Напоминание

"Инновационные технологии на уроках физики, как средство повышения качества знаниий обучающихся"


Автор: Ланщикова Мария Ивановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Лицей ФМИ № 40 при УлГУ"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии на уроках физики, как средство повышения качества знаниий обучающихся"
Раздел: полное образование





Назад




Современный

урок

физики

сегодня

уже

нельзя

представить

без

использования на уроке компьютера, который не дает учителю забывать о

том,

что

физика-наука

экспериментальная,

которую всегда

преподают

с

сопровождением демонстрационными экспериментами, и изучение физики

трудно представить без выполнения лабораторных работ.

Основная

цель

использования

информационно-коммуникационных

технологий в учебном процессе заключена в способствовании максимального

развития

способностей

учащихся

на

о снове

саморегуляции

и

самообразования:

формирование

целостной

естественнонаучной

картины

мира,

научного

фундамента

для

успешного

прогнозирования

собственной

профессиональной деятельности,

способствование творческому развитию личности и верному выбору

индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей,

потребностей и возможностей человека.

Средства ИКТ позволяют учителю значительно расширить

возможности предъявления разного типа информации. При дидактически

правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает

их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание,

развивает воображение и фантазию, проводит моделирование сложных

физических и объектов; осуществляет автоматизированный контроль

качества полученных знаний; реализует технологию дистанционного и

личностно-ориентированного обучения. Использование компьютера на уроке

позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго

дифференцированным, индивидуальным.

Цель

применения

компьютера

на

уроке

физики

создание

дидактически

активной

среды,

способствующей

продуктивной

познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию

мышления учащихся.

Содержательно компьютерная поддержка может быть разнообразной:

видео-

и

анимационные

фрагменты

с

демонстрацией

физических явлений, классических опытов, технических приложений

(из

всевозможных

компьютерных

программ

по

физике,

интернет-

сайтов), однако не подменяющие живые демонстрации;

материалы

для

тестового

контроля

(итогового,

рубежного и особенно диагностического);

комплекты

задач

для

самостоятельной

и

групповой

работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов

компьютерным экспериментом;

лабораторные

работы

(из

обучающей

программы

«Открытая физика»);

встроенные

математические

программы

вычисления

результатов, построения графиков, расчета погрешностей;

физические модели технических устройств и процессов в

специальных средах, развивающих интуитивное мышление («Живая

физика»);

исторический, справочный, табличный материал;

наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа,

когда

ребятам

требуется

дополнительный

поиск

и

преобразование

информации;

анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные

таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления,

систематизации.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:

при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Использование компьютера на уроках дополняет учебный процесс, является

неотъемлемой

его

частью,

повышает

активность

учащихся,

развивает

их

способности, побуждает к получению знаний, расширяет кругозор, повышает

качество образования.

Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности

расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает

интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных

тем.

Бесспорно,

что

в

современной

школе

компьютер

не

решает

всех

проблем,

он

остается

всего

лишь

многофункциональным

техническим

средством

обучения.

Не

менее

важны

и

современные

педагогические

технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто

“вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь,

создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Учитель сам может скомплектовать из объектов электронного ресурса

презентацию, которая будет демонстрироваться по ходу урока. В зависимости

от

типа

урока

информационное

содержание

слайдов

будет

меняться.

Например,

на

уроке

изучения

нового

материала

целе сообразно

продемонстрировать видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация

реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не

улавливаются

учениками

и

в

том

случае,

если

опыт

невозможен),

затем

продемонстрировать

анимацию

или

компьютерную

модель

процесса

(позволяет

рассмотреть

особенности

явления,

неоднократно

повторять

процесс,

усложнять

его).

На

этапе

закрепления

новых

знаний

можно

провести игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме

-

следует

ответ

учащегося

-

возникает

на

слайде

правильный

ответ,

сопровождающийся

тематическим

рисунком

или

фотографией).

В

конце

урока динамично можно повторить основные этапы урока, демонстрируя

отдельные информационные слайды.

На уроках активно используются электронно-образовательные ресурсы

«Отрытая физика 2.6», «Физика, 7-11 классы» Физикон, «Физика, 7-11 кл.

Библиотека

наглядных

пособий»,

«Уроки

физики

Кирилла

и

Мефодия»,

«Электронные уроки и тесты «Физика в школе», «Виртуальная физическая

лаборатория», «1С:Репетитор. Физика+Варианты ЕГЭ» и другие. Ресурсы

программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а

также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время.

Интерактивные

лабораторные

работы

позволяют

в

полном

объеме

выполнить практическую часть учебной программы, особенно в тех случаях,

когда

опыт

нельзя

провести

по

объективным

причинам

в

лабораторных

условиях.

Таким образом, применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной

деятельности

расширяет

возможности

творчества,

как

учителя,

так

и

учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками

серьезных тем. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает

всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим

средством обучения.



В раздел образования