Автор: Лапшина Ирина Аркадьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Турочакская СОШ" Населённый пункт: с.Турочак Наименование материала: методическая разработка Тема: Роль причастий в художественном тексте. Раздел: среднее образование
Тема: Роль причастий в художественном тексте.
Цель:
-формирование умения проводить различные виды анализа текста,
интерпретировать художественный текст;
-отработка навыков работы с текстом;
-выявление роли причастий в художественном тексте;
-создание условий для воспитания чуткого отношения к слову.
Оборудование: карточки с заданием.
Структура урока
1.Организационный момент . Эмоциональное включение .
Скрип дверей (аудиозапись) Слайды 3,4
- Какое впечатление производит этот звук?
-Какой возникает ассоциативный портрет словосочетания «скрип дверей»?
СЛАЙДЫ 5 - 11
2.Работа с текстом.
-Прочитайте текст.(Отрывок из повести Н.В.Гоголя «Старосветские
помещики»)
(1)Но самое замечательное в доме – были поющие двери. (2)Как только
наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. (3)Я не могу
сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам
механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет,- но замечательно то,
что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню,
пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та,
которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе
стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось:
«Батюшки, я зябну!» (4)Я знаю, что многим очень не нравится этот звук; но я
его очень люблю, и если случится иногда здесь услышать скрып дверей, тогда
мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой
в старинной подсвечнике, ужином, уже стоявшем на столе, майскою темною
ночью, глядящею из сада сквозь растворенное окно, на стол, уставленный
приборами, соловьем, обдающим сад, дом и дальнюю реку своими
раскатами, страхом и шорохом ветвей … и боже мой, какая длинная
навевается мне тогда вереница воспоминаний. (Н.В.Гоголь)
3. Эмоциональная характеристика текста .
-Опишите ваши впечатления от этого текста. (Созерцание? Умиление?
Добрые чувства?) Ответы учащихся, потом просмотр слайдов
-Что рассказчик говорит о чувствах, которые обычно вызывает скрип дверей?
-Какие чувства этот звук у рассказчика?
-Почему рассказчик любит звук поющих дверей?
-С чем связан этот звук в сознании рассказчика?
- Слайды 12 – 18 (иллюстрации к повести «Старосветские помещики»)
- Удалось ли художникам передать эти чувства?
4 .Языковая характеристика текста. Лингвистическое исследование.
-Каков стиль изложения в этом фрагменте? (Обыденная разговорная речь;
стилистически нейтральное повествование; возвышенный, витиеватый слог,
отличающийся от современной разговорной речи?)
-Какие языковые средства позволяют создать возвышенный стиль? Сколько
предложений в этом тексте? Какие эти предложения? Слова каких частей
речи употребляются чаще? Почему? (сложные предложения – 4, одно
простое, 3 - сложных, 3,4 предложения с союзной и бессоюзной связью,
осложнены однородными членами, причастными оборотами).
-Выпишите причастия из текста в таблицу
Действительные
причастия
наст.вр.
Действительные
причастия пр.вр.
Страдательные
причастия наст.
вр.
Страдательные
причастия пр.вр.
-как вы думаете, почему в тексте больше всего действительных причастий
настоящего времени? (Для рассказчика действие происходит здесь и сейчас).
-Подчеркните грамматические основы во 2 предложении.
-В 3 и 4 предложениях выделите причастные обороты, объясните знаки
препинания при них.
- Причастия являются средством выразительности? Каким?( поющие двери,
дребезжащий и стонущий звук; озаренной свечой, ночью, глядящею из сада;
соловьем, обдающим сад - причастия являются эпитетами, которые
употребляются в переносном значении и называются метафорическими
эпитетами )
-Почему автор так много использует причастий и причастных оборотов?
(Причастия и причастные обороты создают динамичную картину. Они не
только образно описывают, характеризуют предмет, но и представляют его
признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Они
энергичны, как глаголы и экспрессивны, как прилагательные, с помощью
причастий автор во всех подробностях рисует мир, который ему так дорог.
М. Ломоносов так говорил о причастиях: «Они служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе глагола и имени силу». Авторы
художественных текстов используют эту их особенность, чтобы по-
особому, ярко, динамично воздействовать на чувства читателей или
слушателей.)
Карточка.
Составьте текст о роли причастий в художественной литературе.
Причастия делают речь _______________, текст более _____________,
__________, ______________. Они передают изменения, которые происходят
с предметом или явлением и как всякое определение делают речь более
_______________. Широко используя причастия, автор передаёт ______
_______________________. Глагольные признаки причастия помогают
почувствовать ____________________, ______________________________,
а признаки прилагательного в причастиях делают эти воспоминания
_____________, _____________. Автор пробуждает в читателе
____________________________________, помогает обрести
__________________________________ .
Причастия делают речь выразительной, текст более ярким, образным,
красочным. Они передают изменения, которые происходят с предметом или
явлением и как всякое определение делают речь более поэтичной. Широко
используя причастия, автор передаёт свои ощущения. Глагольные признаки
причастия помогают почувствовать внутренний подъем, волнение
рассказчика, а признаки прилагательного в причастиях делают эти
воспоминания живыми, яркими. Автор пробуждает в читателе давно забытые
чувства, помогает обрести душевную гармонию.)
5.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента. (поющие двери)
-Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания.
-Определите основную мысль этого фрагмента. (старый дом навевает
воспоминания об уюте родного дома, о гармонии и любви).
6.Рефлексия.
-Что дает нам анализ текста?
-Что нового вы узнали?
7.Домашнее задание: приготовить выразительное чтение текста.
(1)Но самое замечательное в доме – были поющие двери. (2)Как только
наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. (3)Я не могу
сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам
механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет,- но замечательно то,
что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню,
пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та,
которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе
стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось:
«Батюшки, я зябну!» (4)Я знаю, что многим очень не нравится этот звук; но я
его очень люблю, и если случится иногда здесь услышать скрып дверей, тогда
мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой
в старинной подсвечнике, ужином, уже стоявшем на столе, майскою темною
ночью, глядящею из сада сквозь растворенное окно, на стол, уставленный
приборами, соловьем, обдающим сад, дом и дальнюю реку своими
раскатами, страхом и шорохом ветвей … и боже мой, какая длинная
навевается мне тогда вереница воспоминаний. (Н.В.Гоголь)
(1)Но самое замечательное в доме – были поющие двери. (2)Как только
наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. (3)Я не могу
сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам
механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет,- но замечательно то,
что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню,
пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та,
которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе
стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось:
«Батюшки, я зябну!» (4)Я знаю, что многим очень не нравится этот звук; но я
его очень люблю, и если случится иногда здесь услышать скрып дверей, тогда
мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой
в старинной подсвечнике, ужином, уже стоявшем на столе, майскою темною
ночью, глядящею из сада сквозь растворенное окно, на стол, уставленный
приборами, соловьем, обдающим сад, дом и дальнюю реку своими
раскатами, страхом и шорохом ветвей … и боже мой, какая длинная
навевается мне тогда вереница воспоминаний. (Н.В.Гоголь)
1.Эмоциональная характеристика текста .
-Опишите ваши впечатления от этого текста. (Созерцание? Умиление?
Добрые чувства?)
-Что рассказчик говорит о чувствах, которые обычно вызывает скрип дверей?
-Какие чувства этот звук у рассказчика?
-Почему рассказчик любит звук поющих дверей?
-С чем связан этот звук в сознании рассказчика?
1.Эмоциональная характеристика текста .
-Опишите ваши впечатления от этого текста. (Созерцание? Умиление?
Добрые чувства?)
-Что рассказчик говорит о чувствах, которые обычно вызывает скрип дверей?
-Какие чувства этот звук у рассказчика?
-Почему рассказчик любит звук поющих дверей?
-С чем связан этот звук в сознании рассказчика?
1.Эмоциональная характеристика текста .
-Опишите ваши впечатления от этого текста. (Созерцание? Умиление?
Добрые чувства?)
-Что рассказчик говорит о чувствах, которые обычно вызывает скрип дверей?
-Какие чувства этот звук у рассказчика?
-Почему рассказчик любит звук поющих дверей?
-С чем связан этот звук в сознании рассказчика?
1.Эмоциональная характеристика текста .
-Опишите ваши впечатления от этого текста. (Созерцание? Умиление?
Добрые чувства?)
-Что рассказчик говорит о чувствах, которые обычно вызывает скрип дверей?
-Какие чувства этот звук у рассказчика?
-Почему рассказчик любит звук поющих дверей?
-С чем связан этот звук в сознании рассказчика?
2.Языковая характеристика текста. Лингвистическое исследование.
-Каков стиль изложения в этом фрагменте? (Обыденная разговорная речь;
стилистически нейтральное повествование; возвышенный, витиеватый слог,
отличающийся от современной разговорной речи?)
-Какие языковые средства позволяют создать возвышенный стиль? Сколько
предложений в этом тексте? Какие эти предложения? Слова каких частей
речи употребляются чаще? Почему
-Выпишите причастия из текста в таблицу
Действительные
причастия
наст.вр.
Действительные
причастия пр.вр.
Страдательные
причастия наст.
вр.
Страдательные
причастия пр.вр.
-Как вы думаете, почему в тексте больше всего действительных причастий
настоящего времени?
-Подчеркните грамматические основы во 2 предложении.
-В 3 и 4 предложениях выделите причастные обороты, объясните знаки
препинания при них.
- Причастия являются средством выразительности? Каким?
-Почему автор так много использует причастий и причастных оборотов?
Карточка.
Составьте текст о роли причастий в художественной литературе.
Причастия делают речь _______________, текст более _____________,
__________, ______________. Они передают изменения, которые происходят
с предметом или явлением и как всякое определение делают речь более
_______________. Широко используя причастия, автор передаёт ______
_______________________. Глагольные признаки причастия помогают
почувствовать ____________________, ______________________________,
а признаки прилагательного в причастиях делают эти воспоминания
_____________, _____________. Автор пробуждает в читателе
____________________________________, помогает обрести
__________________________________ .
3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента.
-Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания.
-Определите основную мысль этого фрагмента.
3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента.
-Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания.
-Определите основную мысль этого фрагмента.
3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента.
-Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания.
-Определите основную мысль этого фрагмента.
3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента.
-Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания.
-Определите основную мысль этого фрагмента.
3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента.
-Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания.
-Определите основную мысль этого фрагмента.
3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента.
-Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания.
-Определите основную мысль этого фрагмента.