Автор: Меркулова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №196 Кировского района г. Новосибирск
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Школьная не успешность
Тема: Помочь ребенку стать успешным
Раздел: начальное образование
Статья «Школьная не успешность»
Учитель начальных классов МБОШ СОШ № 196 г. Новосибирск.
Меркулова Елена Александровна.
Что такое школьная не успешность? Это психологическое состояние
нашего ребенка. Когда ребенок сам чувствует, что с ним происходит, что-то
не то. А что именно с ним происходит, он в меру своего возрастного развития
понять еще не может.
Пришел к нам в первый класс ребенок. По большому счету ни чем не
отличающийся от других. Один и то же учитель дает один и тот же материал
всем детям. Одни с легкость усваивают, для кого-то очень тяжело
достучаться, а он вид подаст, что усвоил материал. На самом деле поймать ту
грань не до понимания учебного материала, молодому учителю трудно. А
нарушенная систематизация знаний и приводит ребенка к школьной не
успешности в период всего обучения.
Да всюду говорят о том, что в начальной школе индивидуальный
подход к каждому ребенку. Так ли это на самом деле?
Скажем с разу, что дети, когда приходят в первый класс, имеют разный
багаж знаний. Одни ходили в «Предшколу» и умеют читать и считать. Другие
ходили в детские сады и тоже имеют хороший багаж знаний. Плюс к тому
еще и опыт социализации. Третьи были под постоянным присмотром своей
семьи. Социальный статус семей тоже различен. И все это влияет на ребенка
и его школьную успешность. Прибавим к тому же и кризис 7 летнего
возраста.
И вот наш первоклассник адаптируется к жизни школьника и начинает
получать знания, переходя из одного класса в другой. Не до полученные,
знания (в силу его индивидуального развития), ложатся тяжелым грузом и
ведут к его не успешности. И все это не потому, что учитель плохой и не
потому, что ребенок плохо учил и даже не потому, что родители мало ему
помогали в усвоении материала. А в чем скажете вы причина?
Опираясь на свой опыт, могу предположить, что причиной могут
служить ВПФ (Высшие психические функции). Да, да это память, мышление,
речь, восприятие, внимание. И от их созревания, функционирования зависит
учеба наших детей. В том, что в нашу жизнь вошел такой узкий специалист
как логопед – это стало нормой. Логопед не только ставит
звукопроизношение. Ведь не все родители знают, что неудовлетворительные
оценки в письменных работах по русскому языку, может корректировать
обычный логопед. Он поможет нашим детям развить фонемо-
фонематический слух. Дело в том что школа не в состоянии обеспечить всех
желающих (нуждающихся) логопедом. По этому, надо донести до родителей,
что для пользы их детей нужна помощь этого специалиста.
Все, что касается речи, может помочь логопед. А что делать с другими
психическими функциями? Им тоже нужна помощь специалиста. И этот
специалист дефектолог. И не нужно его боятся.
Пришел первоклассник в школу с «чистого листа». Он не умел читать,
считать, писать. Обычный ребенок из обычной семьи. Речь у ребенка развита
на уровне его возраста. Очень хорошо развита слуховая память. Ребенок на
слух хорошо и надолго запоминал информацию. Прошел добукварный
период, наступил букварный. Ребенок, как и все дети, отвечал, сливал звуки и
тд. Прошла первая четверть, наступила вторая. И я понимаю, что ребенок не
читает. Весь класс приступил к чтению, а он нет. Хорошо, что сама я являюсь
студенткой факультета психологии по специальности «Специальное
дефектологическое образование». При индивидуальной работе вне учебной
деятельности, я поняла, что ребенок не соотносит букву со звуком. И по
этому, у нас не пошел процесс чтения. Проведя диагностику и
коррекционную работу, мой первоклассник начал читать. К концу второй
четверти он прочитал 13 слов (это на «3»), к концу третий четверти уже 21
слово (это на «5»).
Если бы я не имела таких знаний, то боюсь, что мой первоклассник по
окончанию года был бы направлен на комиссию ПМПК и заимел статус
ребенка ОВЗ и личную Программу обучения.
Я пришла к выводу, что нам учителям, родителям надо обращаться к
узким специалистам логопедам, дефектологам, психологам, медицинским
работникам за помощью. И не стеснятся этого. Надо помочь нашим детям
стать успешными. И прочь прогнать школьную не успешность!