Автор: Кубаян Рузанна Леваевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ 31 им.В.В.Толкуновой
Населённый пункт: Белореченский район Краснодарского края
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Технология развивающего обучения на уроках истории."
Раздел: среднее образование
Технология развивающего обучения на уроках истории.
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
С.И. Гессен
.
Когда
я
размышляю
о
смысле
и
значении
великой
профессии
- Учитель, я
вспоминаю
притчу:
Однажды Путешественник
увидел
трех
мужчин, которые толкали камни, и спросил каждого, что он делает. Первый
ответил:
“Толкаю
этот
камень,
будь
он
проклят”. Второй
сказал:
“Зарабатываю на хлеб для своей семьи”. А третий гордо произнес: “Я строю
прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для
первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал
себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство.
Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека
во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою
работу. Также и я работаю в школе не потому, что мне больше нечего делать,
или это средство заработать, а верю, что творю, что-то большое
на благо
общества. Как? Проведя уроки!
Урок-это
педагогическое
изобретение,
которое
оказалось
столь
жизнеспособным,
что
и
в
наши
дни
остается
самой
распространенной
формой учебно-воспитательного процесса в школе.
Школьный предмет истории начинается не с фактов и дат, а с удивления
и формирования отношения к историческим событиям; обществознание же,
как изучение общества, опирается на способность осознания себя частью
этого общества.
Дать хороший (качественный) урок - дело непростое даже для опытного
учителя, куда там говорить уже обо мне. Это зависит от ряда факторов:
1.Понимание
и
выполнение
учителем
современных
требований
к
уроку,
определяемых социальным заказом.
2.Целей и задач.
3.Закономерностей и принципов учебного процесса.
4.Нацеленность
уроков
истории
на
овладение
учащимися
языком
отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества.
•
5.Творческой,
эмоциональной
атмосферы,
основанной
на
интересе
учащихся к содержанию урока и видам учебной работы
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных
ЗУН
на
формирование универсальных
учебных
действий,
на
развитие
самостоятельности. Потому что наиболее актуальной и востребованной в
общественной жизни оказывается компетентность в решении проблем.
Формированию
ключевых компетентностей способствует системно –
деятельностный подход, направленный на становление сознания и личности
ученика.
В своей работе использую различные формы и методы:
- эвристические беседы
- лекции
- интеллектуальные игры (кроссворды, задачи)
- речевые разминки
-
упражнения
на
развитие
психических
процессов
(внимания,
памяти,
мышления)
- экскурсии (по возможности)
Процесс развития ученика должен быть целостным, единым процессом.
Для обеспечения целостности и непрерывности формирования мыслительной
деятельности занятие должно включать следующие этапы:
Мотивация-Целеполагание-Планирование-Действие
по
реализации
плана-
Самоконтроль-Самоанализ-Оценка (диагностика)-Коррекция
Помочь в решении проблем по изучению истории может использование
приемов развивающего обучения. Формирование интеллекта начинается с
образных представлений об истории на эмоционально - нравственном уровне.
На
следующем
этапе
необходимо
привести
знания
в
простейшую
хронологически-пространственную
систему.
Далее
формируется
аналитическое
мышление,
т.е.
умения
выявлять
причинно-следственные
связи. Развивающее обучение стимулирует такие процессы, как восприятие,
внимание, мышление, память.
Успех учебной деятельности зависит от внимания, однако у учащихся
среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный
материал воспринимается не больше 7-8 минут.
1.
Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются
специальные приемы: Игра «Исторический портрет; История и кухня».
2.
На
уроках
истории
учащиеся
попадают
в
ситуацию,
когда
нужно
самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и
различия.
Эти
ситуации
возможны
в
ходе
исследовательской
работы.
Например, "Первые законы на Руси и Салическая правда».
3.
Малые
дидактические
приемы
помогают
учащимся
усвоить
большой
хронологический,
картографический,
историко-культурный
материал,
например,
викторины:
«Откуда
этот
отрывок?»
(на
знание
историко-
художественной литературы); « О каком событии идёт речь?» ; « Лишний»
4.
Интеллектуальные игры типа: «Что? Где? Когда?; Умники и умницы; Колесо
истории; Своя игра; Города».
5.
Ролевая
работа
формирует
умения
анализировать
исторические
события,
факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить
рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку
историческим событиям, деятелям, положению классов, например «Турнир
ораторов; Клуб путешественников; Путешествие в картинные галереи; «урок
– суд».
6.
Задание
когнитивного
типа
-
«проживание»
исторических
фактов,
побуждающие
ребенка
анализировать
и
включать
элементы
фантазий,
например, «Развитие образования в Древней Греции, рассказ: "Из жизни
исторического деятеля…..».
7.
Существуют
методы,
которые
параллельно
развивают
и
творческие,
и
интеллектуальные способности. Один из таких методов получил название
"Проект".
8.
Метод самоорганизации обучения позволяет учащимся самим разработать
план домашнего задания. Например, учащиеся после рассмотрения темы
«Предпринимательство» предпочли в качестве домашнего задания создание
своих бизнес-планов.
9.
Метод диспутов и дебатов для старшеклассников.
На
уроках
создаются
условия
для
развития
у
школьников
познавательных
интересов,
формирующих
стремление
ребёнка
к
размышлению и поиску, не боясь ошибочных шагов.
Но вся эта работа
требует длительной, целенаправленной работы
педагога и ученика.
Результаты нашей работы:
1.Участие
в
муниципальных
олимпиадах
(призовые
места):
(Каримов
Б.,
Гаврилов М., Швец Д., Васильева Е., Кузьмин К., Калиниченко А. )
2.
Участие
в
зональных
и
краевых
олимпиадах:
(Каримов
Б.-история,
Гаврилов М.-право)
3.Сдача ЕГЭ на 100 балов: (Каримов Богдан-история)
4. Успешная сдача экзаменов для поступления в ВУЗ (Карпенко К., Вознюк Т.,
Каримов Б. Санкт-Петербург)
5. Участие в районных, краевых и всероссийских конкурсах и олимпиадах:
Олимпус, Дети Невского, Фокс Форд, Салют Победы, Педагогика 21 века….
В
процессе
преподавания
истории
и
обществознания
должна
использоваться
технология
развивающего
обучения
и
синергетического
подхода (совместное действие, сотрудничество),
а задача учителя и школы
состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к
учению, внутреннюю мотивацию у детей. Поэтому на образовании лежит
ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха не только в
школе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, уже, будучи
взрослыми.
Приложение
Ребёнок
Родители
Учитель
конкурсы
ЦОР (цифровые
предметные кружки
Научно-практические
конференции
Олимпиады
Нестандартные
формы урока
консультации
Интеллектуальные
игры
экскурсии
Список используемой литературы
индивидуальный
подход
дополнительные
занятия
Исследовательская
деятельность
Многопрофильная
школа
Сотрудничество с
образовательными
учреждениями
1.
Аванесов
В.Г.
Методологические
и
теоретические
основы
тестового
контроля. Спб.; 2005
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве, Москва
«Просвещение»,
3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю
истории.
Основы
профессионального
мастерства.
Практ.
пособие.
М.:
Владос, 2010.
4.
Климушкина
Л.
Г.
Новое
в
преподавании
истории.
Познавательно-
исследовательский
комплект:
"Методика
учебного
исследования".
Пермь,
2012
5. Лернер И. Познавательные задачи в обучении истории.- М.: Просвещение,
2013
6.
Майоров
А.Н.
Теория
и
практика
создания
тестов
для
системы
образования. М., 2010