Автор: Тараканова Галина Ивановна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МКОУ "Береславская СШ"
Населённый пункт: п. Береславка Калачевского муниципального района Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе".
Раздел: среднее образование
Тараканова Галина Ивановна,
МКОУ «Береславская СШ»
Волгоградская область,
учитель биологии
«Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном
процессе».
Решение задач формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся на
уроках биологии осуществляется
в соответствии с комплексным подходом к
обучению и воспитанию школьников. На уроках биологии, в курсе «Здоровье»,
внеурочной
деятельности
систематически
и
целенаправленно
организуется
здоровьесберегающая
деятельность.
В
реализации
здоровьесберегающей
деятельности
тесное
взаимодействие
с
учащимися,
их
родителями,
с
медицинскими
работниками,
коллегами,
планирование
работы
с
учетом
приоритетов
сохранения
и
укрепления
здоровья
учащихся.
Урочная
деятельность
по
здоровьесбережению
включает
следующие
направления:
медико-гигиеническое
(педагог
-
медицинский
работник
–
ученик);
экологическое
(создание
гармоничных
взаимоотношений
с
природой);
психодиагностическое (психолог – учитель – родитель – ученик).
В 5- 7-х классах проводились уроки валеологии по программе под редакцией
профессора
Волгоградского
медицинского
университета
К.В.
Гаврикова,
в
настоящее время преподается курс «Здоровье» в среднем звене. Разработаны и
используется
на
практике
система
уроков
биологии,
составляющими
элементами
которых
являются
осуществление
психолого-
педагогической
диагностики,
применение
динамических
пауз
в
ходе
урока,
использование
игровых технологий; составление памяток и рекомендаций по профилактике
умственных
и
психических
перегрузок;
возникновению
инфекционных
заболеваний; соблюдению учащимися гигиены питания. Результатами работы с
учащимися по данной программе являются:
формирование потребности у
школьников в здоровом образе жизни, подготовка их к оптимальному решению
проблем подросткового периода.
Исходя из того, что в предмете биологии совместная деятельность учителя и
учащихся, направленная на здоровьесбережение, очень разнообразна, на разных
этапах
урока
и
во
внеклассной
работе
используется
система
различных
современных форм, методов педагогической работы. В своей образовательной
деятельности
систематически применяются элементы игровой и проектной
деятельности. Применение этих технологий способствует созданию условий для
учащихся,
в
которых
они
получают
возможность
реализовывать
свои
способности, ощущать собственную значимость, что обеспечивает комфортное
эмоциональное состояние школьников.
Смена видов деятельности также дает положительный результат, позволяет
избегать
утомляемости
и
повышает
уровень
учебной
продуктивности,
способствует
формированию
адекватной
рефлексии
как
основы
для
полноценного
умственного,
физического
и
эмоционального
здоровья
подростков.
Согласно программе
проводится много уроков - экскурсий с учащимися на
пришкольном участке, в парковой зоне, на водоеме.
Пребывая
на свежем
воздухе,
школьники
находятся
в
движении,
занимаются
наблюдениями
за
природой,
исследуют
влияние
природной
среды
на
здоровье,
обучаются
навыкам экологической культуры, созданию гармонических взаимоотношений с
природой.
Такая система работы приводит к положительным результатам,
уменьшению
пропусков
по
болезни,
снижению
вредных
привычек,
предотвращению усталости и утомления школьников.
Психодиагностическое
направление
здоровьесбережения
предусматривает
в
работе
систему
наблюдений,
проведение
анкетирования,
социологических
исследований,
использование
соответствующих
психодиагностических
методик,
что
способствует
выявлению
психоэмоционального
настроения
учащихся, уровня их адаптации и
развития, отношения родителей к детям.
Опыт
работы по данному направлению позволяет делиться
с коллегами на
методических
семинарах
по
теме:
«От
здоровьесберегающих
к
здоровьеразвивающим технологиям».