Напоминание

"Компетентность концертмейстера ДМШ и ДШИ в современных условиях"


Автор: Баудер Татьяна Георгиевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №1 им.М.И.Глинки"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Компетентность концертмейстера ДМШ и ДШИ в современных условиях"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДМШ №1 им. М. И. Глинки»

Методическая разработка

Компетентность концертмейстера ДМШ И ДШИ в

современных условиях

Концертмейстер высшей

квалификационной категории, почетный работник среднего

профессионального образования РФ

Баудер Т.Г.

Смоленск, 2017

Данная методическая разработка, основанная на обобщении личного опыта

автора в области концертмейстерского искусства, может быть полезной для

молодых специалистов, выбравших для себя профессию концертмейстера.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка…………………………………………………4

2.

Ключевые и профессиональные компетенции концертмейстера…5

3.

Модель профессиональной компетентности концертмейстера…11

4.

Заключение………………………………………………………….....11

5.

Список литературы……………………………………………….......13

3

Пояснительная записка

Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы

России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом,

ведут

к

большим

изменениям

в

системе

отечественного

музыкального

образования. Сегодня новые федеральные государственные образовательные

стандарты (ФГОС) все настойчивее входят не только в массовую школу, но и

в

учреждения

дополнительного

образования.

Именно

система

дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не

только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить

его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться

за себя и реализовывать свои идеи.

Анализ

материалов

по

введению

ФГОС

нового

поколения

свидетельствует о том, что авторы особую роль отводят педагогу: он сам

должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске,

самообразовываться, самосовершенствоваться. Работая по новым стандартам,

актуализируется

проблема

повышения

профессиональной

компетентности

педагога, чтобы развивать личность, надо быть компетентным.

Не

составляют

исключение

и

концертмейстеры

учреждений

дополнительного образования.

Концертмейстерство

-

целостное

явление,

включающее

в

себя

педагогику

и

исполнительство,

которые

в

рамках

данной

профессии

приобретают

новые

специфиче ские

о собенно сти.

М а с т е рс т во

концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только

огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских

д а р о в а н и й .

Для педагога по специальному классу- концертмейстер- правая рука и

первый

помощник,

музыкальный

единомышленник.

Для

солиста

(инструменталиста)- концертмейстер- он и помощник, и друг, и наставник , и

тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый

концертмейстер-

оно

завоевывается

авторитетом

солидных

знаний,

постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в

достижении нужных художественных результатов при совместной работе с

солистами,

в

собственном

музыкальном

совершенствовании.

Специфика

работы концертмейстера в ДМШ требует от него

особого универсализма,

мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с

учащимися различных специальностей.

Изучение современных психолого-педагогических исследований

(В.А. Адольф, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина,

O.E. Лебедев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Г. Татур, А.П.

Тряпицына, A.B. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) свидетельствует о наличии

4

компетентностного подхода,

о

развитии

компетенций

в

ус лов иях

модернизации отечественного образования.

Следовательно, одна из актуальных задач современного музыкального

образования

-внедрение

в

образовательный

процесс

компетентностного

подхода,

т.е.

ориентация

на

целенаправленное

развитие

ключевых

и

профессиональных компетенций музыканта-концертмейстера, основанных на

готовности

концертмейстеров

использовать

усвоенные

знания

и

способы

деятельности в реальной жизни для решения практических задач, в том числе

и

исполнительских.

В

настоящее

время

деятельность

концертмейстера

предполагает

не

только

узконаправленную

деятельность

(музыкальное

сопровождение занятий), но и необходимость тесной взаимосвязи элементов,

входящих в понятия «концертмейстер» и «педагог».

Ключевые и профессиональные компетенции концертмейстера

Понятие

компетентность,

компетенции,

компетентностный

подход

в

России получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о

проблемах и путях российского образования.

Понятие «компетентность» различными авторами и в разные времена,

трактовалось по-разному.

Компетентность - способность применять знания, умения, личностные

качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной

области .

Профессиональная компетентность - это способность действовать на

основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной

области

профессиональной

деятельности.

Развитие

профессиональной

компетентно сти

концертмейстера

-

это

развитие

т в о рч е с ко й

индивидуальности,

восприимчивости

к

педагогическим

инновациям,

способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Концертмейстер

должен

обладать

ключевыми

компетенциями

и

профессиональными

компетенциями.

Ключевые

компетенции

-это

компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с

его

успехом

в

профессиональной

деятельности

в

быстроизменяющемся

обществе.

В

современных

исследованиях,

посвященных

профессиональной

подготовке

концертмейстера,

наблюдается

некоторая

хаотичность.

Специальных

исследований,

рассматривающих

проблему

формирования

концертмейстерской

компетентности

в

настоящее

время

нет.

Имеются

отдельные

музыковедческие, исполнительские и

педагогические

версии.

В

некоторых исследованиях освещаются отдельные аспекты компетентности,

например, умение читать нотный текст с листа (А.Д. Алексеев, A. Баренбойм,

P.A. Верхолаз, К.А. Цатурян и др.); умение музыкального редактирования

(А.Б. Гольденвейзер,

М.Д.

Корноухов

и

др.);

специфика

р а б от ы

5

аккомпаниатора с солистом (К.Л. Виноградов, M. Живов, Е.М. Шендерович и

др.) и т.д.

При несомненной значимости перечисленных и других работ по данной

проблематике

недостаточно

освещенными

остаются

некоторые

существенные

вопросы. Структура

профессиональной

компетентности

концертмейстера нуждается

не

просто

в

уточнении

и

дополнении,

а

в

разработке, т.к. в музыкальном образовании еще только намечается переход

«на язык компетенций».

Главный вопрос- теоретические представления о

сущностной

природе

и

специфике

концертмейстерской

компетентности.

Таким образом, существуют противоречия: между актуальностью, высокой

практической

значимостью

формирования

компетентностей

у

концертмейстера

и

недостаточной

разработанностью

в

психолого-

педагогической науке теоретических представлений о сущности и специфике

данной интегративной способности концертмейстера. Проблема повышения

уровня

профессиональной

компетентности

концертмейстера,

способного

свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный

процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии

обучения

и

воспитания

является

актуальной

в

современных

социально-

экономических условиях.

Социально-педагогиче ская

з н ач и м о с т ь

проблемы

формирования

компетентности

концертмейстера

ДМШ

и

ее

недостаточная

теоретическая

и

методическая

разработка

обусловили

актуальность

и

дали

основания

для

определения

темы

моей

работы:

"Компетентность концертмейстера ДМШ и ДШИ в современных условиях".В

данном исследовании

рассмотрим группы ключевых и профессиональных

компетенций

и

на

их

основе

создадим

модель

профессиональной

компетентности концертмейстера.

Определим

группу

ключевых

компетенций,

актуальных

в

рамках

профессиональной деятельности концертмейстера.

1.Ценностно-смысловая компетенция.

Эта компетенция связана с ценностными представлениями

концертмейстера, его способностью видеть и понимать окружающий мир,

осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые установки

для

своих

действий.

Эта

компетенция

обеспечивает

механизм

самоопределения

концертмейстера

в

ситуациях

учебной

и

концертной

деятельности.

2. Психолого-педагогическая компетенция.

Этот

вид

компетентности

включает

в

себя

необходимость

знать

особенности и свойства каждого возрастного этапа в жизни человека, а также

управлять процессами профессионально-личностной деятельности, контроля

за своими эмоциональными проявлениями. Например, эти умения помогут

концертмейстеру

правильно

подобрать

музыкальный

материал,

методы

и

формы

обучения

в

учебно-воспитательной

работе,

согласно

каждому

возрастному этапу.

6

Концертмейстер работает в сотворчестве с педагогом. Эта совместная

деятельность является основополагающей при рассмотрении педагогической

компетентности концертмейстера в условиях дополнительного образования.

Концертмейстеру отводится роль давать теоретические знания по музыке

(например, на занятиях хореографией учащиеся знакомятся с музыкальной

азбукой). Исполняя музыку, концертмейстер учит самой музыкой, побуждая

обучаемых

к

творческим

поискам

наиболее

выразительных

способов

передачи художественного образа. Тем самым он:

-

выполняет

социальный

заказ

на

формирование

духовно-нравственной

личности

подрастающего

поколения,

осознающей

ценность

музыкальной

культуры человечества;

-

реализует

образовательные

программы

и

воспитательной

деятельности

учреждения.

В

плане

программно-целевого

подхода

к

обучению

и

воспитанию

концертмейстер

совместно

с

педагогами

внедряет

технологию

проектирования,

инновационные

педагогические

технологии:

технологии

развивающего и личностно ориентированного обучения.

Изучение

проблемы

психолого-педагогической

компетенции

концертмейстера

в

рамках

деятельности

ДМШ

очень

актуально,

поскольку

помогает

развить

навыки

коммуникации

в

триединстве:

педагог-учащийся (солист) или коллектив-концертмейстер. От качества

межличностных отношений, от степени комфорта в общении между

учеником,

педагогом

и

концертмейстером

зависит

и

окончательный

результат концертного исполнения. Психологический фон на занятиях

является

важной

составляющей

творческой

деятельности

Показателем

эффективности является единство, согласованность ансамбля с солистом.

Часто среди

педагогов

применяется

в

обучении

принцип

авторитарности, давления и натаскивания. Для концертмейстера такое

общение

неприемлемо.

Чрезмерная

активность

аккомпаниатора

на

занятиях,

проявляющаяся

в

отстаивании

своего

видения

исполнения

произведения, отрицательно сказывается на учебном процессе, поскольку

в

классе

первостепенна

роль

педагога.

Концертмейстер

может

лишь

тактично высказать свое мнение, но окончательное решение остается за

преподавателем. Противоположностью авторитарной манеры общения

является безликое присутствие на уроке и пассивность аккомпаниатора.

Такая безынициативность не вызывает вдохновения в учащемся и не

развивает его музыкальность. Важно соблюдать «золотую середину» в

творческом взаимодействии.

Говоря о взаимодействии педагога, ученика и концертмейстера в ДМШ,

обратим

особое

внимание

на

личностные

психологические

качества,

которыми

должен

обладать

концертмейстер.

Составляющие

суть

психологической

компетентности,

это-

концертмейстерская

интуиция,

эмпатия,

чутье,

чувство

такта.

И.

Гофман

отмечал,

что

обучение

искусству

аккомпанемента

возможно

лишь

при

опоре

н а

уже

7

имеющиеся

задатки

при

наличии

эмпатии,

что

выходит

за

рамки

музыкальной одаренности в психологическую сферу. Он говорил: «Опыт

может сделать многое, но не все. Чутье — это свойство природное». О

наличии

так

называемого

«нутра»

(природного

чутья)

также

очень

хорошо

сказано

в

книге

Д.

Мура

«Певец

и

аккомпаниатор».

В

предисловии к книге приведены слова И.В.Гете из «Фауста»: «Где нет

нутра,

там

не

поможешь

потом.

Цена

таким

усильям

медный

грош…»

3. Научно- исследовательская компетенция.

Без тех знаний, которые дает нам наука, невозможно движение вперед.

Научно-исследовательская

деятельность

дает

умение

анализировать,

сравнивать,

систематизировать,

производить

диагностику

и

оценку

получаемых

результатов,

выявлять

оптимальные

методы,

а

также

вести

экспериментальную деятельность.

К этой области профессиональной компетентности относится и очень

важное качество – навык грамотного формулирования своих мыслей.

Научно-исследовательская, методическая работа у концертмейстера в

дополнительном образовании осуществляется в нескольких направлениях:

-

участие

в

самообразовании

как

форме

повышения

педагогического

мастерства

специалистов,

накопление

музыкального

репертуара,

изучение

передового опыта коллег, анализ собственной работы, знакомство с научной

литературой,

подготовка

публикаций,

разработок,

методических

рекомендаций, локальных исследовательских работ;

- участие в работе семинаров-практикумов, конференций, педагогических

советах

по

пропаганде

собственного

педагогического

опыта

посредством

выступлений, докладов;

-создание

средств

программно-методического

сопровождения

развития

отдела (образовательные программы, перспективные планы)

4. Информационная компетенция.

Информационная компетентность- готовность и способность

концертмейстера

использовать

средства

и

возможности

современных

информационных

и

коммуникационных

технологий

(ИКТ)

в

профессиональной

деятельности.

Данные

технологии,

формируя

специфическую

учебную

информационную

область,

обогащают

традиционные

формы

обучения,

делают

образовательный

процесс

более

эффективным,

повышают

скорость

восприятия,

понимания

и

глубину

усвоения

большого

объема

знаний.

Синтезатор,

компьютер,

технология

мультимедиа,

Интернет-

эти

новые

средства

коммуникации

дают

возможность концертмейстеру получить доступ к большому объему учебной

и

научной

информации,

осуществления

компьютеризации

процесса

обучения;

детализации

и

обобщения

различного

рода

информации,

использование новой информации в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время цифровые средства обучения довольно быстро набирают

обороты и в перспективе могут взять пальму первенства в дополнительном

8

музыкальном образовании. Часто концертмейстеру приходится сталкиваться

с отсутствием фортепиано в учреждениях. Владение игрой на синтезаторе

спасает ситуацию. При игре на синтезаторе концертмейстер становится еще и

аранжировщиком, экспериментирует с тембрами, стилями.

Концертмейстер,

участвуя

в

различных

видах

деятельности

в

учреждениях дополнительного образования (в подготовке учебного процесса,

конкурсах,

концертах),

готовит

нотный

материал,

создает

фонограммы,

музыкальное оформление мероприятий и т.д. На помощь здесь приходят

технические

средства,

музыкально-компьютерные

т ех н ол о г и и :

медиасредства,

различные

обучающие

программы,

интернет-ресурсы,

компьютерная

запись

нотного

текста

в

программах: Sibelius,

Finale.

С помощью этих программ

можно тут же прослушать то произведение,

которое сам же и записал, а также подобрать и гармонизовать мелодию,

упростить музыкальную фактуру, транспонировать произведение, что вообще

приобретает бесценное значение в работе концертмейстера, особенно когда

необходимо сэкономить время на транспонирование нотного текста ручкой в

нотной тетради.

Использование

этих

средств

способствует

реализации

собственных

профессиональных

возможностей,

повышает

информационную

компетентность,

творческую

перспективу,

мотивацию

к

обучению

у

учащихся; формирует эмоционально-положительное отношение к занятиям,

мероприятиям.

5.Компетенция

личностного

самосовершенствования

-

направлена

на

то,

чтобы

осваивать

способы

духовного,

интеллектуального

саморазвития,

эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Рассмотрим

профессиональные

компетенции

концертмейстера.

Выделим 3 вида компетенций:

1. Музыкально- исполнительская компетенция

Сохранять

исполнительскую

форму

это

важная,

хотя

отнюдь

не

простая

задача

концертмейстера.

Способность

«быть

в

форме»,

не

деквалифицироваться

в

исполнительском

отношении

-

свидетельство

музыкально-исполнительской компетенции концертмейстера.

Сюда

входит:

чтение

с

листа,

транспонирование,

подбор

на

слух,

ансамблевый профессионализм, музыкальность, техническая оснащенность,

артистизм,

художе ственно-образно е

мышление,

с п о с о б н о с т ь

импровизировать

и

интерпретировать

исполняемые

произведения,

знание

фактурных формул и буквенно-цифровых обозначений, владение средствами

невербальной

коммуникации

для

передачи

музыкальной

информации

учащимся.

2. Музыкально-слуховая -ее характеризует развитый слух (звуковысотный,

мелодический, полифонический, гармонический, тембрально-динамический,

внутренний, внешний) память, музыкально-слуховые представления, ладово-

интонационное и ритмическое чувство.

9

3.

Музыкально-теоретическая-

система

общих

эстетических,

историко-

теоретических знаний.

Ядром

профессиональных

компетенций

является

музыкально-

исполнительская.

Творческая

природа

музыкального

искусства

открывает

большие

возможности

для

творчества

концертмейстера.

Способность

к

профессиональному исполнению музыкальных произведений тесно связана с

мировозрением,

общей

культурой,

эмоционально-волевыми

качествами

и

складом

мышления,

со ст авляющими

внут реннее

с од е р ж а н и е

концертмейстера.

Таким

образом,

музыка льно-исполнительская

компетентность представляет собой единую целостную структуру, которая не

может существовать без входящих в нее компонентов:

1.

Личностный

компонент

-музыкальные

способности,

эмоционально-

волевая

сфера,

мотивация.

Он

является

ведущим

музыкально-

исполнительской

компетенции.

Концертмейстер

должен

обладать

рядом

положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера

-это внимание многоплоскостное: его надо распределять не только между

двумя руками, но и относить к солисту. В каждый момент важно, что и как

делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым

балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования),

звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением

единства

художественного

замысла.

Такое

напряжение

внимания

требует

огромной затраты физических и душевных сил. Мобильность, быстрота и

активность

реакции

также

важны

для

профессиональной

деятельности

концертмейстера.

Воля

и

самообладание-

качества,

также

необходимые

концертмейстеру.

2.

Когнитивно-деятельностный

компонент-

представлен

единством

пед а гогич е с ких,

с пе циа льных,

музыка льно-т е оре т ич е с ких

и

культурологических

знаний.

Функции

концертмейстера

,

работающего

в

учебном заведении с солистами ( с детским контингентом в особенности),

носят

в

значительной

мере

педагогический

характер,

поскольку

они

заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного

репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует

от

пианиста,

помимо

аккомпаниаторского

опыта,

ряда

специфических

навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также

педагогического чутья и такта.

3.Рефлексивный

компонент-

выполняет

регулятивную

функцию.

Это-

самоанализ,

осмысление,

самооценка

музыкально-исполнительской

деятельности и ее результатов.

Таким образом, мы видим, что приведенный набор компетентностей

является довольно общим, но в современных условиях именно он определяет

профессиональную

целостность

концертмейстера

в

учреждениях

дополнительного

образования

и

является

одним

из

условий

реализации

ФГОС.

10

Модель профессиональной компетентности концертмейстера

представлена как единство ключевых и профессиональных

компетенций.

Ключевые компетенции Профессиональные компетенции

Ценностно-смысловая Музыкально-исполнительская

Психоло-педагогическая

Научно-исследовательская рефлексивный личностный когнитивно-

деятельностный

компонент компонент компонент

Информационная Музыкально-слуховая

Компетенция личностного Музыкально-теоретическая

самосовершенствования

Заключение

Социальная

направленность

работы

состоит

в

следующем:

разработанная система формирования концертмейстерской компетентности

позволяет

повысить

эффективность

профессиональной

деятельности

концертмейстера. Практическое значение работы заключается в возможности

внедрения в учебный процесс разработанных методических рекомендаций по

формированию профессиональной компетентности концертмейстера ДМШ.

Рассмотрение профессиональных компетенций концертмейстера ДМШ как

сферы применения компетентностного подхода предполагает перестройку

процесса

обучения.

Можно

с

полным

правом

утверждать,

что

личность

концертмейстера-профессионала

определяет

судьбу

музыки

как

основу

развития

музыкальных

и

интеллектуально-творческих

способностей,

эмоциональных

переживаний,

общей

человеческой

культуры

детей,

а

профессия имеет социальное значение, так как формирует основные качества

личности обучаемых, их мировоззрение, мышление, вкусы.

Вместе с тем следует отметить, что рассматриваемая проблема, в силу

своей сложности и многогранности, не может быть ограничена рамками

нескольких

исследований.

Перспективным

представляется

дальнейшее

изучение

вопроса

формирования

и

развития

концертмейстерской

компетентности

в

психолого-педагогическом,

искусствоведче ском

и методическом контекстах.

В

заключении

следует

привести

слова

известного

французского

композитора и клавесиниста Франсуа Куперена: " Я согласен, что нет ничего

более привлекательного для самого себя, и ничто нас так не сближает с

другими,

как

умение

быть

хорошим

аккомпаниатором.

Однако

какая

несправедливость! Аккомпаниатор последним получает похвалы публики. Во

11

время

концерта

аккомпанемент

можно

сравнить

с

фундаментом,

которое

поддерживает все здание и о котором, однако, почти никогда не говорят".

12

Список литературы:

1. Гофман И. Фортепианная игра. - Ответы на вопросы о фортепианной

игре/И.Гофман//Пер. с англ.- Москва: Музгиз, 1961.- С.224

2. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор- Воспоминания. Размышления о музыке/

Дж. Мур//Перевод с англ. Предисловие В.И.Чачавы. Москва: Радуга, 1987.-С.

427

3. Сидорова М.И. О формировании профессионально-педагогических умений

будущих учителей музыки в концертмейстерском классе / М.И. Сидорова //

Детство

в

эпоху

трансформации

общества:

материалы

международной

научно-практической конференции. - Т. 2. - Мурманск: МГПИ, 2002. - С. 152

4.Сидорова

М.И.

Педагогические

условия,

способствующие

развитию

концертмейстерской компетентности педагога-музыканта / М.И. Сидорова //

Сборник научных статей аспирантов. — Мурманск: МГИ, 2005. — С. 39-45.

13



В раздел образования