Напоминание

"Развитие навыков делового этикета будущих медиков."


Автор: Веденина Светлана Вильямовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Акушерский колледж"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие навыков делового этикета будущих медиков."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессионализм всегда был главной составляющей любой

специальности. Научить профессионализму невозможно, для его

формирования необходимы не только обширные знания, умения и

навыки, но и развитая мотивация. Человек должен понимать, что

работать квалифицированно – престижно. Особенно это касается

профессий, непосредственно связанных с человеком. Ведь от

непрофессионализма медиков страдает не только больной, но и

его многочисленное окружение, да и само лечебное учреждение.

Студентов следует убедить в том, что профессионализм – это

основное качество любого работника. Быть профессионалом

выгодно, так как:

Тебя уважают в обществе;

Растет самоуважение;

Больше возможностей для творческого роста;

Расширяются границы поиска;

Улучшаются отношения;

Повышается престиж профессии;

Увеличивается возможность выбора.

Профессионализм медиков, помимо специальных знаний и

умений, включает и морально-волевые нравственные качества,

среди которых ответственность, сострадание, гуманность. Эти

качества практически есть у каждого человека, выбравшего

профессию медика, но то, в какой степени они будут развиты и как

использованы, зависит и от обучения. И здесь нам хотелось бы

остановиться на преподавании таких , казалось бы, непрофильных

предметов, как «Деловой этикет» и «Культура речи». Насколько

важно их использование в практике покажу на примере.

В далекие советские времена у меня тяжело болела родственница.

Врачи со скорой вели себя одинаково: всем своим видом

показывая, что их ждут более сложные дела, они говорили: «Ну, что

вы хотите, это хроник, тут ничего сделать нельзя, ждите», и в

лучшем случае делали укол. С одной из скорых приехала молодая

девушка, которая вымыла руки, села у кровати больной, погладила

по голове и стала разговаривать. Она тоже сделала обычный укол,

но больной надолго стало легче. И тогда я поняла, насколько

«непрофильные умения» важны в профессии медика.

Поэтому, начиная курс делового этикета, следует убедить будущих

медсестер в том, что человек – самое ценное, что есть в мире.

Мы начинаем курс с самопрезентации. «Как правильно подать

себя?», «Как понравиться больному и работодателю?», «Как

показать свои лучшие качества», «Как одеться на собеседование?»

и т.д. Все эти проблемы, рассмотренные на конкретном

содержании и в игровой форме вызывают живой интерес

обучаемых.

Наиболее важная проблема касается общения медсестры и

пациента. Ведь медсестра – это тот человек, который ближе всего к

пациенту. Пациенты бывают разные: некоторые не могут терпеть

боль, иные капризны, многие привыкли к другим условиям.

Угодить всем невозможно, да и не нужно. А вот умение выслушать,

посочувствовать необходимо любой медсестре. Здесь помогут

небольшие упражнения, типа: «Успокой больного». «Выслушай

друга». «Не переживай» и другие. Интересная деталь. Ругаем мы

наиболее охотно, подбираем необычные слова, пользуемся разной

интонацией, а хвалить уже труднее. В аналогичном упражнении

для похвалы коллеги используется не более десятка

общеупотребимых слов, в то время, как для порицания – более 50.

Здесь следует обратить внимание на скудный словарный запас

студентов, плохое владение русским языком. И мы пошли

проторенной тропой: студенты составляют небольшой словарик

наиболее употребимых слов, так называемых слов « на каждый

день». Такой словарик предполагает использование слов из

Википедии и классических источников, а также подслушанных на

улице. Нужно заметить, что проблема общения является одной из

ключевых в курсе, поэтому при ее изучении мы применяем

различные технологии: от индивидуальных до дискуссионных.

Проблема обострилась в последние годы, когда среди учащихся

появились девочки, почти не владеющие русским языком. И здесь

встал вопрос, как сделать так, чтобы им хотелось изучать наш такой

красивый язык. На наш взгляд, здесь недостаточно только

«урочных» знаний, очень помогают экскурсии по городу, практика в

больницах. Так, к 310-летию Петербурга мы придумали

композицию по литературным произведениям программы,

включив туда не только русских классиков в Петербурге, но и

рассмотрев влияние города на таджикских и узбекских писателей и

поэтов, Оставивших след в истории города Гоголе, Шевченко и

Глинке. Такие занятия хороши только при активном участии самих

студентов. Особенно важна в данном случае обратная связь,

поэтому мы обращаем внимание не только на полученные знания,

но и на эстетический фон занятия. После такой экскурсии мы

проводим занятие на тему «А что в душе осталось», где студенты

делятся мнениями о проведенном занятии, высказывают свои

пожелания.

На наш взгляд, при изучении норм общения особое внимание

обратить на внешнюю атрибутику: тон, позу, жесты. Показанный

видеофильм позволяет понять роль жестов, походки, мимики в

нашей профессиональной деятельности. Здесь, помимо фильма ,

помогут учебные задачи, типа «Что хотела сказать своим видом

Аня?», «Как надо смотреть на больного, предъявляющего

претензию?».

Такие занятия целесообразно проводить параллельно с

психологией при изучении особенностей личности.

Для формирования положительной мотивации на каждом занятии

мы подчеркиваем, насколько необходимы полученные знания для

становления профессионализма. Ведь именно в медицинских

профессиях гуманитарные знания, наряду со специальными, носят

профессиональный характер.

Одной из очень значимых тем является тема конфликтов в

профессиональной среде. И здесь важно подчеркнуть, что, хотя

конфликты неизбежны, с пациентами их быть не может. Студентов

следует настроить на то, что конфликты могут носить не только

разрушительный, но и созидательный характер. Повернуть

конфликт во благо – это большое искусство, владеет которым

только человек, умеющий анализировать собственные ошибки.

Разбирая внешние и внутренние конфликты следует подчеркнуть,

что медик, признающий ошибки, и главное, видящий пути их

исправления, является профессионалом.

Учитывая минимальное количество учебного времени на

изучение курсов особое внимание следует уделить технологиям.

Не секрет , что наиболее востребованными технологиями являются

технологии активного обучения. Нам наиболее близки технологии

сотрудничества, в которых преподаватель и студент выступают как

равноправные партнеры. С этого года мы активно стали

использовать командную работу, причем команды могут быть

постоянные и временные. К примеру, постоянная команда готовит

экспозиции, подбирает материал для занятий, тогда как временная

объединяется для решения насущных задач.

Ролевые и деловые игры тоже нашли место в наших занятиях.

Например, деловая игра «Собеседование» предполагает

следующие роли: соискатель, главный врач, старшая медсестра,

эксперты..

До начала игры определяются тема, цели, участники, составляется

сценарий. Так, цели указанной игры следующие: показать

участникам , как проводится собеседование, сформировать

мотивацию на показ лучших качеств, познакомить с правилами

организационного поведения ,развить культуру речи

После проведения игры целесообразно активное обсуждение с

использованием рейтинговой системы. Вопросы для обсуждения

составляются самими студентами и известны заранее.

Конечно, нас больше всего интересует реализация поставленных

целей. Поэтому поставленные вопросы направлены на выяснение

эффективности проведенного занятия. Среди них могут быть:

Достигли ли мы поставленных целей?

Правильно ли сформулировали вопросы работодатели?

Верно ли отвечал соискатель?

Что бы вы изменили в вопросах и ответах?

Как держался соискатель?

Хорошо ли говорил?

Были ли его рассуждения аргументированными?

Взяли бы вы такую медсестру на работу?

Ваши предложения по улучшению игры.

Оцените работу участников.

Такое обсуждение полезно не только студентам, но и

преподавателю, так как является стимулом улучшения работы.

В современном преподавании нельзя обойтись без использования

компьютерных технологий. Наиболее часто на занятиях по культуре

речи мы используем информационный поиск. Это и Википедия, и

различные сайты.

Изучение делового этикета предполагает использование

презентаций.

Преподаваемые нами предметы являются наиболее

«разговорными», поэтому мы используем в полной мере все

доступные активные технологии.

В заключение хотелось бы сказать, что если наша работа внесла

небольшую лепту в становление профессионализма медика, мы

будем удовлетворены.



В раздел образования