Напоминание

Помочь ребенку стать успешным


Автор: Меркулова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №196 Кировского района г. Новосибирск
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Школьная не успешность
Тема: Помочь ребенку стать успешным
Раздел: начальное образование





Назад




Статья «Школьная не успешность»

Учитель начальных классов МБОШ СОШ № 196 г. Новосибирск.

Меркулова Елена Александровна.

Что такое школьная не успешность? Это психологическое состояние

нашего ребенка. Когда ребенок сам чувствует, что с ним происходит, что-то

не то. А что именно с ним происходит, он в меру своего возрастного развития

понять еще не может.

Пришел к нам в первый класс ребенок. По большому счету ни чем не

отличающийся от других. Один и то же учитель дает один и тот же материал

всем детям. Одни с легкость усваивают, для кого-то очень тяжело

достучаться, а он вид подаст, что усвоил материал. На самом деле поймать ту

грань не до понимания учебного материала, молодому учителю трудно. А

нарушенная систематизация знаний и приводит ребенка к школьной не

успешности в период всего обучения.

Да всюду говорят о том, что в начальной школе индивидуальный

подход к каждому ребенку. Так ли это на самом деле?

Скажем с разу, что дети, когда приходят в первый класс, имеют разный

багаж знаний. Одни ходили в «Предшколу» и умеют читать и считать. Другие

ходили в детские сады и тоже имеют хороший багаж знаний. Плюс к тому

еще и опыт социализации. Третьи были под постоянным присмотром своей

семьи. Социальный статус семей тоже различен. И все это влияет на ребенка

и его школьную успешность. Прибавим к тому же и кризис 7 летнего

возраста.

И вот наш первоклассник адаптируется к жизни школьника и начинает

получать знания, переходя из одного класса в другой. Не до полученные,

знания (в силу его индивидуального развития), ложатся тяжелым грузом и

ведут к его не успешности. И все это не потому, что учитель плохой и не

потому, что ребенок плохо учил и даже не потому, что родители мало ему

помогали в усвоении материала. А в чем скажете вы причина?

Опираясь на свой опыт, могу предположить, что причиной могут

служить ВПФ (Высшие психические функции). Да, да это память, мышление,

речь, восприятие, внимание. И от их созревания, функционирования зависит

учеба наших детей. В том, что в нашу жизнь вошел такой узкий специалист

как логопед – это стало нормой. Логопед не только ставит

звукопроизношение. Ведь не все родители знают, что неудовлетворительные

оценки в письменных работах по русскому языку, может корректировать

обычный логопед. Он поможет нашим детям развить фонемо-

фонематический слух. Дело в том что школа не в состоянии обеспечить всех

желающих (нуждающихся) логопедом. По этому, надо донести до родителей,

что для пользы их детей нужна помощь этого специалиста.

Все, что касается речи, может помочь логопед. А что делать с другими

психическими функциями? Им тоже нужна помощь специалиста. И этот

специалист дефектолог. И не нужно его боятся.

Пришел первоклассник в школу с «чистого листа». Он не умел читать,

считать, писать. Обычный ребенок из обычной семьи. Речь у ребенка развита

на уровне его возраста. Очень хорошо развита слуховая память. Ребенок на

слух хорошо и надолго запоминал информацию. Прошел добукварный

период, наступил букварный. Ребенок, как и все дети, отвечал, сливал звуки и

тд. Прошла первая четверть, наступила вторая. И я понимаю, что ребенок не

читает. Весь класс приступил к чтению, а он нет. Хорошо, что сама я являюсь

студенткой факультета психологии по специальности «Специальное

дефектологическое образование». При индивидуальной работе вне учебной

деятельности, я поняла, что ребенок не соотносит букву со звуком. И по

этому, у нас не пошел процесс чтения. Проведя диагностику и

коррекционную работу, мой первоклассник начал читать. К концу второй

четверти он прочитал 13 слов (это на «3»), к концу третий четверти уже 21

слово (это на «5»).

Если бы я не имела таких знаний, то боюсь, что мой первоклассник по

окончанию года был бы направлен на комиссию ПМПК и заимел статус

ребенка ОВЗ и личную Программу обучения.

Я пришла к выводу, что нам учителям, родителям надо обращаться к

узким специалистам логопедам, дефектологам, психологам, медицинским

работникам за помощью. И не стеснятся этого. Надо помочь нашим детям

стать успешными. И прочь прогнать школьную не успешность!



В раздел образования