Напоминание

Деятельностный метод, как средство формирования УУД младших школьников


Автор: Пилипенку Анастасия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СОШ №3
Населённый пункт: город Белоярский ХМАО-Югра Тюменской области
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: Деятельностный метод, как средство формирования УУД младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




«Деятельностный метод, как средство формирования УУД младших

школьников».

Любой педагог хорошо знает – только то, что пропущено через себя, через

деятельность ребенка, его практический опыт, его эмоциональное переживание

запомнится им на всю жизнь, станет его способностью.

ФГОС

выдвинул

новые

требования

к

результатам

освоения

основных

образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика

не

только

предметные,

но

и

универсальные

способы

действий,

развить

способность к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Пришло осознание того, что проверенные веками методы обучения и

воспитания

не

позволяют

в

достаточной

степени

обеспечить

успешную

адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.

Очевидно, что сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он

окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и

проблем,

если

не

научится

учиться,

если

у

него

не

будет

сформирована

ценность и способность к самоорганизации, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим, целью своей педагогической деятельности считаю:

-

создание

условий

для

формирования

у

учащихся

умения

самостоятельно

овладевать знаниями, применять их в учении и практической деятельности.

Для достижения этой цели в учебном процессе использую технологию

деятельностного метода обучения. Давайте рассмотрим механизмы организации

учебного

процесса

в

традиционном

и

деятельностном

способах

обучения.

Возьмем такой компонент деятельности, как цель

При традиционном способе обучения…

Традиционный

способ

обучения

Компоненты

деятельности

Деятельностный

способ

обучения

Задаётся педагогом.

Цель

модель

желаемого

будущего,

предполагаемы

результат

В процессе проблематизации

обеспечивается

внутреннее

принятие

учащимися

цели

предстоящей деятельности

И споль зуют ся

в н е ш н и е

мотивы деятельности

Мотивы

побудители

к

деятельности

Опора на внутренние мотивы

деятельности

Выбираются педагогом, часто

используются

привычные,

независимо от поставленной

цели

Средства

с п о с о б ы ,

с

п о м о щ ь ю

к о т о р ы х

осуществляется деятельность

Совместный

с

учащимися

в ы б о р

р а з н о о б р а з н ы х

о б у щ а ю щ и х

с р е д с т в ,

адекватных цели

Организуются

инвариантные

действия,

предусмотренные

учителем

Действия

о с н о в н о й

элемент деятельности

Вариативность

действий,

создание ситуации выбора в

с о о т в е т с т в и и

с

возможностями ученика

Прослеживается

внешний

результат,

главным

образом,

уровень освоения знаний

Результат

материальный

или духовный продукт

Гл а в н о е

в н у т р е н н и е

позитивные

ли ч н о с т н ы е

изменения в процессе учения

Сравнение

п ол у ч е н н о го

результата с общепринятыми

эталонами

Оценка

к р и т е р и й

достижения цели

С а м о о ц е н ка

н а

о с н о в е

применения индивидуальных

эталонов достижения

Как видим, при традиционном способе обучения деятельность задается

учителем

извне,

а

потому

чаще

всего

не

воспринимается

школьниками

и

становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты

деятельности

оказываются

в

руках

у

учителя.

Педагог

организует

свою

деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его

усвоение.

В

обязанности

ученика

входит

лишь

выполнение

предложенных

учителем репродуктивных действий.

В основе деятельностного способа обучения – личностное включение

школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются

и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного

включения

школьника

в

познавательную

деятельность,

которая

становится

желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от

участия в ней.

Для технологии деятельностного метода обучения, как и для любой другой

технологии,

определены

педагогические

условия

ее

реализации

дидактические

принципы,

которые

обеспечивают

единство

учебно-

воспитательного процесса, а также процесса сохранения и поддержки здоровья

детей.

В практическом преподавании реализация технологии деятельностного

метода обучения обеспечивается системой дидактических принципов, которые

вы увидите на слайде.

Технология деятельностного метода обучения позволяет на каждом этапе,

независимо от изучаемого предмета и изучаемой темы, создать условия, при

которых учащиеся выполняют весь комплекс УУД, предусмотренных ФГОС

НОО.

Например,

на

каждом

уроке

введения

нового

знания

ученики

сами

формулируют проблему, ставят цель, строят и реализуют свой собственный

проект,

выполняют

самоконтроль

и

самооценку

собственных

действий.

Отрабатывается весь комплекс умений, определенных ФГОС.

В зависимости от целей, уроки деятельностной направленности можно

распределить в 4 группы:

- урок открытия нового знания;

- урок рефлексия;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок развивающего контроля.

Рассмотрим этапы урока открытия нового знания.

Урок ОНЗ подразумевает 9 обязательных этапов. Самыми важными

этапами

на

данном

уроке

являются:

актуализация

и

фиксирование

индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины

затруднения, построение проекта выхода из затруднения.

На них я остановлюсь подробнее.

На этапе актуализации знаний и пробного учебного действия происходит

актуализация и обобщение знаний, умений и навыков. Ученикам предлагается

пробное учебное действие и фиксируется затруднение.

На следующем этапе ученики отвечают на вопросы: «Где возникло

затруднение» и «Почему оно возникло»

На этапе построения проекта выхода из затруднения учащиеся выбирают

способ

и

средства

учебной

деятельности,

строят

план

построения

нового

знания.

Систематическое и правильное использование технологии

деятельностного метода обучения дают положительные результаты.

Работая по технологии деятельностного метода обучения, я отметила, что

учащиеся показывают более высокие предметные результаты:

так, при 100%

успеваемости качество обучения повысилось в сравнении 2014-2015 учебным

годом, когда обучение осуществлялось по традиционной системе обучения.

Технология деятельностного метода обучения способствует формированию у

учащихся метапредметных результатов. Диагностика показала, что у учащихся

моего класса на высоком уровне сформированы общеучебные умения и навыки

(методика Татьянченко Д.В., Воровщикова С.Г.)

Цели и задачи технологии деятельностного метода обучения не будут

достигнуты

полностью,

если

разрешать

их

только

на

уроке.

Урок

должен

вызывать интерес, побуждать ребенка включиться в активную мыслительную

деятельность на основе полученных знаний. А применить полученные знания

ученики могут во внеурочной деятельности, участвуя и побеждая в олимпиадах

и конкурсах разного уровня.

Я считаю, что реализация технологии деятельностного метода обучения в

начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.

Анализ успеваемости и качество знаний по предметам, диагностика учебной

мотивации, проведенной среди моих учеников, наглядно демонстрируют это

утверждение.

Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей

практической

работе.

Достаточно

лишь

осмыслить

значимость

каждого

элемента и использовать их в работе системно.

Закончить

свое

выступление

мне

хочется

словами

немецкого

педагога

Адольфа Дистервега, который еще 200 лет назад писал: «Ученик проходит в

несколько

лет

дорогу,

на

которую

человечество

употребило

тысячелетия.

Однако, его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он

должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть.

Учитель

должен

руководить

этой

экспедицией

открытий,

следовательно,

присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен

напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только

тому, кто стремится, и развитие и образование ни одному человеку не могут

быть даны, или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен

достигнуть

этого

собственной

деятельностью,

собственными

силами,

собственным напряжением».



В раздел образования