Напоминание

Проектно- исследовательские технологии при изучении математики в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта


Автор: Терехова Зоя Егоровна
Должность: учитель математики, заместитель директора по увр
Учебное заведение: МКОУ "Боевская СОШ"
Населённый пункт: с.Боево Каширского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектно- исследовательские технологии при изучении математики в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразоательное учреждение

Боевская средняя общеобразовательная школа

Каширского муниципального района Воронежской области

Проектно- исследовательские технологии при изучении

математики в рамках реализации Федерального

государственного образовательного стандарта

Подготовила:

Терехова З.Е.,

учитель математики,

педстаж 46 лет, I КК

2016г.

«Проектно- исследовательские технологии при изучении математики

в рамках реализации Федерального государственного

образовательного стандарта»

Не

существует

сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность

кроме

тех,

которые

проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров.

В концепции Федеральных государственных стандартов нового

поколения

определено

понимание

основного

результата

образования

как

индивидуального

прогресса

в

основных

сферах

личностного

развития,

достигаемого

путем

освоения

универсальных

и

предметных

способов

действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе

способности

к

развитию

«компетентности

к

обновлению

компетенций».

Сущность

учебного

предмета

и

его

специфики

раскрывается

на

основе

системно-деятельностного

подхода,

согласно

которому

учебный

предмет

строится

как

система

целенаправленно

организованной

учебной

деятельности,

в

ходе

которой

учащиеся,

совершая

определенные

специфичные

для

данного

учебного

предмета

действия,

осваивают

универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения,

понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения

между ними.

Проблемы современной школы привлекают к себе в последнее время,

особенно

пристальное

внимание.

О

них

спорят

на

страницах

газет

и

журналов,

им

посвящаются

книги

и

телепередачи.

От

школы

и

учителя

требуют не только дать знания, сформировать программные умения и навыки

у всех ребят, но главное, научить школьников творчески распоряжаться ими.

Но, к сожалению, обучение математике, как и в прочем любой другой, часто

сводится

лишь

к

«прохождению»

программ,

причем

преимущественно

с

использованием

объяснительно-иллюстративного

метода:

делай

как

я

(посмотри – повтори – запомни).

Может поэтому, учителя в своей работе стараются

практически всегда

как-то разнообразить формы и методы своей деятельности и деятельности,

учащихся

на

уроке.

Учитель

просто

обязан

работать

на

высоком

профессиональном уровне! В это понятие вкладываются не только знание

приемов, методов обучения, разумное их применение.

Современный урок невозможен без использования информационных и

телекоммуникационных технологий.

Уроки с применением новых технологий помогают эффективнее и

одновременно комфортнее организовать процесс обучения.

Уроки

презентации,

применение

мультимедиа-технологий,

разнообразный иллюстрированный материал нестандартная форма подачи

учебного

материала

стимулирует

познавательный

интерес

и

поисково-

исследовательскую деятельность учащихся.

Один из немаловажных и интересных методов

преподавания это

метод проектов.

Использование

метода

проектов

в

преподавании

математики

помогает учащимся адаптироваться к будущей взрослой жизни. Сущность

метода проектов состоит в том, чтобы решить некоторую, сравнительно

большую задачу, выполнив все необходимые для этого шаги – начиная со

сбора информации, через ее анализ и заканчивая оформлением результата.

Изучение математики и метод проектирования на уроках математики

открывает новые возможности для овладения такого сложного предмета

как математика, для овладения такими современными методами научного

познания,

как

формализация,

моделирование,

математический

эксперимент и т.д. Проектная методика привносит в учебный процесс

новые

виды

учебной

деятельности,

многие

умения

и

навыки,

формируемые

при

работе

с

проектом,

носят

в

современных

условиях

общенаучный,

общеинтеллектуальный

характер.

К

ним,

в

частности,

относятся:

поиск, отбор, анализ, организация, получение информации в открытом

информационном обществе и всей окружающей реальности;

умение

решать

принципиально

новые

задачи,

поставленные

на

уроке

математики новым подходом к анализу окружающей действительности;

проектирование на основе математического моделирования объектов и

процессов.

Обучение с помощью метода учебных исследовательских проектов

может быть реализовано на уроках, а так же в элективных курсах по

математике на разных уровнях.

1.Актуальность

Анализ

состояния

школьной

практики

формирования

проектной

деятельности учащихся, позволяет сделать вывод о том, что современная

школа

не

в

полной

мере

реализует

педагогический

потенциал

метода

проектов как личностно ориентированной технологии обучения.

Существует две точки зрения на связь проектной деятельности и

метода проектов:

1)

метод

проектов

и

проектная

деятельность

это

два

понятия,

которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от

друга.

2)

Большинство

же

авторов

придерживаются

мнения,

что

метод

проектов и проектная деятельность существуют в тесной связи друг с

другом.

Мы будем рассматривать в неразрывной связи проектную деятельность

учащихся и метод проектов, как форму организации проектной деятельности

учащихся.

В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые

педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том

числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в

которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На

ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои

таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Перед такой школой стоят новые задачи:

1) Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся

самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а

также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном

пространстве.

2) Для учащихся должны быть созданы условия, которые способствуют

их развитию по разным предметам, но в то же время необходимо снизить

нагрузку

учащихся.

Для

осуществления

этих

задач

необходимо

сделать

учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение

получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.

2. Метод проектов имеет давнюю историю.

Как всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою

историю

и

свои

корни

в

культуре.

Зародилось

оно

и

стало

успешно

развиваться

в

рамках

англо-саксонской

культурно

образовательной

традиции.

Один

из

ярких

и

последовательных

сторонников

был

философ

и

педагог Джон Дьюи. Он полагал, что содержание образования должно быть

максимально

приспособлено

к

субъективным,

индивидуальным

запросам

учащихся и должно изначально выводиться из обычного жизненного опыта.

Поэтому основное внимание в содержании образования должно быть уделено

не усвоению «абстрактных» истин и не развитию когнитивных способностей,

а

занятиям

конструктивного

характера.

В

этих

условиях

предельно

прагматичный

«

метод

проектов»

оказался

самым

приемлемым

педагогическим инструментом.

Автором « метода проектов» стал профессор педагогики учительского

колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871 –

1965).

Суть

его

новаторской

идеи

заключалось

в

том,

что

дети,

вместо

распространенного в гимназиях той поры преимущественно репродуктивного

изучения

«абстрактных

знаний»,

мало

приложенных

к

жизненной

реальности,

исходя

из

своих

интересов,

вместе

с

учителем

выполняли

собственные проекты.

Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с

разработками

американских

педагогов.

В

1905

году

под

руководством

русского

педагога

С.Т.

Шацкого

была

организована

небольшая

группа

сотрудников,

пытавшихся

активно

использовать

проектные

методы

в

практике преподавания. Наблюдения и эксперимент при этом составляют

основную

и

обязательную

черту

преподавания.

В

поисках

наиболее

подходящего

названия

педагогики

использовали

такие

определения,

как

практический,

опытно

испытательный,

естественно

научный,

исследовательский,

опытно

показательный

метод,

метод

лабораторных

уроков. По своей сути они во многом перекликались с методом проектов.

Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической

практике

А.С.Макаренко,

разработавшего

основы

логики

педагогического

мышления.

В 1930 г. Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для

школ ФЗС, которые были построены на основе комплексов – проектов, в

которых отводилось большое место практической деятельности учащихся по

выполнению

намеченных

программ

практических

дел

«

проектов».

Препятствием

широкому

распространению

метода

проектов

стало

его

осуждение

в

1931

г.

Постановлением

ЦК

ВКП(б),

вызванное

тем,

что

учащимся

давали

лишь

те

знания,

которые

могли

найти

практическое

применение в их жизни. Бессистемность изучения дисциплин, чрезмерная

прагматичность

в

обучении

привели

к

тому,

что

учащиеся

не

получали

полноценных знаний: окончившие школу не имели достаточной подготовки

для успешных занятий в вузах. В результате в течение более полувека этот

метод как самостоятельный в России не использовался.

В современном отечественном образовании снова сложились условия

востребованности этого метода. Надо только оговорить, что в современной

педагогике проектная деятельность должна использоваться как компонент

системы

образования,

не

разрушая

сложившейся

предметной

классно

урочной

системы.

Справедлива

оценка

метода

проектов,

данная

В.В.

Гузеевым: « Проектное обучение – полезная альтернатива классно – урочной

системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её… Его следует использовать

как дополнение к другим видам обучения».

3. Метод учебного проекта в школьном образовании

Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-

либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс

создания объекта.

Педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть

представлена схемой:

Схема 1. Педагогическая эффективность метода проектов

Педагогические возможности

проектного метода

Основан на принципе

индивидуально

сконцентрированного

обучения

Реализует

деятельностный

подход в обучении

Построен на принципах

проблемного обучения

Способствует

развитию внутренней

мотивации к учению

Способствует развитию

конструктивного

критического мышления

школьников

Обеспечивает формирования основных компетенций

учащихся, т.е. умений:

-проблематизации;

-целеполагания;

-планирования деятельности;

-самоанализа и рефлексии;

- сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования;

-самостоятельного поиска, хранения и

практического применения необходимой информации

(в т.ч. с использованием электронных носителей);

-презентации хода самостоятельной деятельности

и её результатов;

-коммуникативности и толерантности.

Проект

это

самостоятельная

творческая

работа

учащегося,

выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций

учителя.

При

выполнении

проекта

школьники

попадают

в

с р е д у

неопределенности,

но

именно

это

активизирует

их

познавательную

деятельность.

Проектирование следует искать там, где есть:

1. восхождение,

2. диалектическое развитие от старого к новому,

3. от известного к неизвестному,

4.от неудовлетворяющего к удовлетворяющему новым потребностям

улучшения технико-экономических и социальных показателей производства,

по большому счету — потребностям людей.

4. Роль учителя в организации проектной деятельности.

Организация проектной деятельности требует знания специфики этой

деятельности и понимания её целей и задач: стимулировать интерес ребят к

определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой

знаний

и

через

проектную

деятельность,

предусматривающую

решение

одной

или

целого

ряда

проблем,

показать

практическое

применение

полученных

знаний.

Чрезвычайно

важно

показать

детям

их

личную

заинтересованность

в

приобретаемых

знаниях,

которые

могут

и

должны

пригодиться им в жизни. Где, каким образом? Это может подсказать учитель,

а

может

просто

направить

мысль

учеников

в

нужном

направлении

для

самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно

или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания

подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Роль

учителя

в

проектной

деятельности

состоит

не

столько

в

преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к

познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных

знаний на практике.

Перед

вами

список

ролей,

которые

предстоит

"прожить"

по

ходу

реализации проекта:

Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;

специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во

всех) областях;

консультант, помогающий организовать работу;

руководитель, помогающий планировать работу по времени;

«человек,

задающий

вопросы»,

помогающий

увидеть

ошибки

и

недочеты работы;

координатор группового процесса;

эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

Виды учебных проектов

Классификация проектов по характеру результата:

Информационный

проект

-

направлен

на

сбор

информации

о

каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и

представления информации для аудитории.

Исследовательский проект - по структуре напоминает научное

исследование.

Обзорный проект;

Проекты – инсценировки.

По форме:

Видеофильмы

Рекламный ролик

Телепрограмма

Интервью с известными людьми

Журнальный репортаж

Рок - опера

По профилю знаний :

Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной

области знания, но могут использовать информацию из других

областей

знания

и

деятельности;

руководитель

-

учитель-

предметник, консультант - учитель другой дисциплины.При этом

выбираются наиболее сложные разделы или темы программы;

укладываются в классно – урочную систему.

Межпредметные

проекты

-

проводятся

исключительно

во

внеурочное время под руководством нескольких специалистов в

различных

областях

знаний.

Глубокая

и

содержательная

интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По числу участников:

1.Личностные

2. Парные

3. Групповые

По типу объекта проектирования ( по А.Г. Раппопорту):

Морфологические – проектирование вещей;

Социальные

проектирование

организаций,

норм,

сложных

социально – морфологических объектов.

Экзистнциальные

-

проектирование

личностного

развития

человеческого «Я»

По характеру координации :

С открытой, или явной, координацией: координатор проекта участвует

в

проекте

в

собственной,

своей

функции,

ненавязчиво

направляя

работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта,

деятельность отдельных учеников;

Со скрытой координацией: координатор не обнаруживает себя ни в

сетях,

ни

в

деятельности

групп

участников

в

своей

функции.

Он

выступает

как

полноправный,

но

как

один

из

многих

участников

проекта.

По уровню контактов :

Внутришкольные

или

региональные:

проекты,

организуемые

либо

внутри

одной

школы,

на

уроках

по

одному

предмету,

или

междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона,

внутри одной страны;

Международные: эти проекты представляют исключительный интерес,

поскольку

фактически

в

них

реализуется

диалог

культур

со

всеми

присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.

По продолжительности :

Краткосрочные

Средней продолжительности

Долгосрочные

Для учителя в проектной деятельности учащиеся нуждаются в целом ряде

определенных

интеллектуальных,

творческих

коммуникативных

умений,

необходимых для самостоятельного решения проблемы, лежащей в основе

проектной методики обучения математике.

Выделяют

следующие умения,

которые

способствуют

успешному

овладению проектной деятельностью:

Интеллектуальные – умение работать с информацией, с текстом

(

выделять

главную

мысль,

вести

поиск

информации

в

математическом

тексте),

анализировать

информацию,

делать

обобщения,

выводы,

умение

работать

с

разнообразными

справочными материалами.

Творческие – умение генерировать идеи, находить не один, а

несколько

вариантов

решения

проблемы,

прогнозировать

последствия того или иного решения;

Коммуникативные – умение вести дискуссию, слушать и слышать

своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплять

её аргументами, умение находить компромисс с собеседником,

умение лаконично излагать свою мысль.

Проекты по способу преобладающей деятельности, используемые при

обучении математики:

Исследовательский

проект предполагает

наличие

основных

этапов,

характерных для научного исследования. Этот тип проектов предполагает:

обоснование актуальности взятой для исследования темы,

формирование проблемы исследования, его предмета и объекта,

обозначение задач исследования,

определение методов исследования,

источников информации,

выбор методологии исследования,

выдвижение

гипотез

решения

обозначенной

проблемы,

разработка

путей её решения, обсуждение полученных результатов,

формулирование вывода,

оформление результатов исследования,

обозначения новых проблем для дальнейшего его развития.

Не надо забывать, что исследовательский проект от исследования отличает

то, что в результате работы над проектом не предполагается открыть новое

математическое знание, элемент новизны если и будет иметь место, то лишь

для участника проекта. В каком – то смысле, это игра « в исследование» с

целью приобщения учащихся к исследовательской деятельности, выявлению

способностей к ней и интереса.

Творческий

проект предполагает свободную форму работы, вариативность

представления результатов. Такие проекты не имеют детально проработанной

структуры совместной деятельности участников. Результатом может быть:

совместная газета, видеофильм, спектакль, игра, праздник, выставка и т.п.

Однако

оформление

результатов

проекта

требует

четко

продуманной

структуры

в

виде

сценария,

программы

праздника,

статьи,

репортажа,

оформления выставки и т.д.

Практико

ориентированный

(прикладной)

проект:

нацелен

на

социальные

интересы

участников

проекта.

Эти

проекты

отличает

четко

обозначенный

с

самого

начала

результат

деятельности

его

участников.

Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы

самих

участников

и

может

быть

использован

в

жизни

класса,

школы,

микрорайона,

города.

Такой

проект

требует

тщательно

продуманной

структуры,

с

определением

функций

каждого

из

них,

четких

выводов

и

участия каждого в оформлении конечного продукта.

Например, проекты А.Г.Белоусовой

Ролевые (игровые) проекты. Участники принимают на себя определенные

роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Степень творчества

в этих проектах очень высокая, но доминирующим видом деятельности все –

таки является ролевая.

Ознакомительно – ориентировочный (информационный) проект: такой

проект

направлен

на

сбор

информации

о

каком

то

объекте,

явлении.

Предполагается ознакомление участников проекта с информацией, её анализ

и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Они требуют

хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции

по

ходу

работы.

Структура

проекта:

его

цель,

актуальность,

источники

информации,

проведение

«мозговой

атаки»,

обработка

информации,

результат, презентация

Пример: Урок стереометрии

Редакционно

издательский

проект. Например, выпуск математической

газеты, журнала, сборника. Данные проекты выполняются после изучения

темы.

Показать несколько проектов гимназии им.Н.Г.Басова

Сценарный проект. Например, сценарий праздника – турнира: « Считай,

Смекай, Отгадывай»

Этапы проектной деятельности

Работа над любым типом проекта включает в себя следующие основные

этапы:

этап предпроектной подготовки,

этап планирования,

организационно-исследовательский этап и

этап представления полученных результатов.

Логика каждого из этих этапов определяет ролевое содержание деятельности

участников работы над проектом: учащихся, учителей, консультантов.

1.

Этап предпроектной подготовки включает в себя:

формирование проектной группы;

выбор научных руководителей;

выбор и формулирование темы проектной работы;

формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;

обоснование методов исследования;

разработка плана и структуры исследования;

изучение источников и литературы по теме.

Вопросы,

которые

может

задать

учитель

участникам

проектной

деятельности на этапе планирования:

Для

выявления

уже

имеющихся

знаний:

Что вы можете сказать по этой теме (проблеме)?

Что вы читали (слышали, изучали на уроках,

самостоятельно) по этой теме, проблеме?

Как вы относитесь к этой теме (проблеме)?

Какие способы решения этой проблемы вы знаете?

Что, по- вашему, необходимо для этого сделать?

Что еще вы бы хотели изучить (понять), чтобы

найти способ решения этой проблемы?

Для

выявления

склонности и

интересов

учащихся:

Что еще интересно вам было бы узнать в этой

области?

В чем вы хотели бы лучше разобраться?

Ваше любимое занятие вне школы?

Чему вы больше всего хотели бы научиться?

Кем бы вы хотели стать? В чем вы хотели бы

разбираться профессионально?

Что бы вы хотели предпринять для осуществления

вашего замысла? При каких условиях это было бы

возможно?

Для

выявления

затруднений

у учащихся:

О чем (или о ком) вы бы хотели получить более

подробную информацию?

Что нового вам было бы интересно узнать?

В каких вопросах вы бы хотели стать более

компетентными?

Для

определения

темы

проекта:

Какие из предложенных тем больше всего отвечают

вашим склонностям, интересам?

Почему вы предпочли именно эту тему?

Каким образом вы могли бы помочь классу (группе)

раскрыть эту тему?

Какие, по-вашему, существуют критерии итоговой

оценки работы над проектом? Как можно определить

«программу-максимум» и «программу-минимум»?

2.На этапе планирования:

определяются

сроки

представления

результатов

(конечные

и

промежуточные);

дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;

обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;

определяют ся

и

распределяют ся

учебные

задачи

и

устанавливаются сроки их выполнения.

3.

На организационно-исследовательском этапе:

расписывается

последовательность

выполнения

проектной

работы;

распределяются конкретные задания;

собирается

и

обрабатывается

информация;

источниками

информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также

книги и периодические издания, Интернет;

Необходимое

условие

успешной

работы

с

информацией

ясное

понимание

каждым

учеником

цели

работы

и

критериев

отбора

информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии.

Обработка полученной информации – ее понимание, сравнение, отбор

наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся

потребуются

умение

интерпретировать

факты,

делать

выводы,

формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден

для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые

ответы

на

все

вопросы

учителя.

Учителю

могут

помочь

в

работе

вопросы:

Вопросы, которые может задать учитель на аналитическом этапе

Определе

ние

задач:

Что вам уже известно о теме?

Чем конкретно вам будет интересно заниматься в

работе над этим проектом?

По каким вопросам вы могли бы

проконсультировать свою группу (другую группу, весь

класс)?

Какую помощь вы можете оказать в процессе

работы над проектом?

Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы

все члены вашей группы поняли, какие исследования

необходимы для успешной реализации проекта.

Поиск и

сбор

информа

ции:

Какие способы поиска и сбора информации вы

знаете?

Где можно найти необходимую информацию? Кто

может в этом помочь? Кого можно пригласить для

консультации?

В какие организации можно обратиться за

консультацией? Какие конкретно сведения вы там

запросите?

Какие документы могут содержать нужную вам

информацию? Где их можно найти? Подумайте, чем

будет заниматься каждый член группы?

Какие работы могут выполняться параллельно?

Какие исследования требуют больше (меньше)

времени?

Чем необходимо заняться в первую очередь? В

каком порядке будет выполняться работа?

Как распределить работу между членами группы?

Кто и за что будет отвечать?

Где будет проводиться работа? В какие сроки?

Интерпр

етация

полученн

ых

данных:

Какая информация необходима для решения

поставленной задачи?

Без какой информации можно обойтись?

Обоснуйте ваше мнение.

Каковы критерии оценки полученной

информации?

Установите связь (если она есть) между

собранными данными.

4.

Этап

представления

полученных

результатов

работы

(презентация).

готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и

положениями гипотезы;

оформляются результаты исследования, и готовится отчет.

Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными

критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у

всех

его

участников

от

осознания

собственных

достижений

и

приобретенных

навыков.

Как

видно

из

вышесказанного

степень

активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном

проекте ученики должны работать самостоятельно. Степень активности

и самостоятельности учащихся можно представить в виде схемы:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап

предпроектной

подготовки

На этапе планирования:

Н

а организационно-

исследовательском

этапе:

Этап

предст авления

полученных результатов

работы (презентация).

Р и с .

1 . Степень

активности

и

самостоятельности

учащихся

при

осуществлении проектной деятельности

Результаты проектной деятельности

Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с

выполнением проектов. На самом деле при использовании метода проектов

существует

другой,

не

менее

важный

результат.

Это

формирование

общеучебных умений и навыков у учащихся:

значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых

решений, адекватность их изучаемой тематике;

реальность, практическая направленность и значимость работы;

корректность используемых методов исследования и обработки

полученных результатов;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему,

привлечение знаний из других областей;

соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

логичность и последовательность изложения;

четкость формулировок, обобщений, выводов;

аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

стилистическая и языковая культура изложения;

полнота библиографии;

наличие собственных взглядов на проблему и выводов;

активность

каждого

участника

проекта

в

соответствии

с

его

индивидуальными возможностями;

характер общения, взаимопомощи участников в ходе выполнения

проекта;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать

свои заключения;

авторство;

умение

отвечать

на

вопросы

оппонентов,

корректность

в

дискуссии;

перспектива доработки (потенциал);

эстетичность

оформления

результатов

выполненного

проекта,

качество эскизов, схем, рисунков;

соответствие оформления проекта стандартным требованиям.

Критерии оценки защиты проекта:

качество доклада: композиция, полнота представления работы,

подходов, результатов; его объём;

объём

и

глубина

знаний

по

теме,

эрудиция,

межпредметные

связи;

культура речи;

чувство времени;

использование наглядных средств;

умение удерживать внимание аудитории;

умение

отвечать

на

вопросы:

полнота,

аргументированность,

корректность в дискуссии;

готовность к дискуссии;

доброжелательность, контактность.

Организация проектной деятельности требует от учителя тщательной

подготовки, больших временных затрат. В ходе ее подготовки необходимо

соблюдать принципы, требования к проектам, особое внимание уделить

интересам и склонностям учащихся, исходя из всего этого, подобрать такой

тип проекта, который максимально удовлетворит потребности, склонности,

интересы и любознательность учеников. Но в то же время учитель должен

создать условия, способствующие развитию различных качеств и

способностей у школьников.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы,

определили

новый

социальный

заказ

общества

на

деятельность

системы

образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика,

его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному

принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу

собственной деятельности. Сейчас актуально развитие способности переноса

знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу

человеческой

деятельности.

Этому

способствует

внедрение

в

учебную

деятельность проектного метода обучения.

Выполняя

проекты,

ученики

включаются

в

реальную

творческую

деятельно сть,

которая

привлекает

новизной,

н е о б ы ч н о с т ь ю ,

занимательностью. В ходе выполнения проекта учащиеся не только получают

углубленные знания, но и учатся оформлять творческие работы и документы,

приобретают

навыки

подготовки

исследовательской

работы,

её

защиты,

обучаются стратегии успеха. Такие творческие работы являются средством

управления мыслительной деятельностью учащихся, цель которого - учить

умению

думать.

Под

опытным

руководством

учащиеся

могут

научиться

эффективно, искать и анализировать информацию, принимать решения и

решать проблемы, работать вместе и обмениваться информацией.

Можно

сделать

вывод:

проектно-исследовательская

деятельность

учащихся в рамках естественно-математического образования обеспечивает

приобретение

школьниками

научных

знаний

о

природных

процессах

и

явлениях,

различных

уровнях

организации

материи,

формирование

в

сознании учащихся единой картины окружающего нас мира, в котором место

и

роль

человека

становятся

более

понятными;

создает

условия

для

с а м о о п р ед е л е н и я ,

с а м о р е а л и з а ц и и

л и ч н о с т и ,

гото в н о с т и

к

самосовершенствованию, продолжению образования, развитию гражданского

общества,

укреплению

и

совершенствованию

правого

государства;

способствует

развитию

прикладного

компонента

е с т е с т ве н н о -

математических наук, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению

ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире;

обеспечивает

эффективное

усвоение

основных

представлений

о

научном

методе

исследований,

формирование

и

развитие

познавательных

способностей у школьников.

Приложение 1.

Разработка проектно-исследовательской работы

с учащимися 5 класса

Тема проекта: «Дроби_в жизни человека»______________________

Предмет:

__Математика

___________________________________________

Класс: 5

Тип проекта: Исследовательский______________________________

Цель проекта: Исследовать применение дробей в области математики,

биологии, экологии, медицины.

Задачи проекта:

В процессе работы над проектом:

1) Углубить знания учащихся о дробях;

2)Приобщить

пятиклассников

к

исследовательской

деятельности,

выявить

способности и интерес к ней;

3)Узнать, где используются десятичные дроби в быту и в работе людей

разных профессий;

4) Составить примерный режим дня для учащегося 5 класса___________

с использованием десятичных дробей;

5) Составить примерное меню для учащегося 5 класса с использованием

десятичных

дробей.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный.

1)Вступительное

слово

учителя

(формирование

проблем

и

задач

исследования):___________________________________________

- Что вы читали (слышали, изучали на уроках, самостоятельно)_________

о дробях?_______________________________________________________ -

Знаете ли вы, когда и почему возникли дроби (обыкновенные,_________

десятичные)?____________________________________________________

_-_Где используются дроби в нашей жизни?_________________________

- Каким образом будем искать ответы на эти вопросы?______________

- Каким образом вы могли бы помочь классу (группе) раскрыть эту___

тему?__________________________________________________________

(Провести исследование о возникновении дробей и исследование об___

использовании десятичных дробей в быту и в работе людей разных_____

профессий);_________________________________________________

2)Знакомство и изучение « Методических рекомендаций учащимся по

выполнению проектных и исследовательских работ»______________

2. Аналитический этап.

______1) Определение методов исследования:________________________

_Класс разбивается на 3 группы: « Историки» , «Валеологи-1» _________ и

«Валеологи-2», ,________________________________________________

"Историкам» дается задание: изучить

историческое происхождение____

дроби, слова"дробь" и«дробная черта»(источники информации:_

учебник

э н ц и к л о п ед и я ,

И н т е р н е т ) ,_____________________________________

« Валеологам» - проверить наличие дробей в режиме дня и рационе ____

п и т а н и я

п я т и к л а с с н и к а ._______________________________________

«Валеологам-1» составить примерный режим дня для ученика_ 5 класса

с

использованием

десятичных

дробей,

__________

«Валеологам-2»

составить

примерное_меню

для

ученика

5

класса

с

использованием

десятичных

дробей.

_(Методы

исследования:

опрос

родителей и учителей).________________________________________

2) Определение сроков представления результатов (конечные -2 недели

и промежуточные -1 неделя);_____________________________

3) Обсуждение возможных результатов работы по теме проекта.

3. Практический этап

1)__ Распределение конкретных заданий между участниками;_____

___2) Собирается и обрабатывается информация; (источники информации:

опро с,

интервью,

а

т акже

книги

и

периодиче ские

и з д а н и я ,

Интернет);__________________________________________________

____3)_Помощь

учителя

в

сборе

и

обработке

полученной____________

информации:________________________________________________

-Какие документы могут содержать нужную вам информацию?_______

-Где их можно найти?___________________________________________ _

-Подумайте,

чем

будет

заниматься

каждый

член

группы?____________

-Кто и за что будет отвечать?___________________________________

-Где будет проводиться работа? В какие сроки?_______________________

Установите связь (если она есть) между собранными_ данными.________

4. Презентационный этап.

Готовятся выводы и презентации каждой группы.

Участники проекта самостоятельно выбирают (предлагают) форму

презентации и готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем и родителями. В

ходе защиты проекта

учащиеся отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и

осуществлять работу; находить способ решения проблемы; рефлексию

деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают

вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других

групп / учащихся) на основе установленных критериев оценивания

результатов и процесса.

Результаты исследования группы «Историки» (презентация):

Цели исследования: Изучить историю возникновения дробей

(обыкновенных и десятичных).

Результаты исследования:

С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и

измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные или проданные

товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось

выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры…

Так появились дроби.

Выводы:

1.Дроби возникли из практических нужд человека.

2. Задачи трехвековой давности актуальны и сейчас. Их решение требует

немалой смекалки, сообразительности и умения рассуждать.

3. Старинные меры нужно знать не только для развития своего кругозора, но

и потому что без прошлого невозможно будущее.

Результаты исследования групп «Валеологи» (презентация):

Есть ли дроби в нашей жизни?

Цели исследования: Узнать, где используются десятичные дроби в быту и в

работе людей разных профессий. Составить примерный режим дня для

ученика 5-го класса с использованием десятичных дробей. Составить

примерное меню для ученика 5-го класса с использованием десятичных

дробей.

Был проведен опрос среди родителей пятиклассников и учителей для

выявления, где используются десятичные дроби в быту и в работе людей

разных профессий. После чего были проанализированы полученные

результаты.

Ответы родителей:

● Десятичные дроби нужны швее для измерения длины изделия.

● Тем, кто работает оператором теплосетей, нужны десятичные дроби для

повышения и понижения температуры.

● Сварщикам десятичные дроби нужны для измерения длины сваренной

трубы и ширины сварочного шва.

● Провизоры используют десятичные дроби при приготовлении лекарств.

● Повара применяют десятичные дроби для составления меню.

● Парикмахер применяет десятичные дроби для приготовления раствора для

окраски волос и для завивки.

● В кулинарии при приготовлении блюд по рецептам.

● В магазине при взвешивании товара.

● Экономисты и бухгалтеры используют десятичные дроби для составления

отчетов, расчетов.

● Строители используют десятичные дроби для составления сметы.

Исследование группы «Валеологи-1» (презентация):

Детям 11-15 лет на каждый килограмм своей массы необходимо употреблять

в день: белков – 1,8 г, жиров -1,8 г, углеводов – 7,8 г. Посчитайте

приближенно до граммов, сколько должен употреблять ежедневно белков,

жиров и углеводов мальчику 11 лет, масса которого равна 36,9 кг.

Требуется:

Белков – 66,42г,

Жиров – 66,42г,

Углеводов – 287,82г.

Презентация

Рацион питания (мальчик, 11 лет, вес 36,9 кг).

Первый завтрак: каша (пшенная, овсяная, гречневая), горячий напиток

(кофе, чай, какао), компот или молоко.

Второй завтрак: омлет или сырники, горячий напиток (кофе, чай, какао),

компот или молоко.

Обед: овощной салат, первое - суп, второе – блюдо из мяса или рыбы и

гарнир (каша или картофельное пюре), компот.

Полдник: кефир или питьевой йогурт, печенье с добавлением цельных злаков,

фрукты.

Ужин: блюдо из овощей или творога, кефир или йогурт.

1-й завтрак дома (7-8 часов) – 20% калорийности суточного рациона;

2-й завтрак в школе (10-11 часов) – 20% калорийности суточного рациона;

Обед дома или в школе (13-15 часов) – 35% калорийности суточного

рациона;

Ужин дома(19-20 часов) – 25% калорийности суточного рациона.

Исследование группы «Валеологи-2» (презентация):

Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность

ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе,

не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем

воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени,

отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 от времени

приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно

превышать 1/6 части вашего досуга.

Сон – 9ч.,

Занятия в школе – 6ч.,

Прогулка – 1час 30 минут,

Подготовка дом. задания – 1 час 40 мин,

Отдых – 3 ч.,

Телевизор – 30 мин.

Примерный режим дня школьника:

● 7.00 – Подъём

● 7.00-7.30 – Утренняя гимнастика, водные процедуры, уборка постели,

туалет;

● 7.30-7-50 – Утренний завтрак;

● 7.50-8.20 – Дорога в школу;

● 8.30-14.40 – Занятия в школе;

● 10.00 – Горячий завтрак в школе;

● 13.00-14.00 – Горячий обед в школе;

● 14.40-14.50 – Дорога из школы домой;

● 15.00-15.30 – отдых;

● 15.30-16.30 – Прогулка и игры на свежем воздухе;

● 16.30-16.50 – Полдник;

● 17.00-18.10 – Приготовление домашних заданий;

● 18.10-19.00 – Прогулка на свежем воздухе;

● 19.00-19.20 – Ужин;

● 19.20-20.30 – Свободные занятия;

● 20.30-21.00 – Приготовление ко сну;

● 21.00-7.00 – Сон.

Общие выводы:

1.Каждодневное меню должно состоять из нужных и полезных продуктов,

доли которых определяются диетой.

2. Постоянное употребление продуктов быстрого приготовления приводит к

тяжелым заболеваниям.

3. Режим питания должен быть постоянным, чтобы организм успевал

перерабатывать пищу, не голодал и не перенасыщался.

4. Режим дня строится на основе биоритмов человека и нужен для того,

чтобы не уставать и быть всегда в тонусе.

5. Продолжительность суток состоит из множества частей: сон, питание,

учеба, различные занятия.

6. Десятичные дроби постоянно встречаются в

жизни человека.

5. Оценка процесса и результатов работы.

Цель

данного

этапа

работы

над

проектом:

оценка

процесса

и

результатов проектной деятельности.

Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта;

самоанализ проектной деятельности._______________________

Учитель:_1)_Организовывает

рефлексию

учащихся,

работая

над______

формированием

компетентности

решения

проблем,_______________

2 ) Оценивает вклад

каждого

учащегося,

креативность,

качество________

использования

источников,

неиспользованные

возможности, _________

3)Определяет

возможность

продолжения

работы

по

выбранному_______

направлению и качество отчета.________________________________

4)Наблюдает,

направляет

процесс

коллективного

обсуждения,_________

_самоанализа.__________________________________________________

Учащиеся

Дают взаимооценку работы над проектом

и ее_____________

результативности в ходе коллективного обсуждения и самоанализа.____

Родители_

Консультируют детей при оформлении отчета. ____________

Приложение 2 (см. презентацию)



В раздел образования