Напоминание

Внеклассная работа по математике


Автор: Дьяконова Рида Кавыевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ р.п.Сулея" Саткинского района
Населённый пункт: п.Сулея, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: Программа кружка по математике для 1-4 классов "Пифагор"
Тема: Внеклассная работа по математике
Раздел: начальное образование





Назад




Программа

кружка по математике

«Пифагор»

1 – 4 классы

Составила учитель начальных классов ДьяконоваР.К.

Программа составлена для детей 6-10 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы 4 года (1-4 класс)

I. Пояснительная записка

Программа «Пифагор» относится к научно-познавательному направлению реализации

внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь

мотивацию

к

обучению

математики,

стремиться

развивать

свои

интеллектуальные

возможности.

Данная

программа

позволяет

учащимся

ознакомиться

со

многими

интересными

вопросами

математики

на

данном

этапе

обучения,

выходящими

за

рамки

школьной

программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение

математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к

познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и

о б щ е м у

и н т е л л е к т у а л ь н о м у

р а з в и т и ю .

Не

менее

важным

фактором

реализации

данной

программы

является

и

стремление

развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а

также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному

в

о

п

р

о

с

у

.

Содержание

программы

соответствует

познавательным

возможностям

младших

школьников

и

предоставляет

им

возможность

работать

на

уровне

повышенных

т р е б о в а н и й ,

р а з в и в а я

у ч е б н у ю

м о т и в а ц и ю .

Содержание

занятий

кружка

представляет

собой

введение

в

мир

элементарной

математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов

базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать

развитию

у

детей

математического

образа

мышления:

краткости

речи,

умелому

использованию символики, правильному применению математической терминологии и

т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в

системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и

следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть

не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень

знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных

к

о

н

к

у

р

с

а

х

.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности

работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на

индивидуальную

деятельность,

с

последующим

общим

обсуждением

полученных

р

е

з

у

л

ь

т

а

т

о

в

.

Специфическая

форма

организации позволяет учащимся ознакомиться со многими

интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки

школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Дети

получают

профессиональные

навыки,

которые

способствуют

дальнейшей

социально-бытовой

и

профессионально-трудовой

адаптации

в

обществе.

Решение

математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к

познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и

общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам

дополнительного

образования

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

детей,

состоянием

их

соматического

и

психического

здоровья

и

стандартами второго поколения (ФГОС).

Новизна

данной

программы

определена

федеральным

государственным

стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение

видов

организации

деятельности

учащихся,

направленных

на

достижение

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов

освоения

программы.

2.

В

основу

реализации

программы

положены

ценностные

ориентиры

и

воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в

достижении планируемых результатов

одной нозологической группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются

в рамках внутренней системы

оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения

программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым

А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:

-развивать математический образ мышления

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

-расширять математические знания в области многозначных чисел;

содействовать умелому использованию символики;

-учить правильно применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

внимание на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих

в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 6-10 школьного возраста.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их

индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет

некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более

благоприятно,

поскольку

старшие

подростки

с

готовностью

выступают

в

роли

наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения

старших.

Сроки реализации

дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Пифагор» рассчитана на один год

обучения, 35 учебных часа.

Принципы программы:

1.Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление

развивать интеллектуальные возможности учащихся.

2.Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть

количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

3.Системность

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к

общим (решение математических задач).

4.Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии,

которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые

впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и

других математических играх и конкурсах.

5.Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического

направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление

на олимпиадах по математике.

6.Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно

усвоение за 35 занятий.

7.Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,

удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки,

расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Формы и режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1-2кл 1 занятие в неделю по 25 минут.

3-4кл 1 занятие в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его

возможностей);

-

фронтальная

(работа

в

коллективе

при

объяснении

нового

материала

или

отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-проектная деятельность

-самостоятельная работа;

-работа в парах, в группах;

-творческие работы.

Ожидаемые результаты

и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса

является формирование следующих

умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех

людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие

для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников

группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников

(ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении,

деловые качества воспитанника) используется

простое наблюдение,

проведение математических игр,

опросники,

анкетирование

психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование

универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции

целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов

программы),

самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение

учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными

результатами

изучения

курса

являются

формирование

следующих

умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

-

создавать

условия,

способствующие

наиболее

полной

реализации

потенциальных

познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,

принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении

учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,

составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким

образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу

динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая

его по мере возможности в групповую работу,

моделировать и воспроизводить ситуации,

трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут

стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,

своих

потенциальных

возможностей,

а

также

осознание

тех

проблем,

которые

ещё

предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка

результатов

учащихся предусматривает

выявление

индивидуальной

динамики

качества

усвоения

предмета

ребёнком

и

не

допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной

системы,

создание

портфолио

и

отражаются

в

индивидуальном

образовательном

маршруте.

Литература:

Для родителей и учащихся:

1. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.

2. «Лучшие задачи на смекалку», Невстеренко Ю.В.. М, 1999.

3. «Логические задания для 1 класса:орешки для ума», Ефимова И.В., 2016.

Для учителя:

1. «Нестандартные задачи по математике: 1-4 кл.», Керова Г.В. М., 2011.

2. «Олимпиады по математике. 4 класс», Орг А.О. М., 2014.

3 «Олимпиады по математике. 1- 4 классы», ФГОС/ Дробышев Ю.А., 2016.

Содержание плана работы кружка

«Пифагор» 1-4 класс.

1 класс.

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Дата проведения

1.

Сравниваем. Слева направо. Справа налево.

3

2.

Как люди научились считать? Графические

диктанты.

3

3.

Взаимное расположение фигур на плоскости.

Графические диктанты.

3

4.

Конструируем фигуры. «Танграмм».

3

5.

Единицы длины.

3

6.

Тренируем память. Графические диктанты.

2

7.

Из истории математики.

2

8.

Учимся решать логические задачи.

2

9.

Учимся быть наблюдательными. Графические

диктанты.

2

10.

Объёмные геометрические фигуры.

3

11.

Симметрия. Ось симметрии

3

12.

Весёлые задачки. Графические диктанты.

2

13.

Выпуск математической газеты.

2

Итого:

33

2 класс.

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Дата проведения

1.

Весёлая нумерация. Отгадывание ребусов

1

2.

. Отгадай-ка. Занимательные задачи на

сложение.

1

3

Викторина. Игра «Весёлый счет».

Геометрические фигуры.

1

4.

Задача смекалка. Задача шутка

2

5.

Игра «Весёлый счёт».

1

6.

Отгадывание ребусов.

1

7.

Задача в стихах на сложение

1

8.

Упражнения в анализе геометрической фигуры.

Загадки

1

9.

Задача –смекалка. Задача шутка

1

10.

Игра «Число дополняй, а сам не зевай»

1

11.

Викторина. Турнир смекалистых.

2

12.

Составление геометрических фигур из частей.

1

13.

Задачи в стихах. Загадки

1

14.

Игра «Задумай число ( нахождение

неизвестного читаемого

1

15.

Проект «Задумай фигуру»

2

16.

Математический КВН

1

17.

Задачи – смекалки. Составление ребусов

2

18.

Углы. Многоугольники. Многогранники

2

19.

Плоские и объёмные геометрические фигуры

2

20.

Единицы длины.

2

21.

Путешествие в мир чисел

3

22.

Из истории математики.

1

23.

Задачи на разрезание

2

24

Выпуск математической газеты

2

Итого

35

3 класс.

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Дата проведения

1.

Шар. Сфера. Круг. Окружность.

4

2.

Взаимное расположение фигур на плоскости.

4

3.

Выпуск математической газеты.

2

4.

Немного истории. Детям о времени.

3

5.

Развиваем память, внимание, мышление.

4

6.

Логические задачи. Высказывания. Истинные и

ложные высказывания.

4

7.

Из истории математики

4

8.

Выпуск математической газеты

2

9.

Задачи – смекалки, логические задачи.

4

10.

«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с

многовариантными решениями.

4

Итого

35

4 класс.

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Дата проведения

1.

Построение геометрических фигур.

2

2.

Координатный угол.

2

3.

Графики. Диаграммы. Таблицы.

4

4.

Цилиндр. Конус. Шар

4

5.

Многогранник.

3

6.

Выпуск журнала «Юный математик»

2

6.

Высказывания и их значения (истинные,

ложные, отрицание). Логические связки.

4

7.

Составные высказывания.

3

8.

Задачи на перебор вариантов.

2

9.

Точное и приближённое значение величины.

2

10.

Построение угла, отрезка, равного данному.

4

11.

Математический КВН.

1

12.

Старинные меры длины.

1

13.

Выпуск журнала «Юный математик»

1

Итого

35



В раздел образования