Напоминание

Роль причастий в художественном тексте.


Автор: Лапшина Ирина Аркадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Турочакская СОШ"
Населённый пункт: с.Турочак
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль причастий в художественном тексте.
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Роль причастий в художественном тексте. Цель: -формирование умения проводить различные виды анализа текста, интерпретировать художественный текст; -отработка навыков работы с текстом; -выявление роли причастий в художественном тексте; -создание условий для воспитания чуткого отношения к слову. Оборудование: карточки с заданием. Структура урока 1.Организационный момент
. Эмоциональное включение
. Скрип дверей (аудиозапись)
Слайды 3,4
- Какое впечатление производит этот звук? -Какой возникает ассоциативный портрет словосочетания «скрип дверей»?
СЛАЙДЫ 5 - 11
2.Работа с текстом. -Прочитайте текст.(Отрывок из повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики») (1)Но самое замечательное в доме – были поющие двери. (2)Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. (3)Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет,- но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось: «Батюшки, я зябну!» (4)Я знаю, что многим очень не нравится этот звук; но я его очень люблю, и если случится иногда здесь услышать скрып дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинной подсвечнике, ужином, уже стоявшем на столе, майскою темною ночью, глядящею из сада сквозь растворенное окно, на стол, уставленный приборами, соловьем, обдающим сад, дом и дальнюю реку своими раскатами, страхом и шорохом ветвей … и боже мой, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний. (Н.В.Гоголь)
3.
Эмоциональная характеристика текста
. -Опишите ваши впечатления от этого текста. (Созерцание? Умиление? Добрые чувства?) Ответы учащихся, потом просмотр слайдов -Что рассказчик говорит о чувствах, которые обычно вызывает скрип дверей? -Какие чувства этот звук у рассказчика? -Почему рассказчик любит звук поющих дверей? -С чем связан этот звук в сознании рассказчика? -
Слайды 12 – 18 (иллюстрации к повести «Старосветские помещики»)

-
Удалось ли художникам передать эти чувства? 4
.Языковая характеристика текста. Лингвистическое исследование.
-Каков стиль изложения в этом фрагменте? (Обыденная разговорная речь; стилистически нейтральное повествование; возвышенный, витиеватый слог, отличающийся от современной разговорной речи?) -Какие языковые средства позволяют создать возвышенный стиль? Сколько предложений в этом тексте? Какие эти предложения? Слова каких частей речи употребляются чаще? Почему? (сложные предложения – 4, одно простое, 3 - сложных, 3,4 предложения с союзной и бессоюзной связью, осложнены однородными членами, причастными оборотами). -Выпишите причастия из текста в таблицу Действительные причастия наст.вр. Действительные причастия пр.вр. Страдательные причастия наст. вр. Страдательные причастия пр.вр. -как вы думаете, почему в тексте больше всего действительных причастий настоящего времени? (Для рассказчика действие происходит здесь и сейчас). -Подчеркните грамматические основы во 2 предложении.
-В 3 и 4 предложениях выделите причастные обороты, объясните знаки препинания при них. - Причастия являются средством выразительности? Каким?( поющие двери, дребезжащий и стонущий звук; озаренной свечой, ночью, глядящею из сада; соловьем, обдающим сад - причастия являются эпитетами, которые употребляются в переносном значении и называются
метафорическими

эпитетами )
-Почему автор так много использует причастий и причастных оборотов? (Причастия и причастные обороты создают динамичную картину. Они не только образно описывают, характеризуют предмет, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Они энергичны, как глаголы и экспрессивны, как прилагательные, с помощью причастий автор во всех подробностях рисует мир, который ему так дорог. М. Ломоносов так говорил о причастиях: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе глагола и имени силу». Авторы художественных текстов используют эту их особенность, чтобы по- особому, ярко, динамично воздействовать на чувства читателей или слушателей.) Карточка. Составьте текст о роли причастий в художественной литературе. Причастия делают речь _______________, текст более _____________, __________, ______________. Они передают изменения, которые происходят с предметом или явлением и как всякое определение делают речь более _______________. Широко используя причастия, автор передаёт ______ _______________________. Глагольные признаки причастия помогают почувствовать ____________________, ______________________________, а признаки прилагательного в причастиях делают эти воспоминания _____________, _____________. Автор пробуждает в читателе ____________________________________, помогает обрести __________________________________ . Причастия делают речь выразительной, текст более ярким, образным, красочным. Они передают изменения, которые происходят с предметом или явлением и как всякое определение делают речь более поэтичной. Широко используя причастия, автор передаёт свои ощущения. Глагольные признаки причастия помогают почувствовать внутренний подъем, волнение рассказчика, а признаки прилагательного в причастиях делают эти воспоминания живыми, яркими. Автор пробуждает в читателе давно забытые чувства, помогает обрести душевную гармонию.)
5.Речеведческая характеристика текста.

-Сформулируйте тему данного фрагмента. (поющие двери) -Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания. -Определите основную мысль этого фрагмента. (старый дом навевает воспоминания об уюте родного дома, о гармонии и любви). 6.Рефлексия. -Что дает нам анализ текста? -Что нового вы узнали? 7.Домашнее задание: приготовить
выразительное
чтение текста. (1)Но самое замечательное в доме – были поющие двери. (2)Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. (3)Я не могу
сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет,- но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось: «Батюшки, я зябну!» (4)Я знаю, что многим очень не нравится этот звук; но я его очень люблю, и если случится иногда здесь услышать скрып дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинной подсвечнике, ужином, уже стоявшем на столе, майскою темною ночью, глядящею из сада сквозь растворенное окно, на стол, уставленный приборами, соловьем, обдающим сад, дом и дальнюю реку своими раскатами, страхом и шорохом ветвей … и боже мой, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний. (Н.В.Гоголь) (1)Но самое замечательное в доме – были поющие двери. (2)Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. (3)Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет,- но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось: «Батюшки, я зябну!» (4)Я знаю, что многим очень не нравится этот звук; но я его очень люблю, и если случится иногда здесь услышать скрып дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинной подсвечнике, ужином, уже стоявшем на столе, майскою темною ночью, глядящею из сада сквозь растворенное окно, на стол, уставленный приборами, соловьем, обдающим сад, дом и дальнюю реку своими раскатами, страхом и шорохом ветвей … и боже мой, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний. (Н.В.Гоголь)
1.Эмоциональная характеристика текста
.
-Опишите ваши впечатления от этого текста. (Созерцание? Умиление? Добрые чувства?) -Что рассказчик говорит о чувствах, которые обычно вызывает скрип дверей? -Какие чувства этот звук у рассказчика? -Почему рассказчик любит звук поющих дверей? -С чем связан этот звук в сознании рассказчика?
1.Эмоциональная характеристика текста
. -Опишите ваши впечатления от этого текста. (Созерцание? Умиление? Добрые чувства?) -Что рассказчик говорит о чувствах, которые обычно вызывает скрип дверей? -Какие чувства этот звук у рассказчика? -Почему рассказчик любит звук поющих дверей? -С чем связан этот звук в сознании рассказчика?
1.Эмоциональная характеристика текста
. -Опишите ваши впечатления от этого текста. (Созерцание? Умиление? Добрые чувства?) -Что рассказчик говорит о чувствах, которые обычно вызывает скрип дверей? -Какие чувства этот звук у рассказчика? -Почему рассказчик любит звук поющих дверей? -С чем связан этот звук в сознании рассказчика?
1.Эмоциональная характеристика текста
. -Опишите ваши впечатления от этого текста. (Созерцание? Умиление? Добрые чувства?) -Что рассказчик говорит о чувствах, которые обычно вызывает скрип дверей? -Какие чувства этот звук у рассказчика? -Почему рассказчик любит звук поющих дверей? -С чем связан этот звук в сознании рассказчика?
2.Языковая характеристика текста. Лингвистическое исследование.
-Каков стиль изложения в этом фрагменте? (Обыденная разговорная речь; стилистически нейтральное повествование; возвышенный, витиеватый слог, отличающийся от современной разговорной речи?)
-Какие языковые средства позволяют создать возвышенный стиль? Сколько предложений в этом тексте? Какие эти предложения? Слова каких частей речи употребляются чаще? Почему -Выпишите причастия из текста в таблицу Действительные причастия наст.вр. Действительные причастия пр.вр. Страдательные причастия наст. вр. Страдательные причастия пр.вр. -Как вы думаете, почему в тексте больше всего действительных причастий настоящего времени? -Подчеркните грамматические основы во 2 предложении. -В 3 и 4 предложениях выделите причастные обороты, объясните знаки препинания при них. - Причастия являются средством выразительности? Каким? -Почему автор так много использует причастий и причастных оборотов?
Карточка.
Составьте текст о роли причастий в художественной литературе. Причастия делают речь _______________, текст более _____________, __________, ______________. Они передают изменения, которые происходят с предметом или явлением и как всякое определение делают речь более _______________. Широко используя причастия, автор передаёт ______ _______________________. Глагольные признаки причастия помогают почувствовать ____________________, ______________________________, а признаки прилагательного в причастиях делают эти воспоминания _____________, _____________. Автор пробуждает в читателе ____________________________________, помогает обрести __________________________________ .
3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента. -Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания. -Определите основную мысль этого фрагмента.

3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента. -Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания. -Определите основную мысль этого фрагмента.
3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента. -Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания. -Определите основную мысль этого фрагмента.
3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента. -Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания. -Определите основную мысль этого фрагмента.
3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента. -Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания. -Определите основную мысль этого фрагмента.
3.Речеведческая характеристика текста.
-Сформулируйте тему данного фрагмента. -Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания. -Определите основную мысль этого фрагмента.


В раздел образования