Автор: Дьяконова Рида Кавыевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ р.п.Сулея" Саткинского района
Населённый пункт: п.Сулея, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: Программа кружка по математике для 1-4 классов "Пифагор"
Тема: Внеклассная работа по математике
Раздел: начальное образование
Программа
кружка по математике
«Пифагор»
1 – 4 классы
Составила учитель начальных классов ДьяконоваР.К.
Программа составлена для детей 6-10 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 4 года (1-4 класс)
I. Пояснительная записка
Программа «Пифагор» относится к научно-познавательному направлению реализации
внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь
мотивацию
к
обучению
математики,
стремиться
развивать
свои
интеллектуальные
возможности.
Данная
программа
позволяет
учащимся
ознакомиться
со
многими
интересными
вопросами
математики
на
данном
этапе
обучения,
выходящими
за
рамки
школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
о б щ е м у
и н т е л л е к т у а л ь н о м у
р а з в и т и ю .
Не
менее
важным
фактором
реализации
данной
программы
является
и
стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
в
о
п
р
о
с
у
.
Содержание
программы
соответствует
познавательным
возможностям
младших
школьников
и
предоставляет
им
возможность
работать
на
уровне
повышенных
т р е б о в а н и й ,
р а з в и в а я
у ч е б н у ю
м о т и в а ц и ю .
Содержание
занятий
кружка
представляет
собой
введение
в
мир
элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов
базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать
развитию
у
детей
математического
образа
мышления:
краткости
речи,
умелому
использованию символики, правильному применению математической терминологии и
т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и
следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть
не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень
знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
к
о
н
к
у
р
с
а
х
.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности
работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на
индивидуальную
деятельность,
с
последующим
общим
обсуждением
полученных
р
е
з
у
л
ь
т
а
т
о
в
.
Специфическая
форма
организации позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Дети
получают
профессиональные
навыки,
которые
способствуют
дальнейшей
социально-бытовой
и
профессионально-трудовой
адаптации
в
обществе.
Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам
дополнительного
образования
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями
детей,
состоянием
их
соматического
и
психического
здоровья
и
стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна
данной
программы
определена
федеральным
государственным
стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение
видов
организации
деятельности
учащихся,
направленных
на
достижение
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов
освоения
программы.
2.
В
основу
реализации
программы
положены
ценностные
ориентиры
и
воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов
одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются
в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым
А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих
в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 6-10 школьного возраста.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их
индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет
некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более
благоприятно,
поскольку
старшие
подростки
с
готовностью
выступают
в
роли
наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения
старших.
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Пифагор» рассчитана на один год
обучения, 35 учебных часа.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к
общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии,
которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и
других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического
направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление
на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно
усвоение за 35 занятий.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки,
расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1-2кл 1 занятие в неделю по 25 минут.
3-4кл 1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его
возможностей);
-
фронтальная
(работа
в
коллективе
при
объяснении
нового
материала
или
отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты
и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса
является формирование следующих
умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников
(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении,
деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции
целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов
программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение
учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными
результатами
изучения
курса
являются
формирование
следующих
умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
-
создавать
условия,
способствующие
наиболее
полной
реализации
потенциальных
познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,
принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении
учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,
составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким
образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу
динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая
его по мере возможности в групповую работу,
моделировать и воспроизводить ситуации,
трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут
стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих
потенциальных
возможностей,
а
также
осознание
тех
проблем,
которые
ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка
результатов
учащихся предусматривает
выявление
индивидуальной
динамики
качества
усвоения
предмета
ребёнком
и
не
допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной
системы,
создание
портфолио
и
отражаются
в
индивидуальном
образовательном
маршруте.
Литература:
Для родителей и учащихся:
1. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.
2. «Лучшие задачи на смекалку», Невстеренко Ю.В.. М, 1999.
3. «Логические задания для 1 класса:орешки для ума», Ефимова И.В., 2016.
Для учителя:
1. «Нестандартные задачи по математике: 1-4 кл.», Керова Г.В. М., 2011.
2. «Олимпиады по математике. 4 класс», Орг А.О. М., 2014.
3 «Олимпиады по математике. 1- 4 классы», ФГОС/ Дробышев Ю.А., 2016.
Содержание плана работы кружка
«Пифагор» 1-4 класс.
1 класс.
№ п/п
Название темы
Количество
часов
Дата проведения
1.
Сравниваем. Слева направо. Справа налево.
3
2.
Как люди научились считать? Графические
диктанты.
3
3.
Взаимное расположение фигур на плоскости.
Графические диктанты.
3
4.
Конструируем фигуры. «Танграмм».
3
5.
Единицы длины.
3
6.
Тренируем память. Графические диктанты.
2
7.
Из истории математики.
2
8.
Учимся решать логические задачи.
2
9.
Учимся быть наблюдательными. Графические
диктанты.
2
10.
Объёмные геометрические фигуры.
3
11.
Симметрия. Ось симметрии
3
12.
Весёлые задачки. Графические диктанты.
2
13.
Выпуск математической газеты.
2
Итого:
33
2 класс.
№ п/п
Название темы
Количество
часов
Дата проведения
1.
Весёлая нумерация. Отгадывание ребусов
1
2.
. Отгадай-ка. Занимательные задачи на
сложение.
1
3
Викторина. Игра «Весёлый счет».
Геометрические фигуры.
1
4.
Задача смекалка. Задача шутка
2
5.
Игра «Весёлый счёт».
1
6.
Отгадывание ребусов.
1
7.
Задача в стихах на сложение
1
8.
Упражнения в анализе геометрической фигуры.
Загадки
1
9.
Задача –смекалка. Задача шутка
1
10.
Игра «Число дополняй, а сам не зевай»
1
11.
Викторина. Турнир смекалистых.
2
12.
Составление геометрических фигур из частей.
1
13.
Задачи в стихах. Загадки
1
14.
Игра «Задумай число ( нахождение
неизвестного читаемого
1
15.
Проект «Задумай фигуру»
2
16.
Математический КВН
1
17.
Задачи – смекалки. Составление ребусов
2
18.
Углы. Многоугольники. Многогранники
2
19.
Плоские и объёмные геометрические фигуры
2
20.
Единицы длины.
2
21.
Путешествие в мир чисел
3
22.
Из истории математики.
1
23.
Задачи на разрезание
2
24
Выпуск математической газеты
2
Итого
35
3 класс.
№ п/п
Название темы
Количество
часов
Дата проведения
1.
Шар. Сфера. Круг. Окружность.
4
2.
Взаимное расположение фигур на плоскости.
4
3.
Выпуск математической газеты.
2
4.
Немного истории. Детям о времени.
3
5.
Развиваем память, внимание, мышление.
4
6.
Логические задачи. Высказывания. Истинные и
ложные высказывания.
4
7.
Из истории математики
4
8.
Выпуск математической газеты
2
9.
Задачи – смекалки, логические задачи.
4
10.
«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с
многовариантными решениями.
4
Итого
35
4 класс.
№ п/п
Название темы
Количество
часов
Дата проведения
1.
Построение геометрических фигур.
2
2.
Координатный угол.
2
3.
Графики. Диаграммы. Таблицы.
4
4.
Цилиндр. Конус. Шар
4
5.
Многогранник.
3
6.
Выпуск журнала «Юный математик»
2
6.
Высказывания и их значения (истинные,
ложные, отрицание). Логические связки.
4
7.
Составные высказывания.
3
8.
Задачи на перебор вариантов.
2
9.
Точное и приближённое значение величины.
2
10.
Построение угла, отрезка, равного данному.
4
11.
Математический КВН.
1
12.
Старинные меры длины.
1
13.
Выпуск журнала «Юный математик»
1
Итого
35