Автор: Тутова Ирина Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 г.Новопавловска"
Населённый пункт: г.Новопавловск,Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение местной истории и развитие общественно-исторического сознания"
Раздел: полное образование
Доклад на тему
«Изучение местной истории и развитие общественно-исторического сознания»
учителя истории и обществознания
Тутовой И.С.
МБОУ «Гимназия №1г Новопавловска»
.
В процессе преподавания истории решаются многообразные задачи: образовательные,
познавательные, воспитательные, мировоззренческие.
Однако одной из наиболее важных является задача формирования общественно-исторического
сознания, представляющего собой сложное и многогранное духовное явление. Под историческим
сознанием в науке понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций,
обрядов, обычаев, идей, концепций, посредством которых у индивидов, социальных групп,
классов, народов, наций формируется представление о своем происхождении, важнейших
событиях в своей истории и выдающихся деятелях прошлого, о соотношении своей истории с
историей других общностей людей и всего человеческого сообщества. Тем самым общности людей
(народы, нации), осмысливая свое прошлое, могут воспроизвести его в пространстве и времени во
всех его трех состояниях - прошлом, настоящем и будущем, способствуя тем самым связи времен и
поколений, осознанию индивидом его принадлежности к определенной общности людей - народу
или нации.
Современный этап духовно-нравственного развития характеризуется ростом интереса к истории, к
героическому прошлому не только страны в целом, но и к малой Родине. Очень важной сегодня
является задача возрождения в нашем обществе истинного патриотизма как важнейшей духовно-
нравственной и социальной ценности. В реализации этой задачи огромную роль играют уроки
истории в школе. Но знать историю –это не значит только помнить отдельные даты, события,
наиболее известных личностей. Глубокое знание истории невозможно без ощущения духа
времени. Прикоснуться к нему, удостовериться в ней можно по-разному. Можно побывать в
известных исторических местах, посетить архитектурные сооружения. А можно иначе – узнать во
всех мелочах историю того уголка земли, где ты родился, узнать о жизни людей, которые
проживали здесь когда-то или с которыми общаешься каждый день. Ведь любовь к России всегда
конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. Здесь, возможно, и не было известных
событий, громких имен, но и в этом месте непременно находит отражение большая история,
история нашей страны. «Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при условии
незнания её. Создать эту любовь к общему Отечеству путем изучения его, научить объединить в
чувстве общей любви все народы России посредством изучения их – эта задача лежит в большей
мере на педагогах всех типов школ», -утверждала член российской академии наук В.Н.Харузино.
Важнейшим источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему
и формирования гражданских понятий и навыков служит историческое краеведение. Оно
раскрывает учащимся связи родного края, города и села с великой Родиной, помогает уяснить
неразрывную связь каждого города, села, аула с историей, жизнью нашей страны. Краеведение
дает то, что не может дать никакой другой раздел исторической науки – личную сопричастность,
чувство прикосновенности к прошлому.
Одним из направлений школьного образования и воспитания является задача по сохранению
национальной культуры, традиций и обычаев наших предков, воспитание чувства национальной
гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и
страны в развитии мировой культуры. Наш город - это бывшая казачья станица, то и в основу
содержания внеклассной деятельности беру культурные и исторические ценности жизни и быта
казаков, а также народов, населяющих наш Ставропольский край. В решении этих важнейших
задач огромное значение играет школьное историческое краеведение. Центром образовательной и
воспитательной работы являются уроки по краеведению и внеурочная деятельность педагога. Одна
из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы
исследования. В результате исследовательской и поисковой работы учащиеся стали глубже
проявлять интерес к истории нашего края, что формирует у школьников чувства уважения к труду
и традициям народа, глубокой любви к Родине.
На своих уроках истории я широко использую краеведческий материал. Основными
критериями включения в урок краеведческого материала является достоверность, доступность и
убедительность материала. В зависимости от содержания краеведческого материала цели урока,
сам материал может быть изучен до прохождения темы, вначале изучения, в его ходе и в конце;
может быть основой изучения темы, включаться в виде отдельных вопросов, фактов, эпизодов по
теме урока. Он может использоваться в ходе изложения нового материала в виде краеведческого
вступления или дополнения, а также в ходе беседы при повторении изученного материала.
Стараюсь использовать материал по-разному: собственное изложение, сообщение или доклад
ученика, беседа, урок-экскурсия в краеведческий музей города, работа с документами, с
экспонатом. Так, в 9 классе при изучении темы «Гражданская война» рассказываю учащимся о
наших земляках , которые служили в чапаевской дивизии, были бойцами второго полка . При
изучении темы «Коллективизация» приглашаю учащихся в краеведческий музей и знакомлю со
стендами, которые рассказывают об истории организации колхоза «Нива». Урок «Родной край в
годы Великой Отечественной войне» провожу в школьный музей , знакомлю учеников с нашими
земляками, которые воевали на разных фронтах войны, рассматриваем их военные билеты,
благодарственные письма, фотографии. При изучении темы «Культура и искусство в годы Великой
Отечественной войны» даю детям задание – подготовить материал о творчестве наших земляков,
изучив книгу «Только в мае цветут маки».
В результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у
учащихся складывается целостные знания о развитии родного края, его отличительных
особенностях, месте и значении в истории нашей Родины. Показ исторических событий через
призму местных материалов позволяет также наглядно и убедительно рассказывать о многих
фактах, облегчить восприятие учащимися истории страны в целом.
Историческое краеведение в школе не ограничивается рамками учебной программы. Наряду с
уроком, как основной формой педагогического процесса, большой значение имеет внеклассная
работа. Использование краеведческого материала на уроках опирается, с одной стороны, на
разностороннюю внеклассную работу, а с другой – находит в ней своё продолжение и дальнейшее
развитие. Формы внеклассной работы в школе разнообразны, это: вечера, митинги, конкурсы
сочинений, викторины, составление родословной семьи, написание рефератов, вахта памяти,
Уроки Мужества и т.д. Одной из важнейших форм внеклассной историко-краеведческой работы в
школе является поисково-исследовательская работа учеников, которая может опираться на личные
наблюдения учениками жизни, труда и быта населения. Она расширяет их кругозор, область
интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Есть два
вида открытий: первый-открытие нового, еще неизвестного, второй вид –открытие известных
истин, но неизвестных самому школьнику. Особенность краеведения состоит в том, что ученик
попадает в положение исследователя. А это воспитывает у него уважение к историческим фактам,
стремление к самостоятельному поиску.
Среди форм внеклассной работы ведущее место занимает работа над написанием рефератов.
Реферат является основой индивидуального самостоятельного исследования. Одним из условий
реферата- обязательное использование местного материала.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной
гордости не возникают сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное
воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения
родного края. Земли, на которой родился и рос. Вся краеведческая работа в нашей школе
направлена на то, чтобы формировать чувство любви к Родине через изучение истории своей
малой родины. Ведь восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия,
воспитание духовности и гражданственности, без чего не может жить и развиваться ни один
народ, невозможно без знания и уважения своей истории, культуры и родного края.