Напоминание

"Педагогические задачи и педагогические технологии в условиях реализации ФГОС по предметной области "История и обществознание"


Автор: Романюк Елена Ивановна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Белокалитвинский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: город Белая Калитва, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические задачи и педагогические технологии в условиях реализации ФГОС по предметной области "История и обществознание"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

«ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Романюк Е. И.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Белокалитвинский многопрофильный техникум»

РОССИЯ

Статья

содержит

краткое

описание

основных

типов

педагогических

задач

и

педагогических

технологий.

Автор

раскрывает

содержание

педагогических

задач,

которые

он

ставит

на

своих

уроках,

выделяет

наиболее

значимые

для

его

педагогической деятельности педтехнологии.

1. Педагогические

задачи

и

применяемые

для

их

решения

типы

педагогических технологий по предметной области «История и обществознание»

В

реализации

системно-деятельностного

подхода,

как

методологической

и

общепедагогической

основы

Федерального

государственного

образовательного

стандарта,

одной

из

определяющих

его

сторон

являются

практические

действия

учителя на уроке, осуществляемые им в рамках решения педагогических задач.

Умение

решать

педагогические

задачи

это

общепрофессиональное

умение

педагога, от которого зависит эффективность урока и достижение целей урока.

В зависимости от того, какое значение имеет педагогическая задача как вклад в

достижение конечного результата, выделяют следующие виды педагогических задач:

- стратегические задачи, определяющие существенные изменения в обучающемся

(в его индивидуально-личностных свойствах, качествах, позиции, стиле деятельности)

для достижения долгосрочных педагогических целей;

- тактические

задачи,

относящиеся

к

стилю

профессионального

поведения

педагога и необходимые для достижения педагогического результата;

- оперативные

задачи,

связанные

в

основном

с

изменением

обстоятельств,

влияющих на эффективность педагогической деятельности.

В своей педагогической деятельности я применяю все виды педагогических задач:

- на 1 курсе после проведения диагностических контрольных работ и их анализа,

дающих общее представление об уровне теоретической подготовки студентов, я ставлю

задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления,

стиля

поведения)

и необходимые стратегические

задачи

коррекции

и

изменения

индивидуально-личностных

свойств

обучающегося

для достижения в

некотором

смысле

педагогического идеала в течение всего времени изучения дисциплины и

получения оптимальных результатов обучения;

- тактические задачи

я

представляю

как

постепенное

продвижение

по

пути

формирования у обучающегося отдельных личностно значимых качеств;

- к оперативным задачам я отношу задачи, имеющие своей целью изменение хода

действий (поступка, поведения) обучающихся в процессе взаимодействия с ними;

- важной разновидностью педагогических задач считаю коммуникативную задачу,

предполагающую поиск коммуникативных средств разрешения расхождений между

сторонами общения.

На своих уроках я ставлю конкретные педагогические задачи:

а) задачи стратегического характера:

1) задачи по росту самостоятельности и организованности;

2) по усилению самоконтроля слов и действий у обучающихся;

3) по самовоспитанию; на повышение ответственности и дисциплинированности;

1

4) на

развитие

и

проявление

творчества;

на

развитие

нравственных

качеств

личности;

б) задачи тактического характера:

1) разработка средств учета и контроля знаний;

2) задача активизации познавательной деятельности на уроках;

3) задачи

по

проектированию

содержания

и

отбору

способов

деятельности

обучающихся;

4) по выбору приемов и методов воздействия на обучающихся;

5) по организации деятельности учащихся; по педагогическому стимулированию;

в) задачи оперативного характера:

1) задачи по переориентации обучающегося;

2) задача-реагирование на опоздавшего, не выучившего урок, отвлекающегося во

время занятий;

3) на конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия).

В

решении

этих

педагогических

задач

я

применяю

различные

типы

педтехнологий:

- репродуктивные

технологии,

о н и направлены

на

решение

типовых

педагогических

задач,

систематически

повторяющихся

в

учебно-воспитательном

процессе. Такие типовые задачи применяются мною, например, при заполнении таблиц

по

истории

войн,

революций

и

восстаний.

Несмотря

на

некоторый

алгоритм

и

повторяющиеся действия, считаю, что репродуктивные технологии не подразумевают

шаблона, т.к. вариативность наблюдается как в содержании учебного материала, так и в

структуре и форме выполняемых обучающимися работ;

- продуктивные

технологии,

они

направлены

на

решение

нетиповых

(или

вариативных)

педагогических

задач

и

требуют

собственных

поисковых

действий

педагога

и

обучающегося. Обучающиеся добывают (субъективно) новые знания на

основе таких методов обучения, как проектный, проблемный, частично-поисковый,

исследовательский, а также метод создания авторских работ. Продуктивные технологии

выполняют важнейшую задачу по формированию качеств творческой личности;

- алгоритмические

технологии

направлены

на

решение

эвристических

(творческих, проблемных) педагогических задач.

2. Педагогические технологии, наиболее часто применяемые в преподавании

истории и обществознания

1. Технологии проблемного обучения: частично-поисковый и исследовательский

методы.

2. Технологии проектного обучения.

3. Развивающие

идеи

проблемного

обучения:

например, Кейс-стади (casestudy)

метод - это обучение с помощью анализа конкретных проблемных ситуаций на основе

фактов из реальной жизни.

Считаю эти технологии и методы обучения наиболее ценными и значимыми в

раскрытии творческого потенциала личности и создании таких авторских работ, как

эссе, статья, исследовательская работа, музейная экспозиция или фотоальбом для музея.

В

нашем

техникуме

работает

музей,

в

котором

обучающиеся

собирают

документальные, этнографические, фото и кино источники по истории своей семьи,

Донского

края,

Великой

Отечественной

войны.

В

рамках

индивидуальных

и

коллективных

проектов

ребята

с

интересом

создают

уникальные

работы,

которые

становятся экспонатами музея.

4. Интерактивные технологии:

- метод дискуссии (виды дискуссий- диспут, конференция, соревнование)

- организационные методики дискуссий- «вопрос-ответ», «лабиринт», «эстафета».

Метод

дискуссии

помогает

сформировать

культуру

речи

и

общения,

решать

коммуникативные задачи.

2

5. Технологии дифференцированного обучения я применяю на каждом уроке.

6. Информационно-компьютерные

технологии

(далее

ИКТ)

предоставляют

учителю большой резерв технологической поддержки, делают возможным применение

многообразных форм и методов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

Я с удовольствием применяю ИКТ, они позволяют сделать занятия более интересными

и динамичными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным и лучше

усвоенным.

Список литературы:

[1] Борытко Н. М., Соловцова И. А. Педагогические технологии: Учебник для

студентов педагогических вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.

[2] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования. М.: 2000

[3] Селевко

Г.К.

Педагогические

технологии

на

основе

активизации,

интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий,

2005.

3



В раздел образования