Напоминание

"Способствовать развитию творческих способностей дошкольников в процессе организации конструирования из бумаги в технике оригами "


Автор: Башлакова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №120 "Семицветик"
Населённый пункт: г.Брянск Брянская обл.
Наименование материала: Опыт работы по использованию техники оригами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. ..
Тема: "Способствовать развитию творческих способностей дошкольников в процессе организации конструирования из бумаги в технике оригами "
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста в процессе организации

конструирования из бумаги в технике оригами»

Введение:

Современные социально - экономические условия побуждают систему

образования уделять большое внимание проблемам творчества и

формированию у детей качеств творческой личности в процессе обучения и

воспитания. Творчество – всегда результат работы мысли, создающей нечто

новое, ведущей к открытиям, решению жизненных практических задач.

Творчество наполняет жизнь ребенка радостью, возбуждает потребность в

знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска.

Ребенок

с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть

необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен

принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него

свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

Поэтому важно чтобы все виды детской деятельности старшего дошкольника

имели творческое начало.

Одним из видов художественно творческой деятельности является

конструирование бумаги. Использование технологии «Оригами» при

конструировании из бумаги позволяет сделать данный процесс креативным.

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребенок," – утверждал В. А. Сухомлинский.

Актуальность этой работы заключается в том, что оригами как вид

конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности,

мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение.

Цель: «Способствовать развитию творческих способностей

дошкольников в процессе организации конструирования из бумаги в

технике оригами »

Задачи:

1.Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми

формами оригами;

2.Формировать умения следовать устным инструкциям;

3.Обучать различным приемам работы с бумагой;

4.Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

обогащать словарь ребенка специальными терминами

;

5.

Создавать конструкции по образцу, заданных условий, пооперационным

картам, схемам;

6.Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения,

развивать мелкую моторику рук и глазомер;

7. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей

детей (создание детьми атрибутов для сюжетно- ролевых и дидактических

игр, игр-драматизаций. Использование детских поделок для оформления

интерьера группы или дома.)

Таблица анализа результатов развития творческих способностей

дошкольников в процессе организации конструирования из бумаги в технике

оригами .

Умение детей

Результаты

Начало года

1

Знание основных базовых форм и

умение их самостоятельно

изготовить

65 %

2

Умение изготовить самую

несложную поделку, следуя за

показом педагога и слушая устные

пояснения

63%

3

Умения украсить свою поделку,

добавляя недостающие

детали(нос, глаза, усы т.д.)

55%

4

Создание творческих композиций

с изделиями, выполненные в

технике оригами

70%

5

Умение изготовить

самостоятельно поделку от начала

до конца по образцу

72%

6

Точность и аккуратность

выполнения поделки

60%

7

Умение самостоятельно и

справедливо оценивать конечный

результат своей работы

56%

8

Итоговый результат

63%

Основная часть.

Оригами – это японское искусство складывание бумаги. Оригами не

просто развлечение. Предмет “оригами” предполагает не только знакомство

со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование

радостного для ребят занятия с целью развития у них целого комплекса

навыков:

развивает конструктивное мышление детей;

развивает творческое воображение, художественный вкус;

знакомит детей с основными геометрическими понятиями {угол,

сторона, квадрат, треугольник и. т. д);

развивает глазомер, обогащает словарь специальными терминами;

активизирует мыслительные процессы;

развивает пространственное воображение, память, творческие и

исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую

мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих

силах и способностях;

В процессе конструирования из бумаги у ребенка возникает необходимость

соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со

словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в

практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий.

Бумага – это универсальный и самый доступный для ребенка материал. Это

первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать

неповторимые изделия. Устойчивый интерес детей к конструированию из

бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой

простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя

художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично

творческим человеком. Эта работа позволяет детям проявлять свои

творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки.

Реализация

поставленных

задач

предполагает

осуществление

специально

организованных занятий,

в

процессе

которых

дети

получают

знания,

навыки по изучаемым темам.

Наши занятия –это путешествие по стране восходящего солнца- Японии. Мы

знакомимся с культурой, обычаями, традициями этой страны. Мы побывали

на празднике Ханами, любовались сакурой, делали японский символ шар

касадаму,

складывали

журавликов

Цуру

для

японской

девочки

Садаки

Сасаки, узнали легенду про кошечку Манеки –Неко, которая приманивает в

дом счастье и удачу, читали японские стихи Хокку.

Работа проводится в 5 этапов:

1.Ознакомление со свойствами бумаги.

2. Ориентировка в пространстве на квадратном листе бумаги.

3. Изготовление простейших игрушек.

4. Изготовление сложных игрушек.

5. Изготовление сюжетных композиций.

Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии

используется

дополнительный

материал:

стихи,

загадки,

сведения

о

предполагаемом предмете складывания.

1.

Подготовка к занятию (установка на работу).

2.

Повторение

пройденного

(выявление

опорных

знаний

и

представлений):

повторение названия базовой формы;

повторение действий прошлого занятия;

повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники

безопасности.

3.

Введение в новую тему:

загадки,

стихи,

раскрывающие

тему

занятия;

энциклопедические

сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц,

насекомых; интересные истории и т.п.);

показ образца;

рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

повторение правил складывания.

4.

Практическая часть:

показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме,

технологической

карте,

в

зависимости

от

уровня

подготовки

и

сформированности навыков);

вербализация

учащимися

некоторых

этапов

работы

(расшифровка

схемы: «Что здесь делаю?»);

текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану,

технологической карте;

оформление,

отделка

игрушки,

приклеивание

ее

на

фон

или

в

композицию;

анализ

работы

учащегося

(аккуратность,

правильность

и

последовательность выполнения, рациональная организация рабочего

времени,

соблюдение

правил

техники

безопасности,

творчество,

оригинальность, эстетика).

Занятий по оригами реализовывались через разные виды деятельности.

• Учебная деятельность

• Дидактические игры

• Наблюдения

• Театральная деятельность

• Ролевые игры

• Пальчиковые игры

• Чтение художественной литературы

• Трудовая деятельность

• Взаимодействие с родителям

Предварительная работа

Знакомство с культурой и традициями Японии(символами,

талисманами), через использование мультимедийных средств.

ознакомление с условными знаками

ознакомление с базовыми формами

Использовались дидактические игры «Назови правильно», «Сложи

правильно»

В процессе работы использовались следующие методы и формы

обучения:

В

процессе

занятий

используются

различные

формы

занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники,

соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

наглядный

(показ

видео

и

мультимедийных

материалов,

иллюстраций,

наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую

информацию

репродуктивный

учащиеся

воспроизводят

полученные

знания

и

освоенные способы деятельности

частично-поисковый

участие

детей

в

коллективном

поиске,

решение

поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Принципы реализации поставленных задач:

Принцип

наглядности.

Предполагает

широкое

представление

соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации,

образцы, схемы.

Принцип

последовательности.

Предполагает

планирование

изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к

сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип

занимательности

изучаемый

материал

должен

быть

интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у

детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к

достижению результата.

Принцип

тематического

планирования

материала предполагает

подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип

личностно-ориентированного

общения.

В

процессе

обучения дети выступают как активные исследователи окружающего

мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

Партнерство,

соучастие

и

взаимодействие

приоритетные

формы

общения педагога с детьми.

Обучению детей конструированию из бумаги, используется

поэтапный показ изготовления поделок:

объяснение последовательности выполнения поделки

обследование готового образца

вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта .

Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, за несколько дней

до занятия в уголке ручного труда организовывается небольшая выставка

образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, дети обращают

внимание , из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между

собой. Часто используется индивидуальный показ нового приема, способа

действия.

Для того чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей

более доступен, дети познакомились с пооперационной картой

Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной

фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что

сделать потом и т.д. Испытывая трудности на каком-то этапе, дети

разворачивали заготовку на пооперационной карте и по сгибам складывали её

вновь.

Работа с детьми основана на последовательной системе “от простого к

сложному”. После того, как дети освоили технику выполнения поделок на

основе пооперационных карт, были введены схемы.

Оригами – это продуктивный вид деятельности, в группе создана творческая

мастерская. Здесь все нужное для работы: белая и цветная бумага. Сами

декорируем ее, используем для этого различные способы, «набрызг»,

«печатанье»,ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры или маркеры

для рисования отдельных элементов, пооперационные карты, схемы

складывания базовых форм, дидактические игры «Назови правильно.»

Решение поставленных задач предусматривает работу с родителями:

регулярное индивидуальное консультирование;

совместное выполнение работ родителей и детей с целью

ознакомления родителей с особенностями оригами, способами

изготовления поделок и т.д.

Формы подведения итогов выполнения работ.

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок детских работ.

Проводя промежуточную и заключительную диагностическую работу,

можно

отметить

положительную

динамику. Анализ

показателей

уровня

усвоения детьми знаний и умений в начале и в конце обучения выявил рост

значений по всем категориям диагностического исследования.

Умение детей

Результаты

Начало года

Конец года

1

Знание основных базовых форм и

умение их самостоятельно

изготовить

65 %

85%

2

Умение изготовить самую

несложную поделку, следуя за

показом педагога и слушая

устные пояснения

63%

88%

3

Умения украсить свою поделку,

добавляя недостающие

детали(нос, глаза, усы т.д.)

55%

75%

4

Создание творческих композиций

с изделиями, выполненные в

технике оригами

70%

78%

5

Умение изготовить

72%

82%

самостоятельно поделку от

начала до конца по образцу

6

Точность и аккуратность

выполнения поделки

60%

85%

7

Умение самостоятельно и

справедливо оценивать конечный

результат своей работы

56%

66%

Итоговый результат

63%

78%

Цели и задачи, поставленные в начале исследования, достигнуты.

Выводы.

Проводимая работа раскрывает творческий потенциал, обогащает

внутренний мир, развивает интересы и способности каждого ребёнка,

учитывая мир чувств, потребностей и эмоций воспитанников. Оригами –

удивительное искусство, помогающее развитию детского воображения,

творческих задатков, фантазии, художественного вкуса, способности

анализировать и находить верное решение логических задач.

Я буду продолжать знакомить детей с искусством японской культуры,

знакомить с культурой и традициями Японии, изучать историю и техники

оригами.

Готовые поделки широко используем в других видах детской деятельности,

особенно игровой. С помощью бумажных фигурок показываем

театрализованные представления, инсценируем знакомые стихи и песенки.

Сложенные из бумаги мебель, транспорт, домики используем как атрибуты

для сюжетно-ролевых игр. Поделки детей участвуют в тематических

выставках , проводимых в детском саду . Работа в технике оригами – это

настоящее творчество, которое увлекло ребят, наша группа превратилась в

сказочный островок: здесь и летающие динозавры и бабочки, белые медведи,

лягушата, одним словом наши дети занимаются интересным делом, они

творцы и это самое большое счастье для педагога. «Творческая работа – это

прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд». (Н.

Островский.)

Совместными усилиями сумели помочь нашим малышам войти в чудесный

мир оригами. Дети стали более внимательны, усидчивы, занимаются с

интересом, сами пытаются что-то изобрести, придумать. Этого было очень

нелегко достичь, но это получилось!

Литература:

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург,

«Литера», 1997

2.

Афонькин

С.Ю.,

Афонькина

Е.Ю.

Цветы

и

вазы

оригами.

С-Пб,

«Кристалл», 2002

3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

4. Богатова И. Оригами . Цветы. «Мартин», 2007

5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004

6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008

7. Юрина Н.Г. Энциклопедия «Я познаю мир», Москва «ЭКСМО

»

8. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных

программ // Педагогические технологии, 2004 г., № 2, с.84-85.

9. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих

способностей // Психологический журнал, 1995, №5, с. 49-58.

10. Вайнцвайг И. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.

11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,

1991.

12. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1981

г., с. 55-56.

13. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических

исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М., 1987

1. Агапова, И. 100 лучших оригами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. -

М.: Лада, 2009. - 240 c.

2. Анистратова, А. А. Оригами / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. - М.:

Оникс, 2008.

3. Афонькин, С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей /

С. Афонькин. - М.: Bestiary, 2017. - 664 c.

4. Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014. - 177 c.

5. Водяная, Л.А. Оригами - чудеса из бумаги / Л.А. Водяная. - М.: Феникс,

2010. - 853 c.

6. Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2009.

- 805 c.

7. Гарматин, А. Оригами делаем сами / А. Гарматин. - М.: Владис, 201



В раздел образования