Автор: Пилипенку Анастасия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ №3
Населённый пункт: город Белоярский ХМАО-Югра Тюменской области
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: Деятельностный метод, как средство формирования УУД младших школьников
Раздел: начальное образование
«Деятельностный метод, как средство формирования УУД младших
школьников».
Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через
деятельность ребенка, его практический опыт, его эмоциональное переживание
запомнится им на всю жизнь, станет его способностью.
ФГОС
выдвинул
новые
требования
к
результатам
освоения
основных
образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика
не
только
предметные,
но
и
универсальные
способы
действий,
развить
способность к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Пришло осознание того, что проверенные веками методы обучения и
воспитания
не
позволяют
в
достаточной
степени
обеспечить
успешную
адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.
Очевидно, что сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он
окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и
проблем,
если
не
научится
учиться,
если
у
него
не
будет
сформирована
ценность и способность к самоорганизации, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим, целью своей педагогической деятельности считаю:
-
создание
условий
для
формирования
у
учащихся
умения
самостоятельно
овладевать знаниями, применять их в учении и практической деятельности.
Для достижения этой цели в учебном процессе использую технологию
деятельностного метода обучения. Давайте рассмотрим механизмы организации
учебного
процесса
в
традиционном
и
деятельностном
способах
обучения.
Возьмем такой компонент деятельности, как цель
При традиционном способе обучения…
Традиционный
способ
обучения
Компоненты
деятельности
Деятельностный
способ
обучения
Задаётся педагогом.
Цель
–
модель
желаемого
будущего,
предполагаемы
результат
В процессе проблематизации
обеспечивается
внутреннее
принятие
учащимися
цели
предстоящей деятельности
И споль зуют ся
в н е ш н и е
мотивы деятельности
Мотивы
–
побудители
к
деятельности
Опора на внутренние мотивы
деятельности
Выбираются педагогом, часто
используются
привычные,
независимо от поставленной
цели
Средства
–
с п о с о б ы ,
с
п о м о щ ь ю
к о т о р ы х
осуществляется деятельность
Совместный
с
учащимися
в ы б о р
р а з н о о б р а з н ы х
о б у щ а ю щ и х
с р е д с т в ,
адекватных цели
Организуются
инвариантные
действия,
предусмотренные
учителем
Действия
–
о с н о в н о й
элемент деятельности
Вариативность
действий,
создание ситуации выбора в
с о о т в е т с т в и и
с
возможностями ученика
Прослеживается
внешний
результат,
главным
образом,
уровень освоения знаний
Результат
–
материальный
или духовный продукт
Гл а в н о е
–
в н у т р е н н и е
позитивные
ли ч н о с т н ы е
изменения в процессе учения
Сравнение
п ол у ч е н н о го
результата с общепринятыми
эталонами
Оценка
–
к р и т е р и й
достижения цели
С а м о о ц е н ка
н а
о с н о в е
применения индивидуальных
эталонов достижения
Как видим, при традиционном способе обучения деятельность задается
учителем
извне,
а
потому
чаще
всего
не
воспринимается
школьниками
и
становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты
деятельности
оказываются
в
руках
у
учителя.
Педагог
организует
свою
деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его
усвоение.
В
обязанности
ученика
входит
лишь
выполнение
предложенных
учителем репродуктивных действий.
В основе деятельностного способа обучения – личностное включение
школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются
и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного
включения
школьника
в
познавательную
деятельность,
которая
становится
желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от
участия в ней.
Для технологии деятельностного метода обучения, как и для любой другой
технологии,
определены
педагогические
условия
ее
реализации
–
дидактические
принципы,
которые
обеспечивают
единство
учебно-
воспитательного процесса, а также процесса сохранения и поддержки здоровья
детей.
В практическом преподавании реализация технологии деятельностного
метода обучения обеспечивается системой дидактических принципов, которые
вы увидите на слайде.
Технология деятельностного метода обучения позволяет на каждом этапе,
независимо от изучаемого предмета и изучаемой темы, создать условия, при
которых учащиеся выполняют весь комплекс УУД, предусмотренных ФГОС
НОО.
Например,
на
каждом
уроке
введения
нового
знания
ученики
сами
формулируют проблему, ставят цель, строят и реализуют свой собственный
проект,
выполняют
самоконтроль
и
самооценку
собственных
действий.
Отрабатывается весь комплекс умений, определенных ФГОС.
В зависимости от целей, уроки деятельностной направленности можно
распределить в 4 группы:
- урок открытия нового знания;
- урок рефлексия;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок развивающего контроля.
Рассмотрим этапы урока открытия нового знания.
Урок ОНЗ подразумевает 9 обязательных этапов. Самыми важными
этапами
на
данном
уроке
являются:
актуализация
и
фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины
затруднения, построение проекта выхода из затруднения.
На них я остановлюсь подробнее.
На этапе актуализации знаний и пробного учебного действия происходит
актуализация и обобщение знаний, умений и навыков. Ученикам предлагается
пробное учебное действие и фиксируется затруднение.
На следующем этапе ученики отвечают на вопросы: «Где возникло
затруднение» и «Почему оно возникло»
На этапе построения проекта выхода из затруднения учащиеся выбирают
способ
и
средства
учебной
деятельности,
строят
план
построения
нового
знания.
Систематическое и правильное использование технологии
деятельностного метода обучения дают положительные результаты.
Работая по технологии деятельностного метода обучения, я отметила, что
учащиеся показывают более высокие предметные результаты:
так, при 100%
успеваемости качество обучения повысилось в сравнении 2014-2015 учебным
годом, когда обучение осуществлялось по традиционной системе обучения.
Технология деятельностного метода обучения способствует формированию у
учащихся метапредметных результатов. Диагностика показала, что у учащихся
моего класса на высоком уровне сформированы общеучебные умения и навыки
(методика Татьянченко Д.В., Воровщикова С.Г.)
Цели и задачи технологии деятельностного метода обучения не будут
достигнуты
полностью,
если
разрешать
их
только
на
уроке.
Урок
должен
вызывать интерес, побуждать ребенка включиться в активную мыслительную
деятельность на основе полученных знаний. А применить полученные знания
ученики могут во внеурочной деятельности, участвуя и побеждая в олимпиадах
и конкурсах разного уровня.
Я считаю, что реализация технологии деятельностного метода обучения в
начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.
Анализ успеваемости и качество знаний по предметам, диагностика учебной
мотивации, проведенной среди моих учеников, наглядно демонстрируют это
утверждение.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей
практической
работе.
Достаточно
лишь
осмыслить
значимость
каждого
элемента и использовать их в работе системно.
Закончить
свое
выступление
мне
хочется
словами
немецкого
педагога
Адольфа Дистервега, который еще 200 лет назад писал: «Ученик проходит в
несколько
лет
дорогу,
на
которую
человечество
употребило
тысячелетия.
Однако, его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он
должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть.
Учитель
должен
руководить
этой
экспедицией
открытий,
следовательно,
присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен
напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только
тому, кто стремится, и развитие и образование ни одному человеку не могут
быть даны, или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть
этого
собственной
деятельностью,
собственными
силами,
собственным напряжением».