Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Автор: Третьякова Лена Гавриловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОБУ СОШ №5 им Н.О.Кривошапкина
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Раздел: полное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ

НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Третьякова Лена Гавриловна – учитель английского языка высшей

квалификационной категории, Отличник образования РС (Я),

МОБУ СОШ №5, г. Якутск

Аннотация:

Статья

посвящена

исследованию

коммуникативного

метода,

который

применяется

на

занятиях

по

английскому

языку;

установлены

эффективные

методы

формирования

творческих

способностей

учеников.

Проанализированы

особенности

использования

коммуникативного

метода.

Рассматриваются

основные

принципы,

которые

способны

мобилизовать

образовательный процесс. Исследуются формы обучения, которые влияют на

формирование и развитие коммуникативных навыков учеников на занятиях

английского языка.

Ключевые

слова: образование,

английский

язык,

коммуникативный

метод,

принципы диалог, дискуссия, коммуникативные упражнения.

Основная цель обучения иностранному языку учащихся начальной школы

заключается в формировании у них коммуникативной компетенции, которая

предусматривает овладение языком как средством общения, развитие умений

использовать

его,

как

инструмент

в

диалоге

культур

и

цивилизаций

современного

мира

в

пределах

содержания,

определенного

действующей

программой для этой степени школьного образования.

Коммуникативная

компетенция

является

основой

коммуникативного

метода в изучении иностранных языков. Коммуникативный подход обучения

иностранным

языкам

базируется

на

том,

что

процесс

обучения

является

моделью коммуникации. Разработкой коммуникативного подхода занимались

многие

методисты.

Среди

них

следует

назвать

Р.

Ленгса

(США),

который

является автором идеи данного подхода, В. Литлвуда (Великобритания), Г. Е.

Пифо

(Германия),

А.

А.

Леонтьева,

Н.

К.

Скляренко

(Украина)

и

другие

методисты внесли значительный вклад в теорию и практику данного метода,

разработали и определили его основные принципы, методы и формы работы.

Эта методика изучения английского языка активно применяется в Европе

и в США.

Коммуникативная

методика

изучения

английского

языка

направлена

именно на возможность общения. С 4-х направлений, на которых держится

любой языковой тренинг (чтение, письмо, говорение и восприятие речи на

слух) больше внимания уделяется именно двум последним. На занятиях вы не

услышите особо сложных синтаксических конструкций или серьезной лексики.

Однако, было бы ошибкой считать, что коммуникативный метод изучения

английского языка существует только для легкой беседы. Те, кто хочет быть

профессионалом в своей области либо погрузиться глубже в предмет, регулярно

читают публикации по своей тематике или литературу на английском языке.

Имея большой словарный запас, они легко ориентируются в английском тексте,

но поддержать беседу с иностранным коллегой на ту же тему им стоит больших

усилий.

Коммуникативный метод изучения английского языка существует прежде

всего для того, чтобы снять страх перед общением. Человек, который обладает

стандартным набором грамматических конструкций и словарным запасом в

600-1000 слов, легко найдет общий язык в чужой стране. Однако существует и

другая

сторона

медали:

наличие

речевых

клише

и

небогатый

лексикон.

Добавьте

к

этому

массу

грамматических

ошибок,

и

вы

поймете,

что

единственный

способ

не

казаться

глупым

собеседником

-

внимание

к

партнерам, знание этикета и постоянное желание самосовершенствоваться, что

реализуется

посредством

его

активного

использования

педагогом

в

ходе

занятий.

Коммуникативный метод обучения речевой деятельности состоит из пяти

принципов:

- принцип речевой-мыслительной деятельности (обеспечивает речевую

направленность обучения, которое возможно только при наличии умственной

активности учащихся и постоянное практическое использование языка, что

делает

обучение

привлекательным

для

ученика,

потому

что

обеспечивает

овладение им языка, что и является главной целью обучения);

-

принцип индивидуализации при руководящей роли его личностного

аспекта,

поскольку

человек

имеет

свое

индивидуальное

отношение

к

окружающему, то и речевые навыки его тоже индивидуальны;

-

принцип функциональности предполагает опору на систему речевых

средств;

-

принцип

ситуативности стимулирует

учащихся

высказываться

на

уроках активнее, воспроизводит коммуникативную реальность;

- принцип новизны обеспечивает развитие речевых умений, в частности

динамичности,

способности

перефразировать,

комбинировать

различные

языковые конструкции.

Основная цель этой коммуникативного метода - научить ученика сначала

свободно

говорить

на

языке,

а

потом

еще

и

думать

на

нём.

Для

этого

нужно

воспроизводить различные ситуации, в которых ученик может мыслить, чаще

всего используя коммуникативные упражнения.

Под

коммуникативными

упражнениями

понимаются

упражнения,

побуждающие учеников к непринужденному вербальному общению. Можно

выделить следующие основные коммуникативные упражнения:

1

. Респонсивные

упражнения

формате

вопросов

-

ответов,

упражнения-реплики, условная беседа)

2 . Ситуативные упражнения (ситуации для дополнения, проблемные

ситуации, ролевые ситуации);

3

. Репродуктивные

упражнения

(перевод,

перевод-перевод,

инсценировка);

4 . Описательные упражнения (описание элементарных изображений,

описание фабульних сюжетов, описание реальных объектов);

5 . Дискуссионные

упражнения

(учебная

дискуссия)

и

много

других

подобных упражнений. Игровая деятельность также занимает важное место

среди

упражнений.

Игровая

форма

задач

помогает

развить

у

школьников

интерес к английскому языку, выработать устойчивость языковых навыков.

Основные

задачи,

которые

реализуются

через

коммуникативные

упражнения:

- развитие коммуникативной компетенции учащихся;

-

продуктивное

усвоение

учебного

материала

и

развитие

его

практического использования;

-

повышение

познавательной

активности

и

мотивации

к

изучению

английского языка у учащихся;

- формирование критического мышления учащихся;

- обогащение социального и коммуникативного опыта школьников;

Итак, коммуникативная методика является одним из самых эффективных

способов

обучения

иностранным

языкам

в

школе,

используемых

на

сегодняшний день в мире.

Из краткого обзора теоретических и практических аспектов проблемы

становится

понятно,

насколько

комплексным

и

многогранным

является

использование коммуникативных задач в процессе изучения английского языка.

Учитывая,

что

основной

функцией

языка

является

коммуникативная,

коммуникативный

метод

к

изучению

иностранного

языка

можно

без

преувеличения назвать основным, если не самым важным.

При этом обучение должно быть направлено не на изучение грамматики

или лексики, а на изучение коммуникативной компетенции, то есть умение

правильно использовать язык в соответствующих реальных коммуникативных

ситуациях. Обучение необходимо проводить с использованием определенных

тренировочных

упражнений

самого

высокого

уровня,

чтобы

развить

коммуникативные навыки студентов в понятийной учебной программе путем

синтеза

грамматической

и

ситуативной

учебных

программ.

Это

является

наиболее уместным для организации учебной деятельности в классе, поскольку

акцентирует основное внимание на коммуникативной компетенции в изучении

иностранного языка.

В качестве вывода, стоит отметить, что развитие навыков устной речи на

уроках

английского

языка

в

общеобразовательной

школе

будет

более

успешным, если устная речь рассматривается как основное средство общения

на

иностранном

языке.

При

развитии

навыков

иноязычной

устной

речи

учитываются

психолого-возрастные

особенности

учащихся;

на

уроках

английского

языка

активно

используется

разработанный

комплекс

коммуникативных

игр

и

упражнений,

приведённых

в

тексте,

для

развития

навыков иноязычной устной речи и обоснованы основные положения о том, что

реализация теории речевой деятельности способствует эффективному развитию

навыков

иноязычной

устной

речи.

Коммуникативный

метод

выступает

в

качестве основного средства для эффективного развития навыков иноязычной

устной речи.

Список использованной литературы

1.

Бернштейн Н.А. О построении движений. – М., 1947.

2.

Волович М.Б. Не мучить, а учить/ О пользе педагогической психологии. –

М., изд. Российского открытого университета, 1992.

3.

Обучение основам говорения на иностранном языке в средней школа. Под

ред. О.Г. Башмаковой. – Иркутск, 1985.

4.

Обучение устной речи и чтению на иностранных языках. Под ред. Л.С.

Шаляпиной и др. – М.: Издательство Академии педагогических наук,

1962.

5.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.

– 2-е. узд. – М.: Просвещение, 1991.

6.

Щукин А.Н. Современные методы и технологии обучения иностранным

языкам: Учебное пособие. 2-е. изд. – М.: Филоматис, 2010.

7.

Communication

games: пособие

для

учителя/

Rixon

and

Byrone.

Cambridge, 1999.



В раздел образования