Напоминание

"Изучение местной истории и развитие общественно-исторического сознания"


Автор: Тутова Ирина Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 г.Новопавловска"
Населённый пункт: г.Новопавловск,Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение местной истории и развитие общественно-исторического сознания"
Раздел: полное образование





Назад




Доклад на тему

«Изучение местной истории и развитие общественно-исторического сознания»

учителя истории и обществознания

Тутовой И.С.

МБОУ «Гимназия №1г Новопавловска»

.

В процессе преподавания истории решаются многообразные задачи: образовательные,

познавательные, воспитательные, мировоззренческие.

Однако одной из наиболее важных является задача формирования общественно-исторического

сознания, представляющего собой сложное и многогранное духовное явление. Под историческим

сознанием в науке понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций,

обрядов, обычаев, идей, концепций, посредством которых у индивидов, социальных групп,

классов, народов, наций формируется представление о своем происхождении, важнейших

событиях в своей истории и выдающихся деятелях прошлого, о соотношении своей истории с

историей других общностей людей и всего человеческого сообщества. Тем самым общности людей

(народы, нации), осмысливая свое прошлое, могут воспроизвести его в пространстве и времени во

всех его трех состояниях - прошлом, настоящем и будущем, способствуя тем самым связи времен и

поколений, осознанию индивидом его принадлежности к определенной общности людей - народу

или нации.

Современный этап духовно-нравственного развития характеризуется ростом интереса к истории, к

героическому прошлому не только страны в целом, но и к малой Родине. Очень важной сегодня

является задача возрождения в нашем обществе истинного патриотизма как важнейшей духовно-

нравственной и социальной ценности. В реализации этой задачи огромную роль играют уроки

истории в школе. Но знать историю –это не значит только помнить отдельные даты, события,

наиболее известных личностей. Глубокое знание истории невозможно без ощущения духа

времени. Прикоснуться к нему, удостовериться в ней можно по-разному. Можно побывать в

известных исторических местах, посетить архитектурные сооружения. А можно иначе – узнать во

всех мелочах историю того уголка земли, где ты родился, узнать о жизни людей, которые

проживали здесь когда-то или с которыми общаешься каждый день. Ведь любовь к России всегда

конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. Здесь, возможно, и не было известных

событий, громких имен, но и в этом месте непременно находит отражение большая история,

история нашей страны. «Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при условии

незнания её. Создать эту любовь к общему Отечеству путем изучения его, научить объединить в

чувстве общей любви все народы России посредством изучения их – эта задача лежит в большей

мере на педагогах всех типов школ», -утверждала член российской академии наук В.Н.Харузино.

Важнейшим источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему

и формирования гражданских понятий и навыков служит историческое краеведение. Оно

раскрывает учащимся связи родного края, города и села с великой Родиной, помогает уяснить

неразрывную связь каждого города, села, аула с историей, жизнью нашей страны. Краеведение

дает то, что не может дать никакой другой раздел исторической науки – личную сопричастность,

чувство прикосновенности к прошлому.

Одним из направлений школьного образования и воспитания является задача по сохранению

национальной культуры, традиций и обычаев наших предков, воспитание чувства национальной

гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и

страны в развитии мировой культуры. Наш город - это бывшая казачья станица, то и в основу

содержания внеклассной деятельности беру культурные и исторические ценности жизни и быта

казаков, а также народов, населяющих наш Ставропольский край. В решении этих важнейших

задач огромное значение играет школьное историческое краеведение. Центром образовательной и

воспитательной работы являются уроки по краеведению и внеурочная деятельность педагога. Одна

из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы

исследования. В результате исследовательской и поисковой работы учащиеся стали глубже

проявлять интерес к истории нашего края, что формирует у школьников чувства уважения к труду

и традициям народа, глубокой любви к Родине.

На своих уроках истории я широко использую краеведческий материал. Основными

критериями включения в урок краеведческого материала является достоверность, доступность и

убедительность материала. В зависимости от содержания краеведческого материала цели урока,

сам материал может быть изучен до прохождения темы, вначале изучения, в его ходе и в конце;

может быть основой изучения темы, включаться в виде отдельных вопросов, фактов, эпизодов по

теме урока. Он может использоваться в ходе изложения нового материала в виде краеведческого

вступления или дополнения, а также в ходе беседы при повторении изученного материала.

Стараюсь использовать материал по-разному: собственное изложение, сообщение или доклад

ученика, беседа, урок-экскурсия в краеведческий музей города, работа с документами, с

экспонатом. Так, в 9 классе при изучении темы «Гражданская война» рассказываю учащимся о

наших земляках , которые служили в чапаевской дивизии, были бойцами второго полка . При

изучении темы «Коллективизация» приглашаю учащихся в краеведческий музей и знакомлю со

стендами, которые рассказывают об истории организации колхоза «Нива». Урок «Родной край в

годы Великой Отечественной войне» провожу в школьный музей , знакомлю учеников с нашими

земляками, которые воевали на разных фронтах войны, рассматриваем их военные билеты,

благодарственные письма, фотографии. При изучении темы «Культура и искусство в годы Великой

Отечественной войны» даю детям задание – подготовить материал о творчестве наших земляков,

изучив книгу «Только в мае цветут маки».

В результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у

учащихся складывается целостные знания о развитии родного края, его отличительных

особенностях, месте и значении в истории нашей Родины. Показ исторических событий через

призму местных материалов позволяет также наглядно и убедительно рассказывать о многих

фактах, облегчить восприятие учащимися истории страны в целом.

Историческое краеведение в школе не ограничивается рамками учебной программы. Наряду с

уроком, как основной формой педагогического процесса, большой значение имеет внеклассная

работа. Использование краеведческого материала на уроках опирается, с одной стороны, на

разностороннюю внеклассную работу, а с другой – находит в ней своё продолжение и дальнейшее

развитие. Формы внеклассной работы в школе разнообразны, это: вечера, митинги, конкурсы

сочинений, викторины, составление родословной семьи, написание рефератов, вахта памяти,

Уроки Мужества и т.д. Одной из важнейших форм внеклассной историко-краеведческой работы в

школе является поисково-исследовательская работа учеников, которая может опираться на личные

наблюдения учениками жизни, труда и быта населения. Она расширяет их кругозор, область

интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Есть два

вида открытий: первый-открытие нового, еще неизвестного, второй вид –открытие известных

истин, но неизвестных самому школьнику. Особенность краеведения состоит в том, что ученик

попадает в положение исследователя. А это воспитывает у него уважение к историческим фактам,

стремление к самостоятельному поиску.

Среди форм внеклассной работы ведущее место занимает работа над написанием рефератов.

Реферат является основой индивидуального самостоятельного исследования. Одним из условий

реферата- обязательное использование местного материала.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной

гордости не возникают сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное

воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения

родного края. Земли, на которой родился и рос. Вся краеведческая работа в нашей школе

направлена на то, чтобы формировать чувство любви к Родине через изучение истории своей

малой родины. Ведь восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия,

воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни один

народ, невозможно без знания и уважения своей истории, культуры и родного края.



В раздел образования