Напоминание

"Технология развивающего обучения на уроках истории."


Автор: Кубаян Рузанна Леваевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ 31 им.В.В.Толкуновой
Населённый пункт: Белореченский район Краснодарского края
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Технология развивающего обучения на уроках истории."
Раздел: среднее образование





Назад




Технология развивающего обучения на уроках истории.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

С.И. Гессен

.

Когда

я

размышляю

о

смысле

и

значении

великой

профессии

- Учитель, я

вспоминаю

притчу:

Однажды Путешественник

увидел

трех

мужчин, которые толкали камни, и спросил каждого, что он делает. Первый

ответил:

“Толкаю

этот

камень,

будь

он

проклят”. Второй

сказал:

“Зарабатываю на хлеб для своей семьи”. А третий гордо произнес: “Я строю

прекрасный храм”.

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для

первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал

себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство.

Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека

во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою

работу. Также и я работаю в школе не потому, что мне больше нечего делать,

или это средство заработать, а верю, что творю, что-то большое

на благо

общества. Как? Проведя уроки!

Урок-это

педагогическое

изобретение,

которое

оказалось

столь

жизнеспособным,

что

и

в

наши

дни

остается

самой

распространенной

формой учебно-воспитательного процесса в школе.

Школьный предмет истории начинается не с фактов и дат, а с удивления

и формирования отношения к историческим событиям; обществознание же,

как изучение общества, опирается на способность осознания себя частью

этого общества.

Дать хороший (качественный) урок - дело непростое даже для опытного

учителя, куда там говорить уже обо мне. Это зависит от ряда факторов:

1.Понимание

и

выполнение

учителем

современных

требований

к

уроку,

определяемых социальным заказом.

2.Целей и задач.

3.Закономерностей и принципов учебного процесса.

4.Нацеленность

уроков

истории

на

овладение

учащимися

языком

отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества.

5.Творческой,

эмоциональной

атмосферы,

основанной

на

интересе

учащихся к содержанию урока и видам учебной работы

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных

ЗУН

на

формирование универсальных

учебных

действий,

на

развитие

самостоятельности. Потому что наиболее актуальной и востребованной в

общественной жизни оказывается компетентность в решении проблем.

Формированию

ключевых компетентностей способствует системно –

деятельностный подход, направленный на становление сознания и личности

ученика.

В своей работе использую различные формы и методы:

- эвристические беседы

- лекции

- интеллектуальные игры (кроссворды, задачи)

- речевые разминки

-

упражнения

на

развитие

психических

процессов

(внимания,

памяти,

мышления)

- экскурсии (по возможности)

Процесс развития ученика должен быть целостным, единым процессом.

Для обеспечения целостности и непрерывности формирования мыслительной

деятельности занятие должно включать следующие этапы:

Мотивация-Целеполагание-Планирование-Действие

по

реализации

плана-

Самоконтроль-Самоанализ-Оценка (диагностика)-Коррекция

Помочь в решении проблем по изучению истории может использование

приемов развивающего обучения. Формирование интеллекта начинается с

образных представлений об истории на эмоционально - нравственном уровне.

На

следующем

этапе

необходимо

привести

знания

в

простейшую

хронологически-пространственную

систему.

Далее

формируется

аналитическое

мышление,

т.е.

умения

выявлять

причинно-следственные

связи. Развивающее обучение стимулирует такие процессы, как восприятие,

внимание, мышление, память.

Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся

среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный

материал воспринимается не больше 7-8 минут.

1.

Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются

специальные приемы: Игра «Исторический портрет; История и кухня».

2.

На

уроках

истории

учащиеся

попадают

в

ситуацию,

когда

нужно

самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и

различия.

Эти

ситуации

возможны

в

ходе

исследовательской

работы.

Например, "Первые законы на Руси и Салическая правда».

3.

Малые

дидактические

приемы

помогают

учащимся

усвоить

большой

хронологический,

картографический,

историко-культурный

материал,

например,

викторины:

«Откуда

этот

отрывок?»

(на

знание

историко-

художественной литературы); « О каком событии идёт речь?» ; « Лишний»

4.

Интеллектуальные игры типа: «Что? Где? Когда?; Умники и умницы; Колесо

истории; Своя игра; Города».

5.

Ролевая

работа

формирует

умения

анализировать

исторические

события,

факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить

рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку

историческим событиям, деятелям, положению классов, например «Турнир

ораторов; Клуб путешественников; Путешествие в картинные галереи; «урок

– суд».

6.

Задание

когнитивного

типа

-

«проживание»

исторических

фактов,

побуждающие

ребенка

анализировать

и

включать

элементы

фантазий,

например, «Развитие образования в Древней Греции, рассказ: "Из жизни

исторического деятеля…..».

7.

Существуют

методы,

которые

параллельно

развивают

и

творческие,

и

интеллектуальные способности. Один из таких методов получил название

"Проект".

8.

Метод самоорганизации обучения позволяет учащимся самим разработать

план домашнего задания. Например, учащиеся после рассмотрения темы

«Предпринимательство» предпочли в качестве домашнего задания создание

своих бизнес-планов.

9.

Метод диспутов и дебатов для старшеклассников.

На

уроках

создаются

условия

для

развития

у

школьников

познавательных

интересов,

формирующих

стремление

ребёнка

к

размышлению и поиску, не боясь ошибочных шагов.

Но вся эта работа

требует длительной, целенаправленной работы

педагога и ученика.

Результаты нашей работы:

1.Участие

в

муниципальных

олимпиадах

(призовые

места):

(Каримов

Б.,

Гаврилов М., Швец Д., Васильева Е., Кузьмин К., Калиниченко А. )

2.

Участие

в

зональных

и

краевых

олимпиадах:

(Каримов

Б.-история,

Гаврилов М.-право)

3.Сдача ЕГЭ на 100 балов: (Каримов Богдан-история)

4. Успешная сдача экзаменов для поступления в ВУЗ (Карпенко К., Вознюк Т.,

Каримов Б. Санкт-Петербург)

5. Участие в районных, краевых и всероссийских конкурсах и олимпиадах:

Олимпус, Дети Невского, Фокс Форд, Салют Победы, Педагогика 21 века….

В

процессе

преподавания

истории

и

обществознания

должна

использоваться

технология

развивающего

обучения

и

синергетического

подхода (совместное действие, сотрудничество),

а задача учителя и школы

состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к

учению, внутреннюю мотивацию у детей. Поэтому на образовании лежит

ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха не только в

школе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, уже, будучи

взрослыми.

Приложение

Ребёнок

Родители

Учитель

конкурсы

ЦОР (цифровые

предметные кружки

Научно-практические

конференции

Олимпиады

Нестандартные

формы урока

консультации

Интеллектуальные

игры

экскурсии

Список используемой литературы

индивидуальный

подход

дополнительные

занятия

Исследовательская

деятельность

Многопрофильная

школа

Сотрудничество с

образовательными

учреждениями

1.

Аванесов

В.Г.

Методологические

и

теоретические

основы

тестового

контроля. Спб.; 2005

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве, Москва

«Просвещение»,

3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю

истории.

Основы

профессионального

мастерства.

Практ.

пособие.

М.:

Владос, 2010.

4.

Климушкина

Л.

Г.

Новое

в

преподавании

истории.

Познавательно-

исследовательский

комплект:

"Методика

учебного

исследования".

Пермь,

2012

5. Лернер И. Познавательные задачи в обучении истории.- М.: Просвещение,

2013

6.

Майоров

А.Н.

Теория

и

практика

создания

тестов

для

системы

образования. М., 2010



В раздел образования