Напоминание

Практические приемы формирования игровой ситуации у дошкольников на логопедическом занятии


Автор: Васильева Светлана Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 пгт. Тымовское
Населённый пункт: Сахалинская область Тымовский район пгт. Тымовское
Наименование материала: статья
Тема: Практические приемы формирования игровой ситуации у дошкольников на логопедическом занятии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практические приемы формирования игровой ситуации

у дошкольников на логопедическом занятии

Позитивная

мотивация

у

дошкольников

остается

актуальной

проблемой

для

современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение

уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже

в детском саду.

Система логопедических коррекционно-развивающих занятий, такое воздействие,

которое

предполагает

ежедневный

и

кропотливый

труд

для

ребенка,

необходимость

выработки усидчивости и подчинения требованиям взрослого

Словесные,

наглядные

и

практические

методы

формирования

мотивации

дошкольников используются в логопедической практике с помощью игровых приемов.

Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает

в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление игры, загадочная интонация,

понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Начальной мотивацией

к

игровому

действию

служит

поведение

педагога,

когда

он

является

не

только

организатором

и

контролером,

но

и

непосредственным

участником

игры,

ее

эмоциональным центром «заражающим своей увлеченностью. Когда ребенок впервые

приходит на массаж язычка с целью снятия напряжения ему декламируется стих «жил на

свете человек скрюченные ножки», затем логопед предлагает ребенку провести дорожки

по

его

язычку

и

запомнить

какими

они

были:

вертикальными,

горизонтальными,

зигзагообразными. Так художественное слово выступает мотивацией к массажу и снимает

чувство страха перед неизведанным.

Самомассажи

рук

и

мимической

мускулатуры,

дыхательная

гимнастика

сразу

полюбились ребятам, они находят их занимательными и очень веселыми

Артикуляционная

гимнастика

дается

детям

нелегко,

отнимает

много

энергии,

требует усидчивости и терпения. Но, когда упражнения составляют сказку и игровой

ситуацией увлекают в мир веселого сюжета, у ребят исчезает негативизм, связанный с

необходимостью

многократного

повторения

определенных

артикуляционных

укладов.

Яркие рисунки и стихотворные тексты повышают мотивацию в трудной для них работе

над выработкой правильного звукопроизношения.

Любой поставленный ребенку звук следует многократно повторять в слогах и это

очень утомительно. Звук Л сложный и начинаем мы его автоматизировать в слоге ЛА.

Приведу пример обыгрывания такой ситуации. Я рассказываю ребенку сказку «Горшочек

каши», предлагаю нарисовать сюжет к сказке и договаривать последний слог ЛА

«В горшке каша закипе…ЛА,

Зашипе…ЛА,

Запыхте…ЛА,

Крышечку приподня…ЛА,

И наружу пополз…ЛА,

Со сто…ЛА,

Затем со сту…ЛА,

Потихоньку соскользну…ЛА,

Дтянулась до угла…ЛА,

Всю квартиру зали…ЛА,

Машу чуть не обожг…ЛА,

К Маше каша в рот вполз…ЛА,

И в карманы затек…ЛА,

В рукава к нам забежа…ЛА

И стекать по пальцам ста…ЛА,

Весь наш город зали…ЛА,

Чудеса, ну и де…ЛА»

Мы видим, что в роли мотивации выступает, как художественное слово, так и одно

из любимых детьми занятий – рисование.

Отрабатывая тот или иной звук в словах, предлагаю детям игру «Шагалку» или

«Бежалку». Дети

поочередно

бросают

игральный

кубик

и

четко

«прошагивая»

пальчиками по картиночкам, правильно называют соответствующее число картинок. А

игра «Бежалка» наполнена драматизмом, так как дети стремятся догнать, либо перегнать

лидера. Мотивацией здесь выступает элемент соревнования. Постепенно выходим на

автоматизацию звука.

У нас есть полифункциональная кукла, которой дети дают имя в зависимости от

нужного звука и наряжают в вещи, цвет которых содержит определенный звук. Кукла

может быть Машей, Маргаритой, Зоей. Так постепенно в игре формируется рассказ: «У

моей куклы Милы желтое платье, белые колготки, желтые башмачки. Кукла Мила очень

мила у нее и голубые волосы, и желтые бантики. Я буду мыть ей голову, и укладывать

куклу

спать»

(автоматизация

Л

в

рассказе,

тексте)

Здесь

мотивирует

ребенка

сама

манипулятивная деятельность с игрушкой, особенно любимой девочками.

Игрушки

используются

на

занятиях,

как

гости,

герои,

создающие

мотивацию,

игровую ситуацию и сюрпризный момент. Слоник эквилибрист, предлагает детям игру

«Ловишки» жонглирует звуками, бросая их детям в ладошки, из которых детки составляют

слова. Бегемотик Топ-Хлоп задает различные ритмы, утенок Матрос предлагает повторить

гудки своего пароходика, развивая у детей фонематические процессы. К нам приходит

ёжик

Звукоежка, кукла рассказывающая детям о частях тела,

крокодил Гена. Герой

Звукознайкин

предлагает

девочкам

прогуляться

под

дождем,

которые

с

радостью

имитируют кончиком языка по альвеолам капельки дождя, падающие в цветочек, на

ладошку,

барабанящие

по

крыше.

А

мальчиков,

Звукознайкин

зовет

на

поле,

где

происходят военные учения, ребята имитируют стрельбу из пушки, пулемета, заводят

мотоцикл, точно, таким же способом, как и девочки - вырабатывая подвижность кончика

языка с целью постановки звука Р.

Игрушки, погружают детей в какую-либо сказочную или игровую ситуацию, где

дети должны помочь героям.

В конце занятия они благодарят детей за помощь. Такая

игровая

ситуация

воспитывает

нравственные

чувства

детей,

они

не

просто

учатся

произносить какой-либо звук, но и помогают сказочному герою.

Веселый садовник загадает загадки о цветах и расскажет, как за ними ухаживать.

Не теряет актуальности

мяч, он используется для проведения динамических пауз и

дидактических игр, мячи – ежики для проведения массажа рук.

С помощью игровых приемов можно Эффективно преподносить ребенку речевой

материал с целью стимулирования мотивации:

Встречаем гостя;

письмо;

план;

путешествие по карте;

стройплощадка;

зоопарк;

цирк;

занятие-сказка;

веселая школа и т.д.

Так дети прекрасно себя чувствуют в театральной деятельности, примеряют на себя

роли охотников в логосказке, артистов - пропевая рифму с изменением модуляции голоса.

О, счастливчиков, когда отгадывают слово по называнию логопедом гласных звуков одной

из 4-х картинок с выделением ударного.

Ребенок в роли спасателя – дифференциация звуков С-Ш

Перед детьми синее озеро с большими льдинами на которых, размещены фигурки

животных.

Не

самым

коротким

путем,

петляя,

передвигая

вездеход,

игрок

спасатель

озвучивает движение. Когда вездеход плывет звучит песенка – водички ССС, когда идет по

льдине, гусеницы шуршат Ш Ш Ш. Спасатель спасает зверей правильно их называя, а

если

делает

ошибку

вездеход

переворачивается

и

в

спасательную

экспедицию

отправляется

другой

игрок.

В

конце

игры,

дети

получают

ордена

1

2

3

степени

в

зависимости от количества спасенных зверушек.

Ребенок в роли путешественника – префиксальный способ словообразования. Все

помнят шутку: «Ехали мы, ехали», ребенку дается инструкция: Представь, что ты собрался

отдохнуть летом на море. Рассмотри план и дополни мой рассказ нужными словами.

Какими видами транспорта будем добираться до моря?» Так ребенок добирается на

мотоцикле и отрабатывает нужные слова: въезжаю в горку, объезжаю озеро, переезжаю

кочки. Затем, проделывает то же со словами – лететь и плыть. И по пути знакомится с

новыми

словами:

железнодорожный

вокзал,

аэропорт.

В

данном

случае

мотивацией

является сама роль путешественника.

Несомненно, все дети любят волшебство, которое тоже мотивирует на действия.

Например, белочка приходит к ребенку с заданием: «Ребята, помогите мне совершить

превращения,

для

этого

нужно,

чтобы

во

всех

названиях

представленных

картинок,

чудесным образом появился звук Ш». Дети озадачены: «Но, как в слове рыба, может

появиться звук Ш ? Вот так задание!» Тогда на помощь детям приходит лесная фея : рыба

– рыбешка, муравей – муравьишка, мама – матушка и т.д.

Возвращаемся

к

автоматизации

звука

Л

заколдованные

предметы,

которые

превратились в половинки (припорошены снегом –ватой). Была елка - стала полуёлка,

была полуёлка, стала елка. Злая ли это колдунья или добрая фея, мы узнаем по тому,

какими красками раскрасил ребенок силуэт фигурки феи.

Очень любят дети задание на зрительно - пространственную ориентировку на

листе бумаги, да еще, если выступают в роли помощников, - так они помогают соловью

расположить картинки по заданным уголкам, в верхний правый или нижний левый. А

Михаил Потапыч плачет, что художник до дождя успел нарисовать только его подругу

белочку, а остальные домики остались

пустыми. Дети охотно помогают сказочному

зверю. Положительной мотивацией является смена различных видов деятельности. Так

преследуя целью согласование числительных с существительным и автоматизацию звука

Ц

ребенок

выполняет

задание

манипулируя

игрушками,

цифрами,

далее

производит

обводку и выполняет аппликацию в рамках заданной цели.

И конечно - же возможность подвигаться во время занятия дети воспринимают,

как

счастливый

момент.

Логоритмические

упражнения

способствуют

развитию

речи.

Здесь сама двигательная активность является мотивацией.

Таким образом показателями эффективной мотивации являются: эмоциональная

вовлеченность

ребенка

в

деятельность

-

положительный

эмоциональный

фон,

эмоциональные «всплески», проявления интереса к заданию, сосредоточенность на нем

Когда мы видим, что ребенок целенаправленно действует и доводит дело до конца, когда

он способен не отвлекаться на посторонние раздражители и от самого ребенка исходит

инициатива

в

ожидании

следующего

занятия, мы

убеждаемся,

что

в

недрах

игры

рождается учебный мотив.



В раздел образования