:
1) разработка средств учета и контроля знаний;
2) задача активизации познавательной деятельности на уроках;
3) задачи
по
проектированию
содержания
и
отбору
способов
деятельности
обучающихся;
4) по выбору приемов и методов воздействия на обучающихся;
5) по организации деятельности учащихся; по педагогическому стимулированию;
в) задачи оперативного характера:
1) задачи по переориентации обучающегося;
2) задача-реагирование на опоздавшего, не выучившего урок, отвлекающегося во
время занятий;
3) на конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия).
В
решении
этих
педагогических
задач
я
применяю
различные
типы
педтехнологий:
- репродуктивные
технологии,
о н и направлены
на
решение
типовых
педагогических
задач,
систематически
повторяющихся
в
учебно-воспитательном
процессе. Такие типовые задачи применяются мною, например, при заполнении таблиц
по
истории
войн,
революций
и
восстаний.
Несмотря
на
некоторый
алгоритм
и
повторяющиеся действия, считаю, что репродуктивные технологии не подразумевают
шаблона, т.к. вариативность наблюдается как в содержании учебного материала, так и в
структуре и форме выполняемых обучающимися работ;
- продуктивные
технологии,
они
направлены
на
решение
нетиповых
(или
вариативных)
педагогических
задач
и
требуют
собственных
поисковых
действий
педагога
и
обучающегося. Обучающиеся добывают (субъективно) новые знания на
основе таких методов обучения, как проектный, проблемный, частично-поисковый,
исследовательский, а также метод создания авторских работ. Продуктивные технологии
выполняют важнейшую задачу по формированию качеств творческой личности;
- алгоритмические
технологии
направлены
на
решение
эвристических
(творческих, проблемных) педагогических задач.
2. Педагогические технологии, наиболее часто применяемые в преподавании
истории и обществознания
1. Технологии проблемного обучения: частично-поисковый и исследовательский
методы.
2. Технологии проектного обучения.
3. Развивающие
идеи
проблемного
обучения:
например, Кейс-стади (casestudy)
метод - это обучение с помощью анализа конкретных проблемных ситуаций на основе
фактов из реальной жизни.
Считаю эти технологии и методы обучения наиболее ценными и значимыми в
раскрытии творческого потенциала личности и создании таких авторских работ, как
эссе, статья, исследовательская работа, музейная экспозиция или фотоальбом для музея.
В
нашем
техникуме
работает
музей,
в
котором
обучающиеся
собирают
документальные, этнографические, фото и кино источники по истории своей семьи,
Донского
края,
Великой
Отечественной
войны.
В
рамках
индивидуальных
и
коллективных
проектов
ребята
с
интересом
создают
уникальные
работы,
которые
становятся экспонатами музея.
4. Интерактивные технологии:
- метод дискуссии (виды дискуссий- диспут, конференция, соревнование)
- организационные методики дискуссий- «вопрос-ответ», «лабиринт», «эстафета».
Метод
дискуссии
помогает
сформировать
культуру
речи
и
общения,
решать
коммуникативные задачи.
2
5. Технологии дифференцированного обучения я применяю на каждом уроке.
6. Информационно-компьютерные
технологии
(далее
–
ИКТ)
предоставляют
учителю большой резерв технологической поддержки, делают возможным применение
многообразных форм и методов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Я с удовольствием применяю ИКТ, они позволяют сделать занятия более интересными
и динамичными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным и лучше
усвоенным.
Список литературы:
[1] Борытко Н. М., Соловцова И. А. Педагогические технологии: Учебник для
студентов педагогических вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
[2] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. М.: 2000
[3] Селевко
Г.К.
Педагогические
технологии
на
основе
активизации,
интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий,
2005.
3