Автор: Лунева Юлия Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Павловская СОШ"
Населённый пункт: село Павловка
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Невидимые нити"
Раздел: начальное образование
Конспект урока
по предмету
«Окружающий мир»
в 3 классе
Учитель: Лунева Юлия Вячеславовна, Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная
школа», с. Павловка, Обоянский район, Курская область.
Тема: «Невидимые нити»
УМК: «Перспектива»
Целевые установки урока:
Формирование УУД в предметной области «Окружающий мир»:
Предметные:
- познакомить с группами животных по особенностям питания;
- дать понятие о цепях питания;
- закрепить имеющиеся знания о способах защиты животных.
Метапредметные:
-формировать умение слушать, воспринимать информацию на слух, умение
работать с материалами учебника, отбирать информацию в соответствии с
заданием;
Личностные:
- воспитывать понимание взаимосвязей в природе, необходимости бережного
отношения к природе в целом.
Задачи урока:
- формировать экологическую грамотность учащихся;
- развивать умение сравнивать, анализировать, рассуждать, устанавливать
причинно – следственные связи;
- воспитывать понимание взаимосвязи и взаимозависимости в растительном
и животном мире.
Планируемые результаты:
1.
личностные:
1.1положительное отношение к изучению премета «Окружающий мир»;
1.2 понимание взаимосвязей в природе;
1.3понимание необходимости бережного отношения к природе;
1.4умение работать вместе с одноклассниками в команде для выполнения
поставленной учебной задачи.
2.
метапредметные:
2.1.
умение слушать, воспринимать информацию на слух;
2.2.
умение работать с материалами учебника, извлекая информацию;
2.3.
умение отбирать информацию в соответствии с поставленной
учебной задачей;
2.4.
умение оценивать результат своей учебной деятельности в
соответствии с учебной задачей.
3.
предметные:
3.1 знать группы животных по особенностям питания;
3.2 знать значение понятия «цепи питания»;
3.3. знать и называть различные способы защиты животных от
естественных врагов.
Оборудование:
для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,
мультимедийная презентация, видеоролик с песней «В траве сидел
кузнечик…» (сл. Н.Носова), маски, 3 толстых нити (шнурка) длиной около
50 см, изображение цветочной поляны (на листе ватмана);
для учащихся: цветные карандаши (фломастеры), клей, картинки с
изображением различных животных, листы бумаги формата А3, стилус,
карточки (цветы) для этапа рефлексии.
Основные понятия: цепи питания, растительноядные, насекомоядные,
хищные, всеядные.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
Звучит песня « В траве сидел кузнечик…» (слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я не случайно начала с этой
веселой, всем вам знакомой песенки. Она поможет нам выяснить – какова же
тема сегодняшнего урока.
Выяснение темы, постановка целей урока
- Скажите, кто главные действующие лица этой песенки? (Кузнечик и
Лягушка) .
- Давайте разыграем текст песенки, как пьесу. Кто желает поучаствовать?
(к доске по желанию вызываются трое учащихся)
- Один из Вас будет изображать Кузнечика, другой – Лягушку, а третий –
Зеленую травку. (детям раздаются маски)
- Итак, что делал Кузнечик? ( подвести к ответу – ел травку)
- Значит, Кузнечик и травка связаны между собой? (да)
- Покажем эту связь. (протягиваем ниточку от одного учащегося к другому)
- А что в песне сделала Лягушка? (съела Кузнеца)
- Лягушка и Кузнечик связаны между собой? (да)
- Покажем эту связь (протягиваем еще одну ниточку).
- Что у нас получилось? (подвести к ответу – цепочка).
- А теперь предположите – какова будет тема нашего урока? (подвести к
ответу – связь животных и растений)
- Молодцы. Предположите, чему мы сможем научиться сегодня на уроке?
(ответы детей)
II. Актуализация знаний (слайд 2)
- Мы с вами уже говорили о том, какие связи есть в осеннем и зимнем лесу.
Как мы называли эти связи? (невидимые нити)
- Все ли животные питаются одинаковой пищей? (нет)
- Вспомним, какую пищу употребляют различные животные (слайд 3)
Фронтальная работа – установить связь между картинками (животные и
растения)
- Есть ли взаимосвязь в связи с особенностями питания животных? (да)
- Как можно назвать эти взаимосвязи, эти невидимые нити? (Вспомните
начало урока) (Подвести к ответу - цепочки).
- Совершенно верно, это цепочки, или цепи питания.
III. Выявление места затруднения и причины затруднения
Проблемная ситуация:
- Для чего вообще необходимо питаться растениям, животным, человеку?
(чтобы жить)
- Предположите, что будет, если животное или растение не будет получать
необходимую, привычную пищу? (погибнет)
- Верно. Сейчас я хочу предложить вам одно интересное задание. Посмотрите
на экран. (слайд 4) Перечислите животных, которые здесь изображены.
( олень, корова, заяц, бобр, лиса)
- Какое животное здесь лишнее? (лиса, питается другими животными)
- Какие взаимосвязи или цепи питания Вы здесь увидели?
- А каким словом можно назвать остальных ( подвести к ответу –
растительноядные) (слайд 5)
- Какие взаимосвязи или цепи питания Вы здесь увидели?
- А какое животное лишнее на этом слайде? (слайд 6 – волк, сова, змея, коза)
- Каким одним словом назвать остальных? (хищники)
- Какие цепи питания мы можем видеть здесь?
- Назовите лишнее животное на этом слайде. Будьте внимательны. (слайд 7 –
ласточка, трясогузка, орел)
- Как назвать этих животных? (насекомоядные)
- Какие цепи питания Вы увидели?
- И, наконец, самое трудное задание. Какое из этих животных лишнее и
почему? ( ёж, барсук, медведь, заяц), (слайд 7)
- Как можно назвать животных, которые едят и растительную, и животную
пищу, т. е. ЕДЯТ ВСЁ? (всеядные)
- Какие цепи питания представлены здесь?
- Сформулируйте вывод ( подвести к ответу – животные делятся на группы
по способу питания). (слайд 8) (метод кластера)
Физкульт. минутка
IV. Построение проекта выхода из затруднения
1. Работа с учебником – с. 95
- Рассмотрите таблицу на с. 95. Что изображено в верхнем ряду? (осина –
заяц – волк). Объясните взаимосвязь. (это цепь питания).
- Объясните взаимосвязь во втором ряду (дуб – мышь – сова); в третьем (дуб
– мышь – змея – орел).
- Предположите, что было бы, если бы из цепочки осина-заяц-волк исчезло
бы звено «осина»; «волк».
- Можно ли сказать, что в природе все взаимосвязано? Есть ли лишние
животные или растения в природе?
V.Реализация построенного проекта
- Мы говорим, что цепи питания начинаются с растений. Но ведь растения
тоже должны питаться. Чем питаются растения? (соли, минеральные
вещества).
-Значит, на самом деле, цепи питания начинаются с неживой природы.
Проблемный вопрос:
- А может ли человек повлиять на цепи питания, существующие в природе?
- Давайте разберемся в этом вопросе. Нам пришло письмо от китайских
экологов. Прослушайте его и скажите – какие цепи питания вы узнали, и как
человек может повлиять на цепи питания в природе.
Чтение стихотворения (учителем)
Хулиганы – воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай.
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали –
Сколько зерен потеряли.
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.
Перебили всех подряд.
Ждут – каков же результат.
Поначалу, в самом деле,
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда –
Отворяйте ворота.
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
- Итак, какие цепи питания вы смогли узнать? (зерно – насекомые - воробьи).
- Как же можно решить проблему? (ответы детей).
- Давайте послушаем:
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все с плеча рубить,
Можно дело…загубить.
- Так как же человек может повлиять на цепи питания в природе?
- Можно ли бездумно истреблять животных или растения?
VI.Первичное закрепление во внешней речи
Групповая работа – составление цепей питания
- Для выполнения следующего задания я прошу вас поделиться на группы –
группа первого и группа второго ряда. Каждая группа получает задание:
составить цепи питания из предложенных вам картинок. На выполнение
задания у вас будет 3 минуты. После выполнения задания 1 человек от
группы будет представлять работу у доски.
* Рефлексия (сигнальные карточки) – Вам было легко или трудно выполнять
это задание?
Сообщения учащихся
- Как Вы думаете, если у разных животных разные естественные враги в
природе, то способы защиты от этих врагов у них должны быть
одинаковыми, или разными? (разными)
- А приспособления для добывания пищи могут быть одинаковыми?
- Давайте послушаем сообщения ребят на эту тему.
1 ученик – сообщение о способах защиты от естественных врагов. (слайд 15)
2 ученик – сообщение о приспособлениях для добывания пищи. (слайд 16)
- Сформулируйте вывод (подвести – у разных животных разные способы
защиты от естественных врагов и разные приспособления для добывания
пищи).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Индивидуальная работа - работа в рабочей тетради с последующей
самопроверкой - №5
VIII. Включение знаний в систему и повторение
Задание: соединить на экране (с помощью стилуса) изображения животных и
растений так, чтобы получились пищевые цепочки.
Чтение стихотворения (учителем):
-В завершение нашего урока я хочу прочитать Вам стихотворение.
Послушайте и скажите – как оно связано с темой сегодняшнего урока.
Миллион томов, а не 4
Нужно, чтобы в красках описать.
Войну и мир в животном мире
Нам невозможно отрицать:
Ягнёнка любит волк – сосед,
Но лишь как блюдо на обед.
Да и у мышек без кота
Была бы жизнь уже не та!
Беседа по вопросам
- О чем мы с Вами говорили сегодня на уроке?
- Достигли ли мы, по – Вашему, поставленной цели?
- А как по – Вашему, каким звеном заканчиваются все цепи питания?
(бактерии). Верно, но об этом мы поговорим уже на следующих уроках.
Домашнее задание: учебник, с.97 – вопросы и задания
IX. Рефлексия учебной деятельности
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке – на нашу полянку прикрепите
1 из трех Ваших цветков – красный – если Вы недовольны своей работой и у
вас не получилось выполнить ни одно из заданий, желтый – если считаете
свою работу удовлетворительной, у вас получилось выполнить хотя бы одно
задание, белый – если Вы работали хорошо, и Вам удалось выполнить все
задания на уроке.