Автор: Васильева Светлана Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 пгт. Тымовское
Населённый пункт: Сахалинская область Тымовский район пгт. Тымовское
Наименование материала: статья
Тема: Практические приемы формирования игровой ситуации у дошкольников на логопедическом занятии
Раздел: дошкольное образование
Практические приемы формирования игровой ситуации
у дошкольников на логопедическом занятии
Позитивная
мотивация
у
дошкольников
остается
актуальной
проблемой
для
современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение
уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже
в детском саду.
Система логопедических коррекционно-развивающих занятий, такое воздействие,
которое
предполагает
ежедневный
и
кропотливый
труд
для
ребенка,
необходимость
выработки усидчивости и подчинения требованиям взрослого
Словесные,
наглядные
и
практические
методы
формирования
мотивации
дошкольников используются в логопедической практике с помощью игровых приемов.
Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает
в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление игры, загадочная интонация,
понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Начальной мотивацией
к
игровому
действию
служит
поведение
педагога,
когда
он
является
не
только
организатором
и
контролером,
но
и
непосредственным
участником
игры,
ее
эмоциональным центром «заражающим своей увлеченностью. Когда ребенок впервые
приходит на массаж язычка с целью снятия напряжения ему декламируется стих «жил на
свете человек скрюченные ножки», затем логопед предлагает ребенку провести дорожки
по
его
язычку
и
запомнить
какими
они
были:
вертикальными,
горизонтальными,
зигзагообразными. Так художественное слово выступает мотивацией к массажу и снимает
чувство страха перед неизведанным.
Самомассажи
рук
и
мимической
мускулатуры,
дыхательная
гимнастика
сразу
полюбились ребятам, они находят их занимательными и очень веселыми
Артикуляционная
гимнастика
дается
детям
нелегко,
отнимает
много
энергии,
требует усидчивости и терпения. Но, когда упражнения составляют сказку и игровой
ситуацией увлекают в мир веселого сюжета, у ребят исчезает негативизм, связанный с
необходимостью
многократного
повторения
определенных
артикуляционных
укладов.
Яркие рисунки и стихотворные тексты повышают мотивацию в трудной для них работе
над выработкой правильного звукопроизношения.
Любой поставленный ребенку звук следует многократно повторять в слогах и это
очень утомительно. Звук Л сложный и начинаем мы его автоматизировать в слоге ЛА.
Приведу пример обыгрывания такой ситуации. Я рассказываю ребенку сказку «Горшочек
каши», предлагаю нарисовать сюжет к сказке и договаривать последний слог ЛА
«В горшке каша закипе…ЛА,
Зашипе…ЛА,
Запыхте…ЛА,
Крышечку приподня…ЛА,
И наружу пополз…ЛА,
Со сто…ЛА,
Затем со сту…ЛА,
Потихоньку соскользну…ЛА,
Дтянулась до угла…ЛА,
Всю квартиру зали…ЛА,
Машу чуть не обожг…ЛА,
К Маше каша в рот вполз…ЛА,
И в карманы затек…ЛА,
В рукава к нам забежа…ЛА
И стекать по пальцам ста…ЛА,
Весь наш город зали…ЛА,
Чудеса, ну и де…ЛА»
Мы видим, что в роли мотивации выступает, как художественное слово, так и одно
из любимых детьми занятий – рисование.
Отрабатывая тот или иной звук в словах, предлагаю детям игру «Шагалку» или
«Бежалку». Дети
поочередно
бросают
игральный
кубик
и
четко
«прошагивая»
пальчиками по картиночкам, правильно называют соответствующее число картинок. А
игра «Бежалка» наполнена драматизмом, так как дети стремятся догнать, либо перегнать
лидера. Мотивацией здесь выступает элемент соревнования. Постепенно выходим на
автоматизацию звука.
У нас есть полифункциональная кукла, которой дети дают имя в зависимости от
нужного звука и наряжают в вещи, цвет которых содержит определенный звук. Кукла
может быть Машей, Маргаритой, Зоей. Так постепенно в игре формируется рассказ: «У
моей куклы Милы желтое платье, белые колготки, желтые башмачки. Кукла Мила очень
мила у нее и голубые волосы, и желтые бантики. Я буду мыть ей голову, и укладывать
куклу
спать»
(автоматизация
Л
в
рассказе,
тексте)
Здесь
мотивирует
ребенка
сама
манипулятивная деятельность с игрушкой, особенно любимой девочками.
Игрушки
используются
на
занятиях,
как
гости,
герои,
создающие
мотивацию,
игровую ситуацию и сюрпризный момент. Слоник эквилибрист, предлагает детям игру
«Ловишки» жонглирует звуками, бросая их детям в ладошки, из которых детки составляют
слова. Бегемотик Топ-Хлоп задает различные ритмы, утенок Матрос предлагает повторить
гудки своего пароходика, развивая у детей фонематические процессы. К нам приходит
ёжик
Звукоежка, кукла рассказывающая детям о частях тела,
крокодил Гена. Герой
Звукознайкин
предлагает
девочкам
прогуляться
под
дождем,
которые
с
радостью
имитируют кончиком языка по альвеолам капельки дождя, падающие в цветочек, на
ладошку,
барабанящие
по
крыше.
А
мальчиков,
Звукознайкин
зовет
на
поле,
где
происходят военные учения, ребята имитируют стрельбу из пушки, пулемета, заводят
мотоцикл, точно, таким же способом, как и девочки - вырабатывая подвижность кончика
языка с целью постановки звука Р.
Игрушки, погружают детей в какую-либо сказочную или игровую ситуацию, где
дети должны помочь героям.
В конце занятия они благодарят детей за помощь. Такая
игровая
ситуация
воспитывает
нравственные
чувства
детей,
они
не
просто
учатся
произносить какой-либо звук, но и помогают сказочному герою.
Веселый садовник загадает загадки о цветах и расскажет, как за ними ухаживать.
Не теряет актуальности
мяч, он используется для проведения динамических пауз и
дидактических игр, мячи – ежики для проведения массажа рук.
С помощью игровых приемов можно Эффективно преподносить ребенку речевой
материал с целью стимулирования мотивации:
Встречаем гостя;
письмо;
план;
путешествие по карте;
стройплощадка;
зоопарк;
цирк;
занятие-сказка;
веселая школа и т.д.
Так дети прекрасно себя чувствуют в театральной деятельности, примеряют на себя
роли охотников в логосказке, артистов - пропевая рифму с изменением модуляции голоса.
О, счастливчиков, когда отгадывают слово по называнию логопедом гласных звуков одной
из 4-х картинок с выделением ударного.
Ребенок в роли спасателя – дифференциация звуков С-Ш
Перед детьми синее озеро с большими льдинами на которых, размещены фигурки
животных.
Не
самым
коротким
путем,
петляя,
передвигая
вездеход,
игрок
спасатель
озвучивает движение. Когда вездеход плывет звучит песенка – водички ССС, когда идет по
льдине, гусеницы шуршат Ш Ш Ш. Спасатель спасает зверей правильно их называя, а
если
делает
ошибку
вездеход
переворачивается
и
в
спасательную
экспедицию
отправляется
другой
игрок.
В
конце
игры,
дети
получают
ордена
1
2
3
степени
в
зависимости от количества спасенных зверушек.
Ребенок в роли путешественника – префиксальный способ словообразования. Все
помнят шутку: «Ехали мы, ехали», ребенку дается инструкция: Представь, что ты собрался
отдохнуть летом на море. Рассмотри план и дополни мой рассказ нужными словами.
Какими видами транспорта будем добираться до моря?» Так ребенок добирается на
мотоцикле и отрабатывает нужные слова: въезжаю в горку, объезжаю озеро, переезжаю
кочки. Затем, проделывает то же со словами – лететь и плыть. И по пути знакомится с
новыми
словами:
железнодорожный
вокзал,
аэропорт.
В
данном
случае
мотивацией
является сама роль путешественника.
Несомненно, все дети любят волшебство, которое тоже мотивирует на действия.
Например, белочка приходит к ребенку с заданием: «Ребята, помогите мне совершить
превращения,
для
этого
нужно,
чтобы
во
всех
названиях
представленных
картинок,
чудесным образом появился звук Ш». Дети озадачены: «Но, как в слове рыба, может
появиться звук Ш ? Вот так задание!» Тогда на помощь детям приходит лесная фея : рыба
– рыбешка, муравей – муравьишка, мама – матушка и т.д.
Возвращаемся
к
автоматизации
звука
Л
–
заколдованные
предметы,
которые
превратились в половинки (припорошены снегом –ватой). Была елка - стала полуёлка,
была полуёлка, стала елка. Злая ли это колдунья или добрая фея, мы узнаем по тому,
какими красками раскрасил ребенок силуэт фигурки феи.
Очень любят дети задание на зрительно - пространственную ориентировку на
листе бумаги, да еще, если выступают в роли помощников, - так они помогают соловью
расположить картинки по заданным уголкам, в верхний правый или нижний левый. А
Михаил Потапыч плачет, что художник до дождя успел нарисовать только его подругу
белочку, а остальные домики остались
пустыми. Дети охотно помогают сказочному
зверю. Положительной мотивацией является смена различных видов деятельности. Так
преследуя целью согласование числительных с существительным и автоматизацию звука
Ц
ребенок
выполняет
задание
манипулируя
игрушками,
цифрами,
далее
производит
обводку и выполняет аппликацию в рамках заданной цели.
И конечно - же возможность подвигаться во время занятия дети воспринимают,
как
счастливый
момент.
Логоритмические
упражнения
способствуют
развитию
речи.
Здесь сама двигательная активность является мотивацией.
Таким образом показателями эффективной мотивации являются: эмоциональная
вовлеченность
ребенка
в
деятельность
-
положительный
эмоциональный
фон,
эмоциональные «всплески», проявления интереса к заданию, сосредоточенность на нем
Когда мы видим, что ребенок целенаправленно действует и доводит дело до конца, когда
он способен не отвлекаться на посторонние раздражители и от самого ребенка исходит
инициатива
в
ожидании
следующего
занятия, мы
убеждаемся,
что
в
недрах
игры
рождается учебный мотив.