Автор: Хоконова Елена Игоревна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: г.п. Чегем Кабардино-Балкарская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Активные методы обучения учащихся английскому языку в условиях реализации ФГОС."
Раздел: начальное образование
Активные методы обучения учащихся английскому языку в
условиях реализации ФГОС.
Компетентностный подход в обучении иностранным языкам
через технологию обучения в сотрудничестве.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «смертельный грех учителя
– быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет
учителю массу хлопот и огорчений, когда дети занимаются с охотой, то дело
идет совсем по-другому.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и
желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся.
Но подчас и учителям и родителям приходиться с сожалением
констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а
желания нет». В этих случаях встречаемся с тем, что у ученика не
сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она
развивается? Какие методы обучения можно использовать для формирования
у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и
родителей.
Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном
процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что
он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется
роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед
обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и
обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и
способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного
умственного труда.
Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы,
которые максимально повышают уровень познавательной активности
учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической
деятельности в процессе овладения учебным материалом.
В последнее время российская система образования претерпевает
постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно
приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие
педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся
и мотивировать их на изучение предмета.
Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку –
учить ему как средству общения, ведущим методическим принципам следует
считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что
обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в
устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо)
коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает
переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему
обучению, которое предусматривает замену монологических методов
предъявления учебной информации диалоговыми формами общения
педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно
отражается на повышении качества знаний. На таких уроках иностранного
языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени –
все заняты делом.
В школе в последнее время при обучении иностранному языку всё чаще
практикуется метод проектной деятельности ,такие методы как системно-
деятельностный метод, интенсивные методы, проблемный метод,
модульное обучение, которые дают учителю возможность включить
учащихся в реально общение, насыщенное иноязычными контактами,
опирающиеся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и
увидеть реальные результаты своего труда.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую
образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы,
когда ученики могут хорошо овладеть нормами теоретических знаний, но
испытывают значительные трудности в деятельности, требующей
использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или
проблемных ситуаций.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учениками
отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В
связи с этим меняется. Точнее по иному определяется система методов
обучения.
Для нас целью является раскрытие сущности компетентностного подхода
применительно к обучению иностранному языку учащихся через технологию
обучения в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве- учиться
вместе, а не что-то выполнять вместе. Давайте рассмотрим следующие
основные отличия по методике сотрудничества от других форм совместной
групповой работы:
1.
Взаимозависимость членов группы (единая цель, которую они могут
достичь в результате совместных усилий);
2.
Личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи
и успехи своих товарищей (каждый ученик в группе владеет только
частью общей информации);
3.
Совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность
учащихся в группе (единый для всех учебный материал: один текст)
4.
Социализация деятельности учащихся в группах(один на всех комплект
оборудования, необходимого для выполнения общего задания:
карточки, краски и т.д.)
5.
Общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы
общения учащихся в группе, наряду с академическими результатами
группы(оценка за выполненную работу ставится также одна на всею
группу).
Рассмотрим, как организуется работа в малых группах сотрудничества. С
новым материалом учащихся знакомит учитель (возможен вариант
самостоятельного ознакомления с новым материалом индивидуально или в
тех же группах сотрудничества). После объяснения нового материала важно
проверить, насколько адекватно он понят каждым участником группы.
Хотелось бы отметить, что эффективнее новые языковые явления давать не
изолированно, а в сопоставлении. Напр. При ознакомлении с группами
настоящего времени в английском языке целесообразно давать сразу Present
Indefinite и Present Continuous,обращая внимание на их отличительные
признаки. Чтобы получить информацию о каждом ученике, то есть насколько
адекватно каждый ученик понял материал, можно воспользоваться простым
приемом – условным переводом.
Только после того как учитель убеждается, что все участники правильно
поняли новый материал, можно приступать к формированию нового навыка.
Вот на этом этапе каждому ученику требуется практика, причем такая
практика, чтобы он был уверен, что выполняет задание правильно. Здесь как
раз и используется обучение в малых группах сотрудничества. Для решения
разных методических задач используются разные варианты обучения в
сотрудничестве. Группам из трех человек в каждой (один сильный, один
средний, один слабый) дается одно или несколько упражнений на
трансформацию. Работу начинает слабый ученик, если задание не очень
сложное. Если слабый ученик допускает ошибку, сильный ученик его
останавливает и просит воспроизвести правило (не подсказывая правильное
решение), если нужно еще раз объясняет его. Следующее задание выполняет
средний ученик, затем сильный и т.д. Когда группы закончили все
упражнения, учитель преступает к фронтальной проверке. В этом случае от
каждой группы он спрашивает одного ученика 9лучше слабого). Если эти
ученики демонстрируют не только правильное выполнение заданий группой,
но и умеют отвечать на вопросы учителя «почему» учитель, если считает
нужным, может оценить работу группы ( одна оценка на всю группу), но не
ниже 4, поскольку, в противном случае это обозначает, что либо группа не
разобралась с 6новым материалом, и учителю стоит еще раз объяснить
изучаемое правило, либо им не хватило практики, либо они не проявили
достаточной ответственности по отношению к слабому ученику.
Учащиеся соревнуются не между собой, а сами с собой, т.е с ранее
достигнутыми результатами. У каждого своя планка.
В любом варианте обучения в сотрудничестве очень полезны
противопоставления точек зрения, в результате которых учащиеся должны
достичь определенного консенсуса. В практике обучения ИЯ оно заключается
в следующем:
Преподаватель предлагает некоторые проблемные ситуации, которые
предполагают наличие как аргументов за определенный способ их
рассмотрения, так и против.
Напр. За последние годы в наших школах стали широко отмечаться
праздники, заимствованные из других культур, напр. Halloween, Thanksgiving
Day и тд. Ваши аргументы «за» и «против». И той и другой староне
предлагаются дополнительные материалы для более глубокого изучения
проблемы. Учащиеся обмениваются точками зрения, выслушивают
аргументы друг друга. Возникает открытая дискуссия.
В результате группа должна представить на общее обсуждение доклад,
отражающий общую позицию. По моему мнению такая работа дает важные
результаты:
1.
позволяет более глубоко осмыслить изучаемую проблему.
2.
Повышается стремление к сотрудничеству внутри группы, к поиску
поддержки среди участников дискуссии.
3.
Оказывает влияние на психологическое здоровье учащихся:
повышается самооценка, уровень коммуникативности, умение
противостоять стрессовым ситуациям.
Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам,
но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в
дальнейшем обучении.