Напоминание

"От зерна до булочки"


Автор: Дуженкова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1297
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "От зерна до булочки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




От зерна до булочки

Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в

прежние времена и современное время.

Задачи:

Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба;

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в разное время;

Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность, на

механизацию труда;

Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу;

Закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях и техники;

Формировать представление о разнообразных хлебобулочных изделиях;

Материал к занятию: Колосья пшеницы, ржи; несколько кусочков ржаного и пшеничного

хлеба; картинки с изображением хлебобулочных изделий;

Ход занятия

В-ль: Ребята, к нам в группу пожаловал гость, а вот кто это, вы должны угадать:

Он сыплет в мельницу зерно.

Ты назови скорей его.

Дети: Мельник.

В-ль: Правильно, к нам в гости пожаловал наш друг Мельник, встречайте его.

Мельник: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Посмотрите, я пришел к вам не с

пустыми руками. Я принес для вас интересную историю о маленьком кусочке хлеба.

Давайте посмотрим ее.

(Мельник пользуясь презентацией рассказывает как выращивают хлеб.)

Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?

Дети: земля, солнце, дождик, удобрение, люди разных профессий

Мельник: Молодцы, вы все правильно сказали. А сейчас мы отправимся в путешествие на

поле, где увидим, как же люди раньше выращивали хлеб и как это делают сейчас.

Перед вами земля. Как вы думаете, что же сначала надо сделать?

Дети: Вспахать землю.

Мельник: Правильно. В давние времена люди это делали с помощью лошадей и плуга, а

сейчас им в этом помогают машины.

Что же здесь нужно посадить? Из чего вырастит хлеб?

Дети: Зерна.

Мельник: (достает пшеничные и ржаные колоски и показывает детям)

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких как я

Будет целая семья.

Посмотрите на эти колоски, давайте их сравним. У ржи колосок длинный, тонкий, у него

длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна

пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.

Посмотрите, какие еще бывают зерновые культуры.

Раньше люди садили хлеб в ручную, посмотрите как они это делали. А теперь хлеб

сажают с помощь. Специальной техники.

По земле сырой и жесткой,

Там где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой

Зерна, сыпались как дождик,

Точно дождик золотой.

Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?

Дети: Потому что люди работали до поздна.

Мельник: Правильно. Работали допоздна, чтобы успеть посадить все, потому что

растениям нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то

они могут не взойти.

Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто

золотом переливаются они на солнце.

Хлеб созрел.

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры

Полевые корабли.

Что же делает комбайн? Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по

специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Но так было не всегда.

Когда не было таких чудо-машин, люди собирали урожай вручную, а потом обмалывали

колосья.

Затем зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому

зерно везли на мельницу. Посмотрите, сколько разных мельниц люди придумали. Вот это –

ветряная мельница. Ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые

крутят тяжелые жернова, а они мелят муку.

Давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.

Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.

(Вращательные движения руками перед собой.)

А теперь вращаем жернова.

Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть

Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).

Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).

Получается мука!

(Показ муки на тарелочке).

А вот водяная мельница. Люди, которые жили у рек, строили такие мельницы. Вода лилась

на такие ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова. И вот люди придумали

лучшего помощника – электрическую мельницу. Большая электрическая мельница – это

целый завод, она может намолоть столько муки, сколько не смогла бы намолоть и тысяча

водяных и ветряных мельниц.

А что же теперь делать с мукой? Куда ее везти? Опять на помощь людям приходят

машины.

Богатырь – муковоз

На завод муку привез.

Проводится дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»

Дети встают в круг. Мельник по очереди кидает им мяч. Ребенок, поймавший мяч,

называет, что можно приготовить из муки.

Мельник: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь продолжим. Что же сначала надо сделать,

чтобы приготовить хлеб, булочки, кренделя?

Ответы детей.

Мельник: Правильно. Надо замесить тесто. А какие нужны продукты, чтобы замесить

тесто?

Дети: Мука, вода, сахар, соль, масло, дрожжи.

Мельник: Посмотрите, как замешивали тесто раньше.

Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте

все действия.

Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают

Дрожжи тесто раздували. воздух).

Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)

Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)

Разрастись и поднимись!

Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)

Тесто зрело и толстело – ох! Ох!

Мы его слегка помяли - (имитация взбивания теста)

И весёлкой повзбивали.

- Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.

Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить

тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому выпекать хлеб на хлебозаводах

людям помогают специальные машины. Громадные чаши наполняются нужными

продуктами и замешиваются. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с

удивительной точностью отделяет ровные порции. Затем хлеб выпекают в специальных

печах. Готовый продукт отправляют в магазины.

Ребята, а для чего нам нужен хлеб?

Ответы детей.

Мельник: Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт на

нашем столе. Он составляет основу всего питания человека. Недаром говорят: «Хлеб

всему голова.»

А вы ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?

«Худ обед, коли хлеба нет.»

«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.»

«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.»

Молодцы! Вы увидели как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к

нему следует бережно относиться, т.е. не бросать на пол, не топтать. Все люди мира ценят

хлеб и знают, что «Хлеб – это наше богатство, достояние». Я надеюсь, что и вы, ребята,

тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените. А сейчас примите от меня

угощение.



В раздел образования