Автор: Сдвижкова Анастасия Вячеславна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ РО Волгодонская школа-интернат №14
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(В помощь учителю начальных классов)
В 2004 году я закончила педагогическое училище по специальности
учитель начальных классов. Проработав немного времени, я столкнулась с
такой проблемой у учащихся как нарушение письменной речи. По своей еще
на тот момент неопытности, все письменные работы детей я оценивала по
единому
критерию,
не
учитывая
того,
что
есть
орфографические,
дисграфические
и
дизорфоргафические
ошибки,
которые
должны
разграничиваться и, соответственно, работы детей оцениваться с учетом этих
особенностей. Именно это явилось поводом для поступления в институт на
дефектологический факультет, по специальности учитель-логопед.
Прошло
уже
4
года
после
того,
как
я
защитилась
и
получила
высшее
образование
по
данной
специальности
и,
работая
сегодня
в
начальных
классах
учителем,
в
своей
работе
я
использую
много
методик
по
исследованию письменной речи учащихся, в уроки русского языка включаю
различные
упражнения
и
задания
по
профилактике
дисграфии
и
дизорфографии и этим небольшим опытом хочу поделиться и с Вами.
Нарушение письма у младших школьников изучается давно, но и до
настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем
логопедии.
Своевременное
выявление
нарушений
письма,
точное
определение их механизма в каждом отдельном случае, чрезвычайно важно
для построения и эффективности логопедической работы
.
Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои
методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих
нарушений.
Но
вместе
с
тем,
все
применяемые
в
логопедии
методы
построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение
которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи.
Принципы логопедической работы - это общие исходные положения,
которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции
нарушений речи.
При
устранении
речевых
нарушений
необходимо
учитывать
совокупность
этиологиче ских
факторов,
обусловливающих
и х
возникновение.
Это
внешние,
внутренние,
биологические
и
социально-
психологические факторы.
Поиск
наиболее
оптимальных
путей
коррекции
дисграфии
и
дизорфографии
учащихся
начальных
классов
общеобразовательных
школ
является актуальной, теоретически и практически значимой проблемой.
Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает
закрепление и усложнение симптоматики дисграфии и дизорфографии.
У
учащихся
с
нарушением
письменной
речи
не
сформирована
психологическая база речи, речевые нарушения носят системный характер
(несформированы
компоненты
устной
речи,
касающиеся
фонетико-
ф о н е м а т и ч е с к о й ,
л е к с и к о - г р а м м а т и ч е с к о й
с т о р о н ) ,
недифференцированность
слухового
восприятия,
недостаточное
развитие
звукового анализа и синтеза и неправильное звукопроизношение приводит к
нарушениям
письменной
речи.
Эти
нарушения
проявляются
в
заменах,
пропусках и смешениях букв, обозначающих звуки, сходные по акустико-
артикуляционным признакам.
Для закрепления представлений ребенка о данной фонеме даются
различные письменные упражнения с предварительным слуховым анализом:
1)
из
текста
выбираются
слова
с
изучаемой
буквой,
которые
прочитываются, записываются в тетради, а буква подчеркивается;
2)
отбираются картинки, в названии которых есть нужный звук, эти слова
записываются;
3)
составляются,
прочитываются
и
записываются
слова
с
изучаемой
буквой.
Развитие
фонематического
анализа
и
синтеза
есть
развитие
элементарных и сложных форм звукового анализа. К элементарным формам
относится
выделение
звука
на
фоне
слова,
а
более
сложные
формы
–
вычленение первого и последнего звуков из слова и определение их места.
Примерные задания:
придумай слова с 3,4,5 звуками (игра «Кто больше?»);
отбери картинки, в названии которых 3 или 5 звуков;
вставь пропущенные буквы в слова («Буква потерялась»);
подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором,
третьем месте.
При
устранении аграмматической
дисграфии
работа
основывается
на
сформированности
у
ребенка
морфологических
и
синтаксических
обобщений,
представлений
о
морфологических
элементах
слова
и
о
структуре
предложения. Основные
направления
в
работе:
уточнение
структуры
предложения,
развитие
функции
словоизменения
и
словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и
работа с однокоренными словами. Усвоение морфологической системы языка
осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения.
Работа над предложением строится по плану:
двусоставные
предложения,
включающие
существительное
в
именительном падеже и глагол в третьем лице (Дети играют);
другие двусоставные предложения;
распространенные предложения из 3-4 слов (Скоро наступит веселый
праздник) .
Первоначально детям объясняют метод составления предложения по
наглядным
схемам.
Предлагаются
различные
графические
схемы
для
предложений из трех элементов.
Примеры заданий;
подбери предложение по схеме и запиши его;
выбор предложений, одинаковых по схеме.
При устранении оптической дисграфии работа строится по следующим
этапам:
развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы, величины
(игра «Какой предмет загадали?»);
расширение
объема
и
уточнение
зрительной
памяти
(игра
«Что
изменилось?»);
формирование пространственных представлений;
развитие зрительного анализа и синтеза (игра «Угадай букву»)
необходимо уделять внимание формированию пространственных
представлений
и
речевого
обозначения
пространственных
отношений.
Параллельно идет работа над речевыми обозначениями этих отношений, а
также
работа
над
уточнением
и
дифференциацией
оптических
образов
смешиваемых
букв.
Таким
образом,
устранение
оптической
дисграфии
осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса,
мнезиса,
пространственных
представлений
и
их
речевых
обозначений,
развитие зрительного анализа и синтеза.
При коррекции дисграфии также необходимо учитывать ряд
принципиально важных положений.
Во – первых, работу над преодолением дисграфии любого вида никогда
не следует начинать непосредственно с упражнений в письме, с попыток
устранить ошибки именно в нем – это не даст желаемого результата. Сначала
необходимо привести к норме те операции, которые подготавливают процесс
письма
и
без
должного
уровня
сформированности
которых
письмо
в
принципе не может протекать нормально. Если учащийся с акустической
дисграфией не различает на слух некоторые звуки и в связи с этим допускает
на письме соответствующие буквенные замены, то бесполезно его упражнять
в письме, не научив, прежде всего, различать звуки. То же самое верно и для
других видов дисграфии.
Во-вторых, в процессе работы по выравниванию «западающих звеньев»
следует
«идти
в
обход»
и
как
можно
больше
опираться
на
сохранные
функции. Например, если ребенок не дифференцирует звуки [с]-[ш] на слух,
то
на
первых
занятиях
можно
привлечь
его
внимание
к
различному
положению губ и языка при произнесении этих звуков, то есть опираться на
зрение и на кинетическое чувство (на положение органов артикуляционного
аппарата).
При
неразличении
букв
по
их
виду,
что
говорит
о
несформированности зрительного анализа и синтеза, можно использовать
письмо буквы в воздухе при выключении зрения.
Важно учесть и еще одно обстоятельство. Иногда у детей, допускающих
дисграфические
ошибки,
не
удается
выявить
нарушения
каких-либо
конкретных
операций
письма
(неразличения
звуков,
неузнавания
букв,
затруднений
в
анализе
речевого
потока
и
т.п.).
по
этой
причине
может
создаваться
впечатление,
что
для
дисграфии
здесь
нет
никакой
почвы.
Подобные случаи имеют свое объяснение. Письмо является сложной речевой
деятельностью, включающей в свой состав целый ряд операций различного
уровня,
которые
должны
осуществляться
одновременно.
Ребенку
трудно
координировать все эти операции, трудно распределять между ними свое
внимание,
выполняя
все
их
синхронно
и
в
то
же
время
своевременно
переключаться с одной операции на другую. Поэтому ребенок, успешно
справляющийся
с
выполнением
каждой
отдельной
операции,
не
может
выполнить все их одновременно, что и приводит к дисграфическим ошибкам.
Логопедическое воздействие должно проходить ряд этапов:
I.
– формирование зрительного и слухового восприятия и представлений,
уточнение
и
закрепление
соответствующих
понятий,
конкретного
наглядного материала, активизация словаря.
II.
–
формирование
обобщенного
восприятия
и
соответствующих
представлений
с
опорой
на
процессы
анализа,
сравнения,
сопоставления,
синтеза,
позволяющие
к л а с с и ф и ц и р о вать
воспринимаемые
предметы
и
изображения,
развитие
умения
оречевлять действия.
III.
– закрепление сформированных умений в письменных работах. На
данном
этапе
учащие ся
выполняют
орфографиче ские
и
грамматические
упражнения
письменно,
про
себя
и
выделяют
условными обозначениями встретившиеся в словах орфограммы.
1.
Развитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза.
1)
Развитие
умения
узнавать
изображения
предметов
по
контурным пунктирным линиям.
2)
Развитие
умения
узнавать
предмет
в
«зашумленном»
изображении.
3)
Развитие умения узнавать контурные изображения предметов,
наложенных друг на друга.
2.
Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
1)
Ориентировка в частях собственного тела.
2)
Речевая
проба
Хэда
(логопед
просит
ребенка
дотронуться
левой рукой до правого уха и т.д.). предлагается также показать
правые и левые части тела у сидящего напротив человека.
3)
Использование
аппликации.
На
готовый
фон
предлагается
разложить фигурки: «посередине», «сбоку», «сзади», «под» и
т.п.
4)
Развитие умения конструировать и реконструировать фигуры
палочек.
3.
Развитие речезрительных функций.
1)
Развитие
буквенного
гнозиса
(изображение
печатных
и
ру ко п и с н ы х
бу к в ,
н а л оже н н ы х
д ру г
н а
д ру г а
и
заштрихованные дополнительными линиями).
2)
Развитие умения конструировать буквы.
3)
Развитие умения реконструировать буквы.
4.
Развитие восприятия и воспроизведения ритма
1)
Развитие умения запоминать и воспроизводить ритмический
рисунок («Повтори так, как я»).
2)
Развитие
умения
перекодировать
зрительную
схему
ритмического рисунка в звуковую с подключением моторного
компонента.
5.
Развитие зрительной и речеслуховой памяти.
1)
Развитие
умения
запоминать
и
воспроизводить
цветное
расположение фигур (кубики Кооса).
2)
Развитие
умения
запоминать
и
воспроизводить
ряд
геометрических фигур.
3)
Развитие умения запоминать и воспроизводить ряд букв.
4)
Развитие умения запоминать и воспроизводить слова. Берутся
пять слов, не связанных между собой. Предлагается повторить:
- слова;
- слова, между которыми раздаются единичные хлопки в ладоши;
- слова, между которыми раздается по два хлопка в ладоши.
5) Развитие умения запоминать и воспроизводить предложения
(повторение после хлопка в ладоши).