Автор: Терехова Зоя Егоровна
Должность: учитель математики, заместитель директора по увр
Учебное заведение: МКОУ " Боевская СОШ"
Населённый пункт: с.Боево Каширского района Воронежской области
Наименование материала: методическая разработка урока математики в 5 классе
Тема: "Уравнение"
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока
Тема урока: «Уравнение»
Предмет: Математика
Класс: 5
Учитель: Терехова Зоя Егоровна, МКОУ «Боевская СОШ» Каширского района Воронежской области
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний .
Цели урока:
Образовательная цель: изучение и первичное закрепление новых знаний, решение простейших уравнений на
основе зависимостей между компонентами действий.
Развивающая цель: совершенствование вычислительных навыков учащихся через выполнение упражнений,
развивать навыки применения знаний в конкретной ситуации, навыки логического мышления.
Воспитательная цель: Формирование интереса к предмету математики,
развитие познавательного интереса
к способам решения новых учебных задач.
Задачи урока:
Отработать приемы решения простейших уравнений на основе зависимостей между компонентами
действий;
Выработать умение
решать простейшие уравнения
;
.
создать условия для самостоятельного получения учащимися знаний, освоения умений в процессе активной
познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем;
закрепить у учащихся навыки формирования собственного мнения, его высказывания, аргументирования;
обогатить
социальный
опыт
учащихся
путём
включения
и
переживания
тех
или
иных
ситуаций,
продуктивного применения учебного материала, проявления своей индивидуальности.
Планируемые результаты:
Предметные. Решают простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами действий.
Личностные. Проявляют познавательный интерес к способам решения новых учебных задач, понимают причины
успеха в учебной деятельности, развивают навыки самостоятельной работы, анализа своей работы.
Метапредметные:
Регулятивные – учатся составлять план выполнения заданий вместе с учителем
;
Познавательные – учатся сопоставлять, отбирать информацию;
Коммуникативные – учатся оформлять мысли в устной и письменной форме, умение работать в парах, слушать
собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Формы организации образовательного пространства на уроке: фронтальная беседа с учащимися; работа с
учебником; индивидуальная работа по карточкам, работа в парах.
Ресурсы: Мультимедийный проектор, презентация, учебники, тетради, карточки с заданиями.
Технология проведения
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведет к достижению
запланированных
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты
Предметные
Универсальные учебные
действия (УУД)
результатов
1.
2
3
4
5
6
I.Мотивация к учебной
деятельности
Цели:
- актуализировать
требования к ученику с
позиций учебной
деятельности;
- создать условия для
формирования
внутренней потребности
учеников во включении в
учебную деятельность;
- установить
тематические рамки.
Приветствует
учащихся,
проверяет их
готовность к уроку.
Устанавливает
тематические
рамки.
Формирует
проблемную
задачу.
Слайд 4.
«Не мысли надобно
учить, а учить мыслить».
(Э.Кант)
Слайд 5.
- Рассмотрите записи,
выберите лишнее.
- Объясните свой выбор:
y +35;
k - 15;
d -27=25;
17+b
с+16 = 31
Проговаривают
тип урока и
называют шаги
учебной
деятельности.
Выполняют
задание,
объясняют
свой выбор.
Коммуникативные:
Уметь совместно
договариваться о правилах
поведения и общения,
следовать им, оформлять
свои мысли в устной
форме.
II.Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в пробном
действии;
выявление места и
причины затруднения.
Цели:
- создать условия для
выполнения учащимися
пробного учебного
действия;
-организовать
фиксирование
учащимися
индивидуального
затруднения;
Организует
фиксирование
индивидуального
затруднения,
выявление
причины и места
затруднения во
внешней речи,
обобщение
актуализированных
знаний
Повторение нахождения
неизвестных
компонентов
арифметических
действий (сложения и
вычитания)
Слайды 6-8.
-Как найти неизвестное
слагаемое: с + x = b?
-Как найти неизвестное
уменьшаемое: x – с = b?
- Как найти неизвестное
вычитаемое: с - x = b?
Отвечают на
вопросы.
Умеют
выделять
неизвестный
компонент
арифметически
х действий
(сложения и
вычитания) и
находить его
значение.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в
своей системе знаний
(отличать новое от уже
известного с помощью
учителя, преобразовывать
информацию из одной
формы в другую).
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать
речь других, оформлять
мысли в устной и
письменной форме
Регулятивные:
Уметь проговаривать
последовательность
действий на уроке,
-выявить место (шаг,
операцию) затруднения;
-зафиксировать во
внешней речи причину
затруднения.
высказывать свое
предположение.
III.Построение проекта
выхода из затруднения.
Цели:
- создать условия для
составления совместного
плана действий;
- организовать уточнение
следующего шага
учебной деятельности.
Организует
уточнение
следующего шага
учебной
деятельности;
составление
совместного плана
действий.
Работа с учебником:
п.10, стр.58-60.
Слайд 9.
Определение уравнения,
корня уравнения, что
значит решить уравнение
Самостоятельная работа
Слайд 10.
Разделите уравнения на
группы, в которых
неизвестный компонент
находится одинаковым
действием:
1)
x + 12 = 45
2)
b – 9 = 60
3)
256 – (y + 11) = 25
4)
60 = b +19
5)
k – 0 = 92
6)
162 = c – 47
7)
154 + x = 154
Слайд 11.
(Проверка).
Почему уравнение под
номером 3 не вошло ни в
одну из групп?
Слайды 12,13.
Составляют и
проговаривают
план действий
с помощью
учителя,
выполняют
задания в
тетрадях.
Знать
определение
уравнения,
корня
уравнения, что
значит решить
уравнение;
правила
сложения и
вычитания.
Уметь выделять
неизвестный
компонент
арифметически
х действий и
уметь находить
его значение
Регулятивные:
Уметь формулировать
учебную задачу на основе
соотнесении того, что уже
известно; определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного
результата.
Познавательные:
Осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание.
Личностные:
Осознавать
ответственность за общее
дело
Работа в парах.
Решить уравнение:
(x+15) + 14 = 56
двумя способами.
Слайды 14,15.
Работа в парах.
Решить уравнение:
(x+65) – 28 = 45
двумя способами.
IV.Реализация
построенного проекта,
первичное закрепление
с проговариванием во
внешней речи.
Цели:
-реализовать
построенный проект в
соответствии с планом;
-закрепить новое знание
в речи и знаках;
- зафиксировать
преодоление возникшего
затруднения.
Организует
реализацию
построенного
проекта в
соответствии с
планом,
подводящий
диалог,
фиксирование
нового знания в
речи и знаках.
Закрепление
Слайд 16.
Решите уравнения
любым способом:
66 - (x - 13) = 25
(65 – y) +19 = 48
(x+14) – 5 = 16
Работа с учебником:
стр.60, №372
Слайд 17. (Проверка)
а)x +37 = 85; x = 48
б) 156 + у = 216; у = 62
в) 85 – z= 36; z = 49
г) т – 94 =18; т = 112
д) 2041 –п=786; п = 1255
е)р - 7698=2302; р=1000
Под
руководством
учителя
выполняют
составленный
план действий.
Отвечают на
вопросы
учителя.
Фиксируют
новое знание в
речи и знаках.
Уметь решать
уравнения.
Познавательные:
Уметь добывать новые
знания (находить ответы на
вопросы, используя
учебник, свой жизненный
опыт и информацию,
полученную на уроке).
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме,
слушать и понимать речь
других.
Регулятивные:
Уметь работать по
коллективно
составленному плану,
проговаривать
последовательность
действий на уроке,
V. Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
Цели:
Организует
фиксирование
нового
Слайд 18 (рефлексия):
1)Сегодня я узнал…
2)Было интересно…
Отвечают на
вопросы,
рассказывают,
Регулятивные:
Уметь оценивать
правильность выполнения
- Зафиксировать новое
содержание на уроке;
- Организовать
рефлексию.
содержания,
рефлексию.
3)Было трудно…
4)Я выполнял задания…
5)Я понял, что…
6)Теперь я могу…
7)Я почувствовал, что…
8)Я приобрел…
9)Я научился…
10)У меня получилось…
11)Я смог…
12)Я попробую…
13)Меня удивило…
14)Урок мне дал для
жизни…
15)Мне захотелось…
что узнали.
Записывают
домашнее
задание.
на уровне адекватной
ретроспективной оценки.
Личностные:
Понимать причины
успеха/неуспеха учебной
деятельности.
VI.Задание на дом.
Слайд19.
Домашнее задание: п.10,
стр.58-60, №395,398,403.