Автор: Баудер Татьяна Георгиевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №1 им.М.И.Глинки"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Компетентность концертмейстера ДМШ и ДШИ в современных условиях"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДМШ №1 им. М. И. Глинки»
Методическая разработка
Компетентность концертмейстера ДМШ И ДШИ в
современных условиях
Концертмейстер высшей
квалификационной категории, почетный работник среднего
профессионального образования РФ
Баудер Т.Г.
Смоленск, 2017
Данная методическая разработка, основанная на обобщении личного опыта
автора в области концертмейстерского искусства, может быть полезной для
молодых специалистов, выбравших для себя профессию концертмейстера.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка…………………………………………………4
2.
Ключевые и профессиональные компетенции концертмейстера…5
3.
Модель профессиональной компетентности концертмейстера…11
4.
Заключение………………………………………………………….....11
5.
Список литературы……………………………………………….......13
3
Пояснительная записка
Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы
России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом,
ведут
к
большим
изменениям
в
системе
отечественного
музыкального
образования. Сегодня новые федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОС) все настойчивее входят не только в массовую школу, но и
в
учреждения
дополнительного
образования.
Именно
система
дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не
только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить
его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться
за себя и реализовывать свои идеи.
Анализ
материалов
по
введению
ФГОС
нового
поколения
свидетельствует о том, что авторы особую роль отводят педагогу: он сам
должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске,
самообразовываться, самосовершенствоваться. Работая по новым стандартам,
актуализируется
проблема
повышения
профессиональной
компетентности
педагога, чтобы развивать личность, надо быть компетентным.
Не
составляют
исключение
и
концертмейстеры
учреждений
дополнительного образования.
Концертмейстерство
-
целостное
явление,
включающее
в
себя
педагогику
и
исполнительство,
которые
в
рамках
данной
профессии
приобретают
новые
специфиче ские
о собенно сти.
М а с т е рс т во
концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только
огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских
д а р о в а н и й .
Для педагога по специальному классу- концертмейстер- правая рука и
первый
помощник,
музыкальный
единомышленник.
Для
солиста
(инструменталиста)- концертмейстер- он и помощник, и друг, и наставник , и
тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый
концертмейстер-
оно
завоевывается
авторитетом
солидных
знаний,
постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в
достижении нужных художественных результатов при совместной работе с
солистами,
в
собственном
музыкальном
совершенствовании.
Специфика
работы концертмейстера в ДМШ требует от него
особого универсализма,
мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с
учащимися различных специальностей.
Изучение современных психолого-педагогических исследований
(В.А. Адольф, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина,
O.E. Лебедев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Г. Татур, А.П.
Тряпицына, A.B. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) свидетельствует о наличии
4
компетентностного подхода,
о
развитии
компетенций
в
ус лов иях
модернизации отечественного образования.
Следовательно, одна из актуальных задач современного музыкального
образования
-внедрение
в
образовательный
процесс
компетентностного
подхода,
т.е.
ориентация
на
целенаправленное
развитие
ключевых
и
профессиональных компетенций музыканта-концертмейстера, основанных на
готовности
концертмейстеров
использовать
усвоенные
знания
и
способы
деятельности в реальной жизни для решения практических задач, в том числе
и
исполнительских.
В
настоящее
время
деятельность
концертмейстера
предполагает
не
только
узконаправленную
деятельность
(музыкальное
сопровождение занятий), но и необходимость тесной взаимосвязи элементов,
входящих в понятия «концертмейстер» и «педагог».
Ключевые и профессиональные компетенции концертмейстера
Понятие
компетентность,
компетенции,
компетентностный
подход
в
России получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о
проблемах и путях российского образования.
Понятие «компетентность» различными авторами и в разные времена,
трактовалось по-разному.
Компетентность - способность применять знания, умения, личностные
качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной
области .
Профессиональная компетентность - это способность действовать на
основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной
области
профессиональной
деятельности.
Развитие
профессиональной
компетентно сти
концертмейстера
-
это
развитие
т в о рч е с ко й
индивидуальности,
восприимчивости
к
педагогическим
инновациям,
способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Концертмейстер
должен
обладать
ключевыми
компетенциями
и
профессиональными
компетенциями.
Ключевые
компетенции
-это
компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с
его
успехом
в
профессиональной
деятельности
в
быстроизменяющемся
обществе.
В
современных
исследованиях,
посвященных
профессиональной
подготовке
концертмейстера,
наблюдается
некоторая
хаотичность.
Специальных
исследований,
рассматривающих
проблему
формирования
концертмейстерской
компетентности
в
настоящее
время
нет.
Имеются
отдельные
музыковедческие, исполнительские и
педагогические
версии.
В
некоторых исследованиях освещаются отдельные аспекты компетентности,
например, умение читать нотный текст с листа (А.Д. Алексеев, A. Баренбойм,
P.A. Верхолаз, К.А. Цатурян и др.); умение музыкального редактирования
(А.Б. Гольденвейзер,
М.Д.
Корноухов
и
др.);
специфика
р а б от ы
5
аккомпаниатора с солистом (К.Л. Виноградов, M. Живов, Е.М. Шендерович и
др.) и т.д.
При несомненной значимости перечисленных и других работ по данной
проблематике
недостаточно
освещенными
остаются
некоторые
существенные
вопросы. Структура
профессиональной
компетентности
концертмейстера нуждается
не
просто
в
уточнении
и
дополнении,
а
в
разработке, т.к. в музыкальном образовании еще только намечается переход
«на язык компетенций».
Главный вопрос- теоретические представления о
сущностной
природе
и
специфике
концертмейстерской
компетентности.
Таким образом, существуют противоречия: между актуальностью, высокой
практической
значимостью
формирования
компетентностей
у
концертмейстера
и
недостаточной
разработанностью
в
психолого-
педагогической науке теоретических представлений о сущности и специфике
данной интегративной способности концертмейстера. Проблема повышения
уровня
профессиональной
компетентности
концертмейстера,
способного
свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный
процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии
обучения
и
воспитания
является
актуальной
в
современных
социально-
экономических условиях.
Социально-педагогиче ская
з н ач и м о с т ь
проблемы
формирования
компетентности
концертмейстера
ДМШ
и
ее
недостаточная
теоретическая
и
методическая
разработка
обусловили
актуальность
и
дали
основания
для
определения
темы
моей
работы:
"Компетентность концертмейстера ДМШ и ДШИ в современных условиях".В
данном исследовании
рассмотрим группы ключевых и профессиональных
компетенций
и
на
их
основе
создадим
модель
профессиональной
компетентности концертмейстера.
Определим
группу
ключевых
компетенций,
актуальных
в
рамках
профессиональной деятельности концертмейстера.
1.Ценностно-смысловая компетенция.
Эта компетенция связана с ценностными представлениями
концертмейстера, его способностью видеть и понимать окружающий мир,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые установки
для
своих
действий.
Эта
компетенция
обеспечивает
механизм
самоопределения
концертмейстера
в
ситуациях
учебной
и
концертной
деятельности.
2. Психолого-педагогическая компетенция.
Этот
вид
компетентности
включает
в
себя
необходимость
знать
особенности и свойства каждого возрастного этапа в жизни человека, а также
управлять процессами профессионально-личностной деятельности, контроля
за своими эмоциональными проявлениями. Например, эти умения помогут
концертмейстеру
правильно
подобрать
музыкальный
материал,
методы
и
формы
обучения
в
учебно-воспитательной
работе,
согласно
каждому
возрастному этапу.
6
Концертмейстер работает в сотворчестве с педагогом. Эта совместная
деятельность является основополагающей при рассмотрении педагогической
компетентности концертмейстера в условиях дополнительного образования.
Концертмейстеру отводится роль давать теоретические знания по музыке
(например, на занятиях хореографией учащиеся знакомятся с музыкальной
азбукой). Исполняя музыку, концертмейстер учит самой музыкой, побуждая
обучаемых
к
творческим
поискам
наиболее
выразительных
способов
передачи художественного образа. Тем самым он:
-
выполняет
социальный
заказ
на
формирование
духовно-нравственной
личности
подрастающего
поколения,
осознающей
ценность
музыкальной
культуры человечества;
-
реализует
образовательные
программы
и
воспитательной
деятельности
учреждения.
В
плане
программно-целевого
подхода
к
обучению
и
воспитанию
концертмейстер
совместно
с
педагогами
внедряет
технологию
проектирования,
инновационные
педагогические
технологии:
технологии
развивающего и личностно ориентированного обучения.
Изучение
проблемы
психолого-педагогической
компетенции
концертмейстера
в
рамках
деятельности
ДМШ
очень
актуально,
поскольку
помогает
развить
навыки
коммуникации
в
триединстве:
педагог-учащийся (солист) или коллектив-концертмейстер. От качества
межличностных отношений, от степени комфорта в общении между
учеником,
педагогом
и
концертмейстером
зависит
и
окончательный
результат концертного исполнения. Психологический фон на занятиях
является
важной
составляющей
творческой
деятельности
Показателем
эффективности является единство, согласованность ансамбля с солистом.
Часто среди
педагогов
применяется
в
обучении
принцип
авторитарности, давления и натаскивания. Для концертмейстера такое
общение
неприемлемо.
Чрезмерная
активность
аккомпаниатора
на
занятиях,
проявляющаяся
в
отстаивании
своего
видения
исполнения
произведения, отрицательно сказывается на учебном процессе, поскольку
в
классе
первостепенна
роль
педагога.
Концертмейстер
может
лишь
тактично высказать свое мнение, но окончательное решение остается за
преподавателем. Противоположностью авторитарной манеры общения
является безликое присутствие на уроке и пассивность аккомпаниатора.
Такая безынициативность не вызывает вдохновения в учащемся и не
развивает его музыкальность. Важно соблюдать «золотую середину» в
творческом взаимодействии.
Говоря о взаимодействии педагога, ученика и концертмейстера в ДМШ,
обратим
особое
внимание
на
личностные
психологические
качества,
которыми
должен
обладать
концертмейстер.
Составляющие
суть
психологической
компетентности,
это-
концертмейстерская
интуиция,
эмпатия,
чутье,
чувство
такта.
И.
Гофман
отмечал,
что
обучение
искусству
аккомпанемента
возможно
лишь
при
опоре
н а
уже
7
имеющиеся
задатки
при
наличии
эмпатии,
что
выходит
за
рамки
музыкальной одаренности в психологическую сферу. Он говорил: «Опыт
может сделать многое, но не все. Чутье — это свойство природное». О
наличии
так
называемого
«нутра»
(природного
чутья)
также
очень
хорошо
сказано
в
книге
Д.
Мура
«Певец
и
аккомпаниатор».
В
предисловии к книге приведены слова И.В.Гете из «Фауста»: «Где нет
нутра,
там
не
поможешь
потом.
Цена
таким
усильям
—
медный
грош…»
3. Научно- исследовательская компетенция.
Без тех знаний, которые дает нам наука, невозможно движение вперед.
Научно-исследовательская
деятельность
дает
умение
анализировать,
сравнивать,
систематизировать,
производить
диагностику
и
оценку
получаемых
результатов,
выявлять
оптимальные
методы,
а
также
вести
экспериментальную деятельность.
К этой области профессиональной компетентности относится и очень
важное качество – навык грамотного формулирования своих мыслей.
Научно-исследовательская, методическая работа у концертмейстера в
дополнительном образовании осуществляется в нескольких направлениях:
-
участие
в
самообразовании
как
форме
повышения
педагогического
мастерства
специалистов,
накопление
музыкального
репертуара,
изучение
передового опыта коллег, анализ собственной работы, знакомство с научной
литературой,
подготовка
публикаций,
разработок,
методических
рекомендаций, локальных исследовательских работ;
- участие в работе семинаров-практикумов, конференций, педагогических
советах
по
пропаганде
собственного
педагогического
опыта
посредством
выступлений, докладов;
-создание
средств
программно-методического
сопровождения
развития
отдела (образовательные программы, перспективные планы)
4. Информационная компетенция.
Информационная компетентность- готовность и способность
концертмейстера
использовать
средства
и
возможности
современных
информационных
и
коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
профессиональной
деятельности.
Данные
технологии,
формируя
специфическую
учебную
информационную
область,
обогащают
традиционные
формы
обучения,
делают
образовательный
процесс
более
эффективным,
повышают
скорость
восприятия,
понимания
и
глубину
усвоения
большого
объема
знаний.
Синтезатор,
компьютер,
технология
мультимедиа,
Интернет-
эти
новые
средства
коммуникации
дают
возможность концертмейстеру получить доступ к большому объему учебной
и
научной
информации,
осуществления
компьютеризации
процесса
обучения;
детализации
и
обобщения
различного
рода
информации,
использование новой информации в своей профессиональной деятельности.
В настоящее время цифровые средства обучения довольно быстро набирают
обороты и в перспективе могут взять пальму первенства в дополнительном
8
музыкальном образовании. Часто концертмейстеру приходится сталкиваться
с отсутствием фортепиано в учреждениях. Владение игрой на синтезаторе
спасает ситуацию. При игре на синтезаторе концертмейстер становится еще и
аранжировщиком, экспериментирует с тембрами, стилями.
Концертмейстер,
участвуя
в
различных
видах
деятельности
в
учреждениях дополнительного образования (в подготовке учебного процесса,
конкурсах,
концертах),
готовит
нотный
материал,
создает
фонограммы,
музыкальное оформление мероприятий и т.д. На помощь здесь приходят
технические
средства,
музыкально-компьютерные
т ех н ол о г и и :
медиасредства,
различные
обучающие
программы,
интернет-ресурсы,
компьютерная
запись
нотного
текста
в
программах: Sibelius,
Finale.
С помощью этих программ
можно тут же прослушать то произведение,
которое сам же и записал, а также подобрать и гармонизовать мелодию,
упростить музыкальную фактуру, транспонировать произведение, что вообще
приобретает бесценное значение в работе концертмейстера, особенно когда
необходимо сэкономить время на транспонирование нотного текста ручкой в
нотной тетради.
Использование
этих
средств
способствует
реализации
собственных
профессиональных
возможностей,
повышает
информационную
компетентность,
творческую
перспективу,
мотивацию
к
обучению
у
учащихся; формирует эмоционально-положительное отношение к занятиям,
мероприятиям.
5.Компетенция
личностного
самосовершенствования
-
направлена
на
то,
чтобы
осваивать
способы
духовного,
интеллектуального
саморазвития,
эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Рассмотрим
профессиональные
компетенции
концертмейстера.
Выделим 3 вида компетенций:
1. Музыкально- исполнительская компетенция
Сохранять
исполнительскую
форму
–
это
важная,
хотя
отнюдь
не
простая
задача
концертмейстера.
Способность
«быть
в
форме»,
не
деквалифицироваться
в
исполнительском
отношении
-
свидетельство
музыкально-исполнительской компетенции концертмейстера.
Сюда
входит:
чтение
с
листа,
транспонирование,
подбор
на
слух,
ансамблевый профессионализм, музыкальность, техническая оснащенность,
артистизм,
художе ственно-образно е
мышление,
с п о с о б н о с т ь
импровизировать
и
интерпретировать
исполняемые
произведения,
знание
фактурных формул и буквенно-цифровых обозначений, владение средствами
невербальной
коммуникации
для
передачи
музыкальной
информации
учащимся.
2. Музыкально-слуховая -ее характеризует развитый слух (звуковысотный,
мелодический, полифонический, гармонический, тембрально-динамический,
внутренний, внешний) память, музыкально-слуховые представления, ладово-
интонационное и ритмическое чувство.
9
3.
Музыкально-теоретическая-
система
общих
эстетических,
историко-
теоретических знаний.
Ядром
профессиональных
компетенций
является
музыкально-
исполнительская.
Творческая
природа
музыкального
искусства
открывает
большие
возможности
для
творчества
концертмейстера.
Способность
к
профессиональному исполнению музыкальных произведений тесно связана с
мировозрением,
общей
культурой,
эмоционально-волевыми
качествами
и
складом
мышления,
со ст авляющими
внут реннее
с од е р ж а н и е
концертмейстера.
Таким
образом,
музыка льно-исполнительская
компетентность представляет собой единую целостную структуру, которая не
может существовать без входящих в нее компонентов:
1.
Личностный
компонент
-музыкальные
способности,
эмоционально-
волевая
сфера,
мотивация.
Он
является
ведущим
музыкально-
исполнительской
компетенции.
Концертмейстер
должен
обладать
рядом
положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера
-это внимание многоплоскостное: его надо распределять не только между
двумя руками, но и относить к солисту. В каждый момент важно, что и как
делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым
балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования),
звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением
единства
художественного
замысла.
Такое
напряжение
внимания
требует
огромной затраты физических и душевных сил. Мобильность, быстрота и
активность
реакции
также
важны
для
профессиональной
деятельности
концертмейстера.
Воля
и
самообладание-
качества,
также
необходимые
концертмейстеру.
2.
Когнитивно-деятельностный
компонент-
представлен
единством
пед а гогич е с ких,
с пе циа льных,
музыка льно-т е оре т ич е с ких
и
культурологических
знаний.
Функции
концертмейстера
,
работающего
в
учебном заведении с солистами ( с детским контингентом в особенности),
носят
в
значительной
мере
педагогический
характер,
поскольку
они
заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного
репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует
от
пианиста,
помимо
аккомпаниаторского
опыта,
ряда
специфических
навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также
педагогического чутья и такта.
3.Рефлексивный
компонент-
выполняет
регулятивную
функцию.
Это-
самоанализ,
осмысление,
самооценка
музыкально-исполнительской
деятельности и ее результатов.
Таким образом, мы видим, что приведенный набор компетентностей
является довольно общим, но в современных условиях именно он определяет
профессиональную
целостность
концертмейстера
в
учреждениях
дополнительного
образования
и
является
одним
из
условий
реализации
ФГОС.
10
Модель профессиональной компетентности концертмейстера
представлена как единство ключевых и профессиональных
компетенций.
Ключевые компетенции Профессиональные компетенции
Ценностно-смысловая Музыкально-исполнительская
Психоло-педагогическая
Научно-исследовательская рефлексивный личностный когнитивно-
деятельностный
компонент компонент компонент
Информационная Музыкально-слуховая
Компетенция личностного Музыкально-теоретическая
самосовершенствования
Заключение
Социальная
направленность
работы
состоит
в
следующем:
разработанная система формирования концертмейстерской компетентности
позволяет
повысить
эффективность
профессиональной
деятельности
концертмейстера. Практическое значение работы заключается в возможности
внедрения в учебный процесс разработанных методических рекомендаций по
формированию профессиональной компетентности концертмейстера ДМШ.
Рассмотрение профессиональных компетенций концертмейстера ДМШ как
сферы применения компетентностного подхода предполагает перестройку
процесса
обучения.
Можно
с
полным
правом
утверждать,
что
личность
концертмейстера-профессионала
определяет
судьбу
музыки
как
основу
развития
музыкальных
и
интеллектуально-творческих
способностей,
эмоциональных
переживаний,
общей
человеческой
культуры
детей,
а
профессия имеет социальное значение, так как формирует основные качества
личности обучаемых, их мировоззрение, мышление, вкусы.
Вместе с тем следует отметить, что рассматриваемая проблема, в силу
своей сложности и многогранности, не может быть ограничена рамками
нескольких
исследований.
Перспективным
представляется
дальнейшее
изучение
вопроса
формирования
и
развития
концертмейстерской
компетентности
в
психолого-педагогическом,
искусствоведче ском
и методическом контекстах.
В
заключении
следует
привести
слова
известного
французского
композитора и клавесиниста Франсуа Куперена: " Я согласен, что нет ничего
более привлекательного для самого себя, и ничто нас так не сближает с
другими,
как
умение
быть
хорошим
аккомпаниатором.
Однако
какая
несправедливость! Аккомпаниатор последним получает похвалы публики. Во
11
время
концерта
аккомпанемент
можно
сравнить
с
фундаментом,
которое
поддерживает все здание и о котором, однако, почти никогда не говорят".
12
Список литературы:
1. Гофман И. Фортепианная игра. - Ответы на вопросы о фортепианной
игре/И.Гофман//Пер. с англ.- Москва: Музгиз, 1961.- С.224
2. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор- Воспоминания. Размышления о музыке/
Дж. Мур//Перевод с англ. Предисловие В.И.Чачавы. Москва: Радуга, 1987.-С.
427
3. Сидорова М.И. О формировании профессионально-педагогических умений
будущих учителей музыки в концертмейстерском классе / М.И. Сидорова //
Детство
в
эпоху
трансформации
общества:
материалы
международной
научно-практической конференции. - Т. 2. - Мурманск: МГПИ, 2002. - С. 152
4.Сидорова
М.И.
Педагогические
условия,
способствующие
развитию
концертмейстерской компетентности педагога-музыканта / М.И. Сидорова //
Сборник научных статей аспирантов. — Мурманск: МГИ, 2005. — С. 39-45.
13